Весной 1944 года Калмыцкая степь была не самым оживлённым местом. После победы под Сталинградом Красная армия прогнала немцев далеко на запад, а зимой 1943–1944 гг. силами НКВД было депортировано на восток и местное население, после чего бескрайние просторы совсем обезлюдели. Это благоприятствовало планам абвера, который ещё с 1943 года пытался с опорой на калмыков создать здесь очаг сопротивления советской власти, а в перспективе начать полноценное восстание. Именно поэтому шум степного ветра периодически прерывался гулом немецких авиационных моторов, а ровная степь становилась аэродромом без конца и края. Самолёты доставляли диверсантов, оружие и боеприпасы, конскую сбрую и продовольствие.
Для противодействия в степи были развёрнуты советские посты системы ВНОС (воздушное наблюдение, оповещение и связь), на которых чаще всего попарно дежурили молодые девушки. Служба была рутинной, но крайне опасной: случись чего — и пришлось бы рассчитывать только на свои винтовки.
В ночь на 24 мая 1944 года один из постов 14-го отдельного батальона ВНОС засёк гул моторов тяжёлого самолёта. Младший сержант Раиса Батаева и красноармеец Дора Шустерова сумели определить направление пролёта нарушителя спокойствия и передать информацию командованию батальона, а предупреждённый пост младшего сержанта Валентины Симоновой и ефрейтора Марии Тепловой около 05:00 утра уже зафиксировал посадку немецкой машины севернее посёлка Утта, что фактически посредине между Элистой и Астраханью.
Это был четырёхмоторный дальний разведчик «Юнкерс» Ju 290 из специальной эскадры люфтваффе KG 200, на борту которого находилось 33 человека — помимо экипажа, в советский тыл из Румынии летела диверсионная группа гауптмана Эберхарда фон Шеллера (Eberhard von Scheller).
Диверсанты по возможности должны были установить связь с повстанческими группами калмыков и оборудовать радиостанцию. Каждый член группы, помимо пистолета-пулемёта, запаса патронов и гранат к нему, имел полный комплект конской сбруи и седло, а также запас продуктов, медикаментов, табака и продовольствия на 100 дней.
Большие запасы на борту в итоге и погубили операцию. К 11:00, когда уже давно рассвело, экипаж и пассажиры «Юнкерса» продолжали оставаться у самолёта и заниматься разгрузкой, когда вдруг с севера появились четыре истребителя со звёздами на крыльях. Давно устаревшие «Харрикейны» 933-го истребительного авиаполка ПВО относились к модификации Mk.IIC. Скорость им сейчас была не важна, зато каждый нёс по четыре 20-мм крыльевых пушки с хорошим запасом снарядов — именно это оказалось главным козырем против гигантского «Юнкерса».
Взлетев со сталинградского аэродрома Бекетовка, лётчики преодолели над степью более 250 км. Сформированный зимой в конце 1943 года, полк оставался в тылу и даже не включался в состав действующей армии — надо ли говорить, как молодые истребители жаждали отличиться! Сначала они подожгли самолёт, а потом прижали к земле его экипаж и пассажиров, дожидаясь прибытия опергрупп НКВД и НКГБ. К 16:00 бой закончился. Семеро немцев и калмыков погибли в перестрелке, 12 были захвачены в плен, ещё 14 скрылись в степи, но впоследствии были задержаны.
В числе попавших в плен оказался и гауптман фон Шеллер, давший согласие сотрудничать — так началась трёхмесячная радиоигра под кодовым названием «Арийцы», в результате которой удалось уничтожить на посадке ещё один Ju 290A. Впрочем, это уже другая история. По результатам же событий 24 мая 1944 года на наблюдателей 14-го батальона ВНОС и лётчиков 933-го ИАП пролился дождь наград, немыслимый для военнослужащих тыловых частей.
17 июня 1944 года непосредственно уничтожившие «Юнкерс» командир эскадрильи старший лейтенант П.Г. Дергачёв и лётчики младшие лейтенанты П.Н. Грачев, Н.А. Лопасов и Г.Н. Севастьянов удостоились ордена Красного Знамени. Командир 933-го ИАП майор М.С. Задара и командир 14-го отдельного батальона ВНОС майор А.Е. Ефимов за успешные действия подчинённых получили ордена Отечественной Войны I степени. Девушки, выследившие «Юнкерс»: младшие сержанты Р.П. Батаева и В.П. Симонова, ефрейтор М.П. Теплова и красноармеец Д.А. Шустерова — были награждены орденом Отечественной Войны II степени, как и их командир роты старший лейтенант А.А. Мельник.
Комментарии к данной статье отключены.