• События
  • Люди
  • Танки
  • Флот
  • Авиация
  • Стрелковое оружие
  • Военный хайтек
  • Другое оружие
  • English version
  • Поиск
    • События
    • Люди
    • Танки
    • Флот
    • Авиация
    • Стрелковое оружие
    • Военный хайтек
    • Другое оружие
    • English version

    Поиск

    Войти

    Написать
    Популярное
    • 17 March '22
      Боевые повозки фараона
    • 24 February '22
      Японские линкоры вступают в бой
    • 24 February '22
      На мирно спящих аэродромах Тонкина
    • 24 February '22
      Славные дети Марианны: тест Warspot
    • 21 February '22
      Немецкий контрудар у Кюстрина
    • 17 February '22
      Византийские приключения Харальда Хардрады
    • 16 February '22
      Уцелевшее население Венгрии — эвакуировать на территорию СССР
    • 14 February '22
      «Маузер» с русско-чешским акцентом
    • 08 February '22
      Skyranger 30 HEL: зенитка на все случаи жизни
    • 07 February '22
      Мизенский флот и гнев Везувия
    • 07 February '22
      Опираясь на собственные силы
    • 06 February '22
      На что способен микродрон за $195 000
    43

    Британские «москиты»: конец года в мажоре

    • ВМВ
    • флот
    • Германия
    • Великобритания
    Сергей Марченко
    01 June '19

    Начало осени 1942 года стало не самым удачным временем для британских катерников: они теряли свои корабли и их командиров, врагу доставались пленные и секретные документы, при этом собственные успехи экипажей «москитов» Прибрежных сил были более чем скромными. Однако закончить год удалось всё же на оптимистичной ноте.

    Гибель рейдера «Комет»

    В октябре 1942 года немцы, намереваясь использовать становившиеся всё длиннее ночи и сезонное ухудшение погоды, решили провести через Ла-Манш вспомогательный крейсер «Комет» (HSK 7 Komet), направлявшийся из Германии в очередной поход в океан. Последние неудачи британских Прибрежных сил, видимо, были восприняты исключительно как собственные достижения, поэтому эскорт был ещё слабее, чем у крейсера «Штир» (HSK 6 Stier) в мае.

    Выйдя из Флиссингена в полночь 8 октября для перехода в Булонь, «Комет» западнее Дюнкерка потерял на британских акустических минах раумботы R-77, R-78, R-82 и R-86 из своего эскорта, хотя несколькими часами ранее этим же маршрутом сторожевик V-1513 без приключений отконвоировал буксир. Это вынудило рейдер укрыться в Дюнкерке. Он вышел оттуда только спустя четыре дня, благополучно достиг Булони, а оттуда перешёл в Гавр, всё ещё не замеченный противником.

    Между тем, британцы из радиоперехватов получили информацию о том, что немцы «собираются провести вниз по Каналу важную боевую единицу». Для операции по перехвату, получившей название «Боуэри» (Bowery — «Хутор»), в Портсмуте было собрано соединение эскортных миноносцев типа «Хант» (Hunt-class) и организован поиск с воздуха. Узнав, что враг уже достиг Гавра, миноносцы и торпедные катера переместились вниз по Ла-Маншу в Дартмут.

    ​Немецкий вспомогательный крейсер «Комет» - Британские «москиты»: конец года в мажоре | Warspot.ru
    Немецкий вспомогательный крейсер «Комет»

    Немцы вышли из Гавра в 19:00 13 октября. Ордер соединения был стандартным: возглавлявший эскорт командир 3-й флотилии миноносцев корветтен-капитан Ганс Вильке (Hans Wilcke) находился на головном T-14, с правого борта рейдер прикрывал T-10, с левого, обращённого к берегу — T-4, а замыкал строй T-19. Корабли держали интервал и дистанцию около 2,5 кабельтовых и шли со скоростью 13 узлов. Спустя всего два часа на переходе через залив Сены британский патрульный «Суордфиш» осветил немецкое соединение ракетами. Несмотря на очевидную опасность, командир «Комета» капитан-цур-зее Ульрих Брокзин (Ulrich Brocksien) отклонил предложение Вильке укрыться в Шербуре, который немцы прошли после полуночи 14 октября, и приказал продолжать движение.

