Неудачное развитие программы создания тяжёлых танков семейства Heavy Tank M6 привело к тому, что в 1943-первой половине 1944 года американские тяжёлые танки находились в состоянии летаргического сна. Успехи средних танков и машин на их базе во время боёв в Северной Африке вселили в американских военных уверенность, что они обойдутся без тяжёлых танков. Отрезвление произошло летом 1944 года в Нормандии – выяснилось, что немцы располагают тяжёлой бронетехникой нового типа, которая не по зубам американским танкам и САУ. В результате к концу июля 1944 года срочно запустили программу разработки новых тяжёлых танков, причём сразу нескольких типов. Одним из них стал Heavy Tank T30.
Запасной вариант
Впервые о принципиально новом тяжёлом танке заговорили в начале августа 1944 года. На тот момент возникла идея создания Heavy Tank M6A2E1 – глубокой модернизации Heavy Tank M6. Против этого танка 2 августа 1944 года выступил генерал Люсиус Клей, чьи доводы были вполне обоснованными. M6 и так не отличался подвижностью, а M6A2E1 имел расчётную боевую массу 77 т. В результате 14 августа впервые прозвучала идея запуска разработки принципиально нового тяжёлого танка под названием Heavy Tank T29. Согласно концепции, шасси машины делалось с оглядкой на Heavy Tank T26, а башня и вооружение разрабатывались по типу M6A2E1.
Впрочем, к вооружению с самого начала разработки Heavy Tank T29 возникли вопросы. Противником будущего танка являлся Pz.Kpfw.Tiger Ausf.B, у которого толщина верхней лобовой детали корпуса составляла 150 мм. Ещё на стадии проектирования 105-мм орудия T5E1 возникли некоторые сомнения в возможностях пробивать броню столь большой толщины. Поэтому 14 августа прозвучало два обозначения перспективного танка. Вторым был Heavy Tank T30 – по конструкции шасси и башни он полностью повторял T29, разница заключалась в орудии.
В качестве базы было решено использовать 155-мм полевое орудие M1A1, известное как Long Tom. Эту систему разработали в конце 30-х годов для замены 155-мм орудия M1918 (американской версии французского орудия GPF). По характеристикам данная система была ближе всего к советской 152-мм пушке особой мощности БР-2. Начальная скорость у M1A1 была немного ниже, масса снаряда – меньше, но в целом эти орудия обладали близкими данными. Гораздо важнее то, что M1A1 находилась в полноценном серийном производстве. В то время как пушек БР-2 за всё время выпустили 39 штук, американская промышленность произвела с октября 1940 по июнь 1945 года 1882 орудий семейства M1. Без Long Tom не обошлась почти ни одна операция американской армии в Северной Африке и на европейском ТВД.
Официально работы по Heavy Tank T30 стартовали 14 сентября 1944 года. Согласно планам, предполагалось выпустить два опытных образца машины – столько же, сколько и Heavy Tank T29. В отличие от собрата, который весной 1945 года захотели изготовить внушительной серией в 1200 машин, заказ по T30 продолжал оставаться в прежнем объёме. Данный факт наглядно говорит о том, что машина предполагалась как запасной вариант в случае более успешных испытаний орудия, получившего обозначение T7. По сравнению с орудием M1A1 длину ствола уменьшили до 6414 мм (41,4 калибра), одновременно снизилась и начальная скорость снаряда – до 717 м/с. Тем не менее, даже в таком виде на тот момент это была самая мощная танковая система, построенная в металле и установленная на танк. Правда, бронебойный снаряд в боекомплекте M1A1 отсутствовал (он появился позже).
Первые изменения по программе Heavy Tank T30 начались ближе к концу 1945 года. Стало очевидно, что тяжёлые танки безнадёжно опоздали на войну, поэтому не только снизился объём выпуска, но и начались некоторые изменения с точки зрения шасси. Изменению подверглась силовая установка. Поначалу речь шла о 27-литровом Ford GAC, который развивал максимальную мощность 770 л.с. Вместе с тем, даже предварительные прикидки показывали, что удельная мощность T29, как и T30, будет невысокой, поэтому появилась идея поставить другой двигатель – им стал 29-литровый Continental AV-1790, имевший воздушное охлаждение. Максимальная мощность данного мотора составляла 810 л.с. В ходе разработки изменилась и трансмиссия – аналогично T29, финальным решением по трансмиссии стал гидромеханический трансмиссионный блок CD-850-1 разработки Alisson.
