С окончанием Первой мировой войны, в которой британские корабли огневой поддержки действовали в районе Дарданелл и у побережья Фландрии, для них нашлась другая работа. Мощные орудия мониторов поддержали интервенцию Антанты в Россию, а также действия войск белых.
Война после войны
С 1915 года в северных русских водах находилось небольшое количество британских кораблей, которые защищали основной маршрут снабжения союзной России через Архангельск. После революции 1917 года главными задачами британских сил здесь стала защита накопленных военных складов, сопротивление любому немецкому продвижению из Финляндии и предотвращение перевода немецких войск на Западный фронт, а также оказание помощи беженцам.
В Архангельск отправились войска для защиты военных складов и обеспечения безопасности двух основных транспортных маршрутов на юг: железной дороги до Вологды и реки Двины до Котласа. Для таких операций нужны были корабли с малой осадкой, поэтому в конце июня 1918 года мониторы M23 и M25 получили приказ подготовиться к службе в Беломорской эскадре. 26 июля они покинули Чатем и 9 августа прибыли в Архангельск.
Город уже был оккупирован войсками Антанты, поэтому M23 отправили в Кемь для защиты железной дороги в Мурманск, а M25 — на Северную Двину для поддержки английских, канадских и американских войск.
Красные отошли на юго-восток, взяв с собой почти все речные пароходы и удерживая реку до Березника около устья реки Вага. Деревню Троица оборонял их отряд в 60 человек при двух 37-мм пушках Маклена, а у устья Ваги оставался один буксир; его 22 человека команды при двух пулемётах задерживали все встретившиеся суда. 14 августа в Красноборск красные начали формировать речную флотилию, вооружая собранные гражданские пароходы 37-мм и 76-мм орудиями.
Был сформирован штаб флотилии из семи человек, остальные моряки составили десантную роту трёхвзводного состава. 15 августа флотилия выдвинулась на фронт, куда прибыла через два дня. Также прибыло два небольших отряда: латышских стрелков (28 человек при двух пулемётах) и коммунистов (20 человек при двух пулемётах). Эти силы вместе с присоединившимися военморами с буксира заняли оборону у деревень Троице и Борки выше устья Ваги.
В завязавшихся боях отряды красноармейцев потеряли батарею пушек Маклена (четыре человека убито, трое ранены, двое попали в плен). Канонерская лодка «Богатырь» получила три попадания, ещё два человека было ранено на канонерской лодке «Могучий» огнём с захваченной 37-мм батареи. Линию фронта удалось стабилизировать с подходом к красным частей 1-го Вологодского полка.
Монитор M25 тоже получил повреждения: снаряд попал в каюту капитана, убив четверых и ранив семерых человек, в основном из расчёта 12-фунтовой (76-мм) пушки. 14 сентября монитор столкнулся в тумане с находящейся в дозоре канонерской лодкой «Могучий» и потопил её двумя 7,5-дюймовыми (190-мм) снарядами. Погибло 18 человек, семь было взято в плен и лишь пяти членам экипажа удалось спастись вплавь. Второе столкновение с британскими кораблями закончилось для канонерских лодок красных поражением, и, несмотря на пришедший в конце августа 4-й Морской отряд численностью 1000 человек, они начали отход к Котласу, закрепившись у деревни Нижняя Тойма и прикрываясь установкой мин на Двине.
Британские корабли из-за приближения ледостава отошли в Архангельск, полностью возложив защиту района на сухопутные части. Получившие ещё 15 сентября морские орудия (два 120-мм, четыре 102-мм, пять 75-мм, одна 37-мм зенитка) красные срочно усиливали свою флотилию, вооружив канонерские лодки «Мурман» (три 75-мм орудия, переименована в «Павлин Виноградов») и «Какстон» (два 75-мм орудия, переименована в «Коммунист»), а также две плавбатареи по две 102-мм пушки (№1 и №2). Батарея №3 со 120-мм пушками была вооружена позже и в боях 1918 года не участвовала. 25 сентября усилившиеся таким образом части 6-й армии и Северо-Двинской флотилии красных перешли в контрнаступление и к 11 октября отбросили интервентов, взяв деревни Концеборье и Нижний Тулгас.