    В это время к мысу Ла-Хог из Дартмута уже направлялось соединение «А» лейтенант-коммандера Ингрэма в составе пяти эскортных миноносцев «Коттесмор» (HMS Cottesmore), «Куорн» (HMS Quorn), «Олбрайтон» (HMS Albrighton) и норвежских «Глейсдейл» (HNorMS Glaisdale) и «Эскдейл» (HNorMS Eskdale). Его сопровождало соединение «C» — восемь торпедных катеров 9-й и 11-й флотилий (MTB-49, MTB-55, MTB-56, MTB-84, MTB-95, MTB-203, MTB-229 и MTB-236). Из Плимута вышло соединение «B»: миноносцы «Ферни» (HMS Fernie), «Тайндейл» (HMS Tynedale), «Броклсби» (HMS Brocklesby) и польский «Краковяк» (ORP Krakowiak). Оно должно было перехватить немцев в случае, если они ускользнут от кораблей Ингрэма.

    Корабли из Дартмута следовали тремя отрядами — впереди шли пять «Хантов», а за ними, двумя дивизионами — торпедные катера. Дул умеренный западный ветер, было очень темно. Первый дивизион катеров отстал от «Хантов» и потерял с ним контакт, из-за чего второй, следовавший за ним, также потерял контакт с Ингрэмом, а концевой в колонне катеров MTB-236 утратил контакт со всеми группами. Так как соблюдалось полное радиомолчание, о совместных действиях не могло быть и речи.

    Около 01:00 «Ханты» обнаружили немцев на контркурсе севернее мыса Ла-Хог. Невероятно — хотя немцы имели радар на «Комете» и береговые РЛС, британцы достигли полной внезапности! Следуя колонной во главе с «Коттесмором», они выпустили осветительный снаряд, повисший по левому, противоположному от них борту противника, и открыли огонь с 4000 ярдов. Несмотря на то, что «Ханты» сосредоточились на «Комете», ближайший к ним T-10 тут же получил два четырёхдюймовых снаряда в машинное отделение и снизил ход до 8 узлов. Миноносец повернул к берегу и поставил дымовую завесу. Его капитан намеревался стрелять торпедами, но аппараты были развёрнуты в другую сторону. T-10 повернулся к противнику кормой, и очередной британский снаряд ударил в бомбосбрасыватель, вызвав серию взрывов сложенных там глубинных бомб и пожар на корме.

    ​Немецкий миноносец Тип 1935 - Британские «москиты»: конец года в мажоре | Warspot.ru
    Немецкий миноносец Тип 1935

    Теперь британцы безнаказанно расстреливали рейдер полными залпами. Немецкие миноносцы имели только по одному 105-мм орудию, но T-10 выпал из боя в первые же минуты, а сектор обстрела T-4 был перекрыт «Кометом». Последний открыл огонь из 150-мм орудий по правому борту, но его зенитчики в панике принялись стрелять во все стороны, повредив T-4, T-19 и T-14 и убив несколько человек из их экипажей, включая корветтен-капитана Вильке. Горящему T-10 удалось восстановить ход до 24 узлов, когда очередное попадание четырёхдюймового снаряда в котельное отделение с правого борта снова вызвало падение скорости. Получив ещё одно попадание, с выведенным из строя вооружением и 11 убитыми на борту, T-10 ушёл в сторону берега. Тем временем и «Коттесмор», и T-4 сообщили об уклонении от вражеских торпед. Внося свой вклад в неразбериху, открыли огонь немецкие береговые батареи. К 01:15 «Комет» сильно горел.

    По свидетельству замещавшего командира MTB-236 мичмана Роберта Дрейсона (Robert Q. Drayson), потеряв остальные катера дивизиона, он на 30 узлах направился прямо к мысу Ла-Хог. В 00:30 Дрейсон увидел «большое количество трассирующих и осветительных снарядов приблизительно в семи милях в направлении Шербура» и увеличил скорость до 35 узлов. «В 00:47 в 2–3 милях от места боя, катер снизил скорость и повернул вправо, следуя в направлении берега, чтобы перехватить любого противника, прошедшего мимо Ингрэма».

