Начало осени 1942 года стало не самым удачным временем для британских катерников: они теряли свои корабли и их командиров, врагу доставались пленные и секретные документы, при этом собственные успехи экипажей «москитов» Прибрежных сил были более чем скромными. Однако закончить год удалось всё же на оптимистичной ноте.
Гибель рейдера «Комет»
В октябре 1942 года немцы, намереваясь использовать становившиеся всё длиннее ночи и сезонное ухудшение погоды, решили провести через Ла-Манш вспомогательный крейсер «Комет» (HSK 7 Komet), направлявшийся из Германии в очередной поход в океан. Последние неудачи британских Прибрежных сил, видимо, были восприняты исключительно как собственные достижения, поэтому эскорт был ещё слабее, чем у крейсера «Штир» (HSK 6 Stier) в мае.
Выйдя из Флиссингена в полночь 8 октября для перехода в Булонь, «Комет» западнее Дюнкерка потерял на британских акустических минах раумботы R-77, R-78, R-82 и R-86 из своего эскорта, хотя несколькими часами ранее этим же маршрутом сторожевик V-1513 без приключений отконвоировал буксир. Это вынудило рейдер укрыться в Дюнкерке. Он вышел оттуда только спустя четыре дня, благополучно достиг Булони, а оттуда перешёл в Гавр, всё ещё не замеченный противником.
Между тем, британцы из радиоперехватов получили информацию о том, что немцы «собираются провести вниз по Каналу важную боевую единицу». Для операции по перехвату, получившей название «Боуэри» (Bowery — «Хутор»), в Портсмуте было собрано соединение эскортных миноносцев типа «Хант» (Hunt-class) и организован поиск с воздуха. Узнав, что враг уже достиг Гавра, миноносцы и торпедные катера переместились вниз по Ла-Маншу в Дартмут.
Немцы вышли из Гавра в 19:00 13 октября. Ордер соединения был стандартным: возглавлявший эскорт командир 3-й флотилии миноносцев корветтен-капитан Ганс Вильке (Hans Wilcke) находился на головном T-14, с правого борта рейдер прикрывал T-10, с левого, обращённого к берегу — T-4, а замыкал строй T-19. Корабли держали интервал и дистанцию около 2,5 кабельтовых и шли со скоростью 13 узлов. Спустя всего два часа на переходе через залив Сены британский патрульный «Суордфиш» осветил немецкое соединение ракетами. Несмотря на очевидную опасность, командир «Комета» капитан-цур-зее Ульрих Брокзин (Ulrich Brocksien) отклонил предложение Вильке укрыться в Шербуре, который немцы прошли после полуночи 14 октября, и приказал продолжать движение.
В это время к мысу Ла-Хог из Дартмута уже направлялось соединение «А» лейтенант-коммандера Ингрэма в составе пяти эскортных миноносцев «Коттесмор» (HMS Cottesmore), «Куорн» (HMS Quorn), «Олбрайтон» (HMS Albrighton) и норвежских «Глейсдейл» (HNorMS Glaisdale) и «Эскдейл» (HNorMS Eskdale). Его сопровождало соединение «C» — восемь торпедных катеров 9-й и 11-й флотилий (MTB-49, MTB-55, MTB-56, MTB-84, MTB-95, MTB-203, MTB-229 и MTB-236). Из Плимута вышло соединение «B»: миноносцы «Ферни» (HMS Fernie), «Тайндейл» (HMS Tynedale), «Броклсби» (HMS Brocklesby) и польский «Краковяк» (ORP Krakowiak). Оно должно было перехватить немцев в случае, если они ускользнут от кораблей Ингрэма.
Корабли из Дартмута следовали тремя отрядами — впереди шли пять «Хантов», а за ними, двумя дивизионами — торпедные катера. Дул умеренный западный ветер, было очень темно. Первый дивизион катеров отстал от «Хантов» и потерял с ним контакт, из-за чего второй, следовавший за ним, также потерял контакт с Ингрэмом, а концевой в колонне катеров MTB-236 утратил контакт со всеми группами. Так как соблюдалось полное радиомолчание, о совместных действиях не могло быть и речи.
