В ноябре 1943 года, после капитуляции Лероса и эвакуации британцев с других островов Эгейского моря, немцы принялись осваивать захваченную акваторию. При наличии незначительного тоннажа торговых судов и на фактически изолированном театре военных действий им предстояло наладить снабжение своих гарнизонов на островах архипелага и вывезти с них на материк массу итальянских военнопленных. Защита морских коммуникаций возлагалась на 9-ю флотилию миноносцев, 12-ю флотилию раумботов и 21-ю противолодочную флотилию.
9-я флотилия миноносцев, которой командовал фрегаттен-капитан Вальтер Риде (Walter Riede), была сформирована в начале октября 1943 года из захваченных в портах Эгейского моря итальянских эсминцев и миноносцев. На миноносцах «Турбине» (Turbine), «Франческо Криспи» (Francesco Crispi), «Кастельфидардо» (Castelfidardo), «Сан-Мартино» (San Martino) и «Калатафими» (Calatafimi), переименованных в TA-14, TA-15, TA-16, TA-17 и TA-19, немцы усилили малокалиберную зенитную артиллерию и противолодочное вооружение. После боевого крещения в операции «Тайфун» (штурм Лероса) бывшие итальянские миноносцы приступили к эскортированию наиболее ценных судов и минзагов 21-й флотилии, а также самостоятельным транспортным операциям. Миноносец «Сольферино» (Solferino), переименованный в TA-18, поначалу законсервировали.
Противодействие британских субмарин
Отступив из Эгейского моря, союзники продолжали борьбу, используя подводные лодки, самолеты дальнего действия, торпедные катера 10-й флотилии и рейды спецназа.
В Эгейском море каботажное судоходство было очень интенсивным, так что базирующиеся в Бейруте подводные лодки 1-й флотилии постоянно находили здесь жертвы в виде шхун и каиков. Лодки провели так же множество атак против хорошо охраняемых конвоев и боевых кораблей, однако успехи при этом были крайне редкими.
Утром 23 декабря миноносцы TA-14 и TA-15, раумбот R-211 и шнелльбот S-54 вышли из порта Мудрос (остров Лемнос), сопровождая загруженный 2200 тоннами угля 3838-тонный пароход «Балкан» (Balkan). Перед отплытием парохода TA-14, R-211 и S-54 провели поиск подводных лодок у берегов Лемноса. В 10:35 выходивший из Мудроса конвой к югу от порта был замечен британской подводной лодкой «Спортсмен» (Sportsman). В 11:30 «Спортсмен» с 1600 ярдов выпустила по судну три торпеды. Одна из них попала в цель, в результате чего судно затонуло. TA-14 немедленно контратаковал, сбросив пять серий глубинных бомб, но лодка осталась невредимой.
В январе 1944 года союзные подводные лодки в Эгейском море потопили артиллерией 17 каиков и шхун, но упустили семь возможностей торпедировать торговые суда. Из выпущенных ими двенадцати торпед ни одна не попала в цель, причем две атаки были сорваны немецкими миноносцами.
Между тем, положение немцев к началу февраля было отнюдь не радостным. Единственное доступное к использованию топливо было в Пирее и оно оказалось загрязненным. На Леросе не осталось горючего, а единственный доступный на этот момент к использованию танкер «Кентавр» (Centaur) мог развивать только 5 узлов. К тому же, возникла острая необходимость перебросить итальянских военнопленных с Крита и островов Додеканез на материк, но судов для этого не хватало, так что многих итальянцев пришлось перевозить на палубах миноносцев.
Утром 8 февраля из Суды в Пирей в сопровождении четырёх небольших вспомогательных сторожевиков вышло 4785-тонное судно «Петрелла» (Petrella). На борту судна находилось не менее 3350 человек: 34 члена экипажа, 131 немецкий военнослужащий и 3173 итальянца (3082 военнопленных и 91 коллаборационист). В море этот конвой с 3 февраля поджидала подводная лодка «Спортсмен». Заметив в 07:50 выходившее из порта судно, субмарина в 08:33 с 3000 ярдов выпустила 4 торпеды, поразив цель двумя.
