После того, как британским торпедным катерам осенью 1940 года удалось добиться пусть и скромных, но успехов в борьбе с вражеским судоходством, их экипажам хотелось надеяться, что следующие результативные походы не за горами. Однако победы 1941 года пришли далеко не сразу и дались не просто. Причём главным их героем стал не британец, а норвежец.
В первой половине 1941 года британские торпедные катера понесли весьма ощутимые потери. Уже 11 января германские бомбардировщики атаковали верфь фирмы «Воспер» в Портсмуте, нанесли ей серьёзный ущерб и уничтожили катера MTB-37, MTB-39, MTB-40, MTB-74, MTB-75 и MTB-108. 14 февраля в Северном море погиб на мине вместе с лейтенант-коммандером Энтони Коулом (Antony Bartholomew Cole) и семью членами экипажа флагман 5-й флотилии MTB-41. В том же феврале на Средиземное море была отправлена 10-я флотилия из семи реквизированных годом ранее из зарубежных заказов 55-футовых 17-тонных катеров фирмы «Торникрофт». Уже 23 мая пять из них были уничтожены в бухте Суда при налёте немецких бомбардировщиков, а остальные два по разным причинам бесславно погибли менее чем через год.
![63-футовый 20-тонный артиллерийский катер MGB-52 фирмы BPB был вооружён 20-мм автоматической пушкой и двумя спаренными пулемётами калибра 12,7 мм - Победы на грани поражения | Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/055/430/content/001-c6856e886cf14c20d2eb17027e068d95.jpg)
Между тем парк торпедных катеров в Метрополии пополнялся, что позволило комплектовать флотилии современными однотипными боевыми единицами. В январе 1941 года в Ярмуте из только что вступивших в строй 73-футовых MTB-41, MTB-42 и MTB-43 фирмы «Уайт» была сформирована 5-я флотилия MTB. 4-я флотилия и сформированная в августе в Дувре 6-я флотилия получали на вооружение 70-футовые катера от «Воспер», а 11-я флотилия была перевооружена на 75-футовые «Торникрофты». Хотя подготовка английских катерников и состояние матчасти всё ещё оставляли желать лучшего, увеличение количества MTB, артиллерийских катеров MGB (Motor Gun Boat) и многоцелевых ML (Motor Launch) в совокупности с централизованным управлением их действиями со стороны Командования прибрежных сил скоро дало о себе знать.
Неожиданный успех
После неоднозначной заявки британцев на подрыв транспорта «Биркенфельс» немцы долгое время не несли потерь от атак торпедных катеров, хотя те и прилагали все усилия.
22 июля в 18:15 (здесь и далее, если не указано особо, время по Гринвичу) Гавр покинули немецкие сторожевики V-1508 и V-1507, буксиры «Геркулес» (Hercules) и «Шпикероог» (Spiekeroog), а также тендер «Вангероге» (Wangerooge), которые направились на восток для обеспечения перехода на запад танкера «Карибишес Меер» (Karibisches Meer, 6864 брт) и сторожевых кораблей V-1810 и V-1811. Танкер и его охранение оставили Булонь в 19:30.
По получению информации о выходе танкера в море из Дувра на перехват были высланы MTB-49, MTB-51, MTB-70 и MTB-71. Противник был обнаружен в 03:37 приблизительно в восьми милях к северо-западу от устья Соммы. В момент обнаружения обе части конвоя уже соединились и следовали одной компактной группой — «Геркулес» и «Шпикероог» буксировали имевший проблемы с машинами «Карибишес Меер».