    В 00:55 по пеленгу 160° было замечено «торговое судно водоизмещением 4000 тонн, следовавшее на 15-18 узлах». В 01:05 MTB-236 снизил обороты двигателей и на 6 узлах начал сближение с целью, которая находилась в миле от него и освещалась вспышками выстрелов. В 01:10 (по хронологии Ингрэма около 01:15) Дрейсон с 500 ярдов выстрелил двумя торпедами. Одновременно у катера вышел из строя правый двигатель, но он продолжал двигаться в направлении цели. В судно «попали обе торпеды, вызывая вторичные взрывы и пожар от носа до кормы. Корму катера подбросило от взрывов. Центральный двигатель также вышел из строя, а левый перегрелся и работал только на низких оборотах», давая возможность MTB-236 уйти на 15 узлах.

    В 01:15–01:16 «Комет» взорвался. Как сообщал Ингрэм, «сначала произошёл взрыв, за которым через секунду последовал другой, куда более мощный. Огненный столб поднялся на высоту 400 футов; судно разнесло на куски, а горящая нефть разлилась приблизительно на квадратную милю моря». Огненный шар взрыва был замечен в 20 милях на Нормандских островах. Капитан Брокзин и все 350 членов команды рейдера погибли. На этом бой закончился. Немецкие миноносцы под обстрелом британцев ушли на юг. Те утверждали, что подожгли два немецких миноносца, однако повреждения, причинённые T-4, T-19 и T-14, были незначительными.

    ​«Систершип» победного MTB-236 — 73-футовый MTB-238 фирмы «Воспер» - Британские «москиты»: конец года в мажоре | Warspot.ru
    «Систершип» победного MTB-236 — 73-футовый MTB-238 фирмы «Воспер»

    Соединение «B» находилось в 30 милях к югу от боя. Заметив взрыв «Комета», оно устремилось к месту событий. В 02:15 «Ханты» наткнулись на отходившие немецкие миноносцы. В результате перестрелки на близких дистанциях никто попаданий не добился, однако немецкие береговые орудия открыли точный огонь и нанесли повреждения «Броклсби», ранив двух человек. В 02:34 британцы вышли из боя.

    Поисками выживших членов экипажа «Комета» занялись подошедшие к месту боя восемь шнелльботов 5-й флотилии, возвращавшиеся из безуспешного поиска британского конвоя, но и здесь они никого не нашли.

    Большинство источников приписывает гибель «Комета» торпедам MTB-236, но расследование, проведённое немцами на основании отчётов командиров кораблей охранения, заключило, что пожар, вызванный снарядами «Хантов», добрался до цистерны авиационного горючего в трюме №2. Взрыв бензина вызвал детонацию носового артпогреба.

    Британский дайвер Иннес Маккартни (Innes McCartney), исследовав архивы Адмиралтейства, 4 июля 2006 года нашёл «Комет» на 60-метровой глубине в приливной зоне у мыса Ла-Хог. Рейдер лежит на дне разорванным на две части — почти 50-метровая кормовая часть корпуса покоится в 300 метрах от изувеченной носовой. Экспедиция Маккартни продолжила работу в 2007 году. Было установлено, корабль, несомненно, погиб из-за взрыва боезапаса, но вопрос о том, что послужило его причиной — торпеды MTB-236 или снаряды «Хантов» — до сих пор остаётся открытым.

    Налёт на конвой №1974

    Конвой №1974 из восьми судов вышел из Хук-ван-Холланда в Германию в 09:00 9 ноября 1942 года в охранении форпостенботов V-1109, на котором шёл командир конвоя, V-806, V-808, V-2008 и корабля ПВО F-4. Позднее к ордеру присоединились тральщики командира 1-й флотилии корветтен-капитана Карла Бергельта (Karl Bergelt) — M-8, M-4 и M-7.

    Патруль британских «Мустангов» в 14:00 заметил конвой у Эймейдена, и в атаку поднялись семь «Хадсонов» Берегового командования. Между 18:19 и 18:42 у Ден-Хелдера четыре из них, каждый индивидуально, отбомбились по конвою 250-фунтовыми бомбами со средних высот, но не добились попаданий. Ещё три самолёта не нашли конвой, при этом один не вернулся с задания.

    В 20:54 на протраленном фарватере в семи милях к северу от острова Влиланд подорвалось на мине судно «Вольфрам» (Wolfram, 3648 тонн). Скорость конвоя была снижена до пяти узлов, а V-806 остался с пострадавшим судном. Попытки спасти «Вольфрам» не увенчались успехом, и в 04:00 следующего дня оно затонуло.

