• События
  • Люди
  • Танки
  • Флот
  • Авиация
  • Стрелковое оружие
  • Военный хайтек
  • Другое оружие
  • English version
  • Поиск
    • События
    • Люди
    • Танки
    • Флот
    • Авиация
    • Стрелковое оружие
    • Военный хайтек
    • Другое оружие
    • English version

    Поиск

    Войти

    Написать
    Популярное
    • 26 February '21
      Война в картинках: пропаганда, развлечение, искусство
    • 23 February '21
      Первое оружие легионера
    • 22 February '21
      Венгерские хроники длинноносых «соток»: третий «Конрад»
    • 18 February '21
      Засекреченный космонавт
    • 17 February '21
      Поломанные крылья вяземского десанта
    • 15 February '21
      Шкура битой немецкой кошки
    • 13 February '21
      Бои на истощение: кто поднимет костыль выше?
    • 12 February '21
      Два прочтения одной хрестоматии
    • 11 February '21
      Второй бой у Нарвика
    • 10 February '21
      Как угнать немецкий танк
    • 10 February '21
      Оружие советского снайпинга
    • 08 February '21
      Проект Manta Ray: DARPA заказывает подводные беспилотники
    45

    «Потаённый» музей авиации

    • авиация
    • СССР
    • Украина
    • музеи
    Евгений Пинак
    09 February '19

    Государственный музей авиации Украины, находящийся в Киеве, не может похвастаться широкой известностью, и даже коренные киевляне нередко спрашивают: «А разве у нас есть такой музей?». И это при том, что он находится буквально через забор от аэропорта «Киев» — одного из главных транспортных узлов города. В довольно большом музее собрано немало экспонатов, на которые стоит посмотреть.

    Один из самых малоизвестных музеев украинской столицы расположен в полутора километрах от центрального входа в аэропорт «Киев» (Жуляны). Это соседство не случайно: в своё время на этом месте находился учебный центр Киевского института гражданской авиации (ныне — Национальный авиационный университет), где будущие пилоты и авиатехники практиковались на настоящих самолётах. Увы, как только нужда в подготовке на том или ином типе самолётов проходила, эти машины без всякой жалости отправляли на слом. Так пропал целый ряд уникальных самолётов, находившихся в распоряжении центра.

    1/5

    Заголовок1

    Заголовок2

    Заголовок3

    Заголовок4

    Заголовок5

    ​Вид на музей сверху. На заднем плане — взлётно-посадочная полоса аэропорта. aviamuseum.com.ua - «Потаённый» музей авиации | Warspot.ru
    Вид на музей сверху. На заднем плане — взлётно-посадочная полоса аэропорта.
    aviamuseum.com.ua

    ​Самолёт-разведчик времён Первой мировой войны «Анатра-Анасаль». В музее находится копия, изготовленная Одесским авиаремонтным заводом – «наследником» одесского завода «Анатра». Фото автора. - «Потаённый» музей авиации | Warspot.ru
    Самолёт-разведчик времён Первой мировой войны «Анатра-Анасаль». В музее находится копия, изготовленная Одесским авиаремонтным заводом – «наследником» одесского завода «Анатра». Фото автора.

    ​Ан-2. Как ни странно, в музее имеется лишь одна версия этого легендарного самолёта. commons.wikimedia.org - «Потаённый» музей авиации | Warspot.ru
    Ан-2. Как ни странно, в музее имеется лишь одна версия этого легендарного самолёта.
    commons.wikimedia.org

    ​Самолёт дальнего радиолокационного обнаружения и управления Ан-71. commons.wikimedia.org - «Потаённый» музей авиации | Warspot.ru
    Самолёт дальнего радиолокационного обнаружения и управления Ан-71.
    commons.wikimedia.org

    ​Экспериментальный самолёт «Изделие 181», часто именуемый «Ан-181». commons.wikimedia.org - «Потаённый» музей авиации | Warspot.ru
    Экспериментальный самолёт «Изделие 181», часто именуемый «Ан-181».
    commons.wikimedia.org

    Экономический кризис и распад СССР привели к резкому сокращению потребностей гражданской авиации в специалистах, и учебный центр был фактически заброшен. Но нет худа без добра: в заброшенном центре пропала необходимость обновлять учебный парк, поэтому машины никто не трогал.