Одновременно с шасси изменения вносились и в башню. Аналогично T29, изначально башня Heavy Tank T30 выглядела так же, как и башня Heavy Tank M6A2E1. На самом деле эта башня обозначалась как башня танка T29, то есть шасси M6A2E1 было лишь тестовой платформой. В связи с тем, что испытания выявили ряд недостатков, в том числе попадание пуль и осколков через щели в орудийной установке, башню пришлось переделывать. В результате её конфигурация существенно изменилась, но при этом башни T29 и T30 оставались унифицированными. Разница оказалась лишь в том, что количество спаренных с орудием пулемётов сократили до одного. Переделанная орудийная установка получила индекс T124.
Несмотря на то, что орудие имело существенно больший калибр, разница между T29 и T30 по массе оказалась незначительной. Боевая масса T30 составила 64 682 кг, в то время как T29 имел боевую массу 64 183 кг. Более того, версия Heavy Tank T29E3 оказалась даже тяжелее – 65 317 кг. К тому же, за счёт более мощного двигателя удельная мощность T30 оказалась выше и составила 12,52 л.с. на тонну. Кстати, по этому показателю тяжёлые танки всех типов превосходили Heavy Tank T26E3, у которого удельная мощность составляла 10,74 л.с. на тонну. Впрочем, у T30 имелся и врождённый недостаток, который оказался напрямую связан с орудием. Дело в том, что боекомплект составлял всего 32 выстрела, что на фоне T29 с его 63 выстрелами выглядело несерьёзно. Вторым недостатком была низкая скорострельность, вполне ожидаемая при таком калибре и массе снаряда.
Работы по выпуску опытных образцов тяжёлых танков шли неспешно, поэтому T30 построили спустя три с половиной года после запуска программы разработки. Машины получили двигатели Continental AV-1790-3 – эти моторы стали результатом доработки, которая велась параллельно с разработкой танка. Первый опытный образец Heavy Tank T30 был готов в марте 1948 года и получил регистрационный номер USA 30162842. В конце марта 1948 года его направили на Абердинский полигон. Между тем, объём выпуска T30 вырос. Обычно говорится о двух построенных танках, но документы свидетельствуют об обратном. К маю 1948 года построили уже шесть T30 с регистрационным номерами USA 30162842-USA 30162847, из них на Абердинский полигон направлялись машины с номерами 1, 2, 4, 5, 6. Машина с серийным номером 3 так и осталась в Детройтском арсенале, где использовалась как испытательный стенд. Часть машин оставалась на полигоне недолго. 8 июня 1948 года танк №5 уехал в Форт-Нокс, 23 июля в Юму отправилась машина №6, а 20 января 1949 танк №4 направили в Форт-Черчилль (Канада). Таким образом, наиболее интенсивно на Абердинском полигоне испытывались машины с номерами 1 и 2.
Несмотря на то, что часть танков попадала на полигон на считанные месяцы, а то и недели, они проходили там обязательную обкатку. Например, танк №4 перед отправкой на зимние тесты в Канаду прошёл 213 км. По итогам были обнаружены некоторые неполадки в трансмиссионном блоке, после чего машину направили в Форт-Черчилль. Прибывший 15 июня 1948 года танк №6 перед отправкой в Юму прошёл обкатку, в ходе которой заменили некоторые компоненты силовой установки. Дополнительные испытания проходили в октябре-декабре 1948 года, во время них заменяли трансмиссионный блок. Уже в 1949 году блок поменяли на более совершенный CD-850-3.
Что же касается танков, проходивших длительные тесты, то у них километраж оказался существенно выше. T30 с серийным номером 1 прошёл 800 км, из них 142,5 км на трансмиссионном блоке CD-850-2. Рекордсменом испытаний среди всех тяжёлых танков стал T30 с серийным номером 2. В общей сложности машина прошла 3766 км, из них 1492 км с трансмиссионным блоком CD-850-2. В ходе испытаний в танке меняли и двигатель, и трансмиссионный блок, тем не менее, мотор Continental AV-1790 показал себя не в пример более надёжным, чем Ford GAC. С учётом того, что данная силовая установка была ещё и более мощной, чем Ford GAC, именно она стала победителем в сравнительных испытаниях. В 1949 году началось серийное производство Medium Tank M46 с двигателем Continental AV-1790-5A и трансмиссионным блоком CD-850-3. Это же сочетание силовой установки и трансмиссии использовали и проектировании Heavy Tank T43, превратившегося в серийный Heavy Tank M103.
В отличие от ходовых испытаний, с орудием ситуация выглядела не столь радужно. Большие габариты и масса снарядов орудия T7 привела к тому, что работать с ними в боевом отделении оказалось нетривиальной задачей. Максимальная скорострельность не превышала 2 выстрелов в минуту – по этому показателю орудие T7 втрое уступало 105-мм орудийной системе. Столь низкая скорострельность во многом лишала смысла установку на танк орудия столь крупного калибра.
