Среди множества христианских праздников самыми главными являются два, связанные с рождением и воскресением Христа — Рождество и Пасха. Если второй — это повод ко всеобщему веселью, то первый и сейчас остаётся сугубо семейным, камерным. Возможно ли сохранить рождественский уют на фронтах Первой мировой войны в окружении чужих людей и постоянного ожидания смерти? Ответ на этот вопрос попыталось найти австро-венгерское военное командование.
С началом войны ушедшие на фронт бойцы не были уверены в том, что вновь увидят своих близких. Именно под Рождество, когда накатывали воспоминания о семье, накрытом столе и наряженной ёлке, сердце солдата в окопе должно было сжиматься особенно сильно.
Чаще всего австро-венгерские солдаты не могли даже мечтать о «рождественском чуде» 1914 года на Западном фронте — внезапном Рождественском перемирии. Ведь на Южном фронте им противостояла православная Сербия, а на Восточном — православная Россия, праздновавшие Рождество двумя неделями позже по юлианскому календарю. И всё же кое-где солдаты противоборствующих сторон, уставшие от кровопролитных боёв Галицийской битвы, прекращали огонь с молчаливого согласия своих командиров.
Габсбургское руководство не стало дожидаться, пока война перерастёт в затяжной конфликт — уже в августе 1914 года в составе Военного министерства общей армии (k.u.k. Kriegsministeriums) было создано Управление военного попечительства (Kriegsfürsorgeamt). На него возложили функции привлечения гражданского населения Австро-Венгрии к сбору денежных и материальных средств, а также отправки собранного в действующую армию или на промышленные предприятия. К созданию управления были привлечены австро-венгерская Организация Красного Креста (Roten Kreuz) и его подразделение Бюро военной помощи (Roten Kreuz Kriegshilfsbüro).
Во время войны Управление военного попечительства инициировало такие перманентные и периодические акции:
- по сбору подарков (так называемые «Дары любви» (Liebesgabenaktionen)) для военнослужащих действующей армии (Aktionen «Für die Soldaten im Felde»);
- рождественские подарки (Aktionen «Weihnachten im Felde»);
- пасхальные подарки (Aktionen «Ostern im Felde»);
- подарки ко дню рождения императора (Aktionen «Kaisers Geburtstag»);
- акции по сбору тёплых вещей «Защита от холода» (Aktionen «Kälteschutz»);
- организация «Солдатских домов» (Soldatenheime) по аналогии с офицерскими казино, но с упором на обустройство библиотек и снабжение их свежей периодикой;
- создание полевых кинотеатров (Feldkinos);
- сбор средств для помощи военнопленным, находившимся в России (Liebesgaben für die Kriegsgefangenen in Rußland).
Интересно, что среди «даров любви» были сладости, которые упаковывали в специальные мешочки из цветной вощёной бумаги, на которые часто наклеивали патриотические картинки или просто писали пожелания.
Чтобы собрать денежные средства, управление не только обращалось к народу с призывом сдавать деньги, но и организовывало изготовление и продажу актуальных карт театров военных действий, почтовых марок, памятных колец, сувенирных значков, периодической печати и военных открыток.
Остановимся немного подробнее на сувенирных значках. Во время войны среди военнослужащих распространилась мода на значки, которые стали носить на головных уборах, отчего те получили название «значки на кепи» (Kappenabzeichen). Желающие покупали их за свой счёт, пытались таким образом выразить свои политические пристрастия, приверженность высшим командирам, принадлежность к соединениям и подразделениям, участие в каких-либо событиях вообще и военных операциях в частности. Условно их можно разделить на «пропагандистские», «памятные» и «импровизированные». К «памятным» можно смело отнести значки, посвящённые встреченным на фронте Рождествам — они свидетельствовали о сроке пребывания человека в действующей армии. Таким образом, боец мог носить на голове свою военную биографию. Такими значками не брезговали ни солдаты, ни офицеры, ни даже генералы.
Для проведения акций «Рождество в окопах» Управление военного попечительства призывало население собирать в принципе те же подарки, что и во время акций «Дары любви». Тем не менее у рождественских акций было две особенности. Во-первых, труженики тыла охотнее расставались со своими накоплениями именно к этому, «домашнему» празднику, возможно, надеясь, что подарок из дома получит и их член семьи, пребывающий на фронте.
Во-вторых, Управление призывало одаривать не только своих военнослужащих, но и бойцов союзнических армий. Таким образом, в декабре 1914 года рождественские подарки получили германцы и турки, а в 1915 году — и болгары. Акции «Рождество в окопах» проводились четыре раза — во все военные годы, кроме 1918-го.
17 декабря 1914 года с Северо-западного вокзала Вены на фронты отправили шесть полностью загруженных составов с подарками. Каждый состав сопровождала вооружённая охрана во главе с двумя офицерами. 5-е «железнодорожное» отделение военного министерства общей армии (5. E. B. Abteilung der k.u.k. Kriegsministeriums) заранее подробно расписало, куда, когда и какие вагоны для какой армии должны попасть. Всё было организовано настолько чётко, что фронтовики получили подарки как раз в канун Рождества.
Акции «Рождество в окопах» 1915 и 1916 годов были проведены подобным образом, хотя и стали намного большими по объёму, потребовали больше капиталовложений и столкнулись с дефицитом и ростом цен. В целом во время акций 1914–1916 годов было собрано подарков на 4 671 617 крон. Товары были отправлены в 37 880 коробках, для чего использовали 351 железнодорожный вагон.
Конечно же, никакие «дары любви» не могли заменить бойцам семейного очага, а сладости в разноцветных кулёчках никак не компенсировали свист пуль и разрывы снарядов. Никакие значки и открытки не помогали забыть погибших и раненых товарищей и избавиться от ночных кошмаров. И всё же стоит признать, что командование австро-венгерских вооружённых сил прилагало все возможные усилия, чтобы не была утрачена та тонкая нить, которая связывает человека с семьёй и домом.
Комментарии к данной статье отключены.