После того, как британским торпедным катерам осенью 1940 года удалось добиться пусть и скромных, но успехов в борьбе с вражеским судоходством, их экипажам хотелось надеяться, что следующие результативные походы не за горами. Однако победы 1941 года пришли далеко не сразу и дались не просто. Причём главным их героем стал не британец, а норвежец.
В первой половине 1941 года британские торпедные катера понесли весьма ощутимые потери. Уже 11 января германские бомбардировщики атаковали верфь фирмы «Воспер» в Портсмуте, нанесли ей серьёзный ущерб и уничтожили катера MTB-37, MTB-39, MTB-40, MTB-74, MTB-75 и MTB-108. 14 февраля в Северном море погиб на мине вместе с лейтенант-коммандером Энтони Коулом (Antony Bartholomew Cole) и семью членами экипажа флагман 5-й флотилии MTB-41. В том же феврале на Средиземное море была отправлена 10-я флотилия из семи реквизированных годом ранее из зарубежных заказов 55-футовых 17-тонных катеров фирмы «Торникрофт». Уже 23 мая пять из них были уничтожены в бухте Суда при налёте немецких бомбардировщиков, а остальные два по разным причинам бесславно погибли менее чем через год.
Между тем парк торпедных катеров в Метрополии пополнялся, что позволило комплектовать флотилии современными однотипными боевыми единицами. В январе 1941 года в Ярмуте из только что вступивших в строй 73-футовых MTB-41, MTB-42 и MTB-43 фирмы «Уайт» была сформирована 5-я флотилия MTB. 4-я флотилия и сформированная в августе в Дувре 6-я флотилия получали на вооружение 70-футовые катера от «Воспер», а 11-я флотилия была перевооружена на 75-футовые «Торникрофты». Хотя подготовка английских катерников и состояние матчасти всё ещё оставляли желать лучшего, увеличение количества MTB, артиллерийских катеров MGB (Motor Gun Boat) и многоцелевых ML (Motor Launch) в совокупности с централизованным управлением их действиями со стороны Командования прибрежных сил скоро дало о себе знать.
Неожиданный успех
После неоднозначной заявки британцев на подрыв транспорта «Биркенфельс» немцы долгое время не несли потерь от атак торпедных катеров, хотя те и прилагали все усилия.
22 июля в 18:15 (здесь и далее, если не указано особо, время по Гринвичу) Гавр покинули немецкие сторожевики V-1508 и V-1507, буксиры «Геркулес» (Hercules) и «Шпикероог» (Spiekeroog), а также тендер «Вангероге» (Wangerooge), которые направились на восток для обеспечения перехода на запад танкера «Карибишес Меер» (Karibisches Meer, 6864 брт) и сторожевых кораблей V-1810 и V-1811. Танкер и его охранение оставили Булонь в 19:30.
По получению информации о выходе танкера в море из Дувра на перехват были высланы MTB-49, MTB-51, MTB-70 и MTB-71. Противник был обнаружен в 03:37 приблизительно в восьми милях к северо-западу от устья Соммы. В момент обнаружения обе части конвоя уже соединились и следовали одной компактной группой — «Геркулес» и «Шпикероог» буксировали имевший проблемы с машинами «Карибишес Меер».
MTB-70 из-за проблем с двигателями остался в стороне, а три других катера немедленно атаковали, но были встречены мощным огнём эскорта — немцы были наготове, поскольку услышали шум моторов искавших конвой катеров ещё двумя часами ранее. MTB-71 получил попадание в мидель ниже ватерлинии с затоплением одного отсека, а MTB-49 и MTB-51 были повреждены менее серьёзно. Торпеды сумел выпустить только MTB-49, притом с близкого расстояния, но в расчётное время взрывов не последовало. Англичане, посчитав, что атака не удалась, удалились. На самом деле в 03:40 торпедное попадание получил V-1508, в мирной жизни траулер «Рау ІІІ» (Rau III, 354 брт), который затонул в течение двух минут с девятью членами экипажа. Танкер, поредевший эскорт которого был усилен пятью раумботами, пришёл в Гавр вечером 24 июля. Немцы не придали этому случаю особого значения.