Попыткой решить проблему стала переделка одного из танков – он получил индекс Heavy Tank T30E1. Внешне эту машину можно довольно легко отличить по лючку в корме башни, а также приподнятой командирской башенке. Эти изменения оказались связаны с механизированной укладкой, размещённой в боевом отделении. При стрельбе данная система автоматически переводила орудие на определённый угол наклона, происходил выброс стреляной гильзы, далее загружались снаряд и заряд, происходило их заряжание, после чего орудие возвращалось на исходный угол наклона. Как показали испытания, система помогла, и скорострельность немного выросла. Вместе с тем стало очевидно, что идея с установкой танкового орудия калибра 155 мм оказалась тупиковой – к тому моменту уже был выявлен победитель среди орудий.
Удивительно, но именно Heavy Tank T30 стал самым «долгоживущим» среди экспериментальных американских тяжёлых танков – до наших дней сохранились 4 из 6 выпущенных машин. Из двух танков, которые испытывались на Абердинском полигоне, точно выжила машина с серийным номером 1. Пережил все перипетии и танк серийным номером 3 – единственный из тяжёлых танков, находившихся в Детройтском арсенале и не отправившийся в металлолом. Танк с серийным номером 6 ныне находится в Форт-Джексоне, а в Национальном музее танков и кавалерии представлена машина с номером 5, которая испытывалась в Форт-Ноксе.
Промежуточный калибр
В случае с американскими танками и САУ военного периода наблюдалась интересная тенденция. Начиная ещё с Medium Tank M3, наиболее удачные и массовые американские танковые орудия имели зенитное происхождение. Конечно, в других странах баллистика зенитных орудий также часто применялась для создания танковых и самоходных систем, но у американцев такое происходило чаще всего. То же самое в итоге произошло и с вооружением тяжёлых танков. В ассортименте буксируемой артиллерии, применявшейся американской армией в 1944-1945 годах, значилось несколько типов зенитных орудий. Наиболее мощной была 120-мм зенитная пушка M1 – работы по ней шли около двадцати лет, правда, повоевать ей почти не довелось. Тем не менее, появление этого орудия на вооружении (1944 год) не осталось незамеченным Департаментом вооружений. Орудие обладало выдающимися характеристиками, превосходя по начальной скорости прямой аналог – немецкую 128-мм зенитную пушку Flak 40. При этом длина ствола орудия M1 оказалась меньше.
Идея создать танковую версию 120-мм зенитного орудия M1 появилась не сразу. Поначалу работы шли по удлинённой 90-мм системе, а также танковым пушкам калибров 105 и 155 мм. То, что события развиваются не совсем по сценарию, стало ясно в начале 1945 года. Изучение вопроса повышения эффективности танковых орудий привело к тому, что 120-мм зенитная пушка стала идеальным кандидатом. Конечно, система отличалась большой длиной ствола (7391 мм без учёта дульного тормоза), с другой стороны, та же 90-мм система T15E2, которая ставилась на Heavy Tank T32, оказалась всего на 10 дюймов короче. Впрочем, и 105-мм орудие T5E1 было ненамного более коротким – на 13 дюймов. Плюсами орудия являлись очень высокая начальная скорость снаряда, а, значит, и очень высокие показатели пробития брони. Ещё одним преимуществом являлась сравнительно небольшая масса снаряда. В целом же танковая версия 120-мм зенитной пушки сильно напоминала по характеристикам советскую танковую пушку ОБМ-51, позже названную БЛ-13. Разница заключается в том, что американцы свою «длинную руку» довели до кондиции.
Работы по танковой версии 120-мм зенитного орудия инициировали в январе 1945 года, орудие получило индекс T53. 17 мая 1945 года было принято решение об изготовлении двух образцов Heavy Tank T30, оснащённых орудиями T53 – они получили индекс Heavy Tank T34. Аналогично другим машинам семейства, первоначально предполагалось использование двигателей Ford GAC в паре с трансмиссионным блоком CD-850-1. В дальнейшем появилась идея поставить другой двигатель – 870-сильный Allison V-1710-E32. Впрочем, этот мотор на Heavy Tank T34 так и не попал. В окончательной редакции было решено установить мотор Continental AV-1790 – такой же, как на Heavy Tank T30.