Из Суды на помощь быстро подошли 7 вспомогательных судов, еще три прибыли из Кандии. Все они принялись снимать с «Петреллы» немцев. Направленный в 10:35 из Суды буксир «Вольтер» (Voltaire) попытался тащить судно.
Между тем «Спортсмен», выдержавшая контратаку глубинными бомбами кораблей охранения, заметила в перископ, что судно все еще на плаву. В 12:15 лодка выпустила с 4000 ярдов еще одну торпеду, которая разломила «Петреллу» на две части. Уцелело 30 членов экипажа, 122 немецких военнослужащих и всего 503 итальянца; значительную часть итальянцев уничтожили охранники-немцы, подавляя пулеметным огнем и гранатами возникшую среди военнопленных панику.
Вечером 12 февраля произошла еще более крупная трагедия. 2127-тонное судно «Ория» (Oria), доставлявшее с Родоса в Пирей 4115 итальянских военнопленных, налетело на скалу Медина (остров Патроклос) у побережья Аттики и затонуло с 4088 итальянскими военнопленными и 90 немецкими солдатами.
В течение 10–13 февраля британцы провели давно запланированную передислокацию лодок 1-й флотилии на Мальту.
Ночью 19 февраля подводная лодка «Юнспаринг» (Unsparing) к Северу от острова Скиатос асдиком обнаружила вражеский конвой. Это были танкер «Питер» (Peter) (3754 т) в сопровождении минзага «Драхе» и раумбота R-195. В 03:00, правильно опознав визуально основную цель, командир лодки лейтенант Пипер (A.D.Piper) приказал атаковать ее четырьмя торпедами, но в 03:11 была выпущена только одна. Тем не менее, судно было поражено и сумело добраться до Волоса, где выбросилось на мель (отремонтировано, потоплено у Скиатоса 16 сентября подводной лодкой «Вампир»).
В следующем месяце добычу лодок 1-й флотилии составили в основном каики, лишь «Спортсмен» 28 марта потопила у Монемвассии 425-тонный танкер MT.3/Vienna. Но в апреле эта же лодка добилась крупного успеха.
Покинув Мальту 18 апреля, 21-го «Спортсмен» получила приказ занять позицию у Кандии — по данным радиоперехвата загруженное 5000-тонное судно должно было отплыть из Пирея на Крит. В 12:30 28 апреля лейтенант Р.Гейтхаус (Richard Gatehouse) заметил вышедшие из Кандии вражеские эскортные корабли. В 15:05 на северо-западе были замечены самолеты и аэростаты. Догадавшись, что конвой следует в Ираклион, Гейтхаус бросился на перехват. Задача была не из легких – погода была хорошей, море спокойное. В 15:35, заметив визуально конвой, а это были 4697-тонное судно «Люнебург» (Lüneburg) в сопровождении миноносцев ТА-16, ТА-17 и ТА-19, охотников Uj-2101, Uj-2105, Uj-2106 и Uj-2110, раумбота R-210 и сторожевика GK-92, лодка начала атаку. В 16:34 «Спортсмен» с 5000 ярдов выпустила две торпеды с бесконтактными взрывателями. Пуск был замечен самолетом и «Люнебург» начал поворот влево, но обе торпеды взорвались под судном и через 4 минуты оно затонуло в 4 милях к северу от Ираклиона. Эскорт в течение 10 минут дважды атаковал лодку, сбросив 18 глубинных бомб, однако она ушла невредимой.
В начале мая советская армия завершила освобождение Крыма и немцы решили передислоцировать в Эгейское море суда, которые больше не требовались для снабжения войск в Крыму. В конце мая – начале июня через Дарданеллы прошли КТ-29 (25 мая), танкер «Дрезден» (Dresden) (26 мая), КТ-4, КТ-18 и КТ-26 (все 31 мая), транспорт «Лола» (Lola) (3 июня), плюс в конце мая 8 KFK, 6 парусно-моторных шхун и буксир «Пингвин» (Pinguin), общим водоизмещением около 7000 тонн; все суда благополучно достигли греческих портов.
Противоконвойные действия британской авиации
«Веллингтоны» 38-й эскадрильи, а так же «Бофайтеры» 47-й, 227-й, 252-й и 603-й эскадрилий с аэродромов Берка и Гамбут (Киренаика) регулярно прочесывали акваторию Эгейского моря, атакуя вражеские плавсредства как в открытом море, так и в гаванях. Особое внимание уделялось конвоям, в состав которых входили крупные суда.