К моменту перемирия с Германией интервенция союзников постепенно переросла в прямую поддержку белых не только на севере России, но и на юге и востоке. В начале 1919 года союзники решили всё же вывести свои силы из России, однако для прикрытия отхода понадобились подкрепления. Черчилль, теперь военный министр, организовал снаряжение добровольческих войск и кораблей, которые должны были отправиться в Россию как можно скорее. Военно-морские силы включали в себя бывшие мониторы Дувра M24, M26 и M27, а также M31, M33 и «Хамбер» (HMS Humber) из Средиземноморья. К ним добавлялись четыре канонерские лодки. Все шесть мониторов покинули Великобританию в середине мая, чтобы успеть к ледоставу в Белом море и на Двине.
Кампания предыдущего года показала, что 7,5-дюймовые мониторы, несмотря на мощь вооружения, имеют слишком большую осадку для действий на Северной Двине, поэтому после прибытия в Россию M24 и M26 остались в Архангельске. M23 после вскрытия льда для поддержки сухопутных войск до прибытия более мелкосидящих кораблей поднялся вверх по реке, обстреляв 6 мая Тулгас, занятый частями красных.
Вскоре в район боев прибыли мелкосидящие канонерские лодки, и командир M23 коммандер Себальд Грин (Sebald W.B. Green) возглавил импровизированный отряд. Северо-Двинская флотилия красных, не справившаяся до подхода британских кораблей с береговой артиллерией интервентов, перешла к обороне, выставив в ночь на 7 мая минное заграждение поперёк Двины от устья Нюмы до мыса Троица.
17 мая к британской флотилии присоединился монитор M25, проходивший ремонт в Архангельске, а 3 июня командование принял кэптен Эдвард Алтем (Edward Altham), пришедший на штабном корабле «Бородино».
Весеннее наступление Колчака и его успехи заставили отбросить планы на отвод войск, и Черчилль потребовал продолжить наступление с целью захватить Котлас и соединиться с войсками Сибирской армии. «Хамбер», M27 и M33 прибыли 14 июня, а M31 — на следующий день вместе с минными тральщиками. Это подкрепление позволило 23 июня вернуться в Архангельск более глубокосидящему M23.
Вскоре после этого было предпринято крупное наступление для захвата деревень Троица и Сельцо, примерно в 30 милях выше Березника по течению. «Хамбер», M27 и M33 были активно задействованы не только для подавления батарей красных на берегу, но и для боев с кораблями Северо-Двинской флотилии. В боях хорошо показала себя трёхствольная 4-дюймовая (102-мм) установка монитора M27, дававшая общую скорострельность около 50 выстрелов в минуту; также активно для огня по берегу использовалась лёгкая артиллерия, в том числе зенитные пушки.
Низкая посадка британских кораблей создавала проблемы при ведении боев на реках, однако опыт взаимодействия с авиацией, наработанный ещё в Дуврском патруле, зачастую позволял вести огонь с недоступной красным дистанции. В результате боев Северо-Двинская флотилия 19 июня потеряла от удара с воздуха плавучую батарею №5 «Канск», а 27 июня монитор M33 получил попадания в корму. Ни экипаж красной плавбатареи, ни экипаж монитора не пострадали, зато 24 июня и 3 июля на минах подорвались два британских тральщика — «Суорд Дэнс» (HMS Sword Dance) и «Фанданго» (HMS Fandango).
