В западном пригороде немецкой столицы расположился третий музей, находящийся на содержании Минобороны Германии, — Военно-исторический музей-аэродром Берлин-Гатов. Так же, как и крепость Кёнигштайн, он официально является филиалом Военно-исторического музея бундесвера в Дрездене.
В 1925 году на окраине берлинского района Шпандау появилось поле, предназначенное для энтузиастов планёрного спорта. Спустя десять лет, 2 ноября 1935 года, на этом месте лично Гитлером был открыт очередной военный аэродром, который стал учебно-тренировочным и обслуживал потребности 2-й военно-воздушной школы и Академии ВВС. О значении этого объекта может говорить тот факт, что «фюрер германского народа» всегда улетал с него в свою альпийскую резиденцию Берхтесгаден. Аэродром Гатов был связан и с последними днями нацистского вождя — именно с него 26 апреля 1945 года была сделана последняя попытка прорваться к осаждённому бункеру под Рейхсканцелярией и вывезти Гитлера.
В тот же день аэродром был занят частями Красной армии. По итогам Ялтинской конференции аэродром Гатов попал в британскую оккупационную зону Западного Берлина. Здесь садились самолёты официальных делегаций, принимавших участие в Потсдамской конференции. Дважды аэродром принимал советские самолёты: в октябре 1945 года здесь приземлился Як-9, в начале следующего года — Ил-2.
Лётное поле Гатов использовалось британской транспортной авиацией для доставки гуманитарных грузов в «осаждённый город» во время блокады Западного Берлина, организованного Советским Союзом (24 июня 1948 – 12 мая 1949 года). Первый транспорт сел здесь уже 28 июня, а вскоре грузоперевозка достигла 1000 т в сутки.
После снятия блокады в 1946 году аэродромное поле использовала и гражданская авиация — британская авиакомпания ВЕА начала регулярные рейсы в Берлин. В начале 50-х годов все гражданские полёты были перенесены в Темпльхоф, а Гатов стал исключительно базой Королевских Военно-воздушных сил Великобритании (Royal Air Force, RAF).
После объединения Германии союзнические войска покинули Берлин. Полёты в Гатове были прекращены 30 июня 1994 года, а 7 сентября здесь разместились части 3-й дивизии люфтваффе. Продолжение существования аэродрома как действующей базы было признано ненужным. Часть территории, включая одну из двух ВПП, отдали под частную застройку, а на обеих полосах и рулёжных дорожках, в двух ангарах и командной башне разместился музей истории германских ВВС.
Сегодня музей представляет собой традиционную неинтерактивную экспозицию, в которой выставлены образцы авиационного вооружения, систем посадки и обеспечения полётов, а также самолётов, элементов ПВО и обмундирования.
Создание коллекции началось в 1957 году с частного собрания в спортивном зале на территории другой авиабазы в Шлезвиг-Гольштейне. В 1967 году музею был передан первый самолёт, а через пять лет несколько самолётов уже занимали два ангара. Наконец в 1987 году Минобороны ФРГ преобразовало экспозицию в официальный Музей люфтваффе бундесвера. В 1994 году музей был перемещён на освободившийся аэродром в Гатове, а через год открыл свои двери для посетителей. Официально пребывая в статусе «музей в стадии создания», в 2010 году он стал автономным филиалом Военно-исторического музея бундесвера в Дрездене. В 2011 году авиамузей был переименован в «Военно-исторический музей бундесвера — аэродром Берлин-Гатов».
В здании командно-диспетчерского пункта (КДП) расположены экспозиции, посвящённые начальному периоду развития авиации в Германской империи (1884–1914), роли ВВС в Первой мировой войне, их развитию в Третьем рейхе и, наконец, послевоенной Германии. Среди прочего тут выставлен повседневный китель рейхсмаршала люфтваффе Германа Геринга. Командная башня «продолжает работу»: всё оборудование оставили на месте и включили запись его шумов, а также переговоров диспетчеров и лётчиков.
В Ангаре №3 действуют экспозиции лётного и наземного оборудования, посвящённые периодам Германской империи, Первой мировой войны, Веймарской республики (1929–1933), люфтваффе вермахта, люфтваффе бундесвера (с 1956 года), ВВС и ПВО Национальной народной армии (ННА) ГДР (1956–1990), истории аэродрома Гатов. Среди несомненных жемчужин коллекции стоит отметить великолепные копии самолётов Farman III и Etrich-Rumpler Taube, оригинал реактивного истребителя Messerschmitt-163, копию тяжёлого планера DFS-230 и оригинал управляемой крылатой бомбы Henschel 293 A-1.
В Ангаре №7 представлены в основном послевоенные коллекции: ФРГ в Холодной войне и НАТО (1945–1955), создание и развитие люфтваффе бундесвера (1956–1967/1969), НАТО (1967/1969–1989), воссоединение Германии (с 1989 года), современная армия Германии (1991–2015). Здесь нашлось место и вертолётам, и зенитной артиллерии, и технике аэродромного обслуживания.
На бывшей стоянке самолётов на подходе к Ангару №7 экспонируются радарные и ракетные системы, состоявшие на вооружении германских армий послевоенного периода. Основная масса экспонатов (разнообразные самолёты и вертолёты бундесвера, ННА и НАТО, всего более 70 штук) щедро разбросана по всему бывшему аэродрому. Всего же в музее собрано около 600 000 предметов, 214 самолётов или их копий, 66 образцов ракетных систем ПВО.
Если вас интересует история военной авиации, этот музей нельзя обойти вниманием. Правда, добраться до него не так уж просто. Если вы не обладаете личным автотранспортом, придётся воспользоваться городским автобусом маршрута №135, который идёт в предместье Гатов. Оттуда нужно будет дойти до бывшего аэродрома пешком (путь займёт около 10 минут).
Музей открыт со вторника по воскресенье с 10:00 до 18:00. Вход бесплатный, фотографирование для некоммерческих целей также бесплатное. В субботу и воскресенье от входа в КДП начинается бесплатная экскурсия на немецком языке. Поскольку музей всё ещё находится в стадии организации, и ангары периодически закрывают на переделку экспозиции, перед визитом полезно ознакомиться с последними новостями на сайте http://mhm-gatow.de/en/latest-information
Комментарии к данной статье отключены.