Помимо шасси, унификация шла и по башне. Правда, с самого начала в конструкцию башни пришлось вносить небольшие изменения. Дело в том, что орудие T53 было не только длиннее, но и на полтонны тяжелее, чем T5E1. В результате существенно изменилась уравновешенность башни. Для компенсации пришлось добавить противовес в виде дополнительной плиты толщиной 102 мм, которую приварили к корме башни. В связи с тем, что была поставлена новая орудийная система, установку переделали, она получила обозначение T125. Впрочем, ближе она оказалась к орудийной установке T123, применявшейся на Heavy Tank T29. Аналогично T29, на танке использовалось два спаренных пулемёта.
Аналогично танкам T29 и T30, выпуском Heavy Tank T34 занимался Детройтский арсенал. В связи с общей неспешностью работ по изготовлению впервые эти машины появляются в переписке Абердинского полигона в апреле 1948 года. Согласно планам, на полигон отправлялся танк с серийным номером 2 и регистрационным номером USA 30162833. Вторая машина осталась в Детройтском арсенале как тестовый образец. В финальной редакции боевая масса составила 65 136 кг, что выше, чем у T30, но чуть ниже, чем у T29E3. Как показали дальнейшие испытания, скоростные характеристики, как и проходимость, оказались на уровне Heavy Tank T30.
Следует отметить, что Heavy Tank T34 находился на Абердинском полигоне недолго. 18 августа 1948 года его направили на испытания в Форт-Нокс. С учётом того, что машина поступила на полигон из Детройтского арсенала 27 июля 1948 года, она успела проехать всего 80 км. Также были проведены испытания стрельбой. Обратно на Абердинский полигон танк вернулся в декабре 1948 года, причём с тем же километражом (то есть машина простояла без дела). К середине 1949 года общий пробег составил всего 136 км. Столь небольшие объёмы ходовых испытаний объяснялись тем, что основная нагрузка по ходовым испытаниям легла на Heavy Tank T30, а от T34 ждали, прежде всего, данных по стрельбе.
Основные изменения, которые претерпевали оба выпущенных Heavy Tank T34, оказались связаны именно с огневыми испытаниями. В связи с большими габаритами снарядов боекомплект оказался такой же, как и у Heavy Tank T30 – 34 выстрела. С другой стороны, значительно меньшая масса снарядов существенно упрощала заряжание, тем более что заряжающих было двое. В результате максимальная скорострельность составила 5 выстрелов в минуту – впечатляющий результат для орудия столь большого калибра.
Ещё более важными оказались испытания стрельбой. Выяснилось, что на дистанции в 914 метров бронебойный снаряд пробивает плиту толщиной 198 мм, установленную под углом 30 градусов от вертикали. Фактически это означало, что со средних дистанций Heavy Tank T34 мог пробить борт Pz.Kpfw.Maus, а на дистанции 200-300 м и лобовую часть немецкого сверхтяжёлого танка. Также имелся подкалиберный снаряд, который на дистанции 914 м пробивал плиту толщиной 381 мм, а на дистанции 1829 м – 318 мм. Это означало, что мощи данного орудия с лихвой хватало для борьбы с любыми, даже проектными немецкими танками. Правда, при установке плиты под углом 60 градусов от вертикали пробитие бронебойного и подкалиберного снарядов существенно снижалось – до 102 и 112 мм соответственно.
Наиболее существенной проблемой, которая выявилась при испытаниях стрельбой, стала недопустимая концентрация пороховых газов в боевом отделении. Огневые испытания в Форт-Ноксе закончились для заряжающих госпиталем, да и на Абердинском полигоне имелись немалые трудности. Чтобы решить эту проблему, отрабатывались различные решения. Как ни странно, самым эффективным методом борьбы с пороховыми газами стала установка эжектора на стволе. Конструкция эжектора оказалась на порядок проще, чем те хитрые приспособления для запирания и продувки ствола, которые пробовались до того. После установки эжектора прошли дополнительные испытания, которые показали его эффективность. Кроме того, на первом опытном образце прошёл испытания новый дульный тормоз.
Из двух построенных образцов Heavy Tank T34 до наших дней дожила одна машина – с серийным номером 2. Ныне она находится в коллекции Национального музея танков и кавалерии. Несмотря на то, что машины семейства T29, T30 и T34 так и не пошли в серию, они сыграли крайне важную роль для американского танкостроения – отработанные на них орудия, двигатели и элементы трансмиссии позже пошли в серию. В мае 1953 года началось производство Heavy Tank M103, в котором использовали наработки по опытным американским тяжёлым танкам второй половины 40-х годов.
Источники:
- NARA
- Firepower – A History of the American Heavy Tank, R.P. Hunnicutt, Presidio Press, 1988
Комментарии к данной статье отключены.