В 1973 году на верфи судостроительной компании Vickers в порту Барроу-ин-Фернесс был заложен лёгкий авианосец Invincible — первый в одноимённом классе кораблей Королевского военно-морского флота Великобритании. Изначально он задумывался как крейсер-вертолётоносец, на котором могла бы разместиться авиагруппа из девяти вертолётов. Помимо этого, конструкторы заложили в проект возможность размещения на корабле палубных штурмовиков с вертикальным или укороченным взлётом и посадкой. В 1980 году HMS Invincible вошёл в состав британского флота. К этому времени на авианосце водоизмещением 22 000 т базировались пять ударных самолётов с вертикальным взлётом и посадкой «Харриер» и девять вертолётов «Си Кинг».
В середине 1970-х годов шах Ирана Мохаммед Реза Пехлеви выразил желание приобрести три корабля класса Invincible и 25 самолётов «Харриер». Однако его военно-морской флот не имел достаточного количества персонала ни для обслуживания кораблей, ни для эксплуатации палубных истребителей. Пока иранская сторона неторопливо вела переговоры, Великобритания утратила интерес к сделке. Следующее предложение поступило от Королевского австралийского военно-морского флота. Нуждаясь в замене устаревшего авианосца HMAS Melbourne, австралийцы были готовы заплатить 175 000 000 фунтов стерлингов за HMS Invincible. В 1981 году правительство Маргарет Тэтчер опубликовало «Белую книгу», в которой заявило о необходимости сокращения расходов на оборону и о продаже авианосца в русле этой политики. Австралия собиралась переименовать корабль в HMAS Australia и использовать его в качестве вертолётоносца. Но тут свои коррективы внесла Фолклендская война.
В апреле 1982 года HMS Invincible вместе с авианосцем предыдущего поколения HMS Hermes выдвинулся в Юго-Западную Атлантику. В ходе боевых действий авиагруппа HMS Invincible увеличилась до восьми самолётов «Харриер» и двенадцати вертолётов «Си Кинг». Аргентина утверждала, что один из её штурмовиков повредил авианосец крылатой противокорабельной ракетой AM 39 Exocet. Впрочем, когда HMS Invincible вернулся в Великобританию, следов попадания ракеты на нём не было.
В последующие годы авианосец участвовал в операциях НАТО на Балканах (1999), нанося воздушные удары по Сербии, и во вторжении в Ирак в 2003 году. Через два года HMS Invincible был списан. В 2010 году его купила турецкая компания Leyal Ship Recicling, и авианосец отправился в Турцию на слом.
Комментарии к данной статье отключены.