Около 01:00 «Ханты» обнаружили немцев на контркурсе севернее мыса Ла-Хог. Невероятно — хотя немцы имели радар на «Комете» и береговые РЛС, британцы достигли полной внезапности! Следуя колонной во главе с «Коттесмором», они выпустили осветительный снаряд, повисший по левому, противоположному от них борту противника, и открыли огонь с 4000 ярдов. Несмотря на то, что «Ханты» сосредоточились на «Комете», ближайший к ним T-10 тут же получил два четырёхдюймовых снаряда в машинное отделение и снизил ход до 8 узлов. Миноносец повернул к берегу и поставил дымовую завесу. Его капитан намеревался стрелять торпедами, но аппараты были развёрнуты в другую сторону. T-10 повернулся к противнику кормой, и очередной британский снаряд ударил в бомбосбрасыватель, вызвав серию взрывов сложенных там глубинных бомб и пожар на корме.
Теперь британцы безнаказанно расстреливали рейдер полными залпами. Немецкие миноносцы имели только по одному 105-мм орудию, но T-10 выпал из боя в первые же минуты, а сектор обстрела T-4 был перекрыт «Кометом». Последний открыл огонь из 150-мм орудий по правому борту, но его зенитчики в панике принялись стрелять во все стороны, повредив T-4, T-19 и T-14 и убив несколько человек из их экипажей, включая корветтен-капитана Вильке. Горящему T-10 удалось восстановить ход до 24 узлов, когда очередное попадание четырёхдюймового снаряда в котельное отделение с правого борта снова вызвало падение скорости. Получив ещё одно попадание, с выведенным из строя вооружением и 11 убитыми на борту, T-10 ушёл в сторону берега. Тем временем и «Коттесмор», и T-4 сообщили об уклонении от вражеских торпед. Внося свой вклад в неразбериху, открыли огонь немецкие береговые батареи. К 01:15 «Комет» сильно горел.
По свидетельству замещавшего командира MTB-236 мичмана Роберта Дрейсона (Robert Q. Drayson), потеряв остальные катера дивизиона, он на 30 узлах направился прямо к мысу Ла-Хог. В 00:30 Дрейсон увидел «большое количество трассирующих и осветительных снарядов приблизительно в семи милях в направлении Шербура» и увеличил скорость до 35 узлов. «В 00:47 в 2–3 милях от места боя, катер снизил скорость и повернул вправо, следуя в направлении берега, чтобы перехватить любого противника, прошедшего мимо Ингрэма».
В 00:55 по пеленгу 160° было замечено «торговое судно водоизмещением 4000 тонн, следовавшее на 15-18 узлах». В 01:05 MTB-236 снизил обороты двигателей и на 6 узлах начал сближение с целью, которая находилась в миле от него и освещалась вспышками выстрелов. В 01:10 (по хронологии Ингрэма около 01:15) Дрейсон с 500 ярдов выстрелил двумя торпедами. Одновременно у катера вышел из строя правый двигатель, но он продолжал двигаться в направлении цели. В судно «попали обе торпеды, вызывая вторичные взрывы и пожар от носа до кормы. Корму катера подбросило от взрывов. Центральный двигатель также вышел из строя, а левый перегрелся и работал только на низких оборотах», давая возможность MTB-236 уйти на 15 узлах.
В 01:15–01:16 «Комет» взорвался. Как сообщал Ингрэм, «сначала произошёл взрыв, за которым через секунду последовал другой, куда более мощный. Огненный столб поднялся на высоту 400 футов; судно разнесло на куски, а горящая нефть разлилась приблизительно на квадратную милю моря». Огненный шар взрыва был замечен в 20 милях на Нормандских островах. Капитан Брокзин и все 350 членов команды рейдера погибли. На этом бой закончился. Немецкие миноносцы под обстрелом британцев ушли на юг. Те утверждали, что подожгли два немецких миноносца, однако повреждения, причинённые T-4, T-19 и T-14, были незначительными.
Соединение «B» находилось в 30 милях к югу от боя. Заметив взрыв «Комета», оно устремилось к месту событий. В 02:15 «Ханты» наткнулись на отходившие немецкие миноносцы. В результате перестрелки на близких дистанциях никто попаданий не добился, однако немецкие береговые орудия открыли точный огонь и нанесли повреждения «Броклсби», ранив двух человек. В 02:34 британцы вышли из боя.