    Об обнаружении конвоя командир 21-й флотилии торпедных катеров лейтенант Питер Диккенс (Peter G.C. Dickens) узнал, ещё находясь в Феликстоу, но из выделенных для рейда к голландскому побережью торпедных катеров MTB-234 вообще не смог покинуть гавань, а MTB-232 и MTB-88 из-за поломок вернулись назад. Только MTB-233 лейтенанта Джеймса Фрейзера (James L. Fraser) с Диккенсом на борту и MTB-83 лейтенанта Дэвида Фельче (David Felce) продолжили выполнение задания.

    Выйдя к северу от острова Терсхеллинг, англичане на малом ходу повернули в южном направлении и через семь минут заметили приближающегося неприятеля: F-4, опознанный как эсминец, и два тральщика шли клином во главе конвоя, за ними двигались два головных судна. К счастью для англичан, в этот момент над ними пролетала армада из 213 «Ланкастеров», направлявшаяся бомбить Гамбург, так что шум двигателей катеров немцы не услышали. Так как англичане находились в неудобном для атаки положении, они заглушили двигатели и замерли «в 1000–1500 ярдах от неприятеля».

    В 22:24, наблюдая за конвоем, Диккенс заметил, что в центре ордера нет кораблей охранения — тральщик и три форпостенбота расположились у концевых судов колонны. В 22:29 скорость противника была оценена в шесть узлов. Хотя до конвоя было ещё более 1000 ярдов, центральные суда створились друг с другом, так что Диккенс, выбрав их целью, не боялся промаха. Запустив двигатели, британцы в 22:32–22:33 выпустили торпеды, после чего резко отвернули вправо.

    Шум двигателей справа от конвоя привлёк внимание немцев. С М-8 выстрелили осветительным снарядом, и в его свете показались два британских катера. Тут же два мощных взрыва сотрясли конвой. Немцы открыли огонь из 105-мм орудий, но катера дали 40 узлов и благополучно ушли от обстрела за корму конвоя. Два попадания получило немецкое судно «Ротерзанд» (Rotersand, 4221 тонна), ещё одно — шведское судно «Абиско» (Abisko, 3085 тонн). С ними остался V-808, а конвой последовал дальше. Форпостенбот ещё долго палил во все стороны, отстреливаясь от воображаемого врага, а в 00:06 к нему присоединился F-4. Немцам удалось удержать оба повреждённых судна на плаву и с помощью буксира BS-11 довести их сначала до острова Боркум, а затем в Эмден.

    Командир 21-й флотилии лейтенант Питер Диккенс за этот бой получил орден «За выдающиеся заслуги» (DSO — Distinguished Service Order).

    Успех норвежцев

    С 11 ноября 1942 года в Лервике на Шетландских островах начала действовать как самостоятельное подразделение в составе британского флота норвежская 30-я флотилия торпедных катеров. Она была оснащена восемью новейшими многоцелевыми 110-тонными «Фермайлами D», мореходность и автономность которых (900 миль) позволяла достигать побережья Норвегии и возвращаться назад своим ходом. Задачами флотилии были операции против судоходства во фьордах у норвежского побережья и диверсионные нападения на вражеские береговые объекты. Командовал соединением лейтенант-коммандер Рагнвальд Тамбер (Ragnvald A. Tamber). Первый же выход на поиск принёс крупный успех.

    Утром 26 ноября 1942 года MTB-618 лейтенанта Альфа Андерсена (Alf H. Andersen), MTB-620 лейтенанта Акселя Пребенсена (Axel W. Prebensen) и MTB-623 лейтенанта Альфа Ховика (Alf K. Haavik) вышли из Лервика и направились к берегам Норвегии. В 11:45 MTB-618 отделился и принял к северу, чтобы прочесать пролив Фройс. Остальные катера в 22:30 достигли острова Олден к северу от Бергена, обошли его с севера и на малом ходу пошли вглубь фьорда на восток. Обогнув с юга островок Мокалассет, они повернули на север, к маяку Престой. Теперь катера находились в 14 милях в глубине фьорда. Команды были готовы немедленно вступить в бой.