Главное — результат
Вечером 7 сентября 1941 года Дуврское командование получило от службы радиоперехвата сообщение о том, что вражеский конвой вышел из Булони, чтобы пройти через Па-де-Кале. Командование прибрежных сил намеревались направить на перехват все наличные катера из ближайших баз, но тут выяснилось, что в двух дислоцированных в Дувре флотилиях торпедных катеров имеется всего три боеготовых катера, причём на MTB-54 11-й флотилии не было экипажа. В итоге для атаки конвоя из Дувра смогли выслать только MTB-35 лейтенант-коммандера Эдварда Памфри (Edward Nigel Pumphrey) и MTB-218 лейтенанта Чарлза Боннелла (Charles Ernest Bonnell) из 6-й флотилии. Из Рамсгейта с той же задачей были направлены МGВ-43 лейтенанта Филиппа Гулда (Philip Francis Stewart Gould) и МGВ-52 лейтенанта Уильяма Лейта (William Barry Gifford Leith) из 3-й флотилии, а MTB-54 вышел в море после того, как был укомплектован командой норвежцев с MTB-56 во главе с лейтенантом Пером-Эдвардом Даниельсеном (Per Edvard Danielsen).
На основе счислений по данным пеленгации, в 23:32 Памфри вышел в точку к северу от мыса Блан-Не, что в пяти милях к западу от Кале, и остановился, ожидая подхода конвоя. Вскоре в темноте он заметил приближающиеся «два больших торговых судна в сопровождении двух вооружённых траулеров и, по крайней мере, восьми торпедных катеров». Соблюдая радиомолчание, Памфри сблизился с противником на 800 ярдов и дал двухторпедный залп «в заднее судно, поразив его одной торпедой прежде, чем эскорт обнаружил моё присутствие». MTB-218 выпустил торпеды по «тральщику типа М», но промахнулся. После этого эскорт открыл ураганный огонь, «в том числе и друг по другу», а место боя озарилось вспышками осветительных снарядов с немецких кораблей и береговых батарей. Памфри отошёл, чтобы оценить полученные повреждения, и выяснил, что его правая торпеда не вышла из аппарата, а катер получил несколько попаданий, незначительно снизивших его боеспособность. После подхода MTB-54 он решил повторить атаку.
Тем временем вышедший из Рамсгейта лейтенант Гулд, привлечённый стрельбой в 15 милях к югу, немного изменил курс, чтобы идти прямо на вспышки на горизонте. Следуя в этом направлении, через некоторое время он увидел конвой и, считая, что вышел на него первым, передал информацию Командованию в Дувре, а также командиру флотилии торпедных катеров Памфри. Насколько Гулд смог разглядеть, в конвое было «одно торговое судно и около шести кораблей сопровождения, два из которых вооружённые траулеры, а остальные — торпедные катера». Он решил преследовать конвой до подхода торпедных катеров и занял позицию примерно в 3/4 мили слева и позади него.
Но время шло, а признаков того, что MTB заметили конвой, Гулд не увидел — он знал только то, что торпедные катера были в нескольких милях к западу. В 01:40 командир МGВ-43 решил самостоятельно атаковать глубинными бомбами, чтобы заодно привлечь внимание MTB, но как раз в этот момент увидел небольшой корабль, выходящий за корму конвоя на высокой скорости. Это было не то направление, откуда он ожидал увидеть торпедные катера, но посчитал, что они могли сменить позицию.
Думая, что это свои торпедные катера, Гулд направил запрос. Ответом был сильный и точный огонь из пулемётов. «Тогда я увидел, что это были немецкие торпедные катера, четыре в колонне», — писал Гулд. Оба пулемётчика «Льюисов» на MGB-43, матросы Беккет (S.J. Beckett) и Флетчер (E. Fletcher), получили тяжёлые ранения и выбыли из строя. Соседний MGB-52 увеличил скорость до 30 узлов и завязал бой с немецкими катерами. Затем, повернув на север, он промчался по носу ведущего немецкого катера и сбросил глубинную бомбу, установленную на глубину 100 футов. После её взрыва шнелльбот пропал из виду. Другие катера обстреливались MGB-43 и через пару минут отвернули к югу на высокой скорости.
После этого Гулд направился к остальной части конвоя, в 600 ярдах от него попав под орудийный огонь. По его воспоминаниям, «немцы были настолько деморализованы, что стреляли во всех направлениях, и в один из моментов траулеры стреляли по своим собственным катерам». В ходе ожесточённой перестрелки MGB-52 получил серьёзное повреждение с выходом из строя двигателя. В 02:55 Гулд разорвал контакт и взял курс на базу. На обратном пути в течение примерно 20 минут их на высоте 500 футов сопровождал немецкий бомбардировщик «Дорнье» Do 17. В итоге MGB-43 прибыл в Рамсгейт в 09:20 — после того, как передал MGB-52 на попечение эсминца, который взял подбитый катер на буксир.
Отчёты обоих британских командиров групп не отличаются хронологическими подробностями, но можно утверждать, что Гулд вёл бой с катерами Памфри: в конвое, следовавшем из Булони во Флиссинген и состоявшем из судна «Трифельс» (Trifels, 6198 брт) и сопровождавших его сторожевиков 2-й флотилии V-202 и V-208, немецкие источники не отмечают больше никаких других кораблей охранения.
