В годы Второй мировой войны американская программа разработки тяжёлых танков была весьма сумбурной. С одной стороны, имелся принятый на вооружение, но быстро морально устаревший Heavy Tank M6. С другой – к весне 1945 года в разработке находилось целых три проекта. Первым оказался Heavy Tank T28, не слишком похожий на танк, вторым был Heavy Tank T29 – наиболее приоритетная программа. Наконец, третьим стал Heavy Tank T32, разработку которого начали позже всех, но построили на полтора года раньше T29. Несмотря на то, что эта машина была, согласно концепции, «раскормленным» M26 Pershing, она оказалась самым защищённым американским тяжёлым танком классической схемы, построенным в 40-е годы.
Четвёртый путь развития
Американская танковая программа, активно развивавшаяся в 1943 году, в первом полугодии 1944 года находилось в стагнации. Отчасти причиной тому стала неудачная программа развития среднего танка T23. Эта машина была существенным рывком вперёд, превосходя почти по всем параметрам Medium Tank M4. Проблема заключалась в том, что войсковые испытания закончились совсем не так, как предполагалась. Электромеханическая трансмиссия, которая использовалась на танках данного типа, принесла много головной боли, особенно с точки зрения обслуживания в полевых условиях. В результате на вооружение танк не приняли, хотя и выпустили 248 единиц.
Единственным полезным результатом программы Medium Tank T23 стала новая башня, имевшая тот же диаметр погона, что и у Medium Tank M4. В срочном порядке прошла модернизация Medium Tank M4, что привело к созданию M4A1(76)W, M4A2(76)W и M4A3(76)W. Данные машины стали лучшими американскими танками военного периода, которые применялись по-настоящему массово. Кроме того, полностью программу T23 не бросили: дальнейшие работы по развитию машины привели к созданию Heavy Tank T26E3 (он же Medium Tank M26).
Второй причиной кризиса, грянувшего летом 1944 года в Нормандии, стало легкомысленное отношение американских военных к тяжёлым танкам. Поначалу программа создания тяжёлых танков M6 развивалась довольно успешно, но опыт боевых действий в Северной Африке показывал, что американским танковым частям необходимы подвижные боевые машины. Высокой подвижностью Heavy Tank M6 не отличался, да и боевая масса почти в 60 т делала проблематичной его перевозку на дальние дистанции по железным дорогам. В результате развитие тяжёлых танков сначала замедлилось, а затем и вовсе застопорилось. Вместо Heavy Tank M6 в сентябре 1943 года началась разработка тяжёлого танка T28. Первоначально эта машина базировалась на наработках по M6, но с самого начала Heavy Tank T28 больше напоминал самоходную установку, чем танк. Кроме того, работы по T28 шли крайне медленно, а в проект постоянно вносили изменения. Создаётся впечатление, что в первый год работ по Heavy Tank T28 разработка шла, что называется, для галочки. Фактически же американский генералитет считал, что комбинации Medium Tank M4 и Gun Motor Carriage M10 хватит для ведения войны.
Поначалу так оно и было, но летом 1944 года за такое легкомыслие пришлось заплатить сотнями жизней американских танкистов. Нормандия стала первым местом, где армия США столкнулась со значительным количеством «Пантер». Вопреки множеству фильмов, где американские военные сражаются с «Тиграми», в Нормандии американцы с ними не воевали. Зато «Пантеры» попадались в куда большем количестве, и неизвестно, что было хуже. С точки зрения верхней лобовой части корпуса «Пантера» была куда лучше защищена, а её пушка поражала американские танки на бо́льших дистанциях.
Самым неприятным сюрпризом стало появление в середине июля 1944 года немецких тяжёлых танков Pz.Kpfw.Tiger Ausf.B. С ними в Нормандии американцы не воевали, но в командовании прекрасно понимали, что встреча с «Королевскими тиграми» не за горами. По этой причине летом 1944 года запустили программу разработки Heavy Tank M6A2E1, которая, впрочем, длилась недолго. Уже в августе 1944 года программу M6A2E1 переклассифицировали во «вспомогательную» для поддержки разработки другого танка – Heavy Tank T29. Вторым направлением стала разработка Heavy Tank T28, спецификацию по которому в очередной раз изменили. Третьим направлением оказались работы по усилению вооружения Heavy Tank T26. Фактически это направление оказалось единственным, которое принесло хоть какие-то результаты до окончания боевых действий. Итогом разработки стал Heavy Tank T26E4, опытный образец которого воевал в составе 3-й бронетанковой дивизии.