    Престой был пройдён в 01:08 27 ноября, и катера вышли к Аскевольду. К югу от пирса были замечены на якорях два судна. Командир группы лейтенант Пребенсен нацелился на северное «5000-тонное судно», довернул на него вправо, и только тогда заметил «три небольших эскортных корабля» — на самом деле, из шести находившихся на рейде единиц лишь охотник Uj-1704 было военным кораблём.

    ​Один из торпедных катеров типа «Фермайл D» в 1942 году - Британские «москиты»: конец года в мажоре | Warspot.ru
    Один из торпедных катеров типа «Фермайл D» в 1942 году

    Лейтенант Ховик, следовавший за Пребенсеном в 25 метрах, принял круче вправо и направил MTB-623 на южное «6000-тонное судно». Никакого движения на вражеских судах замечено не было. MTB-620 выпустил обе торпеды с 600 метров, целясь так, чтобы одна из них попала в мидель, но в судно попала всего одна торпеда; вторая прошла в нескольких футах от цели. MTB-623, по докладу, поразил свою цель обеими торпедами — в нос и в мидель, хотя в действительности одна взорвалась от удара о подводную скалу.

    После этого норвежцы дали 25 узлов и повернули на север, в пролив Гранезунд. Только после этого с одного из судов раздались выстрелы. Оглянувшись, в ярком лунном свете норвежцы увидели, что «оба торпедированных судна погружаются, и над водой торчат только их надстройки». Пребенсен радировал: «Потопил два судна в гавани Аскевольда. Всё хорошо».

    На обратном пути погода постепенно ухудшалась, и ветер усилился до сильного бриза. Вскоре катера добрались до Лервика, где пришвартовались в 14:30 27 ноября. За два потопленных вражеских судна два командира катеров были награждены Военным крестом — высшей военной наградой Норвегии. На самом деле, результаты этой блестящей атаки были гораздо скромнее: торпедированное судно «Харвестехуде» (Harvestehude, бывший французский «Вилль-Де-Реймс» (Ville de Reims), 4638 тонн) было посажено на мель и быстро восстановлено, а судно «Герта» (Hertha, 1375 тонн) затонуло, но в августе 1943 года его подняли и отремонтировали.

    Сражение у Ле-Трепора в ночь на 13 декабря 1942 года

    Под занавес года британцы одержали яркую победу, к которой оказались причастны и Прибрежные силы. В 17:00 12 декабря из Булони в сопровождении форпостенботов V-1802, V-1809, V-1525 и тральщика M-1609 вышли прорыватели минных заграждений SP-144 и SP-178. Они направлялись из Германии в Руайян в устье Жиронды на усиление 2-й флотилии прорывателей, осуществлявшей сопровождение конвоев у атлантического побережья Франции.

    Быстро опустились сумерки. Небо было ясное, звёздное, безлунное, дул 5-балльный юго-западный ветер, на море было 3-балльное волнение при средней видимости. Конвой следовал со скоростью 7,5 узлов. Головным шёл SP-144 (бывший голландский каботажник «Байерланд» (Beijerland), 387 брт), за ним SP-178 (бывший немецкий каботажник «Гаусс» (Gauss), 1236 брт). По оба борта каждого из них находилось по кораблю эскорта, при этом командир конвоя фрегаттен-капитан Адольф Фендель (Adolf Fendel) на V-1525 шёл по левому борту SP-144.

    В 22:10 конвой повернул вправо и лёг на курс 250°, а в 22:40 у Ле-Трепора, что северо-восточнее Дьеппа, был атакован кораблями противника.

    Как оказалось, британцы заметили проход конвоя через Дуврский пролив и срочно организовали операцию «Вальюбл» (Valuable — «Драгоценный»). На поиск конвоя из Портсмута были направлены соединение «A» (1-й дивизион — эсминцы «Уитшед» (HMS Whitshed), «Вустер» (HMS Worcester) и «Веспер» (HMS Vesper), 2-й дивизион — эскортные миноносцы «Олбрайтон», «Броклсби» и норвежский «Эскдейл») и соединение «B» (MGB-613, MGB-615, MGB-616 и MTB-85, MTB-86 и MTB-243).