Поисками выживших членов экипажа «Комета» занялись подошедшие к месту боя восемь шнелльботов 5-й флотилии, возвращавшиеся из безуспешного поиска британского конвоя, но и здесь они никого не нашли.
Большинство источников приписывает гибель «Комета» торпедам MTB-236, но расследование, проведённое немцами на основании отчётов командиров кораблей охранения, заключило, что пожар, вызванный снарядами «Хантов», добрался до цистерны авиационного горючего в трюме №2. Взрыв бензина вызвал детонацию носового артпогреба.
Британский дайвер Иннес Маккартни (Innes McCartney), исследовав архивы Адмиралтейства, 4 июля 2006 года нашёл «Комет» на 60-метровой глубине в приливной зоне у мыса Ла-Хог. Рейдер лежит на дне разорванным на две части — почти 50-метровая кормовая часть корпуса покоится в 300 метрах от изувеченной носовой. Экспедиция Маккартни продолжила работу в 2007 году. Было установлено, корабль, несомненно, погиб из-за взрыва боезапаса, но вопрос о том, что послужило его причиной — торпеды MTB-236 или снаряды «Хантов» — до сих пор остаётся открытым.
Налёт на конвой №1974
Конвой №1974 из восьми судов вышел из Хук-ван-Холланда в Германию в 09:00 9 ноября 1942 года в охранении форпостенботов V-1109, на котором шёл командир конвоя, V-806, V-808, V-2008 и корабля ПВО F-4. Позднее к ордеру присоединились тральщики командира 1-й флотилии корветтен-капитана Карла Бергельта (Karl Bergelt) — M-8, M-4 и M-7.
Патруль британских «Мустангов» в 14:00 заметил конвой у Эймейдена, и в атаку поднялись семь «Хадсонов» Берегового командования. Между 18:19 и 18:42 у Ден-Хелдера четыре из них, каждый индивидуально, отбомбились по конвою 250-фунтовыми бомбами со средних высот, но не добились попаданий. Ещё три самолёта не нашли конвой, при этом один не вернулся с задания.
В 20:54 на протраленном фарватере в семи милях к северу от острова Влиланд подорвалось на мине судно «Вольфрам» (Wolfram, 3648 тонн). Скорость конвоя была снижена до пяти узлов, а V-806 остался с пострадавшим судном. Попытки спасти «Вольфрам» не увенчались успехом, и в 04:00 следующего дня оно затонуло.
Об обнаружении конвоя командир 21-й флотилии торпедных катеров лейтенант Питер Диккенс (Peter G.C. Dickens) узнал, ещё находясь в Феликстоу, но из выделенных для рейда к голландскому побережью торпедных катеров MTB-234 вообще не смог покинуть гавань, а MTB-232 и MTB-88 из-за поломок вернулись назад. Только MTB-233 лейтенанта Джеймса Фрейзера (James L. Fraser) с Диккенсом на борту и MTB-83 лейтенанта Дэвида Фельче (David Felce) продолжили выполнение задания.
Выйдя к северу от острова Терсхеллинг, англичане на малом ходу повернули в южном направлении и через семь минут заметили приближающегося неприятеля: F-4, опознанный как эсминец, и два тральщика шли клином во главе конвоя, за ними двигались два головных судна. К счастью для англичан, в этот момент над ними пролетала армада из 213 «Ланкастеров», направлявшаяся бомбить Гамбург, так что шум двигателей катеров немцы не услышали. Так как англичане находились в неудобном для атаки положении, они заглушили двигатели и замерли «в 1000–1500 ярдах от неприятеля».
В 22:24, наблюдая за конвоем, Диккенс заметил, что в центре ордера нет кораблей охранения — тральщик и три форпостенбота расположились у концевых судов колонны. В 22:29 скорость противника была оценена в шесть узлов. Хотя до конвоя было ещё более 1000 ярдов, центральные суда створились друг с другом, так что Диккенс, выбрав их целью, не боялся промаха. Запустив двигатели, британцы в 22:32–22:33 выпустили торпеды, после чего резко отвернули вправо.
