Уинстон Черчилль считал побережье Бельгии второй по приоритету целью для мониторов после Дарданелл: их наличие здесь позволяло поддержать приморский фланг союзных армий, обстреливать базы немецких подлодок, а также давало возможность захвата острова Боркум в качестве передовой базы. Однако во Фландрии британцы столкнулись совсем с иными условиями, чем в Дарданеллах: короткую береговую линию немцы сильно укрепили, подходы изобиловали мелями и мелководьем, низменный берег давал мало ориентиров. Наконец, многие важные цели находились в местах, где продолжало массово оставаться мирное бельгийское население. Сюда же можно добавить изменчивую погоду, возможность вылазок германского флота из Вильгельмсхафена, до которого было ближе, чем до Скапа-Флоу, и скорость приливно-отливных течений, достигавшую 3–4 узлов. Британским мониторам предстояло решать непростые задачи.
После «Бега к морю» фронт во Фландрии стабилизировался, в том числе и при помощи морской артиллерии, и первые месяцы 1915 года побережье периодически обстреливали броненосец «Венерэйбл» (HMS Venerable) и канонерки «Бастерд» (HMS Bustard) и «Экселлент» (HMS Excellent). Немцы удерживали большую часть побережья Бельгии, около 30 миль между линией фронта под Ньюпортом до границы нейтральных Нидерландов, включая два важных порта — Остенде и Брюгге. С этих баз, расположенных всего в 60 милях от побережья Кента, подводные лодки и эсминцы угрожали британскому контролю над Ла-Маншем и коммуникациям в Па-де-Кале.
Проба сил
Вице-адмирал Реджинальд Бэкон (Reginald H.S. Bacon) принял командование Дуврским патрулём 13 апреля 1915 года. Занимая перед войной и в первые её месяцы должность управляющего оружейного завода в Ковентри и побывав во Франции, он прекрасно знал потребности армии. В ожидании достройки мониторов Бэкон занялся планированием их использования, в том числе подготовкой наблюдательных пунктов и учебными стрельбами с корректировкой с воздуха, которые отрабатывали на старом броненосце «Ривендж» (HMS Revenge).
После того, как 9 августа 1915 года к мониторам «Лорд Клайв» (HMS Lord Clive) и «Принс Руперт» (HMS Prince Rupert) присоединился «Сэр Джон Мур» (HMS Sir John Moore), практические стрельбы активизировались: в устье Темзы воссоздали часть бельгийского побережья у Зебрюгге, что позволило потренироваться в обнаружении целей и их обстреле. Три недели испытаний разочаровали экипажи в своём оружии — старые башни постоянно преследовали поломки.
Для корректировки огня помимо прочего использовались два наблюдательных треножника, представлявших собой конструкцию из рельсов со стороной нижнего основания 23 фута (7 метров) и высотой 44 фута (13,4 метра), имеющие в верхней части площадку для размещения двух офицеров-корректировщиков и пары сигнальщиков с комплектом флагов и ацетиленовыми сигнальными лампами. Конструкцию планировалось установить на мелководье в 6 милях от вражеского побережья, получив два дополнительных наблюдательных пункта, так как Бэкон считал авиацию пока недостаточно надёжной.
Первую атаку на оккупированное побережье назначили на 21 августа, причём для операции пришлось задействовать целый флот вспомогательных судов: гидроавианосец «Ривьера» (HMS Riviera), 10 эсминцев и девять тральщиков, четыре судна наблюдения за треножниками и полсотни дрифтеров, но погода заставила перенести выход на сутки.
В ночь на 23 августа корабли заняли позиции примерно в 10 милях от Зебрюгге, выставив наблюдательные треножники и прикрывшись противолодочными сетями. В 05:39 «Сэр Джон Мур», «Лорд Клайв» и «Принс Руперт» открыли огонь. Основными целями были шлюзы канала Зебрюгге, вторичными — близлежащие промышленные предприятия.
В очередной раз англичан подвела техника, позволив нормально отстреляться лишь «Лорду Клайву», который выпустил 31 снаряд по шлюзам и 11 снарядов на максимальную дальность — по заводам. На флагманском «Сэре Джоне Муре» после девяти залпов потекла гидравлика, выведя башню из строя, а на «Принс Руперте» прекратилась связь с башней, в результате чего данные стрельбы пришлось сообщать голосом. После 19 снарядов стрельбу также пришлось прекратить и свернуть операцию. Предварительная оценка результатов налёта включала пару потопленных субмарин, два земснаряда, разрушенный шлюз и некий урон, нанесённый предприятиям. На самом деле ущерб ограничился двумя потопленными баржами, разрушениями нескольких зданий, двумя погибшими бельгийцами и ранениями нескольких немецких рабочих.
Дуврский патруль наращивает силы
Следующую операцию спланировали уже против Остенде и Вестенде. После отсутствия противодействия в Зебрюгге сильного сопротивления не ожидали, хотя и знали о нескольких батареях 150-мм орудий и батарее «Гинденбург» с четырьмя старыми 11-дюймовыми (280-мм) орудиями в 13,5 км к востоку от Остенде.