Поздно вечером 2 февраля к северо-востоку от острова Аморгос нападению с воздуха подвергся груженый боеприпасами 4573-тонный теплоход «Леда» (Leda), следовавший с Лероса в Ираклион в сопровождении миноносцев TA-14, TA-15, TA-16 и раумбота R-195. Судно шло в центре квадрата, образованного кораблями охранения. Сначала конвой атаковали семь «Веллингтонов» 38-й эскадрильи (восьмой самолет преждевременно вернулся на базу). Они были встречены сильным зенитным огнем, но поразили судно бомбами. В 23:00, когда «Леда» уже была охвачена пламенем, два «Бофайтера» 252-й эскадрильи атаковали «корабль эскорта» — один ракетами, другой пушками. В результате миноносец ТА-14 получил попадание ракетой в котельную №3. В конце концов, теплоход взорвался и затонул, а ТА-14 отправился в трехмесячный капремонт. Из вылета не вернулось два «Веллингтона».
22 февраля на перехват приближавшегося к Ираклиону с севера вражеского конвоя в составе 5343-тонного судна «Лиза» (Lisa) и миноносцев ТА-15 и ТА-17 из Гамбута была направлена ударная авиагруппа в составе 6 «Бофайтеров» — торпедоносцев из 47-й эскадрильи и 12 истребителей «Бофайтер» (два из 47-й, два из 603-й и 8 из 227-й эскадрилий); истребители имели задачу подавить ПВО эскорта. Вместе с англичанами вылетела группа американских B-25 310-й бомбардировочной группы.
Конвой с воздуха прикрывали 5 Ju-88, 4 Bf-109 и 4 Ar-196. Атака началась в 14:15 в 8 милях к северу от Ираклиона, едва Ju-88 улетели. «Митчеллы» на виду конвоя повернули назад, оттянув на себя Bf-109, так что подошедшая с востока ударная группа в 14:17 без помех вышла на цель. «Бофайтеры» сбросили все 6 торпед, на носу по правому борту судна был замечен большой взрыв. «Арадо» и вернувшиеся «Мессеры» из JG 27 сбили три «Бофайтера» из 227-й эскадрильи, но «Лиза» с 2300 т продовольствия, 1750 т топлива и 660 т боеприпасов на борту отправилась на дно.
Гибель миноносца ТА-15
В начале марта миноносцы ТА-15 и ТА-19 совместно провели три конвоя. В ходе последней операции 7-8 марта они отконвоировали судно «Агата» (Agathe) из Санторина в Ираклион (Крит). В 18:15 8 марта миноносцы покинули Ираклион и, приняв курс 328°, на 15 узлах направились в Пирей.
Было уже темно. Светила почти полная луна, западная часть горизонта была скрыта облаками, дул слабый юго-восточный ветер, волнение практически отсутствовало. В 18:25 на головном ТА-15 услышали шум моторов самолета по левому борту. Наблюдатели разглядели в бинокли в 2000 метрах одиночную машину, пролетавшую параллельным курсом, и приняли ее за вылетевший из Ираклиона Ju-52.
В 18:28 на ТА-15 снова услышали приближающийся шум моторов; корабельные зенитки находились в полной готовности, но самолет не был виден на фоне облаков на западе. Командир миноносца капитан-лейтенант Форстехер (Carl-Heinz Vorsteher), на всякий случай, повернул на курс 270°, как будто следует в Суду.
На ТА-15 снова заметили самолет только в 18:30 (ТА-19 все это время воздушную цель не наблюдал). Форстехер немедленно объявил «воздушную тревогу» и дал команду «открыть огонь», но зенитки успели сделать всего несколько выстрелов – самолет развернулся и дал ракетный залп. Из четырех ракет, которые накрыли миноносец, две или три поразили его — одно попадание, вызвавшее сильный пожар, пришлось в переднюю котельную, другое, так же с сильным пожаром — в кормовой погреб боеприпасов.
ТА-15 был обречен. Команда не сумела справиться с пожарами, последовал взрыв боеприпасов и после недолгой агонии миноносец затонул в 19:14; 16 членов экипажа погибло и 32 было ранено.
