• События
  • Люди
  • Танки
  • Флот
  • Авиация
  • Стрелковое оружие
  • Военный хайтек
  • Другое оружие
  • English version
  • Поиск
    • События
    • Люди
    • Танки
    • Флот
    • Авиация
    • Стрелковое оружие
    • Военный хайтек
    • Другое оружие
    • English version

    Поиск

    Войти

    Написать
    Популярное
    • 17 March '22
      Боевые повозки фараона
    • 24 February '22
      Японские линкоры вступают в бой
    • 24 February '22
      На мирно спящих аэродромах Тонкина
    • 24 February '22
      Славные дети Марианны: тест Warspot
    • 21 February '22
      Немецкий контрудар у Кюстрина
    • 17 February '22
      Византийские приключения Харальда Хардрады
    • 16 February '22
      Уцелевшее население Венгрии — эвакуировать на территорию СССР
    • 14 February '22
      «Маузер» с русско-чешским акцентом
    • 08 February '22
      Skyranger 30 HEL: зенитка на все случаи жизни
    • 07 February '22
      Мизенский флот и гнев Везувия
    • 07 February '22
      Опираясь на собственные силы
    • 06 February '22
      На что способен микродрон за $195 000
    30

    Футуризм из прошлого

    • авиация
    • Югославия
    • музеи
    Евгений Пинак
    25 June '21

    Хотите побывать в авиационном музее будущего, каким оно виделось из 60-х годов? Тогда вам обязательно надо побывать в Музее воздухоплавания в Белграде. Это место сочетает уникальную коллекцию экспонатов с интересным зданием в «космическом» стиле.

    Своего авиационного музея в Югославии не было до 1957 года, когда в сквере при комплексе зданий Командования ВВС и ПВО в белградском пригороде Земуне открыли выставку авиатехники и историческую экспозицию. В 1960 году музей переместили в бывший Дом офицеров при старом Белградском аэродроме. Коллекция быстро перестала помещаться в старом здании, вдобавок в 1966 году югославское правительство приняло решение, что музей должен быть посвящён не только военной, но и гражданской авиации. После года обсуждений музей решили разместить в комплексе нового Белградского аэропорта, который как раз планировался к постройке. В 1968 году первые экспонаты разместились в ангаре на окраине нового аэропорта, но это было временное решение. В 1969 году был объявлен конкурс на постоянное здание музея — победу в нём одержал проект известного югославского архитектора Ивана Штрауса.

    Казалось бы, проект утверждён, и можно строить музей. Однако из-за бюрократии, согласования между различными учреждениями и нехватки средств музей был официально создан только в 1972 году. Только в 1975 году государственная авиакомпания «Юугословенски аеротранспорт» уступила часть принадлежавшей ей территории аэропорта для постройки нового здания музея. Но даже после этого строительство шло очень медленно, поскольку кроме организационных и финансовых вопросов надо было решать и технические проблемы, связанные с воплощением в жизнь футуристического проекта Штрауса. Только 21 мая 1989 года новое здание было, наконец, открыто для посетителей. Открытие музея сопровождалось авиационным праздником, на котором среди прочего был впервые показан публике истребитель МиГ-29, поступивший на вооружение югославской армии.

    1/4

    Заголовок1

    Заголовок2

    Заголовок3

    Заголовок4

    ​Внешний вид здания музея. Дерево на первом плане — не недосмотр музейщиков, а часть оригинального проекта. Фото автора - Футуризм из прошлого | Warspot.ru
    Внешний вид здания музея. Дерево на первом плане — не недосмотр музейщиков, а часть оригинального проекта. Фото автора

    ​Главная выставочная галерея музея. Фото автора - Футуризм из прошлого | Warspot.ru
    Главная выставочная галерея музея. Фото автора

    ​Галерея, посвящённая истории военной авиации и воздухоплавания в Сербии от истоков и до окончания Первой мировой войны. В центре — французский истребитель «Ньюпор 11». Фото автора - Футуризм из прошлого | Warspot.ru
    Галерея, посвящённая истории военной авиации и воздухоплавания в Сербии от истоков и до окончания Первой мировой войны. В центре — французский истребитель «Ньюпор 11». Фото автора

    ​Французский пассажирский самолёт «Каравела» SE-210. Фото автора - Футуризм из прошлого | Warspot.ru
    Французский пассажирский самолёт «Каравела» SE-210. Фото автора

    Иван Штраус и раньше славился нестандартными проектами, но здание Музея воздухоплавания, без сомнения, стало его лучшей работой (в 2013 оно было официально включено в реестр памятников архитекторы Сербии). Конструкция здания уникальна. На центральной цилиндрической опоре разместили приплюснутую сферу, придающую музею вид фаршированного бублика. При этом поверхность наружных стен сформирована из стеклянных блоков, что обеспечивает зданию отличное освещение. Блоки сделаны из стекла, не пропускающего ультрафиолет, что защищает экспонаты, находящиеся внутри, от разрушительного действия солнечных лучей. Ко всему прочему это просто красиво.

