Ситуацию с британскими истребителями танков в годы Второй мировой можно кратко охарактеризовать вариацией известной поговорки: англичане медленно запрягают и медленно едут. Наиболее характерным примером этого является история крейсерского танка-истребителя Challenger I. Первый опытный образец был готов ещё летом 1942 года и пошёл в серию с марта 1944 года — до конца войны выпустили менее 200 машин этого типа. Ещё более грустной оказалась история второго истребителя на базе крейсерского танка. Машина, официально обозначавшаяся как S.P. 17-Pr. A30, или Avenger I, на войну не успела вовсе. В отличие от Challenger I, это был уже полноценный истребитель танков. В его конструкции учли ошибки, допущенные при создании предшественника, но разработка оказалась слишком долгой.
Быстрый истребитель для Королевской артиллерии
Начало разработки 17-фунтовой (76-мм) противотанковой пушки очень быстро перешло к поиску идей по её моторизации. То, что орудие будет существенно тяжелее, чем предшествующие противотанковые пушки, секретом не являлось. Таскать по полю трёхтонную систему было не самым лёгким занятием, поэтому неудивительно, что первые идеи о создании самоходного лафета были озвучены уже 22 августа 1941 года, через три месяца после начала разработки орудия. Одной из идей была установка орудия в американский тяжёлый танк T1 (будущий M6). Впрочем, существовали и альтернативные предложения. Например, установка орудия в танк английского производства с вращающейся башней. Другое предложение предполагало установку того же орудия на танк зарубежной конструкции с ограниченным сектором обстрела. Впрочем, тогда дальше разговоров дело не пошло.
Осознание того, что артиллеристам необходима подвижная платформа для 17-фунтовой пушки, появилось летом 1942 года. К тому времени программа разработки танка с таким орудием прошла первый этап эволюции. Поначалу проектирование шло в русле создания довольно тяжёлого танка A29, отличавшегося высоким уровнем защиты. Далее появилось понимание того, что танк-истребитель должен обладать довольно высокой подвижностью. Так на свет появился проект A30, позже превратившийся в танк-истребитель Challenger I. Другое дело, что английским артиллеристам был нужен не танк, а истребитель танков, то есть САУ. Что же касается A30, то его продолжали считать немного своеобразным, но всё же танком. Кроме того, A30 получался слишком габаритным, а его боевая масса, по мнению артиллеристов, оказалась чрезмерной. В результате к концу июня 1942 года появились первые требования к истребителю танков. Фактически артиллеристы хотели получить тот же A30, но с более тонкой бронёй и боевой массой около 26 т. Альтернативой выступала боевая машина на базе Cromwell с ограниченным сектором обстрела.
По второй спецификации был разработан странный гибрид, представлявший собой шасси крейсерского танка Crusader, с которого сняли башню и подбашенную коробку, а на их место взгромоздили качающуюся часть 17-фунтового орудия. Данный эскизный проект был показан 2 июля 1942 года, артиллеристы от него оказались не в восторге. Мало того, что высота этого аппарата была бы сравнима с A30, так ещё и броня боевого отделения получилась крайне условной, а высоко расположенный боекомплект был отличной мишенью. Ведущий конструктор по танкам Уильям Роботам также относился к данной конструкции скептически, склоняясь к мысли, что A30 является оптимальным вариантом истребителя танков.
Ситуация, в которой оказалась Королевская артиллерия, выглядела крайне непростой. С одной стороны, A30 в несколько изменённом виде отчасти устраивала артиллеристов, но эта машина считалась танком. В результате организационно A30 относилась к Королевскому танковому корпусу. С другой стороны, имелись проекты установки 17-фунтового орудия на шасси Cromwell и Valentine/Vanguard, имевших ограниченный сектор обстрела. При этом всерьёз стала рассматриваться концепция машины с орудием, смотрящим назад. Шасси Valentine военным не очень нравилось, поскольку машина была далека от подвижности Cromwell. Тем не менее в итоге пришлось выбирать именно такую САУ. 24 мая 1943 года командованию Королевской артиллерии был представлен первый образец Valentine 17-pounder SP.
Выбирать оказалось особо не из чего, а планы у артиллеристов были обширные. За 1943 год планировалось получить 1350 истребителей танков, за 1944 год — ещё 450 штук, а за первую половину 1945 года — 200 штук. Командующий Королевской артиллерией генерал-майор Элдридж прекрасно понимал, чем грозит затягивание программы самоходной артиллерии. В результате проблему частично решили за счёт зарубежной помощи. Согласно первоначальному плану, из США поставлялось 700 истребителей танков GMC M10. Позже заказ неоднократно расширяли, в общей сложности англичане получили 1648 машин данного типа.
