Военный флот Польши неизбежно остаётся в тени более мощных и развитых ВМС других стран, однако его судьба насыщена интересными событиями. Ярким примером является польская береговая артиллерия, которая заслуженно гордится героической обороной в сентябре 1939 года. Преодолев многочисленные трудности и перевооружившись новейшими противокорабельными ракетами, система береговой обороны Польши заново рождается буквально на наших глазах.
Трудное начало: береговая артиллерия в 1921-1939 годах
По итогам Версальского мира восстановившая независимость Вторая Речь Посполитая получила 140 км балтийского побережья в районе Гданьского залива. Полноценные военно-морские силы у страны отсутствовали, их строительству мешали сухопутные конфликты с соседями, экономический кризис и слабость промышленной базы. Процесс развития польских ВМС (Marynarka Wojenna) в межвоенный период был сложным и противоречивым, что ярко отразилось на береговой компоненте флота.
В январе 1921 года командование Войска Польского сформировало Полк береговой артиллерии, получивший на вооружение целую коллекцию орудий российского, французского и австрийского происхождения. Впрочем, уже в следующем году полк расформировали, а амбициозные планы закупок 220-мм и даже 350-мм морских орудий так и остались нереализованными. Все средства, выделявшиеся флоту, уходили на строительство военно-морской базы в Гдыне, которую пришлось создавать буквально с нуля.
Только в 1924 году в новом порту установили два закупленных во Франции 100-мм морских орудия Canet образца 1891 года (100 mm armata morska Canet wz. 1891). Изначально ими планировали вооружить имевшиеся у Польши мореходные канонерские лодки, но пушки оказались слишком тяжёлыми для небольших кораблей. В 1928 году береговая оборона пополнилась шестью 105-мм французскими пушками Schneider образца 1913 года (105 mm armata wz. 13 Schneider) – буксируемыми орудиями армейского образца. К 1932 году для этих скромных сил были оборудованы огневые позиции и склады боеприпасов на подходах к главной базе польских ВМС в Гдыне.
Реформатором польской береговой артиллерии, приведшим её в боеспособное состояние, стал командор-подпоручик Гелиодор Ласковский, занимавший должность начальника службы артиллерии и вооружения ВМС. В 1933 году он инициировал контракт на закупку четырёх новейших 152-мм морских орудий Bofors образца 1930 года. В 1935 году орудия были поставлены в Польшу и получили название 152,4 mm armata nadbrzeżna Bofors wz. 35. Осенью того же года башенноподобные установки поставили на Хельской косе. Каждое орудие размещалось на тщательно оборудованных бетонных огневых позициях и получало качественную маскировку. К 1938 году смонтировали современную французскую систему управления огнём.
Новая батарея №31 на Хельской косе стала гордостью польских ВМС. После скоропостижной смерти командора-подпоручика Ласковского в 1936 году она получила имя своего создателя (31. Bateria im. Heliodora Laskowskiego). В 1937 году началось выполнение контракта на поставку Польше второй батареи 152-мм орудий с возможностью их железнодорожного базирования. До начала Второй мировой войны передать пушки заказчику так и не успели – они остались в Швеции и использовались в береговой обороне Хельсингборга. Из-за начала боевых действий не удалось реализовать и планы по закупке 305-мм орудий в Швеции или Франции.
С началом немецкой агрессии береговая артиллерия (прежде всего, батарея №31 под командованием капитана Збигнева Пшибышевского) стала ключевым элементом героической обороны военно-морской базы в Оксывье и Хельской косы. На протяжении месяца батареи выдержали обстрелы главным калибром броненосцев «Schelswig-Holstein» и «Schlesien», атаки пикирующих бомбардировщиков Люфтваффе, противостояли немецким эсминцам и тральщикам в Гданьском заливе, а также армейской артиллерии Вермахта. Вместе с последними защитниками Хеля артиллеристы батареи №31 организованно сдались 2 октября 1939 года, полностью исчерпав возможности сопротивления. Известно, что в бою погибла только одна 100-мм пушка Canet, остальные орудия уцелели благодаря отличной маскировке, и были повреждены расчётами перед сдачей в плен.
Нельзя не упомянуть трагическую послевоенную судьбу героя обороны Хельской косы Збигнева Пшибышевского. После освобождения из плена он остался в Польской Народной Республике, был повышен в звании до командора-поручика и к 1949 году стал начальником службы артиллерии ВМС. Уже в следующем году его арестовали по фальсифицированному «делу командоров» – обвинению группы старших морских офицеров с довоенным стажем в шпионаже и диверсиях. В декабре 1952 года Пшибышевского расстреляли, но уже в 1956 году посмертно реабилитировали. После восстановления доброго имени командор заслуженно считается одним из величайших героев в истории польского флота.