    1/5

    Заголовок1

    Заголовок2

    Заголовок3

    Заголовок4

    Заголовок5

    ​Пассажирский самолёт Ил-18. commons.wikimedia.org - «Потаённый» музей авиации | Warspot.ru
    Пассажирский самолёт Ил-18.
    commons.wikimedia.org

    ​Пассажирский самолёт Ил-86. commons.wikimedia.org - «Потаённый» музей авиации | Warspot.ru
    Пассажирский самолёт Ил-86.
    commons.wikimedia.org

    ​Пассажирский самолёт Ту-104. На первом плане виден учебно-тренировочный самолёт L-29. commons.wikimedia.org - «Потаённый» музей авиации | Warspot.ru
    Пассажирский самолёт Ту-104. На первом плане виден учебно-тренировочный самолёт L-29.
    commons.wikimedia.org

    ​Сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22М0. commons.wikimedia.org - «Потаённый» музей авиации | Warspot.ru
    Сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22М0.
    commons.wikimedia.org

    ​Сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22М3. Фото автора. - «Потаённый» музей авиации | Warspot.ru
    Сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22М3. Фото автора.

    Так прошло десять лет, пока группа инициативных людей не смогла реализовать идею о превращении учебного центра в музей. В 2001 году было принято решение о его создании, а в 2003 году музей официально открылся для посетителей. Тогда здесь было всего 30 самолётов, но с тех пор коллекция возросла почти до 80 самолётов и вертолётов. Иногда будущие экспонаты прибывали в совсем печальном состоянии, но благодаря усилиям музейных реставраторов теперь выглядят весьма достойно. В коллекции музея есть и беспилотные летательные аппараты, авиационные двигатели и вооружение, аэродромная техника. Интересно, что Национальный авиационный университет продолжает использовать музей в качестве учебной базы (административно музей всё ещё подчинён университету).

    1/4

    Заголовок1

    Заголовок2

    Заголовок3

    Заголовок4

    ​Фронтовой истребитель МиГ-29. Фото автора. - «Потаённый» музей авиации | Warspot.ru
    Фронтовой истребитель МиГ-29. Фото автора.

    ​Фронтовой бомбардировщик Су-24. Фото автора. - «Потаённый» музей авиации | Warspot.ru
    Фронтовой бомбардировщик Су-24. Фото автора.

    ​Штурмовик Су-25. Фото автора. - «Потаённый» музей авиации | Warspot.ru
    Штурмовик Су-25. Фото автора.

    ​Многоцелевой ударный вертолёт Ми-24А. Фото автора. - «Потаённый» музей авиации | Warspot.ru
    Многоцелевой ударный вертолёт Ми-24А. Фото автора.

    Среди экспонатов музея есть уникальные самолёты: первый серийный Ту-104, опытные Ту-22М0, Ил-86, Ту-134, Ан-71, единственный уцелевший учебно-боевой Як-28У и другие. Например, Ил-18 — не просто прототип и редкий VIP-вариант, предназначавшийся для высших руководителей, а самолёт, на котором до 1958 года летал заместитель министра и будущий министр обороны СССР маршал А. А. Гречко. Ил-86 представлен первым прототипом, который к концу своей лётной «карьеры» был переоборудован в многоцелевую летающую лабораторию. С учётом специфики применения самолёт был оборудован противоштопорными парашютами и шахтой аварийного покидания кабины экипажа, а двери по правому борту выполнены в качестве защитных аэродинамических щитков для упрощения покидания самолёта в полёте. Среди прочего этот самолёт участвовал в авиасалонах в Ле-Бурже (Франция).