![Флагман 11-й флотилии 75-футовый 52-тонный катер MTB-49 фирмы «Торникрофт» развивал скорость до 29 узлов - Победы на грани поражения | Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/055/429/content/002-843ac921595d6a47e80b9530f5d7eaa6.jpg)
MTB-70 из-за проблем с двигателями остался в стороне, а три других катера немедленно атаковали, но были встречены мощным огнём эскорта — немцы были наготове, поскольку услышали шум моторов искавших конвой катеров ещё двумя часами ранее. MTB-71 получил попадание в мидель ниже ватерлинии с затоплением одного отсека, а MTB-49 и MTB-51 были повреждены менее серьёзно. Торпеды сумел выпустить только MTB-49, притом с близкого расстояния, но в расчётное время взрывов не последовало. Англичане, посчитав, что атака не удалась, удалились. На самом деле в 03:40 торпедное попадание получил V-1508, в мирной жизни траулер «Рау ІІІ» (Rau III, 354 брт), который затонул в течение двух минут с девятью членами экипажа. Танкер, поредевший эскорт которого был усилен пятью раумботами, пришёл в Гавр вечером 24 июля. Немцы не придали этому случаю особого значения.
Главное — результат
Вечером 7 сентября 1941 года Дуврское командование получило от службы радиоперехвата сообщение о том, что вражеский конвой вышел из Булони, чтобы пройти через Па-де-Кале. Командование прибрежных сил намеревались направить на перехват все наличные катера из ближайших баз, но тут выяснилось, что в двух дислоцированных в Дувре флотилиях торпедных катеров имеется всего три боеготовых катера, причём на MTB-54 11-й флотилии не было экипажа. В итоге для атаки конвоя из Дувра смогли выслать только MTB-35 лейтенант-коммандера Эдварда Памфри (Edward Nigel Pumphrey) и MTB-218 лейтенанта Чарлза Боннелла (Charles Ernest Bonnell) из 6-й флотилии. Из Рамсгейта с той же задачей были направлены МGВ-43 лейтенанта Филиппа Гулда (Philip Francis Stewart Gould) и МGВ-52 лейтенанта Уильяма Лейта (William Barry Gifford Leith) из 3-й флотилии, а MTB-54 вышел в море после того, как был укомплектован командой норвежцев с MTB-56 во главе с лейтенантом Пером-Эдвардом Даниельсеном (Per Edvard Danielsen).
![Катер MTB-218 фирмы «Воспер» - Победы на грани поражения | Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/055/431/content/003-a81068d533853e49013916b26de7bd7f.jpg)
На основе счислений по данным пеленгации, в 23:32 Памфри вышел в точку к северу от мыса Блан-Не, что в пяти милях к западу от Кале, и остановился, ожидая подхода конвоя. Вскоре в темноте он заметил приближающиеся «два больших торговых судна в сопровождении двух вооружённых траулеров и, по крайней мере, восьми торпедных катеров». Соблюдая радиомолчание, Памфри сблизился с противником на 800 ярдов и дал двухторпедный залп «в заднее судно, поразив его одной торпедой прежде, чем эскорт обнаружил моё присутствие». MTB-218 выпустил торпеды по «тральщику типа М», но промахнулся. После этого эскорт открыл ураганный огонь, «в том числе и друг по другу», а место боя озарилось вспышками осветительных снарядов с немецких кораблей и береговых батарей. Памфри отошёл, чтобы оценить полученные повреждения, и выяснил, что его правая торпеда не вышла из аппарата, а катер получил несколько попаданий, незначительно снизивших его боеспособность. После подхода MTB-54 он решил повторить атаку.
Тем временем вышедший из Рамсгейта лейтенант Гулд, привлечённый стрельбой в 15 милях к югу, немного изменил курс, чтобы идти прямо на вспышки на горизонте. Следуя в этом направлении, через некоторое время он увидел конвой и, считая, что вышел на него первым, передал информацию Командованию в Дувре, а также командиру флотилии торпедных катеров Памфри. Насколько Гулд смог разглядеть, в конвое было «одно торговое судно и около шести кораблей сопровождения, два из которых вооружённые траулеры, а остальные — торпедные катера». Он решил преследовать конвой до подхода торпедных катеров и занял позицию примерно в 3/4 мили слева и позади него.