Шум двигателей справа от конвоя привлёк внимание немцев. С М-8 выстрелили осветительным снарядом, и в его свете показались два британских катера. Тут же два мощных взрыва сотрясли конвой. Немцы открыли огонь из 105-мм орудий, но катера дали 40 узлов и благополучно ушли от обстрела за корму конвоя. Два попадания получило немецкое судно «Ротерзанд» (Rotersand, 4221 тонна), ещё одно — шведское судно «Абиско» (Abisko, 3085 тонн). С ними остался V-808, а конвой последовал дальше. Форпостенбот ещё долго палил во все стороны, отстреливаясь от воображаемого врага, а в 00:06 к нему присоединился F-4. Немцам удалось удержать оба повреждённых судна на плаву и с помощью буксира BS-11 довести их сначала до острова Боркум, а затем в Эмден.
Командир 21-й флотилии лейтенант Питер Диккенс за этот бой получил орден «За выдающиеся заслуги» (DSO — Distinguished Service Order).
Успех норвежцев
С 11 ноября 1942 года в Лервике на Шетландских островах начала действовать как самостоятельное подразделение в составе британского флота норвежская 30-я флотилия торпедных катеров. Она была оснащена восемью новейшими многоцелевыми 110-тонными «Фермайлами D», мореходность и автономность которых (900 миль) позволяла достигать побережья Норвегии и возвращаться назад своим ходом. Задачами флотилии были операции против судоходства во фьордах у норвежского побережья и диверсионные нападения на вражеские береговые объекты. Командовал соединением лейтенант-коммандер Рагнвальд Тамбер (Ragnvald A. Tamber). Первый же выход на поиск принёс крупный успех.
Утром 26 ноября 1942 года MTB-618 лейтенанта Альфа Андерсена (Alf H. Andersen), MTB-620 лейтенанта Акселя Пребенсена (Axel W. Prebensen) и MTB-623 лейтенанта Альфа Ховика (Alf K. Haavik) вышли из Лервика и направились к берегам Норвегии. В 11:45 MTB-618 отделился и принял к северу, чтобы прочесать пролив Фройс. Остальные катера в 22:30 достигли острова Олден к северу от Бергена, обошли его с севера и на малом ходу пошли вглубь фьорда на восток. Обогнув с юга островок Мокалассет, они повернули на север, к маяку Престой. Теперь катера находились в 14 милях в глубине фьорда. Команды были готовы немедленно вступить в бой.
Престой был пройдён в 01:08 27 ноября, и катера вышли к Аскевольду. К югу от пирса были замечены на якорях два судна. Командир группы лейтенант Пребенсен нацелился на северное «5000-тонное судно», довернул на него вправо, и только тогда заметил «три небольших эскортных корабля» — на самом деле, из шести находившихся на рейде единиц лишь охотник Uj-1704 было военным кораблём.
Лейтенант Ховик, следовавший за Пребенсеном в 25 метрах, принял круче вправо и направил MTB-623 на южное «6000-тонное судно». Никакого движения на вражеских судах замечено не было. MTB-620 выпустил обе торпеды с 600 метров, целясь так, чтобы одна из них попала в мидель, но в судно попала всего одна торпеда; вторая прошла в нескольких футах от цели. MTB-623, по докладу, поразил свою цель обеими торпедами — в нос и в мидель, хотя в действительности одна взорвалась от удара о подводную скалу.
После этого норвежцы дали 25 узлов и повернули на север, в пролив Гранезунд. Только после этого с одного из судов раздались выстрелы. Оглянувшись, в ярком лунном свете норвежцы увидели, что «оба торпедированных судна погружаются, и над водой торчат только их надстройки». Пребенсен радировал: «Потопил два судна в гавани Аскевольда. Всё хорошо».
На обратном пути погода постепенно ухудшалась, и ветер усилился до сильного бриза. Вскоре катера добрались до Лервика, где пришвартовались в 14:30 27 ноября. За два потопленных вражеских судна два командира катеров были награждены Военным крестом — высшей военной наградой Норвегии. На самом деле, результаты этой блестящей атаки были гораздо скромнее: торпедированное судно «Харвестехуде» (Harvestehude, бывший французский «Вилль-Де-Реймс» (Ville de Reims), 4638 тонн) было посажено на мель и быстро восстановлено, а судно «Герта» (Hertha, 1375 тонн) затонуло, но в августе 1943 года его подняли и отремонтировали.