    Внутри здания не только красиво, но и удобно размещать экспонаты. Одни самолёты стоят на полу, другие — подвешены в воздухе. Благодаря возвышенной платформе, расположенной посреди зала, почти всех их можно увидеть и сбоку, и сверху, и снизу. Внутри центральной опоры находятся служебные помещения и мастерские для реставрации экспонатов. Очень хорошо продумано передвижение посетителей — экспозиция размещена так, что её всю можно осмотреть, просто идя вокруг здания по часовой стрелке, а потоки людей на вход и на выход не пересекаются между собой. В результате даже при большом наплыве посетителей можно избежать заторов.

    1/4

    Заголовок1

    Заголовок2

    Заголовок3

    Заголовок4

    ​Прототип югославского ударного самолёта J-22 «Орао». Фото автора - Футуризм из прошлого | Warspot.ru
    Прототип югославского ударного самолёта J-22 «Орао». Фото автора

    ​Прототип югославского ударного самолёта J-22 «Орао». Фото автора - Футуризм из прошлого | Warspot.ru
    Прототип югославского ударного самолёта J-22 «Орао». Фото автора

    ​Югославский ударный самолёт J-21 «Ястреб». Фото автора - Футуризм из прошлого | Warspot.ru
    Югославский ударный самолёт J-21 «Ястреб». Фото автора

    ​Югославский лёгкий ударный самолёт Ј-20 «Крагуй». Фото автора - Футуризм из прошлого | Warspot.ru
    Югославский лёгкий ударный самолёт Ј-20 «Крагуй». Фото автора

    Коллекция музея включает различные типы самолётов, вертолётов и планёров, а также авиационных двигателей, ракет и иного оборудования. Югославия (и Королевство, и Социалистическая Федеративная Республика) старалась не покупать авиационное вооружение только в одной стране, а также пыталась развивать свою авиапромышленность. Поэтому коллекция отличается поразительным разнообразием. Например, в запасниках музея находится единственный в мире уцелевший экземпляр итальянского истребителя «Фиат G.50» времён Второй мировой войны. Не менее уникальной является и коллекция самолётов югославского производства. «Физир», «Галеб», «Крагуй», «Ястреб», «Орао» — все они доступны для осмотра. Из «не совсем самолётов» в музейной коллекции есть деревянный макет МиГ-29, сделанный на мебельной фабрике в 1999 году для отвлечения внимания натовских лётчиков, бомбивших Югославию. Замысел удался — все макеты, кроме одного, были разбомблены, а единственный уцелевший экземпляр передали в музей. Всего в музее собрано около 200 самолётов, вертолётов и планёров. Увы, только 60 из них доступны для осмотра вблизи, остальные же хранятся в мастерских и на площадке у музея, куда вход запрещён.

    Кроме технической экспозиции, в музее есть и небольшая историческая, а в ноябре 2018 года здесь открыли симулятор полёта на пассажирском авиалайнере «Боинг» 737-800.

    1/4

    Заголовок1

    Заголовок2

    Заголовок3

    Заголовок4

    ​Югославский истребитель «Икарус С-49Ц». Фото автора - Футуризм из прошлого | Warspot.ru
    Югославский истребитель «Икарус С-49Ц». Фото автора

    ​Учебный самолёт «Физир ФН» — первый самолёт, серийно производившийся в Югославии. Фото автора - Футуризм из прошлого | Warspot.ru
    Учебный самолёт «Физир ФН» — первый самолёт, серийно производившийся в Югославии. Фото автора

    ​Реплика самолёта Ивана Сарича, построенного им в 1909 году. Это был первый самолёт, построенный на территории будущей Югославии. Фото автора - Футуризм из прошлого | Warspot.ru
    Реплика самолёта Ивана Сарича, построенного им в 1909 году. Это был первый самолёт, построенный на территории будущей Югославии. Фото автора

    ​Витрина, посвящённая авиакомпании «Юугословенски аеротранспорт». Фото автора - Футуризм из прошлого | Warspot.ru
    Витрина, посвящённая авиакомпании «Юугословенски аеротранспорт». Фото автора

    Увы, есть у музея и недостатки. Во-первых, его историческая экспозиция весьма бедна. Что же касается истории сербских и югославских военно-воздушных сил, то её описания здесь нет вовсе. И это явно не последствия борьбы с «проклятым югославским прошлым» — в музее просто нет места, где эта экспозиция могла бы размещаться. Приятным исключением является лишь небольшая экспозиция об истории военной авиации и воздухоплавания в Сербии от истоков и до окончания Первой мировой войны, открытая к столетнему юбилею последней. При этом она работает в зале для временных выставок на первом этаже музея, а в основной части экспозиции есть только две небольшие выставки, посвящённые югославской авиационной промышленности и авиакомпаниям.