С возвращением из Чатема «Сэра Джона Мура» и «Принс Руперта» с ремонта и прибытием 30 августа из Белфаста «Генерала Крауфурда» (HMS General Craufurd) к сентябрю Бэкон располагал четырьмя тяжёлыми мониторами и малым M25. Корабли разделили на два отряда — мониторы атаковали Остенде, а броненосец «Ридаутебл» (HMS Redoubtable) с канонерками «Бастерд» и «Экселлент» — Вестенде. Погода снова преподнесла сюрпризы, заставив 2 и 5 сентября дважды отложить операцию.
6 сентября видимость улучшилась, поэтому следующим утром флот вышел на позиции. К сожалению британцев, отличной видимость оказалась только в море, а цели скрывала дымка. Было принято решение отойти и ждать улучшения видимости. При отходе немецкие самолёты атаковали корабли и попали бомбой в крейсер «Эттентив» (HMS Attentive), убив двоих и ранив шестерых моряков.
Во второй половине дня видимость улучшилась, и корабли снова вышли на позиции, протралив мины и расставив противоторпедные сети. К сожалению, пользы от снятых утром и установленных заново наблюдательных треножников оказалось мало, но сохранившиеся посты наблюдения у Ньюпорта можно было дополнить тремя гидросамолётами «Шорт» с «Ривьеры». В 15:30 «Лорд Клайв» с 17 500 ярдов открыл огонь по маяку Остенде, затем к нему присоединились другие мониторы. Тут же неизвестная немецкая батарея ответила огнём по «Генералу Крауфурду», перенеся через короткое время стрельбу на флагманский «Лорд Клайв». Огонь корректировался с аэростата.
Окружённый фонтанами «Лорд Клайв» попытался отойти в море, но в 15:50 его накрыло сразу четырьмя снарядами: один поразил буль в корме, второй, не разорвавшись, снёс 12-фунтовое (76-мм) орудие, третий упал рядом с булем в носу, а четвёртый попал в нос — орудийная башня получила сильное сотрясение. У «Сэра Джона Мура» на втором выстреле вышел из строя гидравлический насос, поэтому корабли отошли за пределы стрельбы вражеской батареи, выпустив всего 14 снарядов, один из которых поджёг верфи.
Неприятный сюрприз англичанам преподнесла новая батарея «Тирпиц», установленная в двух милях к юго-западу от Остенде и имевшая четыре 11-дюймовые бельгийские пушки, заказанные до войны Круппу. Их дальность составляла 31 000 ярдов, а с дальнобойным снарядом достигала 38 000 ярдов, но огонь немцы прекратили уже на 25 000 ярдах, так как батарею только что смонтировали и работы ещё не были завершены. Хотя «Лорд Клайв» отделался легко, стало ясно, что система наблюдательных треножников и противоторпедных сетей не будет работать в зоне действия вражеских батарей.
В тот же день в Дувр прибыл «Принс Юджин» (HMS Prince Eugene), а вскоре за ним притащили на буксире «Маршал Ней» (HMS Marshal Ney). Если бы немцы знали, сколько проблем приносили последнему лицензионные дизели MAN, то смеялись бы несколько дней. С помощью 15-дюймовых (381-мм) орудий «Маршала Нея» планировалось обстреливать Остенде и батарею «Тирпиц», находясь в канале Вест-Дип между Дюнкерком и Ньюпортом — считалось, что он находится за дальностью стрельбы «Тирпица» и слишком мелководен для подводных лодок.
После очередной отмены операции корабли вышли в море 19 сентября 1915 года. «Лорд Клайв» и «Сэр Джон Мур» должны были обстреливать Остенде, а «Принс Юджин» и «Маршал Ней» — пытаться подавить батареи. Операция опять закончилась ничем, сведясь к обмену несколькими залпами.
Отвлекающие манёвры
25 сентября должно было начаться осеннее наступление союзников, и фельдмаршал сэр Джон Френч (John D.P. French) пожелал, чтобы корабли оттянули к побережью как можно больше немецких войск. Бэкон спланировал имитацию высадки десанта, организовав бомбардировку в районе Ньюпорта и границы с Нидерландами. В намеченный день «Генерал Крауфурд» и «Принс Юджин» обстреляли побережье возле Зебрюгге, а «Лорд Клайв», «Сэр Джон Мур» и «Маршал Ней» бомбардировали Вестенде. Всего мониторы произвели за день 194 выстрела, но такой расход был запредельным из-за недостатка боеприпасов.
Обстрелы с перерывами продолжались до конца месяца, затем плохая погода помешала продолжению операций. Последнюю бомбардировку в поддержку армии провели ночью 3 октября «Сэр Джон Мур», «Принс Юджин» и «Принс Руперт». Мониторы обошлись без повреждений, хотя у Мидделкерке торпеда с немецкой подлодки UB 17 прошла под килем одного из кораблей.
