1 октября 1942 года из Бомбея вышел британский пароход «Каир» (SS City of Cairo), которому по пути в Великобританию предстояло зайти в Кейптаун (Южно-Африканский Союз) и Пернамбуку (Бразилия). На борту парохода находилось 311 человек: пассажиры, моряки-ласкары из колоний и члены экипажа. Помимо людей, судно перевозило почти 7 500 т грузов, в том числе 2 000 ящиков с серебряными монетами.
Вечером 6 ноября пароход находился в Южной Атлантике, в 770 км к югу от острова Святой Елены. Здесь его и обнаружила немецкая подводная лодка U 68 под командованием Карла-Фридриха Мертена. В 21:36 субмарина выпустила торпеду, и та поразила цель. Находившиеся на «Каире» люди погрузились на спасательные шлюпки, во время эвакуации погибло шесть человек. Через 20 минут вторая торпеда отправила пароход на дно. Мертен извинился перед спасшимися за то, что потопил их судно, и продолжил свой путь.
Пассажирам шлюпок предстоял непростой путь к суше. Вскоре они потеряли друг друга из виду. В течение трёх недель их по частям подбирали британский пароход SS Clan Alpine, бразильский миноносец Caravelas и немецкое торговое судно Rhakotis. Часть спасшихся попала на остров Святой Елены, часть в Ресифи (Бразилия), некоторые после нескольких «пересадок» оказались во французском Сен-Назере и даже в Испании. Всего из-за атаки в Южной Атлантике погибло 104 человека.
В 2011 году дайверы из британской компании Deep Ocean Search (DOS) обнаружили затонувший пароход на глубине 5 150 м и решили поднять со дна самый ценный его груз — серебряные монеты. На такой глубине исследователям прежде не доводилось работать, и высокое давление не раз выводило из строя аппаратуру. В 2013 году в ходе самой глубоководной на сегодняшний день «спасательной операции» водолазы сумели извлечь из-под обломков около 100 т монет стоимостью 50 000 000 долларов. Находку поделили между собой британское Казначейство и спасатели DOS.
Комментарии к данной статье отключены.