Сражение у Ле-Трепора в ночь на 13 декабря 1942 года
Под занавес года британцы одержали яркую победу, к которой оказались причастны и Прибрежные силы. В 17:00 12 декабря из Булони в сопровождении форпостенботов V-1802, V-1809, V-1525 и тральщика M-1609 вышли прорыватели минных заграждений SP-144 и SP-178. Они направлялись из Германии в Руайян в устье Жиронды на усиление 2-й флотилии прорывателей, осуществлявшей сопровождение конвоев у атлантического побережья Франции.
Быстро опустились сумерки. Небо было ясное, звёздное, безлунное, дул 5-балльный юго-западный ветер, на море было 3-балльное волнение при средней видимости. Конвой следовал со скоростью 7,5 узлов. Головным шёл SP-144 (бывший голландский каботажник «Байерланд» (Beijerland), 387 брт), за ним SP-178 (бывший немецкий каботажник «Гаусс» (Gauss), 1236 брт). По оба борта каждого из них находилось по кораблю эскорта, при этом командир конвоя фрегаттен-капитан Адольф Фендель (Adolf Fendel) на V-1525 шёл по левому борту SP-144.
В 22:10 конвой повернул вправо и лёг на курс 250°, а в 22:40 у Ле-Трепора, что северо-восточнее Дьеппа, был атакован кораблями противника.
Как оказалось, британцы заметили проход конвоя через Дуврский пролив и срочно организовали операцию «Вальюбл» (Valuable — «Драгоценный»). На поиск конвоя из Портсмута были направлены соединение «A» (1-й дивизион — эсминцы «Уитшед» (HMS Whitshed), «Вустер» (HMS Worcester) и «Веспер» (HMS Vesper), 2-й дивизион — эскортные миноносцы «Олбрайтон», «Броклсби» и норвежский «Эскдейл») и соединение «B» (MGB-613, MGB-615, MGB-616 и MTB-85, MTB-86 и MTB-243).
Соединение «A» вышло к французскому побережью у Вёлет-Сюр-Мер и, не найдя там конвоя, двинулось ему навстречу. Атака британцев оказалась совершенно неожиданной для противника. «Уитшед» лейтенант-коммандера Артура Тэлбота (Arthur A.F. Talbot) сразу открыл огонь по правому головному судну конвоя, в то время как другие британские корабли осветили поле боя. Немцы открыли ответный огонь и повернули к Дьеппу.
В 22:55 целью «Уитшеда» стал SP-178. Последний отстреливался из всех стволов (одно 88-мм, одно 37-мм, восемь 20-мм, три 15-мм орудия). К обстрелу самой крупной цели присоединились «Веспер» лейтенанта Дугласа Бромли (Douglas H.R. Bromley) и «Эскдейл» лейтенант-коммандера Скуле Сторхейла (Skule V. Storheill). Втроём англичане и норвежцы так изрешетили свою цель, что уже через 10 минут после начала обстрела она отправилась на дно вместе с 99 из 102 членами экипажа. Претензия «Уитшеда» на торпедирование не подтверждается результатами обследования дайверами останков SP-178, лежащих на глубине 25 метров. Фендель получил радиосообщение, что SP-178 затонул, только в 00:30 13 декабря.
При обстреле SP-178 досталось и V-1525, который вместе с V-1802 защищал SP-144. В то же время огнём 37-мм орудий немец «поразил британский эсминец, заставив его увеличить дистанцию». Подвергаясь обстрелу в течение 45 минут, фрегаттен-капитан Фендель резко повернул на курс 270° и наткнулся на «ещё три вражеских эсминца». Форпостенбот отвернул влево, едва не протаранив SP-144.
Спустя 20 минут после начала боя V-1809, V-1525 и M-1609 прикрыли удирающий к Дьеппу курсом 250° SP-144. Поражаемый огнём англичан, M-1609 загорелся. В 23:15 V-1525 «попал под перекрёстный обстрел двух катеров». Другие английские корабли присоединились к обстрелу. Фендель отстреливался из 37-мм орудия, когда «эсминец неожиданно прервал бой и быстро удалился с задымлённым носом». В 23:35 V-1525 прекратил по нему стрелять, когда эсминец вышел за пределы досягаемости.