В течение октября обстрелы Вестенде продолжились, и у англичан начались проблемы с орудиями — ближе к дульному срезу внутренняя труба ствола начала вытягиваться, что приводило к образованию ступеньки-чока в канале ствола и грозило преждевременным разрывом снаряда. «Лорд Клайв» и «Сэр Джон Мур» прибыли в Портсмут 23 октября, первый для замены левого ствола, второй — правого. Также пришлось отправить в Саутгемптон для замены рулей и рулевой машины «Маршала Нея», после чего на нём попытались довести до ума его дизели. 6 ноября в Дувр пришёл «Маршал Сульт» (HMS Marshal Soult), который сразу же отправили на замену винтов и снятие минной защиты в Портсмут, после чего тот смог развить 6,5 узлов, вернувшись в строй к концу месяца. 12 ноября в Дувр прибыл и последний 12-дюймовый (305-мм) монитор «Генерал Вулф» (HMS General Wolfe).
Осенью же Бэкон разоружил все четыре имеющихся в наличии малых монитора — M24, M25, M26 и M27 — и отправил их 9,2-дюймовые (234-мм) пушки во Францию, так как дальность этих старых орудий попросту не позволяла действовать против побережья Фландрии с её береговыми батареями.
Тем временем, проблема корректировки огня оставалась нерешённой, и 15 ноября по приказу адмирала Бэкона «Генерал Крауфурд» и «Ривьера» отправились в устье Темзы продолжать ранние опыты «Ривенджа». От наблюдателей требовалось отработать обнаружение целей и корректировку огня нескольких кораблей одновременно, а также использование беспроволочной связи.
На немцев обстрелы с мониторов не произвели впечатления: в докладе командующего морским корпусом «Фландрия» адмирала Людвига фон Шрёдера (August Ludwig Schröder) от 5 декабря 1915 года говорится, что береговые батареи являются надёжной защитой, и англичане достигли большего успеха в начале кампании, используя старые броненосцы и крейсера.
13 декабря в Дувр вернулся «Маршал Ней», но следующие несколько недель показали, что усилия были затрачены зря — монитор по-прежнему плохо управлялся, а его дизели никак не хотели нормально работать. Точку в боевой карьере монитора поставил взрыв цилиндра одного из дизелей, после чего последовало решение разоружить корабль и переставить его башню на новый монитор «Террор» (HMS Terror), речь о котором пойдёт позже.
В декабре Адмиралтейство придумало мониторам новый род деятельности — теперь их отрядили защищать Лондон со стороны Северного моря от налётов цеппелинов. Малым мониторам отводились обнаружение целей и их подсветка прожекторами, в то время как тяжёлые должны были поражать врага шрапнельными снарядами. Естественно, из этой затеи ничего не вышло, более того — ни один дирижабль попросту не показался в радиусе поражения.
Идея фикс адмирала Бэкона
Всё это время Бэкон ломал голову, что делать с Зебрюгге. Было намечено три варианта: высадка на мол и подрыв входного шлюза канала, затопление в гавани Остенде старых кораблей и высадка десанта в 10 000 человек для захвата батареи «Тирпиц» и соединения с сухопутными войсками. Первый отбросили, так как он не гарантировал длительного выхода порта из строя, второй отвергли армейцы, которые хотели использовать гавань после захвата, на третьем поставило точку строительство немцами новой 12-дюймовой батареи около Зебрюгге, названной в честь кайзера Вильгельма II.
«Маршал Сульт» вышел на свою первую операцию 23 декабря, обстреляв шестью снарядами Вестенде. Следующие обстрелы состоялись 15 и 26 января, причём второй раз в компании «Генерала Вулфа», «Генерала Крауфурда», «Принс Юджина» и «Лорда Клайва», а также малых M25 и M27. Во второй половине дня мониторы, встав на якорь, с дистанции 21 000 ярдов открыли огонь по батареям Вестенде. Стреляли так, чтобы снаряды поражали цель с интервалами в 20 секунд, что позволило корректировать огонь. Обстрел был удачным, и лучшую стрельбу ожидаемо показал «Генерал Крауфурд». Каждый монитор израсходовал по 11 снарядов. Это стало последней бомбардировкой на следующие семь месяцев, до вступления в строй новых мониторов.
Мониторы продолжали базироваться в Дувре. Спокойное время было использовано для усиления вспомогательной артиллерии в Чатеме и Портсмуте, а в апреле «Генерал Крауфурд» доставил во Францию стволы морских орудий, предназначенные для обстрела батареи «Тирпиц» с суши.
23 апреля 1916 года «Генерал Вулф» и «Принс Юджин» прикрывали в Ла-Маше дрифтеры, которые устанавливали сетевое заграждение для блокирования подлодок, при этом «Генерал Вулф» с дистанции в 32 000 ярдов накрыла четырьмя залпами батарея «Тирпиц». В середине дня появились три немецких миноносца, которые вступили в бой с британскими эсминцами «Медеа» (HMS Medea), «Мельпомен» (HMS Melpomene), «Милн» (HMS Milne) и «Мюррей» (HMS Murray). Увлёкшись боем, они зашли в зону действенного огня береговой артиллерии, и «Милн» получил 150-мм снаряд, который, к счастью, не взорвался. Чуть позже в машинное отделение «Мельпомен» влетел 105-мм снаряд с немецкого миноносца. Взяв «Мельпомен» на буксир, эсминцы начали отход, но «Милн» намотал на один из винтов оборвавшийся буксир. Увидев потерю скорости двух британских кораблей, немецкие миноносцы вышли из-под прикрытия береговых батарей и сблизились на 8000 ярдов. Исход боя решил «Принс Юджин», открывший по миноносцам огонь из 12-дюймовок, после чего те прекратили преследование.