Сельцо было взято к вечеру 10 августа, но обстановка к тому времени радикально изменилась: восстание в начале июля 1-го батальона Славянско-Английского союзного легиона и общая ненадёжность белых войск, отход Колчака и всё большее нарастающее недовольство продолжением войны в самой Великобритании вкупе заставили принять окончательное решение о выводе войск из России. Были предприняты все усилия, чтобы облегчить корабли настолько, чтобы они спустились по мелеющей реке, перенеся на баржи всё съёмное оборудование и запасы. С «Хамбера» сняли 3-дюймовую броню, а также а также 6-дюймовую (152-мм), 3-дюймовую (76-мм) и 3-фунтовую (76-мм) пушки. Большинство кораблей, за исключением M25 и M27, удалось облегчить до осадки 5 футов 3 дюйма.
К 30 августа всем крупным кораблям, за исключением M25 и M27, удалось вернуться в Архангельск. Севшие на грунт у Чамовского переката, они были взорваны 16 сентября после безуспешной попытки снять их с мели. Перешедшую в наступление красную Северо-Двинскую флотилию задержали с помощью магнитных мин. Так, 23 сентября подорвался и затонул тральщик «Белогор», а на следующий день в этом же месте погиб тральщик «Посыльный» и подорвался тральщик «Ударный».
Летом командование Беломорской эскадры отправило в метрополию запрос на крейсер или другой хорошо вооружённый корабль. Монитор «Эребус» (HMS Erebus), использовавшийся в качестве учебного судна при Артиллерийской школе в Чатеме, был в полной готовности, поэтому, получив 30 июля все положенные запасы, через три дня покинул Ширнесс и 13 августа прибыл в Мурманск. Проведя неделю в Кеми, он перешёл в Онегу. Там вместе с M23 и самолётами с авиатранспорта «Найрана» (HMS Nairana) 28 августа «Эребус» обстрелял город и порт, выпустив с 18 000 ярдов 28 15-дюймовых (381-мм) и 20 4-дюймовых снарядов. M23 добавил к ним 28 7,5-дюймовых снарядов. На следующий день бомбардировку повторили, но 30 августа оба монитора ушли в Архангельск, а оттуда в Кемь.
В сентябре все остальные мониторы собрались в Архангельске, откуда в течение месяца отправились в Англию. Последним ушёл M23, отправленный на прикрытие в Кандалакшу и вернувшийся в Ширнесс 4 ноября.
Возвращающийся после эвакуации Мурманска «Эребус» 12 октября получил приказ зайти в Копенгаген. Командующий британскими силами на Балтике ещё летом требовал два монитора, в передаче которых ему отказывали, и в конце концов Адмиралтейство дало приказ на отправку «Эребуса». Монитор прибыл в Бьерке 23 октября, а 27 октября вместе с крейсерами «Дели» (HMS Delhi) и «Дьюнедин» (HMS Dunedin) открыл огонь по кронштадтским фортам красных «Красная Горка» и «Серая Лошадь».
Трёхдневная бомбардировка фортов не дала особых результатов. Наступление Юденича на Петроград уже давало сбои, и расстрелявший почти весь боекомплект «Эребус» отправили в Либаву. Он прибыл 7 ноября, как раз к начавшемуся наступлению немцев из Железной дивизии Западной Добровольческой армии Бермондт-Авалова на город. Получив 8 ноября боекомплект, на следующий день монитор открыл ураганный огонь по наступающим войскам, в течение нескольких дней израсходовав почти все боеприпасы. Несмотря на прекращение немецкого наступления, корабль оставался в Либаве до зимы, вернувшись домой в Чатем в последний день уходящего 1919 года.
Британские военно-морские силы также были задействованы на юге России. Они вошли в Чёрное море после перемирия с Турцией и к началу 1919 года поддерживали генерала Деникина против большевиков. С выводом немецких войск красные захватили большую часть юга России, включая почти весь Крым, но в апреле 1919 года белые всё ещё держались в крайнем восточном углу полуострова, а также на юго-востоке на материке.