Возрождение: береговая артиллерия после 1945 года
До осени 1946 года Хельскую косу контролировали советские вооружённые силы. После их ухода началось возрождение береговой артиллерии польских ВМС, которым досталась целая коллекция орудий, оставленных немцами. Благодаря этому, наконец, удалось реализовать довоенный план и сформировать Дивизион железнодорожной артиллерии (Dywizjon Artylerii Kolejowej), который вооружили пятью французскими 194-мм орудиями, известными под немецким обозначением 194 mm K(E) 486(f). Эти старые (конструкции ещё 1893 года), но мощные пушки несли службу до 1952 года, после чего их сдали на слом.
Наиболее ценное вооружение довоенной польской береговой обороны – четыре 152-мм «бофорса» – благополучно пережило бои сентября 1939 года. Хотя польские расчёты постарались их повредить, немцы отремонтировали орудия и использовали их в системе береговой обороны Готенхафена (Гдыни). К несчастью, уже в 1946 году на одном из «бофорсов» взорвались боеприпасы, защищённая огневая позиция оказалась частично разрушена. В условиях переориентации Польши на СССР обслуживание орудий с помощью Швеции и закупка там снарядов выглядели маловероятными, поэтому заслуженные пушки сняли с вооружения. Позднее два «бофорса» передали музеям (Музею ВМС в Гдыне и Музею Войска Польского в Варшаве), ещё два – утилизировали.
Замена довоенным орудиям нашлась быстро. Ещё летом 1946 года на военно-морской базе Гдыня сформировали 31-й дивизион береговой артиллерии (31. Dywizjon Artylerii Nadbrzeżnej) – три четырёхорудийных батареи, вооружённых советскими 130-мм морскими пушками Б-13 в башенноподобных установках. Первым командиром дивизиона стал знаменитый Збигнев Пшибышевский, вскоре после этого ушедший на повышение в штаб ВМС и ставший жертвой политических репрессий.
До 1957 года польские ВМС реализовали масштабную программу усиления береговой обороны побережья. Были сформированы 11 четырёхорудийных батарей стационарной артиллерии (Baterei Artylerii Stałej, BAS), основным вооружением которых оставались башенноподобные установки Б-13. Самой мощной стала батарея №3 (3.BAS) на Хельской косе, введённая в строй в 1956 году и имевшая 152-мм орудия МУ-2 в башенноподобных установках. Батареи №27 (Хель) и №28 (Оксывье), введённые в строй в 1957 году, вооружились скорострельными 100-мм орудиями Б-34У в башенноподобных установках, предназначенными для борьбы с катерами и десантными средствами.
Орудия новой системы береговой обороны размещались на тщательно замаскированных бетонированных огневых позициях (с учётом положительного опыта довоенной батареи №31). Каждая батарея получала современные системы управления огнём и оборудовалась замаскированными наблюдательными пунктами. В конце 50-х годов все BAS оснастили артиллерийскими РЛС «Залп-Б» и системами опознавания «Кремний-2».
К 60-м годам польские ВМС получила весьма сильную, неплохо вооружённую и оснащённую систему береговой артиллерии. Тем не менее, к тому времени стало понятно, что будущее за противокорабельными ракетами. Военное командование ПНР, несмотря на все политические и экономические ограничения, старалось принимать меры для усиления обороноспособности страны.
В 1963 году береговая оборона получила дивизион мобильных ракетных комплексов С-2 «Сопка» – две пусковых установки с комплектом 16 противокорабельных ракет КС-1 «Комета». Для обслуживания комплексов был сформирован 9-й дивизион береговой артиллерии (9. Dywizjon Artylerii Nadbrzeżnej), базировавшийся в городе Устка на побережье Балтийского моря. Опыт эксплуатации этой ракетной системы никак нельзя было назвать положительным, в отличие от успешного использования польским флотом советских ракетных катеров проекта 205 с противокорабельными ракетами П-15.
Комплексы С-2 относились к первому поколению противокорабельных ракет и быстро устарели морально. Они отличались ненадёжными системами наведения, не были достаточно мобильными и требовали долгой подготовки к стрельбе. По мере исчерпания боеприпасов желания продолжить их закупку не возникло. Последние пуски ракет КС-1 прошли в 1971 году, а в 1973 или 1975 году комплексы С-2 «Сопка» были сняты с вооружения польских ВМС. Обе пусковые установки достались музеям и ныне находятся в экспозициях Музея Белого Орла (Скаржиско-Каменна) и Музея ВМС (Гдыня).