Для защиты заграждений в течение 1916 года в Па-де-Кале было организовано постоянное патрулирование эсминцев и дрифтеров под прикрытием мониторов, которые считались почти неуязвимыми для кораблей класса ниже крейсера. Немецкие эсминцы предпринимали неоднократные атаки, особенно в мае-июле. Так, 8 июля «Лорд Клайв» «Сэр Джон Мур» и «Маршал Сульт» с эсминцами отразили атаку 12 вражеских эсминцев. Скоро немецкая сторона стала чувствовать уважение к огню 12-дюймовок, отходя, едва те открывали огонь.
К началу июля первую из 12-дюймовых пушек, доставленных на берег, установили на батарее «Доминион» и тщательно замаскировали. 8 июля она впервые открыла огонь по батарее «Тирпиц» с 27 000 ярдов, причём стрельба маскировалась стрельбой «Лорда Клайва» и французских 240-мм пушек, а монитор нёс фальшивую трубу, изображая новый корабль. За два дня около 40 снарядов упало в районе вражеской батареи, но прямых попаданий не было.
Осенью генерал Дуглас Хейг (Duglas Haig) запросил Адмиралтейство об имитации высадки между Мидделкерке и Вестенде. Как и год тому назад, флот имитировал подготовку, а все крупные мониторы вели огонь по бельгийскому побережью. Треножники и сети окончательно отошли в прошлое, и мониторы вели огонь, прикрывшись дымовыми завесами, установленными моторными катерами, что позволило приблизиться к берегу на 22 000 ярдов. В обстрелах приняли участие также новые мониторы «Террор» и «Эребус» (HMS Erebus).
С 8 по 15 сентября мониторы выпустили более 300 снарядов (около 200 пришлось на 12-дюймовые мониторы, около 70 — на «Террор» и «Эребус», 37 — на «Маршал Сульт») без особой надежды на попадания, которой и не требовалось — необходимо было держать противника в напряжении. Вскоре после этого в районе Дюнкерка «Маршал Сульт» был повреждён бомбой с немецкого самолёта. 24 сентября цели в районе Зебрюгге с 27 500 ярдов обстрелял «Террор», используя для корректировки два гидросамолёта; погода была слишком туманной, и обстрел пришлось прекратить после 12 выстрелов. Это стало последней бомбардировкой дуврских мониторов на следующие семь месяцев.
Наступившее из-за погоды и далеко идущих планов Бэкона вынужденное затишье позволило заняться материальной частью. В начале ноября в Элсвик на модернизацию башни главного калибра, позволившую поднять угол вертикальной наводки до 30°, ушёл «Маршал Сульт», а тихоходный «Принс Руперт», у которого к тому же начались проблемы со стволами, 5 ноября стал брандвахтой в устье реки Тис.
В 1916 году у Бэкона появился план решить проблему баз на побережье комбинированным ударом десанта и британских войск во Франции. Мелководное побережье между Ньюпортом и Остенде требовало длинных пирсов для высадки войск. Тогда к концу 1916 года был разработан специальный проект понтона, длиной 540 футов (164,5 метра) и шириной 30 футов (9,1 метра), с осадкой 20 дюймов (0,5 метра) носом и 9 футов (2,7 метра) кормой. Понтон имел грузоподъёмность 2500 тонн и буксировался при помощи двух 12-дюймовых мониторов.
Первый понтон был готов в Чатеме весной 1917 года, и 28 марта завершившие модернизацию «Сэр Джон Мур» и «Лорд Клайв» отбыли к острову Фолнесс для экспериментов по буксировке вдали от посторонних глаз. Понтон размещался между двумя мониторами, выступая вперёд примерно на 150 метров. Испытания прошли успешно, последовал срочный заказ на ещё два понтона; остальные 12-дюймовые мониторы тоже стали готовить к буксировке. Для этого отозвали назад «Принс Руперт», а также «Робертс» (HMS Roberts), игравший роль резервного буксировщика.
В эти же дни окончательно решилась судьба «Маршала Нея»: несмотря на то, что его дизели нормально отработали в Портсмуте, корабль решили вывести из активной службы. Два набега германских эсминцев на стоянку Даунс у Рамсгейта выявили необходимость в её защите, и монитор с его малой уязвимостью к торпедам и достаточно мощным вооружением подходил для этого как нельзя лучше. «Маршал Ней» прошёл очередное перевооружение, и уже 5 апреля стал брандвахтой на рейде. Ровно через две недели он отбил налёт шести немецких гидросамолётов, а 27 апреля — атаку эсминцев. После этого рейды на стоянку прекратились, и до конца войны скучную сторожевую службу бывшего монитора разбавляли только редкие воздушные налёты.
Готовясь к десанту во Фландрии, Бэкон не оставлял планов о разрушении шлюзов Зебрюгге.
Проблема состояла в том, что требовалось поразить две цели размерами 90×30 футов, находясь, пусть и на пределе досягаемости, под огнём батареи «Кайзер Вильгельм II». По расчёту требовалось выпустить 250 снарядов, что при одном выстреле в минуту (с учётом корректировки) каждым монитором составляло полтора часа нахождения на позиции. Это создавало определённые трудности и в поддержании дымовой завесы, и в корректировке огня с воздуха.