Но время шло, а признаков того, что MTB заметили конвой, Гулд не увидел — он знал только то, что торпедные катера были в нескольких милях к западу. В 01:40 командир МGВ-43 решил самостоятельно атаковать глубинными бомбами, чтобы заодно привлечь внимание MTB, но как раз в этот момент увидел небольшой корабль, выходящий за корму конвоя на высокой скорости. Это было не то направление, откуда он ожидал увидеть торпедные катера, но посчитал, что они могли сменить позицию.
![Катер MTB-35 на полном ходу - Победы на грани поражения | Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/055/432/content/004-57d2860057d236b9d6c69e88e41bd685.jpg)
Думая, что это свои торпедные катера, Гулд направил запрос. Ответом был сильный и точный огонь из пулемётов. «Тогда я увидел, что это были немецкие торпедные катера, четыре в колонне», — писал Гулд. Оба пулемётчика «Льюисов» на MGB-43, матросы Беккет (S.J. Beckett) и Флетчер (E. Fletcher), получили тяжёлые ранения и выбыли из строя. Соседний MGB-52 увеличил скорость до 30 узлов и завязал бой с немецкими катерами. Затем, повернув на север, он промчался по носу ведущего немецкого катера и сбросил глубинную бомбу, установленную на глубину 100 футов. После её взрыва шнелльбот пропал из виду. Другие катера обстреливались MGB-43 и через пару минут отвернули к югу на высокой скорости.
После этого Гулд направился к остальной части конвоя, в 600 ярдах от него попав под орудийный огонь. По его воспоминаниям, «немцы были настолько деморализованы, что стреляли во всех направлениях, и в один из моментов траулеры стреляли по своим собственным катерам». В ходе ожесточённой перестрелки MGB-52 получил серьёзное повреждение с выходом из строя двигателя. В 02:55 Гулд разорвал контакт и взял курс на базу. На обратном пути в течение примерно 20 минут их на высоте 500 футов сопровождал немецкий бомбардировщик «Дорнье» Do 17. В итоге MGB-43 прибыл в Рамсгейт в 09:20 — после того, как передал MGB-52 на попечение эсминца, который взял подбитый катер на буксир.
![Несущийся на полном ходу MTB-54 — катер, взяв который «взаймы», Пер-Эдвард Даниельсен добился первого успеха - Победы на грани поражения | Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/055/433/content/005-38341273ea051216bc3fb9af93d4738a.jpg)
Отчёты обоих британских командиров групп не отличаются хронологическими подробностями, но можно утверждать, что Гулд вёл бой с катерами Памфри: в конвое, следовавшем из Булони во Флиссинген и состоявшем из судна «Трифельс» (Trifels, 6198 брт) и сопровождавших его сторожевиков 2-й флотилии V-202 и V-208, немецкие источники не отмечают больше никаких других кораблей охранения.
Затем MTB-54 собрался атаковать «оставшийся транспорт», но вынужден был отвернуть ещё до пуска торпед, чтобы дать дорогу удиравшему от «четырёх торпедных катеров» MTB-35. На нём огнём «торпедного катера и траулера» были выведены из строя оба бортовых двигателя, а «попавший в корму трёхдюймовый снаряд снёс руль» (каждый из немецких сторожевиков был вооружён одним 88-мм орудием времён Первой мировой войны). На баке катера начался пожар, затем загорелся бензин в трюме, и MTB-35 потерял управление. Полагая, что с ним покончено, немцы прекратили обстрел, однако катер уцелел и своим ходом вернулся на базу.
Пер-Эдвард Даниельсен всё же завершил атаку. В 01:10 торпеда с MTB-54 попала в носовую часть с правого борта «Трифельса». Команда покинула судно, когда его машины ещё продолжали работать, и была подобрана сторожевиками. Командир конвоя направил корабль для установления степени повреждений, а затем решил уходить, хотя бой происходил прямо перед Кале. Судно затонуло в 04:35 после остановки машины из-за поступления воды в машинное отделение и взрыва котла. Также в бою был повреждён один из сторожевиков.