Эту блестящую атаку провел флайт-лейтенант Александр Прингл (A.P.Pringle). Его «Бофайтер», вооруженный восемью 60-фунтовыми ракетами с фугасными боеголовками, первым из пяти направленных 603-й эскадрильей для ночных операций по нарушению судоходства у северного побережья Крита ближе к вечеру 8 марта взлетел с аэродрома Гамбут (Киренаика). Заметив два военных корабля, следовавших колонной у островка Дия, севернее Ираклиона, Прингл атаковал головной и сразу увидел, как «вспыхнули три пожара, после чего загорелся весь корабль»; на отходе он еще долго наблюдал зарево в районе атаки.
За эту атаку Прингл был награжден Крестом за Выдающиеся летные заслуги (Distinguished Flying Cross). Остальные четыре «Бофайтера» ничего не обнаружили в этом районе, а двое из них прервали патрулирование из-за плохой погоды.
Сражение 1–2 июня
Из-за действий союзных самолетов и подводных лодок доставка припасов на Крит становилась все проблематичнее, так что немцы решили провести конвой не ранее, чем соберут для его охранения не менее трех миноносцев и трех охотников. Конвой в составе судов «Сабина» (Sabine), «Гертруда» (Gertrud) и «Танаис» (Tanais), миноносцев ТА-14, TA-16, TA-17 и TA-19 во главе с командиром 9-й флотилии фрегаттен-капитаном Гансом Домиником (Hans Dominik), охотников Uj-2101, Uj-2105 и Uj-2110 и раумботов R-34 и R-211 был сформирован в Пирее для следования в Ираклион еще 22 мая, но из-за плохой погоды он вышел в море только вечером 31-го. В состав воздушного эскорта были выделены 6 Ju-88 и Ar-196. Это был самый крупный конвой для снабжения Крита с сентября 1943 года.
Благодаря радиоперехвату и воздушной разведке Командование Королевских ВВС было отлично информировано об этом конвое. Для его уничтожения собрали самое мощное за всю войну на Средиземном море соединение: 18 бомбардировщиков «Балтимор» 15-й эскадрильи SAAF и 454-й RAF, 12 бомбардировщиков B-26 «Мародёр» 24-й эскадрильи SAAF, 24 «Бофайтера» 227-й, 252-й и 603-й эскадрилий RAF и 16-й эскадрильи SAAF, 13 «Спитфайров» 94-й и 213-й эскадрилий RAF и четыре P-51 Мустанг» 213-й эскадрильи RAF.
В 18:30 1 июня, когда конвой находился в 30 милях к северу от Ираклиона, его атаковали «Балтиморы» и «Мародёры» в сопровождении «Мустангов» и «Спитфайров». «Балтиморы» безуспешно отбомбились по головному в ордере «Сабине» и охотникам (один «Балтимор» из 454-й эскадрильи был сбит); «Мародёры» так же не сумели поразить «Сабину».
Через пять минут подошла волна «Бофайтеров» во главе с винг-коммандером Б.Мехаргом (B.G. Meharg) из 252-й эскадрильи. 8 машин из 252-й эскадрильи и столько же из 603-й эскадрильи атаковали суда ракетами, два самолета 252-й эскадрильи вместе с четырьмя из 16-й подавляли корабельную ПВО, а 2 истребителя из 227-й эскадрильи должны были расправиться с воздушным патрулем.
Самолет Мехарга и еще два «Бофайтера» были сбиты огнем корабельных зениток. Истребители 227-й эскадрильи, атаковавшие Arado из 4./SAGr126, сбили один из них, но и потеряли одного своего («Арадо» претендовали на четыре победы). В то же время «Сабина» получила множество попаданий и загорелась, пораженная в машинное отделение «Гертруда» так же горела. Горящий Uj-2105 перевернулся и затонул в 19:20, вслед за ним в 19:30 на дно отправился разбитый Uj-2101; миноносец ТА-16 и раумбот R-211 были серьезно повреждены (на первом ракетами разрушены надстройки, разбит нос и получены подводные повреждения корпуса).