Для оказания помощи в Крым с оккупационной службы в Константинополе перевели два малых монитора. Первым в Севастополь 24 марта пришёл M17. Вскоре он вступил в бой, открыв огонь по красным батареям в Бакале, к северу от города. Обстрел вёлся 7 и 8 апреля, а на следующий день прибыл M18, после чего оба монитора в середине апреля отправились в Азовское море для действий в районе Керченского полуострова. В то время, как крупные корабли союзников охраняли южный фланг от бухты Каффа, мониторы встали на якорь у Ак-Моная на северном фланге. Их мощные 9,2-дюймовые (234-мм) орудия оказались очень полезны, помогая отражать атаки красных и обстреливая железнодорожные узлы за линией фронта.
3 мая к M17 и M18 присоединился M29, два 6-дюймовых орудия которого были более эффективны из-за большей скорострельности. Тяжёлые 9,2-дюймовые орудия, несмотря на все свои достоинства, гораздо меньше подходили для обстрела войск, но M17 и M18 за апрель и май выпустили более 100 снарядов. Напряжённая служба начала сказываться на кораблях, и M17 пришлось отбуксировать обратно в Мудрос, где он заменил M22.
Когда 15 июня M22 добрался до Крыма, большевики уже были отброшены, поэтому монитор отправили в Геническ на северном берегу Азовского моря. Вместе с M18 он обстреливал позиции Красной армии и кавалерию, а также железнодорожные линии, помогая белогвардейцам завоевать контроль над Крымом и Нижним Доном. Когда Деникин двинулся на север, мониторы ушли: M18 и M22 — в Ялту, а M29 — в Константинополь для ремонта.
В начале августа M18 ушёл на Мальту, а M22 и M29 вернулись для поддержки деникинцев в предстоящих операциях на северо-западе Чёрного моря, включая планируемый захват Николаева. Чтобы открыть для наступления Деникина путь вверх по Бугу и Днепру, необходимо было взять форты в Очакове и Кинбурне. В начале августа M22 совершил короткий артналёт, за которым 12 и 13 августа последовала мощная бомбардировка M29, крейсера «Карадок» (HMS Caradoc) и эсминца «Стедфаст» (HMS Steadfast). Вскоре после этого Николаев был взят, а запланированный обстрел Одессы пришлось отменить, так как войска Деникина уже заняли город. К сентябрю большая часть юга России оказалась в руках белых, поэтому два оставшихся монитора покинули Чёрное море: 23 сентября M22 и M29 вышли из Ялты на буксире, прибыв на Мальту 2 октября.
Закат карьеры мониторов Первой мировой
После заключения в ноябре 1918 года перемирия с Германией потребность как в кораблях огневой поддержки сухопутных войск, так и мощной охране гаваней отпала. Мониторы оказались не у дел, и в 1919 году в Иммингхэме в отстое находилось девять единиц — «Эберкромби» (HMS Abercrombie), «Хэвлок» (HMS Havelock), «Робертс» (HMS Roberts), «Принс Юджин» (HMS Prince Eugene), «Генерал Вулф» (HMS General Wolfe), «Эрл оф Питерборо» (HMS Earl of Peterborough), «Сэр Томас Пиктон» (HMS Sir Thomas Picton) и «Северн» (HMS Severn) с «Мерси» (HMS Mersey) — так как верфи были завалены работой. Там к ним временно присоединились «Принс Руперт» (HMS Prince Rupert) и «Лорд Клайв» (HMS Lord Clive). Первый в марте 1920 года отбуксировали в Чатем, где корабль служил для жилья полиции верфи, а второй отправили в Портсмут в качестве опытового судна.
Проектируемые новые линкоры и крейсеры должны были иметь трёхорудийные башни, которые никогда до этого не использовались в Королевском флоте, и возникли вопросы по стрельбе из подобных установок. Вооружение «Лорда Клайва» полностью демонтировали, и на месте прежней 18-дюймовой установки водрузили трёхорудийную 15-дюймовую, собранную из двух башен одного из отменённых к постройке линейных крейсеров типа «Худ» (HMS Hood).