После отложенных или прерванных по различным причинам попыток (25 марта, 8 и 18 апреля) вечером 11 мая флот из 41 корабля вышел к Зебрюгге. «Террор» под флагом адмирала Бэкона буксировал «Маршала Сульта», вернувшегося с модернизации 12 марта, «Эребус» тащил «Сэра Джона Мура», за ними следовали M24 и M26, 10 эсминцев, шесть тральщиков и 19 многоцелевых катеров типа ML. Из трёх самолётов-корректировщиков два вернулись из-за неисправностей, а третий прибыл на место в 03:00 и к моменту открытия огня уже испытывал нехватку топлива — мониторы встали на позиции только в 04:20.
Мониторы открыли огонь в 04:45 с дистанции 26 000 ярдов. Самолёт продержался в воздухе до 05:30, но дымовая завеса полностью закрыла мониторы так, что немецкая батарея перестала отвечать, сделав четыре выстрела. Более того, ветер снёс немецкую завесу, и до 06:00, когда ветер переменился, корабли успели выпустить 175 15-дюймовых снарядов, поразив, по докладам экипажей, ворота шлюза. Результаты разведки оказались обескураживающими: 21 снаряд упал в радиусе 50 ярдов от цели. Потери немцев составили троих убитых и четверых раненых, была повреждена одна насосная станция и разрушена близлежащая дорога. «Эребус» выпустил по северным воротам 63 снаряда, «Террор» и «Сульт» по южным — 61 и 51 снаряд соответственно.
Несбыточные планы и потери
Летние месяцы 15-дюймовые мониторы потратили на патрулирование, особенно когда в июле 12-дюймовые мониторы готовились к высадке. При этом Дуврский патруль пополнился пришедшим 6 июня из Египта M23. По плану после взятия хребта Мессин сухопутные части должны были развернуть наступление на северо-запад, к побережью. В этот момент флот высаживаль 1-ю дивизию численностью 13 750 человек в трёх местах на расстоянии примерно в одну милю между Вестенде и Мидделкерке.
Для высадки предполагалось использовать три понтона, буксируемые парой мониторов каждый, с пехотой, тремя танками, четырьмя 13-фунтовыми (76-мм) полевыми пушками и парой 4,5-дюймовых (114-мм) гаубиц на понтоне. «Генерал Вулф» и «Генерал Крауфурд» буксировали восточный, «Лорд Клайв» и «Сэр Джон Мур» — центральный, «Принс Юджин» и «Принс Руперт» — западный понтоны, «Робертс» оставался в резерве, 15-дюймовые мониторы должны были подавить батареи, а четыре малых — осуществлять непосредственное сопровождение. Штаб размещался на M25, также соединение включало вспомогательные крейсера, эсминцы, тральщики и другие суда для обеспечения высадки и снабжения.
Мониторы были собраны на Темзе, отрабатывая действия ночью или в облачную погоду; 1-ю дивизию изолировали в лагере под Дюнкерком для обеспечения секретности подготовки. Третья битва при Ипре началась 31 июля с больших надежд, но немецкая оборона и погода остановили наступающие войска. Весь август моряки и солдаты первой дивизии безуспешно ждали сообщения о взятии Роулерса (Руселаре), что должно было послужить сигналом к посадке десанта на корабли. В сентябре погода мешала меньше, но войска смогли продвинуться к 20 сентября только на две мили. Дни, когда погода и приливы позволяли совершить высадку, стремительно таяли, и Бэкон предложил провести ограниченную операцию для уничтожения береговых батарей. Хейг отказался от такого плана, и 2 октября десантные силы распустили.
Пока 12-дюймовые мониторы ждали успехов на суше, Бэкон не собирался ограничиваться патрулированием. В этот раз для атаки была выбрана более крупная цель — верфь Остенде. Вечером 4 июня «Эребус» и «Террор» в сопровождении 22 эсминцев и катеров-постановщиков дымовой завесы вышли к Остенде. Заняв позицию в 13 милях от цели, корабли после восьми пристрелочных выстрелов открыли огонь по верфи, добившись накрытия. Батареи «Тирпиц» и «Дойчланд» ответили точными залпами по корректировке с аэростата, но английскому истребителю удалось его сбить.
Обе стороны использовали дымовые завесы, и через 15 минут немцы закрыли цель. Несмотря на это, мониторы вели огонь ещё 25 минут, к 04:00 выпустив 115 снарядов, добившись 20 попаданий и уничтожив подводную лодку UC 70 (позже была поднята и введена в строй), три земснаряда и пару барж, а также разрушив постройки. Ни один из двух плавучих доков не пострадал, поэтому Бэкон использовал любую возможность для повторной бомбардировки.
4 сентября «Маршал Сульт» выпустил 28 снарядов с максимальной дистанции с хода, а 22 и 25 сентября верфь бомбардировал «Террор» (35 и 31 снаряд соответственно). В результате обстрелов верфи был нанесён значительный ущерб. Один из двух плавучих доков затонул вместе с находящимися в нём двумя миноносцами — правда, их позже подняли. Также были разрушены ворота дока. После таких повреждений немцы фактически забросили Остенде, перенеся всю деятельность в Брюгге. Тем не менее, 21 октября Остенде обстрелял «Маршал Сульт», выпустив 19 снарядов и взорвав артиллерийский погреб немецкой зенитной батареи.
