Утром 9 февраля 1945 года с аэродрома Орадя (ныне граница Румынии с Венгрией) взлетел румынский штурмовик немецкой постройки «Хеншель» Hs 129 с хвостовым номером «214b». Не набирая высоту, он отправился на северо-запад, в сторону линии фронта, однако на траверзе Дебрецена его перехватили поднятые с местного аэродрома два румынских истребителя IAR.81. Пилот «Хеншеля» игнорировал сигналы перехватчиков, и тогда они без колебаний расстреляли штурмовик, который пошёл на вынужденную посадку. Три человека, почему-то летевшие в одноместном самолёте, были ранены, но живы, и их отправили в госпиталь. Таких эпизодов с «дружественным огнём» любая война знает немало, но в этом есть одно «но»: 16 апреля 1945 года специальным приказом командующего 2-го Украинского фронта маршала Р. Я. Малиновского оба румынских лётчика-истребителя были награждены орденами Красного Знамени.
Румынские «Хеншели»
Начало этой истории можно найти в событиях зимы-весны 1943 года. Тогда командование ВВС Румынии в рамках перевооружения решило переформировать 8-ю истребительную авиагруппу (Grupul 8 Vinatoare) в штурмовую (Grupul 8 Asalt). В ней остались истребители-бомбардировщики IAR.81, а истребители IAR.80 c частью пилотов перевели в другие части. В мае группа получила из Германии 40 штурмовиков Hs 129B-2; в июне формирование сочли готовым к боевым действиям.
Первые боевые вылеты на «Хеншелях» румынские лётчики 8-й авиагруппы совершали совместно с коллегами из немецкой противотанковой группы IV.(Pz.)/SG 9 в августе 1943 года. Впереди был год боёв в небе Украины и Молдавии. Сражаясь в оперативном подчинении 4-го воздушного флота люфтваффе, румынские лётчики хорошо зарекомендовали себя. Но 23 августа Румыния перешла на сторону противников Германии. С сентября «Хеншели», сменив жёлтые кресты на трёхцветные красно-жёлто-синие кокарды, уже штурмовали немецкие и венгерские войска в Северной Трансильвании.
По румынам, летавшим на немецкой технике, с одинаковым азартом стреляли с обеих сторон фронта. Порой потери от немецких и советских зенитчиков и истребителей распределялись поровну. Но дополнительно мотивировать румынских штурмовиков не приходилось. Прежние обиды на венгров нашли выход, и действия в небе Венгрии, Словакии и Австрии 1-й румынского воздушного корпуса (Corpul 1 Aerian Roman), подчинявшегося штабу советской 5-й воздушной армии генерал-полковника авиации С. К. Горюнова, сопровождались отличными отзывами советской пехоты и танкистов.
Со временем из-за потерь в технике, которые невозможно было восполнить, 8-ю штурмовую авиагруппу объединили с 6-й авиагруппой пикирующих бомбардировщиков (Grupul 6 Picaj), летавшей на «Юнкерсах» Ju 87D, в единую 8-ю пикировочно-штурмовую (Grupul 8 Asalt/Picaj). В таком виде группа действовала до конца войны.
Румынские лётчики по разные стороны прицела
Среди многих храбрых пилотов 8-й авиагруппы с первых вылетов на «Хеншелях» выделялся адъютант Думитру Маринеску (Dumitru Marinescu). Получивший квалификацию лётчика-истребителя в марте 1942 года, он освоил румынские IAR.80 и немецкие Bf 109E, воевал в составе 8-й авиагруппы под Сталинградом, а весной 1943 года переучился на Hs 129. К февралю 1945 года он, среди прочего, дважды отметился неординарными эпизодами.
11 октября 1943 года на Украине Маринеску вывез с советской территории сбитого напарника лейтенанта Лазара Мунтяну (Lazar Munteanu), впихнув его в щель за бронеспинкой в тесной кабине «Хеншеля», в которой было мало места и одному человеку. Подобный трюк он попытался проделать и 22 августа 1944 года, когда уже над Румынией был сбит адъютант Траян Чокалтэу (Traian Ciocâlteu), но на пробеге «Хеншель» Маринеску нашёл мину, и румыну пришлось познакомиться с кулаками подоспевших советских кавалеристов. Впрочем, плен был недолгим, и уже в конце сентября Маринеску снова воевал в своей авиагруппе, но теперь против недавних союзников.
Сложно сказать, когда Маринеску связался с немецкими агентами и румынскими фашистами, но, видимо, сыграли роль именно его склонность к авантюризму и опыт полёта с пассажирами на одноместном «Хеншеле». Именно его штурмовик 9 февраля пытался перелететь линию фронта. На первый взгляд это выглядело как перелёт между аэродромами лётчика в компании двух сержантов-механиков — вероятно, для этих целей использовался фюзеляжный люк для радиооборудования. На самом деле пассажиры были гораздо серьёзнее: до Вены пытались добраться глава «Группы этнических немцев в Румынии» и по совместительству сотрудник немецкой разведки Андраш (Андреас) Шмидт (Andreas Schmidt) и один из руководителей румынской фашистской организации легионеров Константин Стойкэнеску (Constantin Stoicănescu).
Допрашивали троицу не где-нибудь, а на Лубянке, в Москве, — но оно того стоило. Шмидт поведал об антисоветском заговоре, в котором кроме легионеров и организации этнических немцев оказался замешан румынский генералитет. В 1948 году Шмидт умер в одном из советских лагерей под Воркутой, где-то там же пропал и Стойкэнеску. Бывшему лётчику Думитру Маринеску повезло больше: он вернулся на родину. В начале 90-х он отправил в Министерство юстиции Российской Федерации ходатайство о признании его жертвой политических репрессий и реабилитации. 27 марта 1992 года Военная прокуратура Российской Федерации удовлетворила это ходатайство.
За этими громкими событиями остались в тени два лётчика, прервавшие полёт «Хеншеля»: адъютант Георге-Александру Греку (Gheorghe Alexandru Grecu) и его ведомый адъютант Павел Вьеру (Pavel Vieru). По иронии судьбы они хорошо знали Думитру Маринеску лично, так как до реорганизации 8-й авиагруппы из истребительной в штурмовую служили с ним в одной эскадрилье. Для Греку это была третья подтверждённая воздушная победа: в августе 1944 года он сбил транспортный «Юнкерс» Ju 52 и гигантский шестимоторный «Мессершмитт» Me 323.
Такова история одного из самых необычных награждений орденом Красного Знамени. Первый орден Советской России, он оставался одной из самых почётных советских наград вплоть до распада Советского Союза. Всего в 1918–1991 гг. было произведено более 581 300 награждений, из них около 238 000 пришлись на военные годы. В 1944–1957 гг. орден Красного Знамени вручался в том числе и за выслугу лет (20 и 30 лет безупречной службы), что дало ещё около 300 000 награждений.
Комментарии к данной статье отключены.