    ​«Эскдейл» — эскортный миноносец типа «Хант», ходивший под флагом Королевского военно-морского флота Норвегии. 14 апреля 1943 года потоплен немецкими торпедными катерами S-65, S-90 и S-112 - Британские «москиты»: конец года в мажоре | Warspot.ru
    «Эскдейл» — эскортный миноносец типа «Хант», ходивший под флагом Королевского военно-морского флота Норвегии. 14 апреля 1943 года потоплен немецкими торпедными катерами S-65, S-90 и S-112

    Соединение «A» вышло к французскому побережью у Вёлет-Сюр-Мер и, не найдя там конвоя, двинулось ему навстречу. Атака британцев оказалась совершенно неожиданной для противника. «Уитшед» лейтенант-коммандера Артура Тэлбота (Arthur A.F. Talbot) сразу открыл огонь по правому головному судну конвоя, в то время как другие британские корабли осветили поле боя. Немцы открыли ответный огонь и повернули к Дьеппу.

    В 22:55 целью «Уитшеда» стал SP-178. Последний отстреливался из всех стволов (одно 88-мм, одно 37-мм, восемь 20-мм, три 15-мм орудия). К обстрелу самой крупной цели присоединились «Веспер» лейтенанта Дугласа Бромли (Douglas H.R. Bromley) и «Эскдейл» лейтенант-коммандера Скуле Сторхейла (Skule V. Storheill). Втроём англичане и норвежцы так изрешетили свою цель, что уже через 10 минут после начала обстрела она отправилась на дно вместе с 99 из 102 членами экипажа. Претензия «Уитшеда» на торпедирование не подтверждается результатами обследования дайверами останков SP-178, лежащих на глубине 25 метров. Фендель получил радиосообщение, что SP-178 затонул, только в 00:30 13 декабря.

    При обстреле SP-178 досталось и V-1525, который вместе с V-1802 защищал SP-144. В то же время огнём 37-мм орудий немец «поразил британский эсминец, заставив его увеличить дистанцию». Подвергаясь обстрелу в течение 45 минут, фрегаттен-капитан Фендель резко повернул на курс 270° и наткнулся на «ещё три вражеских эсминца». Форпостенбот отвернул влево, едва не протаранив SP-144.

    Спустя 20 минут после начала боя V-1809, V-1525 и M-1609 прикрыли удирающий к Дьеппу курсом 250° SP-144. Поражаемый огнём англичан, M-1609 загорелся. В 23:15 V-1525 «попал под перекрёстный обстрел двух катеров». Другие английские корабли присоединились к обстрелу. Фендель отстреливался из 37-мм орудия, когда «эсминец неожиданно прервал бой и быстро удалился с задымлённым носом». В 23:35 V-1525 прекратил по нему стрелять, когда эсминец вышел за пределы досягаемости.

    В 23.54 эскорт снова вступил в перестрелку с эсминцами «на дистанции нескольких миль», но безрезультатно для обеих сторон. После этого командир конвоя потерял остальные свои корабли и самостоятельно направился в Дьепп, но в 00:40 в девяти милях от порта, услышав шум боя на северо-востоке, он повернул в этом направлении. Именно в это время SP-144 был настигнут «Олбрайтоном» и «Эскдейлом» и в 01:30 отправлен на дно торпедой «Эскдейла» вместе со всем экипажем из 36 человек. В 01:55 Фендель снова повернул было в Дьепп, но перехватил сигнал бедствия с M-1609 и отправился на его поиск. Тральщик вскоре нашёлся, и в 04:15 избитые V-1525 и M-1609 вошли, наконец, во внешнюю гавань Дьеппа. Туда же прибыли и оба форпостенбота 18-й флотилии.

    Все шесть английских боевых кораблей, участвовавших в сражении, были повреждены. «Уитшед» получил «попадание четырёхдюймового снаряда в ватерлинию, из-за чего был вынужден снизить скорость до 20 узлов и отправиться в шестинедельный ремонт; погиб один член экипажа. «Эскдейл» из-за повреждённого рулевого управления провёл в ремонте в Портсмуте месяц, «Вустер» и «Броклсби» отделались осколочными повреждениями корпуса и соответственно четырёх- и пятидневным ремонтом; на последнем был один погибший. «Олбрайтон», также повреждённый близким разрывом, не нуждался в ремонте, а «Веспер», получивший восемь попаданий и раненного командира, после ремонта отправился на модернизацию. Британские «москиты» к месту сражения не поспели.