    Во-вторых, музей долгое время находился в двойном подчинении: Министерству культуры и Министерству обороны Сербии. Это приводило к нестыковкам, а то и скандалам. Например, в 2014 году разгорелся скандал, когда военные забрали из музея коллекцию униформ авиаторов и моделей самолётов, не посоветовавшись с гражданскими. Только в марте 2019 года решением Правительства Сербии музей был передан в полное ведение Министерства обороны.

    В-третьих, с 1989 года музей не видел ни одного капитального ремонта. Здание построено на совесть, и сотрудники музея заботятся о поддержании его в порядке, но ремонта это не заменит. Плитка на входе в музей ломается (местами по ней просто опасно ходить), а красивые стёкла местами протекают. О том, что часть исторической экспозиции банально выцвела, даже неудобно говорить, как и об уникальных самолётах, ржавеющих без реставрации в запасниках. Очень хочется надеяться, что у Минобороны Сербии найдётся и желание навести порядок в музее, и деньги на его модернизацию.

    1/4

    Заголовок1

    Заголовок2

    Заголовок3

    Заголовок4

    ​Американский истребитель F-86D «Сейбр». Фото автора - Футуризм из прошлого | Warspot.ru
    Американский истребитель F-86D «Сейбр». Фото автора

    ​Немецкий истребитель Bf-109 G-2. Фото автора - Футуризм из прошлого | Warspot.ru
    Немецкий истребитель Bf-109 G-2. Фото автора

    ​Британская амфибия SA-6 «Силенд». Фото автора - Футуризм из прошлого | Warspot.ru
    Британская амфибия SA-6 «Силенд». Фото автора

    ​Деревянный макет истребителя МиГ-29, сделанный на мебельной фабрике в 1999 году для отвлечения внимания лётчиков НАТО, бомбивших Югославию. Фото автора - Футуризм из прошлого | Warspot.ru
    Деревянный макет истребителя МиГ-29, сделанный на мебельной фабрике в 1999 году для отвлечения внимания лётчиков НАТО, бомбивших Югославию. Фото автора

    Музей находится в 5 минутах ходьбы от главного терминала белградского аэропорта «Никола Тесла». Открыт с вторника по воскресенье с 09:00 до 17:00 (касса закрывается в 16:30). Стоимость обычного билета — 350 сербских динаров (около 3,5 доллара США). В последнее воскресенье каждого месяца вход в музей бесплатный. Стоимость симулятора полёта на пассажирском авиалайнере «Боинг» 737-800 — 2000 сербских динаров (около 20 долларов США) за 15 минут виртуального полёта. Сайт музея: http://www.muzejvazduhoplovstva.org.rs/


    Евгений Пинак

    Японский флот · Японская авиация · Войны в Азии 1911-1953 · Войны в Европе 1918-1939

    Корабли у пирсов Балтимора на Warspot.ru
    Корабли у пирсов Балтимора
    Белградский музей двух военных историй на Warspot.ru
    Белградский музей двух военных историй
    Авиамузей, у которого есть деньги? на Warspot.ru
    Авиамузей, у которого есть деньги?
    Поделиться
    • 4
    • 124
    • 3
    • Статьи по теме
    • Комментарии (12)
    «Возрожденные крылья» Австралии на Warspot.ru
    «Возрожденные крылья» Австралии
    «Потаённый» музей авиации на Warspot.ru
    «Потаённый» музей авиации
    Авиамузей, у которого есть деньги? на Warspot.ru
    Авиамузей, у которого есть деньги?
    Белградский музей двух военных историй на Warspot.ru
    Белградский музей двух военных историй
    • Статьи по теме
    • Комментарии (12)
    Неизвестный
    © 2014 — 2022 Warspot English
    • О нас
    • Связаться с нами
    • Как стать автором
    • Все авторы
    • Все теги
    • Карта сайта
    • Правила
    • Соглашение
    • Политика конфиденциальности
    Warspot Вконтакте
    Присоединяйтесь к нам на Facebook
    Мы в Одноклассниках
    Канал в Telegram
    Лучшие материалы в Яндекс Дзен
     
    ПРИВЕТ!

    ВОЙДИТЕ, ИСПОЛЬЗУЯ ВАШ АККАУНТ

    Ваш комментарий будет сохранен после регистрации

    Я подтверждаю, что условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности мне понятны, и принимаю их.

    • wargaming
    • facebook
    • vkontakte
    • google