    У громадного вертолёта Ми-26С своя история: участник ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС после 1986 года оказался на свалке заражённой техники под Конотопом. К счастью, вертолёт почти не «фонил», поэтому его согласились передать в музей. Огромная машина уже не летала, поэтому её пришлось везти из Конотопа в Киев по частям и собирать на 410-м авиаремонтном заводе. Палубный самолёт вертикального взлёта Як-38 ранее служил на авианесущем крейсере «Киев», а оба штурмовика Су-25 из коллекции музея в своё время повоевали в Афганистане.

    Увы, но самый уникальный самолёт в коллекции музея пока не выставляется. Речь идёт об АНТ-7, производившемся в 1931–1935 годах. Разбитый самолёт был найден на Камчатке Евгением Коноплёвым ещё в 80-е годы, но только в 2005 году закончилось его восстановление на 410-м авиаремонтном заводе при участии конструкторского бюро Туполева. В настоящее время это последний сохранившийся самолёт данного типа и один из немногих уцелевших многомоторных самолётов той эпохи. Почему уникальный экспонат уже много лет недоступен широкой публике, непонятно.

    Радует отношение музейщиков к своим «подопечным». Например, прототипу самолёта радиолокационного обнаружения Ан-71, который находится в музее, специально нашли и установили оригинальные двигатели вместо первоначально стоявших на нём двигателей с самолётов другого типа. Приятно отметить ухоженность экспонатов, хотя музей имеет весьма скромное финансирование.

    1/4

    Заголовок1

    Заголовок2

    Заголовок3

    Заголовок4

    ​Противолодочный самолёт-амфибия Бе-12 и маленький Як-38 у него под крылом. Фото автора. - «Потаённый» музей авиации | Warspot.ru
    Противолодочный самолёт-амфибия Бе-12 и маленький Як-38 у него под крылом. Фото автора.

    ​Многоцелевая летающая лодка Бе-6, вид спереди. Фото автора. - «Потаённый» музей авиации | Warspot.ru
    Многоцелевая летающая лодка Бе-6, вид спереди. Фото автора.

    ​Многоцелевая летающая лодка Бе-6, вид сзади. Фото автора. - «Потаённый» музей авиации | Warspot.ru
    Многоцелевая летающая лодка Бе-6, вид сзади. Фото автора.

    ​Беспилотный летательный аппарат Ту-141. commons.wikimedia.org - «Потаённый» музей авиации | Warspot.ru
    Беспилотный летательный аппарат Ту-141.
    commons.wikimedia.org

    Если посетитель пожелает узнать о самолётах больше того, что написано на табличках у экспонатов, его будет ожидать разочарование: исторической экспозиции в музее нет. Только в 2016 году здесь открыли выставку авиационных двигателей, для входа в которую нужно внести отдельную небольшую плату. И это всё: ни слова о находившихся в Киеве мастерской И. И. Сикорского и конструкторском бюро О.К. Антонова, киевских аэропортах и аэродромах, не говоря уже о других памятных местах и событиях в истории авиации. Нет даже самой примитивной экспозиции о Киевском институте гражданской авиации (Национальном авиационном университете), которому принадлежит и на базе которого находится музей. Отдельные стенды, дополняющие выставку двигателей, никак не могут заменить полноценной экспозиции, и это главный недостаток музея.

    1/5

    Заголовок1

    Заголовок2

    Заголовок3

    Заголовок4

    Заголовок5

    ​Огромный противолодочный самолёт Ту-142 и North American P-51 Mustang из состава группы исторических самолётов, посетивших Киев под руководством британского принца Майкла Кентского в 2013 году. Фото автора - «Потаённый» музей авиации | Warspot.ru
    Огромный противолодочный самолёт Ту-142 и North American P-51 Mustang из состава группы исторических самолётов, посетивших Киев под руководством британского принца Майкла Кентского в 2013 году. Фото автора

    ​Памятный знак – авиадвигатель АЩ-62, установленный в 2013 году в честь визита группы исторических самолётов в Киев. Фото автора. - «Потаённый» музей авиации | Warspot.ru
    Памятный знак – авиадвигатель АЩ-62, установленный в 2013 году в честь визита группы исторических самолётов в Киев. Фото автора.