В октябре все мониторы прошли докование: шесть 12-дюймовых в Портсмуте, три 15-дюймовых поочерёдно в плавдоке на Тайне, а из Египта пришёл ещё один малый монитор M21. После докования корабли вернулись в Дувр, кроме «Принс Руперта» отправленного назад для службы в качестве брандвахты, но к концу месяца Дуврский патруль неожиданно остался всего с одним 15-дюймовым монитором. Около полуночи на 19 октября стоящий на якоре недалеко от Дюнкерка «Террор» сотрясли три взрыва: немецкие миноносцы A 59, A 60 и A 61 в темноте провели неожиданную торпедную атаку с близкой дистанции, после чего открыли огонь. Три 450-мм торпеды поразили монитор — две справа в нос, а третья в 80 футах ближе к корме, в начало буля. При помощи буксира «Террор» посадили на мель у берега.
Через 10 дней Бэкон лишился ещё одного нового монитора.
Ещё в марте 1917 года немцы применили новое оружие. Управляемый по проводам взрывающийся катер типа FL 1, развивающий скорость 30 узлов и несущий 700-кг заряд, разрушил 1 марта пирс в Ньюпорте. 3 сентября катер FL 8 был потоплен малым монитором M23, расстрелявшим его из 3-дюймовок с дистанции 400 метров, а вот последовавшую через пару месяцев атаку FL 12 отразить не удалось.
В полдень 28 октября, когда «Эребус» находился в 20 милях от Остенде, окружённый фонтанами от снарядов катер проскочил за его кормой и, развернувшись на 180°, ударил в центр корпуса. Огромный фонтан воды и обломков накрыл монитор, но буль спас от серьёзных повреждений. Погибло двое и было ранено 15 членов экипажа. Монитор вернулся в Дувр, после чего его отправили в Портсмут для ремонта. При осмотре в сухом доке было установлено, что взрыв уничтожил 50 футов (15 метров) буля, но остальные повреждения ограничились противоторпедной переборкой. Монитор вернулся в Дувр уже через три недели, 21 ноября.
«Террор» же чуть не оказался на дне благодаря по-настоящему бараньему упрямству своего командира, кэптена Чарлза Брутона (Charles W. Bruton). Капитан Джон Айрон (John Iron), назначенный Бэконом главным по спасательным работам, прибыл на буксире из Дувра рано утром 19 октября. С приходом второго буксира монитор отбуксировали в Дюнкерк. Осмотр показал, что 50 футов носа ниже главной палубы почти полностью разрушены, а вверх разрушения идут до палубы полубака. Дальше к корме ущерб ограничили були. Попытка заделать пробоины не удалась, поэтому Айрон и строитель «Террора» Джозеф Коллэкотт (Joseph S. Collacott) укрепили переборки, откачав воду из неповреждённых и мало пострадавших отсеков.
Переход до Дувра 21 октября со скоростью 7 узлов прошёл успешно, но дальнейший переход в Портсмут Айрон рекомендовал выполнить кормой вперёд, чтобы снизить нагрузку на переборки. Когда вечером 23 октября монитор покидал Дувр, стало ясно, что кэптен Брутон полностью проигнорировал рекомендации какого-то спасателя. К моменту выхода погода испортилась, в полночь подул сильный ветер, волны стали захлёстывать верхнюю палубу. Кораблём стало трудно управлять, вдобавок из строя вышли помпы, и вода начала накапливаться на верхней палубе.
После того, как лопнул буксировочный трос, в 03:30 Брутон приказал покинуть корабль, хотя под палубой не было никаких признаков воды. К 08:00 погода сменилась, корабль осмотрели, взяли на буксир и возвратили в Дувр. Вторая попытка состоялась 28 октября, уже под личным контролем Айрона. Помня о характере Брутона, он вызвал третий буксир, после чего два первых потащили «Террор» кормой вперёд.
Всё шло хорошо до Фолкестона, когда Брутон решил продолжить плавание… носом вперёд. Айрон вызвал буксир, чтобы покинуть «Террор» и оставить его вместе со строптивым капитаном, после чего испуганный Брутон покинул мостик и спустился вниз. «Террор» кормой вперёд без происшествий отбуксировали в Портсмут, где поставили в ремонт. В Дувр монитор вернулся в январе следующего 1918 года. К сожалению, следственная комиссия, расследуя оставление «Террора», не вызвала Айрона и не стала касаться первопричины происшествия, сведя всё к обсуждению второстепенных вопросов типа выхода из строя помп. Так как Бэкон поддержал командира монитора, кэптен Брутон смог уйти от ответственности.
В ноябре к оставшемуся в одиночестве «Маршалу Сульту» присоединились 12-дюймовые мониторы. Опять потянулась рутина патрулирования пролива с перестрелками с немецкими миноносцами, налётами авиации и огнём береговых батарей.