Довольно быстро разработка «Першинга с длинной рукой» разделилась сначала на два, а потом и на три направления. Причиной тому стала недостаточная защита танка. Даже 102 мм лба корпуса было явно маловато для защиты от орудия «Тигра», не говоря уже об орудии «Пантеры». Совсем ненулевые шансы имела и встреча с самоходкой Nashorn – один из T26E3 был уничтожен как раз её огнём. С другой стороны, имелся и положительный опыт применения американского танка с достойной броневой защитой. Речь идёт о Medium Tank M4A3E2, имевшего толщину лба корпуса 100-140 мм и башни – до 178 мм (бронировка орудийной маски). Как показала практика, лоб этих танков пробивался крайне редко, поэтому возникла идея усилить и лоб Heavy Tank T26E3.
Официально программа усиления началась 7 декабря 1944 года. Правда, быстро возник вопрос, как себя поведёт дополнительно нагруженное шасси. Логика подсказывала, что одной бронёй дело не обойдётся. По этой причине 8 февраля 1945 года Комитет по вооружениям рекомендовал начать работу по второму варианту толстобронного Heavy Tank T26E3. «Обычная» версия машины имела индекс T26E5, что же касается рекомендации Комитета по вооружениям, то речь шла о «большой модернизации». Фактически это был новый танк на базе Heavy Tank T26, причём тяжёлым он являлся уже без всяких поправок.
Ультра-«Першинг»
Официально работы по новому танку, получившему обозначение Heavy Tank T32, начались в марте 1945 года, но фактически его стали разрабатывать ещё раньше. Данный проект стал своеобразным промежуточным звеном между фактически средним танком Heavy Tank T26E3 и значительно более тяжёлым Heavy Tank T29. При создании новой машины узлы и агрегаты T26E3 использовались в максимальном объёме, вместе с тем, в Департаменте вооружений понимали, что просто усилить вооружение и броню не получится. Существенный рост массы при сохранении текущей конструкции корпуса и ходовой части привёл бы к перегрузке шасси, что, к слову, наблюдалось на опытном Heavy Tank T26E4. По этой причине шасси требовало существенных переделок. Корпус удлиняли до 7071 мм, что, в свою очередь, требовало увеличения числа опорных катков до семи на борт. Также требовалось поставить более мощный двигатель, поскольку 500-сильного Ford GAF уже было явно маловато. Вместо него предполагалось ставить 12-цилиндровую версию двигателя, получившую индекс Ford GAC. Максимальная мощность этого мотора составила 770 л.с.
Согласно циркуляру Комитета по вооружениям, предполагалось изготовить четыре опытных образца Heavy Tank T32. Благодаря широкому использованию компонентов Heavy Tank T26E3, эти танки можно было разработать и построить в кратчайшие сроки. К 10 апреля 1945 года изготовили не только макет новой машины, но и до 80% чертёжной документации на два опытных образца. В качестве завода-изготовителя выступал Детройтский арсенал, который также являлся одним из производителей Heavy Tank T26E3.
Столь высокий темп поддерживался недолго. Окончание войны в Европе привело к тому, что большинство перспективных проектов пересмотрели, снизив скорость их разработки. Heavy Tank T32 не стал исключением – отмены постройки четырёх опытных образцов не последовало, но о срочности выполнения заказа уже речь не шла. Кроме того, изменилась концепция. Опыт войны в Европе, особенно применения Heavy Tank T26E3, показал, что литые лобовые детали корпуса имеют недостаточную стойкость. В результате 9 августа 1945 года последовало указание Комитета по вооружениям об изменениях в программе T32. Третий и четвёртый экземпляры танка делали с носовой деталью корпуса, изготовленной из катаной брони. Эти машины получили иной индекс – Heavy Tank T32E1.