В 23.54 эскорт снова вступил в перестрелку с эсминцами «на дистанции нескольких миль», но безрезультатно для обеих сторон. После этого командир конвоя потерял остальные свои корабли и самостоятельно направился в Дьепп, но в 00:40 в девяти милях от порта, услышав шум боя на северо-востоке, он повернул в этом направлении. Именно в это время SP-144 был настигнут «Олбрайтоном» и «Эскдейлом» и в 01:30 отправлен на дно торпедой «Эскдейла» вместе со всем экипажем из 36 человек. В 01:55 Фендель снова повернул было в Дьепп, но перехватил сигнал бедствия с M-1609 и отправился на его поиск. Тральщик вскоре нашёлся, и в 04:15 избитые V-1525 и M-1609 вошли, наконец, во внешнюю гавань Дьеппа. Туда же прибыли и оба форпостенбота 18-й флотилии.
Все шесть английских боевых кораблей, участвовавших в сражении, были повреждены. «Уитшед» получил «попадание четырёхдюймового снаряда в ватерлинию, из-за чего был вынужден снизить скорость до 20 узлов и отправиться в шестинедельный ремонт; погиб один член экипажа. «Эскдейл» из-за повреждённого рулевого управления провёл в ремонте в Портсмуте месяц, «Вустер» и «Броклсби» отделались осколочными повреждениями корпуса и соответственно четырёх- и пятидневным ремонтом; на последнем был один погибший. «Олбрайтон», также повреждённый близким разрывом, не нуждался в ремонте, а «Веспер», получивший восемь попаданий и раненного командира, после ремонта отправился на модернизацию. Британские «москиты» к месту сражения не поспели.
Подводя итоги 1942 года, можно утверждать: несмотря на большие потери и всё ещё невысокую результативность, торпедные и артиллерийские катера британцев сумели вынудить врага сражаться с максимальным напряжением сил. Учитывая же стремительно увеличивающуюся численность катеров, их усиливающееся вооружение, оснащение радиоэлектронным и другим оборудованием, расширяющееся взаимодействие с авиацией и эффективные организационные мероприятия, были все основания рассчитывать, что следующий, 1943 год будет куда более «урожайным».
Источники и литература:
- Admiralty War Diaries
- http://www.forum-marinearchiv.de
- http://www.naval-history.net
- Peter Arndt. Deutsche Sperrbrecher 1914–1945 — Bernard & Graefe Verlag, Bonn, 2005
- Bryan Cooper. The E-Boat Threat — London, Macdonald and Jane's, 1970
- Barnett Correlli. Engage the Enemy More Closely: The Royal Navy in the Second World War — W.W. Norton & Co., 1991
- Peter Dickens. Night Action: MTB Flotilla at War — Seaforth Publishing, 2010
- Lothar Frädrich, Günther Naims. Seekrieg im Ärmelkanal: Vorpostenboote an vorderster Front — Mittler & Sohn Verlag, 2003
- Robert Gardiner. Conway's All the World's Fighting Ships, 1922–1946 — London and Annapolis, MD, Conway Maritime Press, 1980
- Antony Hitchens. Gunboat Command: the Biography of Et. Cdr. Robert Hichens DSO DSC RNVR — Barnsley, Pen & Sword, 2007
- David Jefferson. Coastal Forces at War: Royal Navy 'Little Ships' in World War 2 — Patrick Stephens Ltd, 1996
- Paul J. Kemp. British Coastal Forces of World War II: a Pictorial Survey — ISO Publications, 1997
- John Lambert. Allied Coastal Forces of WWII — Conway Maritime, 2005
- John Lambert. The Fairmile 'D' Motor Torpedo Boat (Anatomy of the Ship) — Conway Maritime Press, 2005
- Leonard C. Reynolds. Home Waters MTBs and MGBs at War — Stroud, Sutton, 2000
- War Diary: German Naval Staff Operations Division — Washington, D.C.: Office of Naval Intelligence, 1948–1955
- Gordon Williamson. E-Boat vs. MTB: The English Channel 1941–1945 — Osprey Publishing, 2011
Комментарии к данной статье отключены.