Новый командующий
В декабре «Принс Юджин» и «Лорд Клайв» ушли на переоборудование для установки 18-дюймовых орудий. 28 декабря 1917 года сэра Реджинальда Бэкона на должности командующего Дуврского патруля сменил вице-адмирал Роджер Киз (Roger J.B. Keyes), а в январе патруль лишился «Сульта», ушедшего на модернизацию после возвращения из ремонта «Эребуса» и «Террора».
Тем временем немецкая береговая оборона продолжала совершенствоваться: строились новые батареи, начала применяться звуковая разведка, помехи радиосвязи. К дымовым завесам добавились ложные разрывы снарядов. Английская техника бомбардировки тоже продолжала совершенствоваться.
21 марта началось немецкое Весеннее наступление. Рано утром немецкие эсминцы попытались обстрелять железную дорогу между Ньюпортом и Дюнкерком. С находившихся у побережья «Террора» и M25 заметили их, после чего «Террор» выстрелил осветительным зарядом и открыл огонь из 6-дюймовок. На помощь из Дюнкерка вышли эсминцы, и противник быстро отошёл. Разумеется, мониторы не смогли принять участие в преследовании, но узнавший о нападении Киз приказал «Террору» нанести ответный удар. Во второй половине дня монитор обрушил 39 снарядов на Остенде с дистанции 26 500 ярдов. Эсминцы поражены не были, пострадали прибрежные районы города.
В апреле адмирал Киз предпринял несколько попыток блокировать Зебрюгге и Остенде. По плану, авторство которого не известно, так как Бэкон явно преувеличивает сделанное им, а Киз не упоминает план Бэкона вообще, «Принс Юджин» и «Лорд Клайв» подавляли батарею «Тирпиц», «Генерал Крауфурд» — батарею «Гинденбург», «Маршал Сульт» — батарею «Дойчланд», «Террор» и «Эребус» действовали против батарей Зебрюгге. «Сэр Джон Мур» оставался прикрывать противолодочные патрули в Дуврском проливе.
Первая попытка 11 апреля была отменена из-за погоды, когда блокирующие силы уже находились в море и мониторы успели отстрелять 50 снарядов по батареям Остенде. В ночь на 18 апреля «Террор», «Маршал Сульт»» «Принс Юджин», «Эребус» и M26 обстреляли береговые батареи западнее Остенде.
После ещё одной неудачной попытки операция всё же началась вечером 22 апреля. Мониторы встали в канале Вест-Дип и в 23:10 открыли огонь по батареям. Немного опоздавшие «Террор» с «Эребусом» не стали обстреливать шлюзы, а в 23:30 сразу начали обстрел батареи «Кайзер Вильгельм II». «Сульт» выпустил 87 снарядов, 12-дюймовые мониторы — в среднем по 50.
Немецкие батареи полностью подавить не удалось, плюс у Остенде немцы сняли буи, и использованные в качестве брандеров старые бронепалубные крейсеры «Сириус» (HMS Sirius) и «Бриллиант» (HMS Brilliant) сели на мель далеко от фарватера. В Зебрюгге атака была более успешной: однотипные «Сириусу» и Бриллианту» крейсеры «Интрепид» (HMS Intrepid) и «Ифигения» (HMS Iphigenia) удалось затопить в канале, лишь «Тетис» (HMS Thetis) сел на отмель на подходе. Тем не менее, проход через канал для подлодок остался — стало ясно, что необходима ещё одна попытка.
Между операциями по блокированию мониторы продолжали нести патрулирование и обстреливать побережье — так, 3 мая «Сэр Джон Мур» и «Принс Юджин» выпустили 30 снарядов по Мидделкерке. Следующую попытку блокировать Остенде предприняли в ночь на 10 мая, но один из двух брандеров вышел из строя, а второй, повреждённый, посадили на мель на бровке канала, опять не перекрыв проход полностью. При этом «Эребус» и «Террор», сопровождаемые M21 и M25, израсходовали на подавление батареи «Тирпиц» 92 снаряда. «Принс Юджин» и «Сэр Джон Мур» подавляли мелкие батареи.
Попытки блокирования Остенде брандерами прекратили, а бомбардировки продолжались дальше, причём с нарастающей интенсивностью. В ночь на 16 мая батареи Вестенде были обстреляны малыми мониторами M23, M26 и M27, выпустившими 51 снаряд, двумя ночами позже налёт повторили уже 62 снарядами.
7 июля «Эребус» в Дюнкерке был поражён двумя бомбами, попавшими в правый буль, а 9 июля «Террор», «Сульт» и M21 обстреляли земснаряды и спасательные суда у Зебрюгге, пытавшимся расчистить проход. Перемена ветра, который снёс дымовую завесу, и точный ответный огонь немцев вынудили свернуть операцию после 25 выстрелов с каждого монитора.
29 июля состоялся последний бой «Маршала Сульта»: он вместе с новым монитором «Горгон» (HMS Gorgon) и M21 подавлял батарею «Тирпиц». Так как дистанция превышала дальность стрельбы, то пришлось повысить угол возвышения орудий до 33°, затопив один буль. Монитор успел выпустить всего 10 снарядов, когда комбинация из технических проблем и 30 снарядов с немецкой батареи прервала обстрел. В том же месяце патруль лишился двух малых мониторов: M25 и M32 стали готовить к отправке на Белое море.