    Подводя итоги 1942 года, можно утверждать: несмотря на большие потери и всё ещё невысокую результативность, торпедные и артиллерийские катера британцев сумели вынудить врага сражаться с максимальным напряжением сил. Учитывая же стремительно увеличивающуюся численность катеров, их усиливающееся вооружение, оснащение радиоэлектронным и другим оборудованием, расширяющееся взаимодействие с авиацией и эффективные организационные мероприятия, были все основания рассчитывать, что следующий, 1943 год будет куда более «урожайным».


    Источники и литература:

    1. Admiralty War Diaries
    2. http://www.forum-marinearchiv.de
    3. http://www.naval-history.net
    4. Peter Arndt. Deutsche Sperrbrecher 1914–1945 — Bernard & Graefe Verlag, Bonn, 2005
    5. Bryan Cooper. The E-Boat Threat — London, Macdonald and Jane's, 1970
    6. Barnett Correlli. Engage the Enemy More Closely: The Royal Navy in the Second World War — W.W. Norton & Co., 1991
    7. Peter Dickens. Night Action: MTB Flotilla at War — Seaforth Publishing, 2010
    8. Lothar Frädrich, Günther Naims. Seekrieg im Ärmelkanal: Vorpostenboote an vorderster Front — Mittler & Sohn Verlag, 2003
    9. Robert Gardiner. Conway's All the World's Fighting Ships, 1922–1946 — London and Annapolis, MD, Conway Maritime Press, 1980
    10. Antony Hitchens. Gunboat Command: the Biography of Et. Cdr. Robert Hichens DSO DSC RNVR — Barnsley, Pen & Sword, 2007
    11. David Jefferson. Coastal Forces at War: Royal Navy 'Little Ships' in World War 2 — Patrick Stephens Ltd, 1996
    12. Paul J. Kemp. British Coastal Forces of World War II: a Pictorial Survey — ISO Publications, 1997
    13. John Lambert. Allied Coastal Forces of WWII — Conway Maritime, 2005
    14. John Lambert. The Fairmile 'D' Motor Torpedo Boat (Anatomy of the Ship) — Conway Maritime Press, 2005
    15. Leonard C. Reynolds. Home Waters MTBs and MGBs at War — Stroud, Sutton, 2000
    16. War Diary: German Naval Staff Operations Division — Washington, D.C.: Office of Naval Intelligence, 1948–1955
    17. Gordon Williamson. E-Boat vs. MTB: The English Channel 1941–1945 — Osprey Publishing, 2011

    Сергей Марченко

    Конец курортного сезона кригсмарине на Warspot.ru
    Конец курортного сезона кригсмарине
    Скользящие над волнами, сеющие смерть на Warspot.ru
    Скользящие над волнами, сеющие смерть
    Недолгая жизнь, невеликая слава на Warspot.ru
    Недолгая жизнь, невеликая слава
    Поделиться
    • 8
    • 176
    • 5
    • Статьи по теме
    • Комментарии (0)
    Орден за милосердие на Warspot.ru
    Орден за милосердие
    Фото дня: семь жизней линкора «Тирпиц» на Warspot.ru
    Фото дня: семь жизней линкора «Тирпиц»
    Второй бой у Нарвика на Warspot.ru
    Второй бой у Нарвика
    Гибель крейсера «Ковентри» на Warspot.ru
    Гибель крейсера «Ковентри»
    • Статьи по теме
    • Комментарии (0)

    Комментарии к данной статье отключены.

    © 2014 — 2023 Warspot English
    • О нас
    • Связаться с нами
    • Как стать автором
    • Все авторы
    • Все теги
    • Карта сайта
    • Правила
    • Соглашение
    • Политика конфиденциальности
    Warspot Вконтакте
    Присоединяйтесь к нам на Facebook
    Мы в Одноклассниках
    Канал в Telegram
    Лучшие материалы в Яндекс Дзен
     
    ПРИВЕТ!

    ВОЙДИТЕ, ИСПОЛЬЗУЯ ВАШ АККАУНТ

    Ваш комментарий будет сохранен после регистрации

    Я подтверждаю, что условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности мне понятны, и принимаю их.

    • wargaming
    • facebook
    • vkontakte
    • google