Затем MTB-54 собрался атаковать «оставшийся транспорт», но вынужден был отвернуть ещё до пуска торпед, чтобы дать дорогу удиравшему от «четырёх торпедных катеров» MTB-35. На нём огнём «торпедного катера и траулера» были выведены из строя оба бортовых двигателя, а «попавший в корму трёхдюймовый снаряд снёс руль» (каждый из немецких сторожевиков был вооружён одним 88-мм орудием времён Первой мировой войны). На баке катера начался пожар, затем загорелся бензин в трюме, и MTB-35 потерял управление. Полагая, что с ним покончено, немцы прекратили обстрел, однако катер уцелел и своим ходом вернулся на базу.
Пер-Эдвард Даниельсен всё же завершил атаку. В 01:10 торпеда с MTB-54 попала в носовую часть с правого борта «Трифельса». Команда покинула судно, когда его машины ещё продолжали работать, и была подобрана сторожевиками. Командир конвоя направил корабль для установления степени повреждений, а затем решил уходить, хотя бой происходил прямо перед Кале. Судно затонуло в 04:35 после остановки машины из-за поступления воды в машинное отделение и взрыва котла. Также в бою был повреждён один из сторожевиков.
В восторге от успешной атаки, британское командование наградило «За мужество и мастерство в нападении на вражеский конвой в проливе Ла-Манш, в котором одно судно снабжения было потоплено и три других вражеские корабля были повреждены» Крестом «За выдающиеся заслуги» (DSC — Distinguished Service Cross) сразу трёх командиров катеров — лейтенант-коммандера Памфри и лейтенантов Даниельсена и Гулда. В приложении к «Лондонской газете» (The London Gazette) от 21 октября 1941 года конвой на основании отчётов Памфри и Гулда был представлен как «состоящий из двух сильно нагруженных торговых судов в сопровождении тральщиков и S- или R-катеров» — то есть шнелльботов и раумботов.
Пять английских катеров двумя разрозненными группами более трёх часов вели беспорядочный ночной бой, в том числе и друг с другом. Хотя их упорство и принесло плоды, успех был обусловлен явной слабостью охранения и нежеланием немцев бороться за живучесть повреждённого судна. Со стороны англичан налицо были отсутствие координации и проблемы с распознаванием целей, которые впоследствии ещё долго давали о себе знать.
Первый ас MTB — норвежец
Менее чем через месяц лейтенант Даниельсен повторил свой успех. 22 сентября его MTB-56 вышел из Гарвича и 25 сентября прибыл в Скапа-Флоу — исходный пункт в разработанной норвежцами операции с кодовым названием «Босиком» (Operation Barefoot). 1 октября катер на буксире норвежского миноносца «Дрёуг» (HNoMS Draug) был доставлен к Бергену, после чего своим ходом забрался в Корс-фьорд и укрылся за островком в ожидании жертвы. После полуночи 3 октября был замечен вражеский конвой — танкер «Боргню» (Borgny, 3015 брт), гружёный 3500 тоннами авиационного бензина и следовавший в Тронхейм в сопровождении тральщика М-1101 и сторожевика V-5005.
Немцы считали себя в полной безопасности и шли с включёнными ходовыми огнями, за что и поплатились. MTB-56 с 700 метров выпустил в танкер две торпеды, которые поразили цель. Пока охранение спасало потерпевших, катер благополучно скрылся. Затем он встретился с «Дрёугом», который 4 октября прибуксировал его в Леруик на Шетландских островах. За потопление танкера храбрый норвежский офицер получил второй Крест «За выдающиеся заслуги». Печально, но на норвежском танкере, потопленном торпедами норвежца, погибло 14 его соотечественников.
В плане становления тактики британских торпедных катеров сумбурный бой ночью с 7 на 8 сентября 1941 года стал переломным — с этого момента начался отсчёт регулярных побед английских торпедных катеров, а для немцев судоходство в зоне действий вражеских «москитов» становилось всё более рискованным.
Литература и источники:
- Admiralty War Diaries
- David Jefferson. Coastal Forces at War: Royal Navy Little Ships in World War 2 – Patrick Stephens Ltd, 1996
- Leonard C. Reynolds. Home Waters MTBs at War: Channel and North Sea MTB and MGB Flotilla Operations, 1939-1945 – Sutton Publishing Ltd, 1996
- Jürgen Rohwer. Chronik des Seekrieges 1939-1945 – Württembergische Landesbibliothek, Stuttgart, 2007
- http://www.naval-history.net
- http://cfv.org.uk/forum
- http://www.ddghansa-shipsphotos.de
Комментарии к данной статье отключены.