Летом «Эребусу» заменили стволы главного калибра, а в сентябре то же самое проделали с «Террором», орудия которого выпустили больше 300 снарядов каждое — включая 40 в бытность главным калибром «Маршала Нея».
Последние залпы
Когда 28 сентября началось наступление Фландрской группы армий союзников, её поддерживали огнём семь тяжёлых мониторов. Не хватало «Лорда Клайва», в середине августа ушедшего за своей 18-дюймовкой, и «Маршала Сульта», вставшего 13 сентября в док в Портсмуте. Ночная бомбардировка обрушилась на Остенде и Зебрюгге, имитируя подготовку к высадке, при этом ответный огонь был достаточно точным: на «Эребусе» насчитали 56 близких разрывов.
В 07:00 корабли заняли позиции у Вест-Дип. Составившие 1-й дивизион «Эребус» и «Террор» подавляли вражеские батареи у городка Слийпе, 2-й дивизион, в который свели «Принс Юджин», «Сэр Джон Мур», «Генерал Крауфурд», M26 и M27, вёл в условиях плохой погоды неспешный огонь по береговым батареям, а 3-й дивизион — «Горгон» и «Генерал Вулф» — пытался уничтожить своими дальнобойными пушками мост в Снаскерке.
Выяснилось, что при стрельбе корабль получает достаточно заметный крен, который вынуждает делать паузу для прекращения колебаний. Также, в результате ветра и прилива корабль с трудом удерживал позицию, и ему понадобилась помощь буксира. Однако монитор смог выпустить днём 44 18-дюймовых снаряда, добавив после обеда ещё восемь, почти полностью израсходовав боекомплект к 18-дюймовкам. Удивительно, но скорострельность оказалась выше, чем на испытаниях — каждый выстрел давался в среднем за 2 минуты 38 секунд вместо 4 минут. Второй дивизион из-за плохой видимости выпустил всего лишь 120 12-дюймовых снарядов, а также около 60 снарядов среднего калибра, «Эребус» и «Террор» потратили около 120 15-дюймовых снарядов. Бомбардировка продолжалась ещё в течение пяти дней, но уже не была такой интенсивной. «Генерал Вулф» выпустил ещё 18 снарядов 29 сентября, и девять — 2–3 октября, целью оставался всё тот же мост.
Наступление опять завязло в грязи Фландрии и продолжилось только 14 октября. Мониторы вели огонь по тем же целям, только к «Генералу Вулфу» добавился пришедший накануне «Лорд Клайв» со своей 18-дюймовкой — правда, он ограничился одним снарядом, выпущенным для пристрелки. Для имитации высадки привели один понтон, построенный для планировавшегося прошлогоднего десанта, который провели вдоль берега. На следующий день «Лорд Клайв» открыл огонь, но успел сделать только три выстрела, как пришёл приказ о прекращении огня; «Генерал Вулф» успел выстрелить только дважды. Остальные 12-дюймовые мониторы отстреляли 174 12-дюймовых снаряда. 17 октября обстрел продолжили, но берег уже молчал — отступающие немцы эвакуировали всё бельгийское побережье, а береговые батареи взорвали.
19 октября для установки 18-дюймовки в Портсмут ушёл «Принс Юджин», но через три дня пришёл приказ о прекращении работ. Корабль вывели из дока, а 12 декабря расформировали экипаж. 20 октября подходивший к Остенде M21 подорвался сразу на двух минах. Нос был полностью разрушен, но корабль сохранил ход, поэтому успел подойти ближе к берегу, прежде чем затонуть на 6-метровой глубине. Пропало без вести пять человек из экипажа. Вернувшийся в это время в Дюнкерк «Маршал Сульт» отправили в Чатем, куда монитор прибыл 25 октября.
Постепенно и остальные мониторы стали покидать Дувр и уходить в Ширнесс, где их экипажи расформировывали, пока в Дувре в ожидании своей судьбы не остались только новые «Эребус» и «Террор». В Остенде и Зебрюгге какое-то время несли службу M24, M26 и M27, вернувшиеся в Дувр в декабре. Затем M27 отправили в Чатем, а два других ушли в Портсмут, где их переоборудовали для службы в Белом море.
Источники и литература:
- Гражданская война. Боевые действия на морях, речных и озёрных системах. Том 2,часть 2 (Север и Северо-Запад). Под редакцией И.В. Егорова и Е.Е. Шведе — Редакционно-издательский отдел Морских сил РККФ, 1926
- Reginald Bacon. The Dover Patrol. 1915–1917 — George H. Doran Company, 1919
- David K. Brown. The Grand Fleet. Warship Design and Development 1906–1922 — Seaforth Publishing, 2010
- Ian Buxton. Big Gun Monitors: Design, Construction and Operations 1914–1945 — Seaforth Publishing, 2008
- Julian S. Corbett. History of the Great War. Naval operations. Based on Official Documents — Longmans Green and Co, 1923
- Jim Crossley. Monitors of the Royal Navy. First published in Great Britain — Pen & Sword Maritime, 2013
- Steve R. Dunn. Securing The Narrow Sea. The Dover Patrol. 1914–1918 — Seaforth Publishing, 2017
Комментарии к данной статье отключены.