![Потопленный в результате атаки MTB-54 транспорт «Трифельс» - Победы на грани поражения | Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/055/434/content/006-d0c4d37903737d22134705a515672d59.jpg)
В восторге от успешной атаки, британское командование наградило «За мужество и мастерство в нападении на вражеский конвой в проливе Ла-Манш, в котором одно судно снабжения было потоплено и три других вражеские корабля были повреждены» Крестом «За выдающиеся заслуги» (DSC — Distinguished Service Cross) сразу трёх командиров катеров — лейтенант-коммандера Памфри и лейтенантов Даниельсена и Гулда. В приложении к «Лондонской газете» (The London Gazette) от 21 октября 1941 года конвой на основании отчётов Памфри и Гулда был представлен как «состоящий из двух сильно нагруженных торговых судов в сопровождении тральщиков и S- или R-катеров» — то есть шнелльботов и раумботов.
Пять английских катеров двумя разрозненными группами более трёх часов вели беспорядочный ночной бой, в том числе и друг с другом. Хотя их упорство и принесло плоды, успех был обусловлен явной слабостью охранения и нежеланием немцев бороться за живучесть повреждённого судна. Со стороны англичан налицо были отсутствие координации и проблемы с распознаванием целей, которые впоследствии ещё долго давали о себе знать.
Первый ас MTB — норвежец
Менее чем через месяц лейтенант Даниельсен повторил свой успех. 22 сентября его MTB-56 вышел из Гарвича и 25 сентября прибыл в Скапа-Флоу — исходный пункт в разработанной норвежцами операции с кодовым названием «Босиком» (Operation Barefoot). 1 октября катер на буксире норвежского миноносца «Дрёуг» (HNoMS Draug) был доставлен к Бергену, после чего своим ходом забрался в Корс-фьорд и укрылся за островком в ожидании жертвы. После полуночи 3 октября был замечен вражеский конвой — танкер «Боргню» (Borgny, 3015 брт), гружёный 3500 тоннами авиационного бензина и следовавший в Тронхейм в сопровождении тральщика М-1101 и сторожевика V-5005.
![Крупнокалиберный 12,7-мм «Виккерс» был куда более серьёзным оружием, чем «Льюисы» винтовочного калибра - Победы на грани поражения | Warspot.ru](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/055/435/content/007-85843d59dc6c5696354027c5bfd136ca.jpg)
Немцы считали себя в полной безопасности и шли с включёнными ходовыми огнями, за что и поплатились. MTB-56 с 700 метров выпустил в танкер две торпеды, которые поразили цель. Пока охранение спасало потерпевших, катер благополучно скрылся. Затем он встретился с «Дрёугом», который 4 октября прибуксировал его в Леруик на Шетландских островах. За потопление танкера храбрый норвежский офицер получил второй Крест «За выдающиеся заслуги». Печально, но на норвежском танкере, потопленном торпедами норвежца, погибло 14 его соотечественников.
В плане становления тактики британских торпедных катеров сумбурный бой ночью с 7 на 8 сентября 1941 года стал переломным — с этого момента начался отсчёт регулярных побед английских торпедных катеров, а для немцев судоходство в зоне действий вражеских «москитов» становилось всё более рискованным.
Литература и источники:
- Admiralty War Diaries
- David Jefferson. Coastal Forces at War: Royal Navy Little Ships in World War 2 – Patrick Stephens Ltd, 1996
- Leonard C. Reynolds. Home Waters MTBs at War: Channel and North Sea MTB and MGB Flotilla Operations, 1939-1945 – Sutton Publishing Ltd, 1996
- Jürgen Rohwer. Chronik des Seekrieges 1939-1945 – Württembergische Landesbibliothek, Stuttgart, 2007
- http://www.naval-history.net
- http://cfv.org.uk/forum
- http://www.ddghansa-shipsphotos.de
Комментарии к данной статье отключены.