«Танаис» и ТА-17 пришли в Ираклион в 22:10. Вслед за ними гавани самостоятельно достигли поврежденные ТА-16 и R-211. Здесь в 22:50 они попали под налет девяти «Веллингтонов» 38-й эскадрильи, но не пострадали. «Гертруду» взял на буксир ТА-19 и в сопровождении ТА-14 потащил в Ираклион. В ходе буксировки в один из миноносцев в 22:36 выпустила четыре торпеды подводная лодка «Вокс» (Vox), но немцы благополучно достигли гавани в 04:30 2 июня. Пылающая же «Сабина» (2252 т) была добита торпедой одного из миноносцев.
Британцы были намерены полностью уничтожить конвой и днем 2 июня направили на Ираклион группу бомбардировщиков в составе 11 B-26 «Мародёр» 24-й эскадрильи, а так же 9 «Балтиморов» 15-й и двух 454-й эскадрилий. Над гаванью она появилась в 17:40. Пока «Мародёры» громили портовые склады, «Балтиморы» поразили «Гертруду» в мидель. Когда пламя достигло боеприпасов в носовой части, пароход взорвался, повредив портовые сооружения и прилегающий жилой район. Ударная волна перевернула ТА-16, который затонул в 20:15; погибли 4 члена экипажа. 16 июня затонувший на мелководье миноносец был поднят, но обследование показало, что повреждения слишком большие; остов старого миноносца был брошен и впоследствии разрушен.
Уцелевший в бойне «Танаис» (1545 т) не ушел от своей судьбы. Возвращаясь из Ираклиона в Пирей в сопровождении охотника Uj-2142 и сторожевиков GK-05 и GK-06, судно в 02:31 9 июня было замечено британской подводной лодкой «Вивид» (Vivid). В 03:12 субмарина с 2400 ярдов выпустила по основной цели 4 торпеды. Две из них поразили «Танаис», который камнем ушел на дно; из находившихся на борту 492 военнопленных итальянцев уцелело только 12.
Конвой 31 мая – 2 июня стал последним из отправленных на Крит. После серьезных потерь, понесенных в этой операции, командование Кригсмарины в Эгейском море решило, что будет снабжать остров только небольшими судами, следующими самостоятельно.
Роковая ночь в Портолаго
С полученными с Черного моря подкреплениями при потребности 21000 т доступными к использованию в греческих водах были суда водоизмещением 16 000 т плюс парусники с немецкими экипажами водоизмещением 3500 т. Однако противостоять атакам союзной авиации было нечем – требовались крупные силы истребителей, о чем Командование Кригсмарины в Эгейском море проинформировало SKL после разгрома критского конвоя.
Между тем, поздно вечером 11 июня из Пирея на Лерос вышел конвой в составе судов «Агата», «Анита» (Anita), «Карола» (Carola) и «Цельсий» (Celsius) в сопровождении миноносцев TA-14, TA-17 и TA-19 и раумботов R-178 и R-195. Маршрут конвоя проходил вне зоны досягаемости «Бофайтеров» из Киренаики и он благополучно прибыл в Портолаго в 06:30 13 июня. Затем TA-14, TA-17 и TA-19 и раумботы сопроводили «Агату» и баржу F-497 на Родос и вернулись на Лерос.
Здесь ночью 17/18 июня миноносцы 9-й флотилии попали под удар британского спецназа, проводившего операцию «Sunbeam A» по уничтожению судов в гавани Портолаго. Группу Королевской морской пехоты лейтенанта Дж. Ф. Ричарса (J. F. Richards) из шести бойцов к месту операции доставил катер ML-360. На спущенных с него трех каноэ (два диверсанта на каждом) группа в темноте пробралась в гавань и закрепила магнитные мины-тарелки на корпусах пришвартованных кораблей, после чего благополучно вернулась на ML-360.
С 04:45 до 17:00 18 июня в Портолаго гремели взрывы. На дно отправились вспомогательный сторожевик GD-91 и буксир «Титан» (Titan), а миноносцы ТА-14 и ТА-17, подорванные соответственно двумя и пятью зарядами, получили серьезные повреждения. В частности, на ТА-14 в носовой части с левого борта образовались две большие пробоины, вызвавшие затопление носовых отсеков, но экипажу удалось удержать корабль на плаву. После временного ремонта оба миноносца ушли в Пирей, где стали на капремонт, но обстоятельства сложились так, что в море они больше не вышли.