1 февраля 1920 года «Лорда Клайва» отбуксировали в Нор, где в течение месяца испытывали установку. Опыты показали, что никаких проблем с трёхорудийными башнями нет, и «Лорд Клайв» остался в Портсмуте в отстое вплоть до разборки в 1927 году. «Принс Руперт» в мае 1923 года был продан фирме «Бирдмор»: её верфь простаивала без работы, и разборка монитора позволила сохранить ядро квалифицированных кадров.
Мониторы «Генерал Крауфурд» (HMS General Craufurd) и «Сэр Джон Мур» (HMS Sir John Moore) весь 1919 год провели в качестве артиллерийских учебных судов в Норе. Первый было выставили на продажу в Румынию, но сделка не состоялась, и в 1920 году оба корабля включены в список на продажу на слом.
В 1920 году, когда верфи немного освободились, мониторы стали выводить в Портсмут, где их разоружали, попутно демонтируя ценные детали — при этом «Робертс» вооружение сохранил. Все три 14-дюймовых (356-мм) монитора стали частью массовой покупки военных кораблей на металлолом компанией «Ти Дабл Ю Уорд» из Шеффилда. 9 мая 1921 года Адмиралтейство продало компании 113 устаревших единиц общим весом около 300 000 тонн по фиксированной ставке 2,50 фунта стерлингов за тонну, впоследствии сниженной до 2,20 фунтов стерлингов. Покупка включала пять линкоров, 12 крейсеров, 88 эсминцев и миноносцев, 12-дюймовые (305-мм) мониторы «Генерал Вулф», «Генерал Крауфурд» и «Принц Юджин», а также бывшие бразильские речные мониторы «Северн» и «Мерси». Цена каждого тяжёлого монитора составила 11 000 фунтов стерлингов.
Однако Адмиралтейство оставило за собой право отменить сделку в любой момент, и 14-дюймовые мониторы были сохранены. 8 ноября 1921 года «Сэр Томас Пиктон», «Сэр Джон Мур» и «Эрл оф Питерборо» продали компании «Слау Трейдинг» по цене 1,19 фунта стерлингов за тонну — всего на сумму 28 085 фунтов стерлингов. Компания отправила все три монитора на разборку в Германию, где они и были сданы на слом в 1922 году. Это вызвало вопросы у Парламента, так как уровень безработицы в самой Великобритании оставался слишком высоким.
Оставшиеся три 14-дюймовых монитора стояли в Портсмуте и Спитхеде до 1927 года, когда «Эберкромби» и «Хэвлок» наконец-то продали на слом всё той же «Ти Дабл Ю Уорд». «Робертс» же использовался в качестве опытового судна в различных экспериментах. В 1925 году он стал плавучей причальной мачтой и заправочной станцией для дирижаблей. В начале 1930-х старый корабль использовали для натурных испытаний новых систем противоторпедной защиты, соорудив на нем двойное дно и буль. Результаты испытаний легли в основу противоторпедной защиты нового авианосца «Арк Ройал» (HMS Ark Royal) и линейных кораблей типа «Кинг Джордж V» (HMS King George V). В результате корабль передали «Ти Дабл Ю Уорд» только в 1936 году в обмен на лайнер «Маджестик» (RMS Majestic), который перед этим продали на слом, но в последствии решили использовать для размещения рабочих в Росайте. «Робертс» намного пережил остальные 14-дюймовые мониторы.
Что в качестве «Маршала Сульта» (HMS Marshal Soult) Адмиралтейство сохраняет готовый артиллерийский корабль, было понятно ещё до окончания Первой мировой войны: монитор имел вполне приличные размеры, артустановку последней из применяемых в Королевском флоте моделей и директор. Плохие мореходные качества, вызванные слабыми двигателями, никак не могли быть помехой для корабля, стоящего в гавани, а его содержание обходилось в разы ниже стоимости линкора.