Первых два опытных образца Heavy Tank T32 были готовы к 15 января 1946 года, меньше чем через месяц после постройки первого образца Heavy Tank T28 (T95). Несмотря на то, что машины опоздали на войну, они оказались наиболее быстро разработанными среди американских опытных тяжёлых танков. Кроме того, они оказались и самыми лёгкими. Боевая масса Heavy Tank T32 составила 54 431 кг, при этом за счёт более мощного двигателя, удельная мощность составила 14,1 л.с. на тонну (для сравнения, у Heavy Tank T26E3 она составляла 11,9 л.с. на тонну).
Ходовая часть в целом соответствовала Heavy Tank T26E3, а вот сам корпус серьёзно доработали. Толщину верхней лобовой плиты увеличили до 127 мм, при этом угол наклона увеличили до 56 градусов. Таким образом, обеспечивалась надёжная защита от 88-мм орудия Pak 43 на всех дистанциях. Толщину нижней лобовой детали корпуса увеличили до 95 мм, а угол наклона увеличили до 59 градусов. Такая плита хоть и пробивалась, но лишь на ближних дистанциях, к тому же, в неё было непросто попасть. При этом в лобовой части корпуса сохранился один элемент, существенно снижавший стойкость брони – установка курсового пулемёта.
Не менее существенно изменилась и кормовая часть машины. Ввиду установки более мощного и длинного двигателя моторно-трансмиссионное отделение пришлось удлинять. Изменился не только мотор, но и трансмиссия. Вместо коробки передач Torqmatic Model 900-T с гидротрансформатором на Heavy Tank T32 поставили электромеханический трансмиссионный блок EX-120 разработки General Motors. Благодаря использованию КПП с поперечным расположением валов трансмиссионный блок получился довольно компактным, но из-за увеличившейся ширины кормовую оконечность корпуса пришлось менять. Изменилась и выхлопная система – танк получил два массивных глушителя, которые поставили по бокам от моторного отделения. Кроме того, пришлось изменять надмоторную плиту, а также размещение баков и их заливных горловин.
В отличие от корпуса, башня претерпела меньше метаморфоз, по крайней мере на первый взгляд. Общая конфигурация башни осталась по типу Heavy Tank T26E3, лишь 90-мм орудие T15E2 и массивная бронировка орудийной маски сразу говорили о том, что это не обычная башня. Кроме того, башню переделали сзади. Поскольку орудие получилось более длинным, потребовался противовес, который совместили с новым воздуховодом. На самом деле башня отличалась куда существеннее, чем это могло показаться на первый взгляд. Толщину бронировки орудийной системы увеличили до 298 мм, что стало рекордом для американских тяжёлых танков с вращающейся башней. Толщина самой башни в лобовой части достигала тех же 298 мм. Толщина бортов варьировалась от 197 до 152 мм, а толщина кормы составляла 152 мм. В результате башня Heavy Tank T32 оказалась самой защищённой среди американских тяжёлых танков 40-х годов. Орудие ставилось в установке T119 – такой же, как на серийном Heavy Tank T26E4.
Столь существенный рост толщины брони, а также более длинное орудие сильно повлияли на нагрузку, особенно в носовой части танка. По этой причине удлинение корпуса было связано не только с увеличением габаритов моторно-трансмиссионного отделения, но и с переносом башни. Она немного «уехала» назад, что положительно сказалась на распределении нагрузки. Правда, немного выросшее в объёмах боевое отделение отнюдь не способствовало росту боекомплекта. Для Heavy Tank T32 он составил 54 выстрела. Дело было в очень длинных гильзах – даже переход на раздельное заряжание особо не улучшал картину.
Первый и второй образцы Heavy Tank T32 получили регистрационные номера U.S.A 30162828 и U.S.A 30162829. 14 мая 1946 года был готов первый образец Heavy Tank T32E1, а 19 июня – вторая машина данного типа. Внешне они ничем не отличались от T32, разница заключалась лишь в иной конструкции лобовой части корпуса. Благодаря использованию катаных листов, а также ликвидации курсового пулемёта стойкость брони выросла – впрочем, на тот момент это уже было не столь важно.