Ещё одним потенциальным истребителем был GMC T70, он же GMC M18 — англичане получили две таких машины, которым были присвоены регистрационные номера S.238462 и S.238463. Также английское Военное министерство зарезервировало пул из 800 номеров (с S.263894 по S.264693) для грядущей поставки GMC M18. Правда, с этой машиной дело не задалось, отчасти потому, что 17-фунтовую пушку не получилось поместить в M18. От поставок GMC M18 по ленд-лизу отказались. Что же касается САУ на шасси Cromwell, то в итоге Королевская артиллерия всё же пришла к выводу о разработке боевой машины по концепции A30. Она получила обозначение SP2, а индекс SP1 носил истребитель танков Archer.
«То же самое, но ниже»
Впервые эскизный проект САУ, получившей индекс A30 SP, был представлен Роботамом на совещании 27 июля 1943 года. Осенью к эскизу добавился макет, который встретили довольно тепло. Тем не менее уже тогда прозвучала мысль, что раньше второго квартала 1945 года запуска A30 SP ждать не приходится. Вокруг будущей машины немедленно началась конкуренция. Одним из важнейших узлов была башня, которая должна была существенно отличаться от Challenger. Первый вариант разработали на Stothert & Pitt, второй предложила Rolls-Royce. Предпочтение отдали конструкции Rolls-Royce, при условии, что будет изменена конструкция орудийной установки.
Общая концепция A30 SP была окончательно оформлена к концу декабря 1943 года. Согласно спецификации, боевая масса не превышала 30 т, а максимальная скорость составляла 52 км/ч. Шасси по проекту осталось тем же, что и у Challenger, главным отличием становилась башня. Во-первых, ликвидировалась установка спаренного пулемёта; во-вторых, башню делали существенно ниже. Предполагалось, что общая высота SP2 составит 2134 мм, тем самым машина лишалась одного из главных недостатков Challenger — слишком высокого силуэта.
Экипаж сокращался до четырёх человек, из них трое находились в башне. Помимо снижения высоты, уменьшалась толщина брони башни: в лобовой части она составляла 50 мм, а с бортов и кормы — 40 мм. Для уравновешивания кормовая часть башни получала массивный противовес. Ещё одним существенным отличием стала крыша башни. От полноценной крыши конструкторы Rolls-Royce отказались, сделав, подобно американским САУ, открытое сверху боевое отделение. Таким образом, английские инженеры повторили концепцию американских коллег, создав башенную САУ.
Пока шла разработка SP2, в Военном министерстве и командовании Королевской артиллерии не утихали яростные споры о том, какие именно самоходки следует заказывать. Помимо типов боевых машин, обсуждались объёмы поставок. С одной стороны, английским военным явно нравилась концепция SP2, более быстрой, чем другие САУ. С другой стороны, желания военных натыкались на возможности английской промышленности: как бы им ни хотелось, но не то, что SP2, а даже «крейсерские» Challenger не слишком торопились в серию. В результате SP1, он же Archer, выпускался в куда больших объёмах. Настоящей же палочкой-выручалочкой стал Achilles IIC. Шасси были уже готовы, требовалась только переделка. Итогом стало то, что летом 1944 года именно база GMC M10 стала стандартным «лафетом» для 17-фунтового орудия. В срочном порядке запустили программу перевооружения этих машин на английские орудия. Вместе с тем артиллеристы продолжали надеяться на отечественного производителя.
Пока шла доводка последних штрихов конструкции SP2, случилось событие, которое прямым образом повлияло на машину. Дело в том, что производство Cromwell подходило к концу, и на его место пришла другая машина — A34, он же Comet I. Во многом Comet и Cromwell были унифицированы, вместе с тем шасси нового танка несколько отличалось от предшественника. Помимо некоторого изменения корпуса, в конструкцию ходовой части ввели поддерживающие катки. В срочном порядке началась переделка шасси SP2, изменения пришлось вносить и в конструкцию башни. Опыт боевых действий показал, что в определённых условиях (особенно в городе) расчёт боевого отделения оказывался уязвим для огня сверху. Доходило до того, что экипажи открытых сверху САУ мастерили импровизированные крыши.
В начале января 1945 года подняли вопрос о разработке лёгкой крыши и для башни SP2. Наконец, в конце января 1945 года в переписке впервые прозвучал индекс Avenger I. В отличие от крейсерских танков, обозначение которых начиналось с буквы C, истребители танков имели индексы, начинавшиеся с буквы A. Помимо Avenger, Archer и Achilles, аналогичный буквенный индекс получила самоходка Alecto (она же SP3).
Первый образец Avenger I сдали в феврале 1945 года. Машина получила регистрационный номер S.348560. Второй образец, S.348561, сдали в апреле. Следует отметить, что на машины данного типа выделили пул в 500 номеров (с S.348560 по S.349059), именно столько Avenger I собирались заказывать. Впрочем, к весне 1945 года стало ясно – машина явно опоздала на фронт. По этой причине с запуском в серию уже особо не торопились. Всего же за первые 7 месяцев 1945 года сдали не более 10 машин этого типа.