Поэтому 14 ноября 1918 года монитор покинул Чатем и ушёл в Портсмут, где использовался при артиллерийской школе, перейдя через три месяца в Девонпорт на аналогичную роль. В 1921 году его заменил крейсер «Глориес» (HMS Glorious), но после решения о переоборудовании последнего в авианосец «Маршал Сульт» вернулся к исполнению старых обязанностей. В 1923 году предлагалось использовать все три 15-дюймовых монитора в качестве плавучих батарей новой базы в Сингапуре, но предпочтения были отданы обычным береговым батареям. В 1926 году «Маршал Сульт» поменялся с «Эребусом» местами, перейдя в Чатем, в котором находился в качестве учебного корабля следующие 14 лет службы.
«Маршал Ней» (HMS Marshal Ney) также прожил долгую жизнь. Номинально включённый в список на утилизацию, в феврале 1919 года он служил в Куинборо плавказармой для экипажей моторных катеров типа ML, после чего в сентябре вернулся в Ширнесс как жилое судно. В следующем году его перевели в Портсмут в качестве плавбазы при школе подплава, полностью разоружив и сняв мачту.
В июле 1922 года бывший монитор ещё раз сменил место службы, а заодно и название, перейдя в Девонпорт и получив имя «Вивид» (HMS Vivid). Там корабль оставался следующие 35 лет, став почти неузнаваемым под кучей надстроек, дававших дополнительное жилье. Он ещё дважды сменил название, уйдя на покой в 1957 году как «Алуния II» (HMS Alaunia II), пережив всех своих более боеспособных «одноклассников».
С началом Второй мировой войны «Маршала Сульта» решили вернуть на боевую службу. Была запланирована замена дизелей, но так как даже с новой силовой установкой проектная скорость монитора не превышала 8 узлов, от этих планов отказались, а его артиллерию главного калибра отписали новому монитору.
В марте 1940 года «Маршала Сульта» привели на буксире в Портсмут. Там демонтировали его башню, и «обезглавленный» корабль стал плавбазой траулеров и моторных тральщиков. В период налётов на Британию бронепалуба старого монитора сделала его очень популярным как бомбоубежище: корабль прошёл свою вторую войну почти без повреждений, получив одно попадание авиабомбы в марте 1941 года. «Маршала Сульта» вывели из строя 31 марта 1946 года, а ещё через четыре месяца списали на слом.
В отличие от тяжёлых мониторов, их уцелевшим в боях 13 малым собратьям была уготована долгая и довольно интересная жизнь.
Уже в конце 1919 года все дизельные мониторы, кроме М24, а также три паровых были внесены в список на продажу. В начале следующего года «Англо-Саксон Петролеум» (будущая «Шелл») приобрела M16, M17, M18, M19, M20 и M24, а M26 и M32 купила от имени своего нидерландского филиала. За каждый было уплачено 7500 фунтов стерлингов. Бывшие мониторы переоборудовали в танкеры вместимостью 500 тонн нефти и дали им незамысловатые имена, означающие по-малайски числительные от 1 до 8: M24 — «Сату» (Satoe), M26 — «Дуа» (Doewa), M16 — «Тига» (Tiga), M32 — «Эмпат» (Ampat), M20 — «Лима» (Lima), M18 — «Энам» (Anam), M17 — «Туджу» (Toedjoe), M19 — «Делапан» (Delapan).
Первое время все они возили нефть от мест добычи на озере Маракайбо на нефтеперегонный завод в Кюрасао. Впоследствии малые танкеры раскидали по терминалам компании и её филиалов по всему миру. Примечательно, что M18 во время Второй мировой войны реквизировал итальянский флот, а немецкий флот забрал M32, что не помешало последнему пойти на слом только в 1951 году во Франции в качестве… винного танкера под названием «Колетт Ришар» (Colette Richard). Долгожителем же из восьмёрки танкеров оказался бывший M20, разобранный только в 1968 году!