    ​Один из авиадвигателей, ещё не помещённый в отдельную выставку. Фото автора. - «Потаённый» музей авиации | Warspot.ru
    Один из авиадвигателей, ещё не помещённый в отдельную выставку. Фото автора.

    ​Выставка авиадвигателей. aviamuseum.com.ua - «Потаённый» музей авиации | Warspot.ru
    Выставка авиадвигателей.
    aviamuseum.com.ua

    ​Выставка авиадвигателей. aviamuseum.com.ua - «Потаённый» музей авиации | Warspot.ru
    Выставка авиадвигателей.
    aviamuseum.com.ua

    Руководство музея старается развивать его экспозицию: анонсировано создание ещё четырёх выставочных залов, где посетители смогут увидеть средства спасения экипажей, авиационное вооружение и даже авиационный тренажёр. Кроме того, организован краудфандинг для создания экспозиции, посвящённой истории Киевского высшего военного авиационного инженерного училища: http://aviamuseum.com.ua/ru/about/608-muzey-kvvaiu.html.

    Музей работает со вторника по воскресенье с 9:00 до 19:00 (с ноября по март — до 18:00), но касса (а с ней и доступ к экспозиции) закрывается в 17:00. Кроме того, по вторникам нельзя попасть внутрь самолётов и вертолётов. Адрес: Киев, улица Медовая, 1. Вход в музей находится в 1,5 км от входа в новый терминал аэропорта «Киев». Стоимость посещения музея — 50 гривен (около 1,7 доллара США), пенсионерам, студентам и школьникам полагаются скидки. Небольшие суммы надо доплатить за фотосъёмку (10 гривен), видеосъёмку (40 гривен), посещение выставки авиадвигателей (10 гривен) и осмотр экспонатов изнутри (от 5 до 10 гривен).

    Сайт музея (http://aviamuseum.com.ua) сделан качественно и с любовью. Отдельно стоит отметить наличие на сайте 3D-панорам, позволяющих увидеть коллекцию самолётов: http://aviamuseum.com.ua/3d.html

    Евгений Пинак

    Японский флот · Японская авиация · Войны в Азии 1911-1953 · Войны в Европе 1918-1939

    Корабли-музеи в Бостонском арсенале на Warspot.ru
    Корабли-музеи в Бостонском арсенале
    Огневая мощь свободы на Warspot.ru
    Огневая мощь свободы
    Музей из прошлого на Warspot.ru
    Музей из прошлого
    Поделиться
    • 24
    • 1847
    • 6
    • Статьи по теме
    • Комментарии (50)
    «Возрожденные крылья» Австралии на Warspot.ru
    «Возрожденные крылья» Австралии
    Спаситель Берлина на Warspot.ru
    Спаситель Берлина
    Цифры Warspot: 11 самолётов люфтваффе  на Warspot.ru
    Цифры Warspot: 11 самолётов люфтваффе
    Координаты Warspot: база Дэвис-Монтен на Warspot.ru
    Координаты Warspot: база Дэвис-Монтен
    • Статьи по теме
    • Комментарии (50)
    Неизвестный
    wargamming.net © 2014 — 2021 Warspot English
    • О нас
    • Связаться с нами
    • Как стать автором
    • Все авторы
    • Все теги
    • Карта сайта
    • Правила
    • Соглашение
    • Политика конфиденциальности
    Warspot Вконтакте
    Присоединяйтесь к нам на Facebook
    Мы в Одноклассниках
    Канал в Telegram
    Лучшие материалы в Яндекс Дзен
     
    ПРИВЕТ!

    ВОЙДИТЕ, ИСПОЛЬЗУЯ ВАШ АККАУНТ

    Ваш комментарий будет сохранен после регистрации

    Я подтверждаю, что условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности мне понятны, и принимаю их.

    • wargaming
    • facebook
    • vkontakte
    • google