Ни рыба, ни мясо
Оба образца Heavy Tank T32 прибыли на Абердинский полигон 19 апреля 1946 года. К тому времени судьба всех американских тяжёлых танков, работы по которым продолжались, была предрешена – ни о каком серийном производстве речь уже не шла. T32, как и другим тяжёлым танкам, отводилась роль испытательных лабораторий. На этих машинах предполагалось отрабатывать узлы и агрегаты, которые позже планировалось ставить на перспективные танки.
Как ни странно, Heavy Tank T32 вызывал наименьший интерес у американских военных. Причиной тому являлось вооружение и башня, в которой оно находилось. Дело в том, что 90-мм пушку T15E2 американцы считали слабым орудием. По эффективности она была аналогом немецкой Pak 43, от которой, как уже говорилось, данная машина была надёжно защищена с лобовой проекции. Более мощные системы калибром 105 мм и выше в башне Heavy Tank T32 не помещались. При этом даже 105-мм орудие T5E1, которое ставилось на Heavy Tank T29, считалось недостаточно мощным. Как показали испытания стрельбой, лобовую плиту корпуса Pz.Kpfw.Tiger Ausf.B снаряд орудия T5E1 не пробил, это же касалось и 90-мм «удочки».
Единственное, на что в таком случае годились Heavy Tank T32, являлись ресурсные испытания. Именно этим и занялись на Абердинском полигоне. Испытания были очень важны, так как первоначально Heavy Tank T29 оснащались аналогичными моторами и трансмиссионными блоками. Если двигатель вёл себя вполне нормально, то трансмиссионный блок EX-120 стал настоящей головной болью. Трансмиссия ломалась на обеих машинах с незавидным постоянством, кроме того, выяснилось, что её обслуживание является непростой задачей. Фактически электромеханическая трансмиссия стала могильщиком Heavy Tank T32. Впрочем, нет худа без добра. После всех этих мучений фирма Alisson срочно разработала гидромеханическую трансмиссию CD-850-1 (её поставили на танки семейства T29, T30 и T34). После доводки CD-850 установили на серийные танки M46, а далее она использовалась ещё на целом ряде машин, включая и M103, единственный американский крупносерийный тяжёлый танк.
Второй опытный образец Heavy Tank T32E1 оставили на Детройтском арсенале, где он использовался как тестовая лаборатория. Что же касается первой машины, то её направили в Форт-Нокс. Там она проходила войсковые тестирования, которые стали такими же мучениями, как и ресурсные испытания на Абердинском полигоне. Помимо этого, повторились все те же проблемы, которые наблюдались при испытании Heavy Tank T26E4. Слишком длинный ствол вызывал массу неудобств при езде, поскольку возникал высокий риск упереться стволом в грунт. Никуда не делись и проблемы, связанные с работой заряжающего. Даже раздельное заряжение не особо улучшило ситуацию. Фактически единственным преимуществом T32 над «большеголовыми» собратьями стала более высокая проходимость, что было небольшим светлым пятном на общем тёмном фоне.
В отличие от других американских тяжёлых танков, которые сохранились хотя бы в единственном экземпляре, ни один Heavy Tank T32 до наших дней не дожил. Грустный и печальный финал для танка, который, затянись война ещё на год, имел бы высокие шансы для серийного производства. Если сравнивать T32 и T29, то выяснится, что «внеочередной» танк выглядел явно лучше машины, на которую делали ставку американские военные. Разница в пробитии 90-мм пушки T15E2 и 105-мм орудии T5E1 была минимальной, зато T32 существенно превосходил собрата по защите, а также имел на 10 т меньшую массу, не говоря уже о существенной разнице по высоте.
Источники:
- NARA
- Firepower – A History of the American Heavy Tank, R.P. Hunnicutt, Presidio Press, 1988
Комментарии к данной статье отключены.