Подводные лодки типа "II", несмотря на то что по факту являлись "пробой сил" германского судостроения в деле строительства подводных лодок, после отказа от Версальских ограничений зарекомендовали себя как весьма удачные корабли, добившиеся значительных боевых успехов. В данном материале рассказано о малых подводных лодках серий "A" данного типа
Несмотря на мощнейший прессинг коалиции победителей Первой мировой войны, наследство конструкторских кадров подводного флота кайзера Веймарской республике в 20-е годы удалось сохранить, что окупилось сторицей после отказа Гитлера от "Версальских ограничений", которыми Германии запрещалось не только строить, но и проектировать подводные лодки.
Лодки типа "II", первые две из которых были заложены в феврале 1935 года, то есть еще до денонсации Версальского договора, несмотря на сравнительно небольшое время участия в боевых действиях зарекомендовали себя как вполне удачные корабли, добившиеся значительных боевых успехов.
Все шесть подводных лодок серии "IIА" строились в Киле фирмой "Deutsche Werke AG" на основе конструкции финской подводной лодки "Vessiko" ("CV-707"), дочери малой германской субамарины типа "UB" времен Первой мировой.
Несмотря на то, что в ходе подготовки проекта выявленные в ходе испытаний "CV-707" недостатки попытались устранить, полностью это сделать не удалось. При в целом положительных отзывах представителей ВМС на испытаниях и в процессе эксплуатации подводные лодки данной серии испытывали серьезные проблемы с бортовой качкой, отмечалась определенная сложность управления в надводном положении при волнении и недостаточная дальность хода в подводном положении – всего лишь 35 морских миль.
Тем не менее технические характеристики данных подводных лодок с учетом отрабатываемой в Германии тактики применения субмарин по ключевым позициям делали данные корабли одними из лучших в мире в своем классе. 15-мм листы прочного корпуса из высококачественной корабельной стали ST42KM обеспечивали глубину погружения до 150 метров, что для 1935 года являлось просто невероятной цифрой, критически снижавшей вероятность обнаружения и поражения подлодок. Советские подводные лодки строившегося одновременно типа «М», имея незначительное превосходство в скорости и полуторакратное в дальности хода в подводном положении, уступали «немкам» с показателем в 60 метров.
В итоге получился очень неплохой дешевый, надежный и сравнительно маневренный корабль, хорошо приспособленный для действий в прибрежной полосе Северного моря, на Балтике и для подготовки кадров подплава, для чего подводные лодки серии в основном и применялись.
Тактико-технические характеристики подводных лодок серии "IIА":
- Водоизмещение, тн (надводное/ подводное): 254/303
- Размерение, м (длина/ширина/высота): 40,90/4,08/8,6
- Осадка, м: 3,83
- Глубина погружения, м: 150
- Мощность двигателей, л.с: (дизелей/электромоторов): 2Х350/2Х180
- Максимальная скорость, уз (в надводном положении/ в подводном): 13,0/6,9
- Дальность плавания:
- В надводном положении, миль/уз: 1600/8
- В подводном положении, миль/уз: 35/4
- Вооружение:
- Торпедных аппаратов: 3
- Торпед: 5
- Мин: до 12 (вместо торпед)
- Артиллерия: 1Х20 мм зенитный автомат (получен в ходе модернизации)
- Экипаж: 22–24 человека
Несмотря на сравнительно недостаточные тактико-технические характеристики подводных лодок серии "IIA" и их прочную «прописку» в учебных соединениях подплава, повоевать им пришлось. Итогом боевой деятельности стали семнадцать боевых походов, пять потопленных транспортов и новейшая на момент ее торпедирования U 4 подводная лодка N 24 «Thistle» (Чертополох), на которой погибло 53 британских моряка. На трех потерянных в ходе девятилетней эксплуатации немецких лодках погибло 62 немецких подводника.
Комментарии к данной статье отключены.