Пять оставшихся Королевскому флоту Великобритании мониторов использовались в учебных целях. M23 переоборудовали в учебный корабль Королевского военно-морского добровольческого резерва (RNVR — Royal Naval Volunteer Reserve) и в августе 1922 года переименовали в «Клеверхаус» (HMS Claverhouse). В этом качестве бывший монитор и прослужил следующие 37 лет.
Остальные четыре корабля стали учебными минзагами при торпедных школах, получили на палубы минные рельсы, краны и потеряли артиллерийское вооружение. В декабре 1925 года всем четырём кораблям присвоили имена. M22 назвали «Медеей» (HMS Medea), M29 — «Медузой» (HMS Medusa), M31 — «Мельпоменой» (HMS Melpomene), а M33 — «Минервой» (HMS Minerva). В 1937 году корабли стали постепенно выводить из строя, заменяя более новыми.
В ночь на 23января 1939 года погибла «Медея» — при буксировке в шторм лопнул буксир, и корабль выбросило на скалы возле Тревос-Хед на северном побережье Корнуолла. Один человек погиб, остальных удалось спасти, сам корабль пришлось разобрать на месте.
Остальные экс-мониторы спасла начавшаяся война. «Мельпомена», служившая на начало войны в Девонпорте учебным торпедным кораблём (имела один 533-мм аппарат), в 1940 году была переименована в «Менелая» (HMS Menelaus), чтобы не путать с французским миноносцем «Мельпомен» (La Melpomène), присоединившимся к силам «Свободной Франции» в сентябре того же года. Прослужив в этом качестве всю войну, «Менелай» был разобран на металл в 1948 году.
«Медуза» на Мальте получила лебёдку с повреждённого тральщика и использовалась как ремонтное судно для торпедных катеров, позволяя без докования поднимать им корму для смены винтов.
В сентябре 1941 корабль переименовали в «Тэлбот» (HMS Talbot), и он стал плавбазой 10-й флотилии подводных лодок. В марте 1942 года бывший монитор получил повреждения в результате налёта люфтваффе, что привело к временному выводу флотилии с Мальты. «Тэлбот» снова приступил к своим обязанностям, когда флотилия вернулась в июле, а затем отправилась на Сардинию в декабре 1943 года.
Когда в феврале 1944 года прибыла 1-я флотилия подводных лодок, бывший монитор переименовали в «Медуэй II» (HMS Medway II) и продолжили использовать в качестве плавбазы. После войны её отбуксировали в Великобританию, где и сдали на слом в 1947 году.
Списанная еще в январе 1939 года «Минерва» с началом новой войны использовалась как штаб, в 1943 году её переоборудовали в плавмастерскую и отбуксировали в Клайд, а в 1946 году вернули в Портсмут. Прослужив так до 1985 года, бывший монитор отправился на реставрацию. После долгого ремонта к 2007 году его восстановили до облика 1915 года, и сейчас M33 находится в Портсмуте рядом с линейным кораблём XVIII века «Виктори» (HMS Victory).
Источники и литература:
- Гражданская война. Боевые действия на морях, речных и озёрных системах. Том 2,часть 2 (Север и Северо-Запад). Под редакцией И.В. Егорова и Е.Е. Шведе — Редакционно-издательский отдел Морских сил РККФ, 1926
- Reginald Bacon. The Dover Patrol. 1915–1917 — George H. Doran Company, 1919
- David K. Brown. The Grand Fleet. Warship Design and Development 1906–1922 — Seaforth Publishing, 2010
- Ian Buxton. Big Gun Monitors: Design, Construction and Operations 1914–1945 — Seaforth Publishing, 2008
- Julian S. Corbett. History of the Great War. Naval operations. Based on Official Documents — Longmans Green and Co, 1923
- Jim Crossley. Monitors of the Royal Navy. First published in Great Britain — Pen & Sword Maritime, 2013
- Steve R. Dunn. Securing The Narrow Sea. The Dover Patrol. 1914–1918 — Seaforth Publishing, 2017
Комментарии к данной статье отключены.