Новый разгром
19 июня миноносец ТА-19 покинул Портолаго в сопровождении двух раумботов и трех самолетов Ar-196, чтобы провести на Родос судно «Анита», но у Калимноса его атаковали 25-фунтовыми ракетами и пушками 8 «Бофайтеров» 252-й эскадрильи. Пораженный одной ракетой в мидель, миноносец вернулся на Лерос, а оттуда ушел в Пирей, где стал на трехнедельный ремонт; англичане потеряли один самолет.
Так как теперь все три миноносца 9-й флотилии оказались в ремонте, немцы принялись срочно выводить из консервации ТА-18.
Британские «Вентуры» и «Веллингтоны» пытались разбомбить «Агату» и «Аниту» в гавани Родоса, но суда, выгрузившись, в сопровождении раумботов и сторожевиков благополучно ушли оттуда вечером 2 июля.
В 20:00 2 июля 8 «Бофайтеров» 252-й эскадрильи вылетели из Гамбута на поиск судов между Родосом и Косом. В 22:52 сквадрон-лидер Ян Бутлер (Ian Butler) заметил к северо-западу от Родоса два судна в 2 милях друг от друга и обстрелял головное без видимых результатов. Затем флайт-лейтенант Уайетт (Whyatt) выпустил восемь 60-футовых ракет в заднее судно; последовал сильный взрыв, судно запылало. На зарево вышли остальные «Бофайтеры» и отстрелялись по этой же цели 25- и 60-фунтовыми ракетами. Судно, а это было «Агата» (1579 т), затонуло рано утром следующего дня.
«Анита» (1161 т) ненадолго пережила своего спутника. В 09:00 10 июля подводная лодка «Вокс» заметила это судно у Андроса в сопровождении раумботов R-34, R-38 и R-210 и двух самолетов Ar-196. В 10:00 по «Аните» с 1500 ярдов было выпущено три торпеды, одна из которых поразила цель. Судно выбросилось на берег, но затем, в этот же день, затонуло при неудачной попытке буксировки.
13/14 июля союзники провели рейд на остров Сими (операция Tenement). 100 бойцов SAS и 224 солдата греческого «Священного отряда», высаженные с плавсредств флотилии Леванта, подавили сопротивление гарнизона и захватили все опорные пункты острова, после чего эвакуировались, уничтожив склады, оборонительные объекты и застигнутые в гавани плавсредства. Потери союзников составили 2 человека погибшими, у немцев и итальянцев – 21 погибший и 151 пленный.
Лодки 1-й флотилии сосредоточились на задаче не допустить снабжения гарнизонов Крита и островов Додеканез. Единственный в Эгейском море рефрижератор «Сюзанна» (Suzanne) (552 т), который вместе с охотниками Uj-2110 и Uj-2151 укрывался в заливе у острова Тинос, был уничтожен торпедой субмарины «Вивид» утром 14 июля.
9 августа греческая подводная лодка «Пипинос», обследуя северное побережье Самоса, заметила в гавани Карловаси миноносец TA-19 и торговое судно «Ориони» (Orioni). В 17:00, когда миноносец вышел в море, «Пипинос» выпустила по нему 4-торпедный залп с 2500 ярдов. Попавшая в TA-19 торпеда разломила корабль надвое, и он быстро затонул.
Окончание следует.
Источники и литература:
- Roy Conyers Nesbit, The Armed Rovers: Beauforts and Beaufighters Over the Mediterranean, 1995
- Arthur Hezlet, British and Allied Submarine Operations in World War II, 2006
- https://conlapelleappesaaunchiodo.blogspot.com
- Peter C. Smith, Edwin R. Walker, War in the Aegean: The Campaign for the Eastern Mediterranean in World War II, 2008
- S.W. Roskill, The War at Sea 1939–1945. Vol. III: The Offensive. Part 2: 1st June 1944 — 14st August 1945, 1960
- Vincent P. OˊHara, The German fleet at war, 1939–1945, 2004
- https://www.forum-marinearchiv.de
- http://forum.12oclockhigh.net
- https://archive.org
Комментарии к данной статье отключены.