Начиная с 30-х годов, а также в разгар самой войны, в Германии активно проводились исследования и конструкторские работы по созданию новых видов летательных аппаратов с вертикальным взлетом и посадкой, подъемная сила которых должна была создаваться за счет одного или двух несущих винтов.
Первыми, кто добился успехов на этом поприще, считаются инженеры фирмы "Фокке-Ахгелис", которую основал Генрих Фокке (после смещения с поста директора фирмы "Фокке-Вульф") совместно с пилотом Гердом Ахгелисом. Их серийный транспортный вертолет FA 223 "Drache", что в переводе означает "дракон", был выполнен по поперечной схеме: к фюзеляжу с обеих сторон крепились пирамидальные конструкции, на которые, в свою очередь, монтировались несущие винты.
Развивая максимальную скорость в 176 км/ч, "Дракон" мог перебросить на расстояние до 700 км груз весом в 500 кг или четырех человек. При этом его скороподъемность была примерно 24 м/мин, а практический потолок – около 4900 м. Благодаря таким свойствам, эти машины отлично зарекомендовали себя как транспортеры крупногабаритных грузов, а также как техника для проведения спасательных операций. Вертолеты без проблем перевозили боеприпасы, пушки и элементы мостов.
Также довольно часто при помощи FA 223 корректировали огонь и эвакуировали высокопоставленных лиц. Кстати, именно эту винтокрылую машину командир спецотряда СС Отто Скорцени первоначально планировал задействовать в операции по освобождению Муссолини, но в последний момент отдал предпочтение связному самолету Fi 156 "Storch". В период с 1942 по 1945 гг. немцам удалось выпустить всего 18 машин, хотя изначально задумывалось 30, но бомбардировка завода в Бремене сорвала эти планы.
Еще одними основателями современного вертолетостроения считаются конструкторы фирмы "Антон Флетнер". В 1937 году эта фирма предложила военно-морским силам Германии проект одноместного вертолета, который можно использовать как средство для корабельной разведки и связи. Год спустя фирме заказали шесть образцов для проведения испытаний. В 1939 году FL 265V-1 совершил свой первый полет, и, несмотря на то, что первый образец в конечном итоге потерпел аварию, другие пять убедили командование ВМС в необходимости использования таких аппаратов на кораблях. Также этим вертолетом заинтересовались в Люфтваффе. Проведенные учебные бои Bf 109 и FW 190 показали, что геликоптер, пользуясь своей маневренностью, способен уходить от огня истребителя и сбить его довольно сложно.
Командование Люфтваффе было так поражено итогами испытаний, что было готово незамедлительно запустить FL 265 в производство, однако фирма Антона Флетнера предложила им еще более совершенную машину FL 282 "Kolibri". По сути, это была логичная эволюция 265-й модели с той же поперечной схемой и малым расстоянием между осями. Винты располагались под углом в 24 градуса и были наклонены вперед на 6 градусов, что позволяло одним лопастям проходить над втулкой других. Без изменений осталась система синхронизации, предотвращающая схлестывание винтов, и силовая установка BMW Bramo Sh 14A в 160 л.с.
В отличие от предыдущей модели двигатель в FL 282 находился в центральной части, а передняя часть фюзеляжа отдавалась под кабину пилота, которая была трех видов (открытая, полузакрытая и закрытая). Также позади двигателя можно было оборудовать отсек для грузов или еще одно место для наблюдения. При скороподъемности в 91 м/мин практическим потолком этой машине служила высота в 4100 м, а максимальная скорость полета составляла 150 км/ч. С одним пилотом на борту "Колибри" мог преодолевать расстояние в 300 км, а возможность установки дополнительного топливного бака увеличивала это расстояние примерно вдвое.
В 1942 году на борту крейсера "Кельн" были проведены испытания новой машины, и, согласно отчетам, этот вертолет весьма успешно стартовал и садился на борт корабля даже при значительном волнении моря. В 1943 году 20 опытных вертолетов активно использовались флотом в реальных боевых операциях, таких, например, как проводка конвоя в Средиземном море. Благодаря успеху своего детища фирма "Антон Флетнер" и "BMW" получили заказ на 1000 таких вертолетов, однако этим планом не суждено было сбыться – завод, где производился "Колибри", постигла та же участь, что и завод по производству "Драконов". Поэтому за все годы войны, с учетом тех машин, что использовались на флоте, собрано было всего 24 образца.
Одной такой "вертушке", а точнее, двухместному ее варианту, своим спасением из осажденного Бреслау 29 апреля 1945 года обязан последний рейхсфюрер СС Карл-Август Ханке, что, правда, не спасло его от расстрела чешскими партизанами в том же году.
После войны сохранилось лишь три вертолета FL 282 "Kolibri", один из которых попал в руки советских войск. В конце 1946 года он был доставлен в Летно-исследовательский институт под Москвой. Там его восстановили, но, как оказалось, лишь для того, чтобы в 1947 году провести испытания и забраковать в виду конструктивной сложности.
Комментарии к данной статье отключены.