9-й дивизион береговой артиллерии продолжил своё существование как база хранения и обслуживания противокорабельных ракет морского базирования П-15, которыми вооружались ракетные катера польского флота. Вопрос с береговыми ракетными системами для польских ВМС никак не удавалось решить. В 80-е годы изучалась возможность покупки в СССР новых на тот момент комплексов 4К51 «Рубеж» с ракетами П-15М, но экономический и политический кризис в ПНР перечеркнул эти планы. Как следствие, в 1988 году 9-й дивизион береговой артиллерии расформировали.
Созданная в 50-е годы система береговой артиллерии уже со следующего десятилетия стала рассматриваться как морально устаревшая. Личный состав батарей постепенно сокращался, стрельбы проводились всё реже. С 1973 года начался процесс ликвидации BAS с консервацией орудий. Впрочем, конец польской береговой артиллерии настал лишь в 90-е годы, когда практически все артсистемы были демонтированы и утилизированы. Сохранились три орудия Б-13 на батарее №11 в Гдыне и одно орудие Б-34У на батарее №27 в Хеле – все они превратились в туристические объекты.
Новое начало: современные береговые ракетные комплексы ВМС
Третья Речь Посполитая долгое время не имела ни береговой артиллерии, ни противокорабельных ракет берегового базирования. Рост национальной экономики и вступление страны в НАТО позволили изменить ситуацию к лучшему. В декабре 2008 года Минобороны Польши заключило договор с норвежской компанией Kongsberg Defence & Aerospace о покупке противокорабельных ракет берегового базирования NSM. Первоначальная партия ракет составляла 12 единиц, в декабре 2010 года дополнительно было закуплено ещё 38. Известно, что общая стоимость программы создания береговой ракетной части составила не менее 900 млн злотых (от 240 млн долларов США).
Противокорабельная ракета NSM, ставшая основой береговой обороны польских ВМС, обладает следующими характеристиками: масса боеголовки – 125 кг, дальность полёта – до 180 км, максимальная скорость – 0,9 Мах. В качестве мобильных носителей ракет, РЛС, систем управления и связи были выбраны польские грузовые автомобили марки Jelcz с колёсными формулами 6×6 и 8×8.
Уже 1 января 2011 года в структуре ВМС появилась новая воинская часть – Береговой ракетный дивизион (Nadbrzeżny Dywizjon Rakietowy, NDR) с постоянным местом базирования в деревне Семировицы Поморского воеводства. Материальную часть дивизион полностью получил к лету 2013 года, на его вооружение поступили:
- 6 самоходных пусковых установок противокорабельных ракет NSM на базе грузового автомобиля формулы 6×6 Jelcz P662;
- 6 машин управления вооружением на базе Jelcz P662;
- 3 машины связи на базе Jelcz P662;
- 3 штабных машины (одна – командира дивизиона, две – командиров батарей) на базе Jelcz P662;
- 2 транспортно-заряжающие машины на базе Jelcz P662;
- 2 мобильных РЛС TRS-15C Odra-C польского производства на базе грузового автомобиля формулы 8×8 Jelcz P882;
- автомастерская на базе Jelcz P662.
В состав дивизиона также вошла зенитная батарея, вооружённая спаренными 23-мм автоматическими пушками ЗУ-23-2 и польскими ПЗРК Grom.
По мере поступления техники и вооружений 1 января 2015 года дивизион был развёрнут в Морскую ракетную воинскую часть (Morska Jednostka Rakietowa, MJR), состоящую из двух дивизионов, один из которых полностью боеспособен, а второй пока находится в стадии формирования. В 2016 году на учениях в Норвегии состоялись первые пуски боевых ракет NSM по кораблю-мишени. Сообщается, что они прошли успешно и подтвердили все заявленные характеристики ПКР NSM, средств обнаружения и управления огнём.
Официально задачи MJR формулируются так:
«Морская ракетная воинская часть предназначена для борьбы с надводными силами противника, обороны главных морских баз ВМС, регионов, в которых возможна высадка морского десанта, а также важных военных и промышленных объектов, расположенных на побережье. С учётом высокой маневренности и огневой мощи MJR играет важную роль в обеспечении свободы действий собственных корабельных сил в акватории Балтийского моря».
Согласно польской традиции, Морская ракетная воинская часть имеет своего символического патрона. Им стал Збигнев Пшибышевский, посмертно повышенный в звании до командора. Фигура героя Второй мировой войны, одного из создателей береговой артиллерии ВМС Польши объединяет прошлое и настоящее защитников польского побережья.
Источники:
- http://www.1939.pl/
- http://3fo.wp.mil.pl/pl/index.html (официальный сайт 3-й флотилии польских ВМС)
- https://historia.trojmiasto.pl/
- http://mow.helmuzeum.pl/pl/ (официальный сайт Музея обороны Побережья)
- http://www.muzeummw.pl/# (официальный сайт музея польских ВМС)
- http://www.polska-zbrojna.pl/
- http://wiekdwudziesty.pl/
Комментарии к данной статье отключены.