Финальная версия S.P. 17-Pr. A.30, как именовалась эта машина в ряде документов, существенно отличалась от исходного задания. Из-за смены шасси боевая масса выросла до 31 т (в отчёте по испытаниям называлась ещё бо́льшая масса — 33 т). Для соблюдения требований по снижению общей высоты подбашенную коробку, в отличие от Challenger, понизили. Кроме того, люки отделения управления сделали с нуля — они получились куда более удобными, чем на Cromwell и Comet.
Башня отличалась от Challenger ничуть не меньше, чем шасси, как и предполагалось, её сделали открытой сверху. Различные доработки привели к тому, что общая высота машины по верх башни выросла до 2210 мм, что, впрочем, тоже неплохой показатель для истребителя танков. Картину с общей высотой несколько портило требование поставить крышу, которая подняла общую высоту до 2,5 м (впрочем, потенциально её можно было и снять). «Лёгкая» крыша, имевшая откидные сегменты, ставилась на довольно высоких стойках, благодаря чему обеспечивалась вентиляция. В непогоду щели прикрывались брезентовыми секциями.
Существенно отличалась и орудийная установка. Для её демонтажа носовая часть башни крепилась на болтах, что несколько упрощало обслуживание. Изменилось размещение расчёта. Наводчик, в отличие от других английских танков и САУ, размещался справа от орудия. Само орудие также отличалось от того, что ставилось на Challenger. Модификация Mk.VII имела затвор, открывавшийся влево. На башне сохранили подбашенную корзину (полик), что упростило работу расчёта, но сильно уменьшило боезапас: вместо 70–75 патронов к 17-фунтовому орудию поместилось всего 55. Для защиты экипажа от пехоты Avenger I комплектовался ручным пулемётом BREN.
Лимитированная серия
На испытания третий образец Avenger I поступил в июле 1945 года. Как показали длительные ходовые тесты, рост массы не слишком сильно повлиял на динамические характеристики. В ходе испытаний максимальная скорость составила всё те же 56 км/ч, средняя скорость по шоссе — 43,5 км/ч, а по просёлку — 29 км/ч. Правда, при этом критике подверглось место механика-водителя (особенно много нареканий пришлось на конструкцию сиденья). При существовавшей конструкции видимость из переднего смотрового прибора оказалась плохой. Впрочем, «отличились» и те, кто разрабатывал этот самый смотровой прибор: если у Challenger (как и у Cromwell) имелся довольно большой смотровой лючок, то у Avenger I его заменили на куда меньшую по размерам конструкцию. Весьма неудобным было и переключение скоростей.
В ходе пробега машина прошла 2426 км по шоссе и 2406 км по просёлку. Самыми сложными оказались последние 1600 км — самоходка начала буквально «сыпаться». За это время было обнаружено 37 различных мелких дефектов, а на 1984-м километре испытаний пришлось менять коробку передач. Тем не менее общие результаты испытаний признали вполне удовлетворительными. Как было указано в отчёте, бо́льшая часть дефектов являлась результатом заводского брака. Отмечалось, что опорные катки машины успешно прошли испытания. Вполне удачным получилось боевое отделение, а также орудийные укладки. В среднем, на перезарядку требовалось 8 секунд, что было нормальным результатом.
Разработанная компанией Rolls-Royce самоходная установка получилась вполне удачной машиной: более подвижной, чем GMC M10, и обладающей более низким силуэтом. Это было именно то, чего хотели британские артиллеристы. Проблема состояла в том, что с данной машиной опоздали года на полтора, если не на два — к моменту запуска Avenger I в серию война уже подходила к концу. Более того, ниша самоходной противотанковой артиллерии оказалась заполнена Archer I и Achilles IIC, не считая танков-истребителей Sherman VC.
Финансовые возможности английской казны были отнюдь не безграничны, особенно в свете долга, возникшего в результате программы ленд-лиза. Одним словом, планы о выпуске 500 Avenger I забыли как страшный сон. Согласно имеющимся исследованиям, всего с февраля 1945 по конец марта 1947 года сдали 80 машин с регистрационными номерами S.348560–S.348639 (из них большинство — к весне 1946 года).
Avenger I стал последним английским пушечным истребителем танков, который выпускался более-менее крупной серией. Послевоенная судьба машины оказалась довольно короткой. По имеющимся данным, истребители танков попали в два полка, причём как минимум один из них оказался в BAOR (британская армия на Рейне), то есть в английской зоне оккупации. Там эти машины тихо прослужили до 1949 года, после чего их списали. Ни одного образца этой самоходной установки до наших дней не сохранилось. Крайне печальный и несправедливый финал для вполне удачной боевой машины, чья единственная вина сводится к двум словам — «слишком поздно».
Источники:
- Документы NARA
- A30 Challenger Tank A Technical History, P.M. Knight, Black Prince Publication, 2015, ISBN 978-1-326-48345-6
- Challenger Mk.VIII (A30) (Army Wheels in Detail, No. 4), Petr Brojo, Capricorn Publications, 2007, ISBN 978-80-903945-2-0
Комментарии к данной статье отключены.