Английская промышленность, одной из первых создавшая самоходные артиллерийские установки, в годы Второй мировой войны не могла похвастаться особыми успехами на этом направлении. Если исключить танки-истребители Challenger и Avenger, а также зенитные танки Crusader AA, ситуация с английскими САУ этого периода выглядит весьма грустно. Кроме них поле боя увидели лишь две такие машины на английской базе: Bishop и Archer. Последняя из них, отличавшаяся необычной компоновкой, оказалась довольно удачной.
Истребитель на немецкий манер
Попытки создать лёгкую самоходную установку предпринимались англичанами ещё с 30-х годов. Особого выбора шасси на тот момент у тамошних конструкторов не было: программа средних танков буксовала, а лёгкие танки не отличались простором для размещения орудий. Одними из первых лёгких САУ стали экспортные машины на базе Vickers Mk.E, позже танки-истребители разрабатывали на шасси экспортных «4-тонных» танков. Эти машины даже выпускались серийно: по заказу Латвии было построено шесть Vickers-Carden-Loyd M1937.
Существенным недостатком танков-истребителей на подобных шасси являлось крайне тесное боевое отделение. Даже одному человеку работать с орудием было некомфортно. В башне, которая мало чем отличалась от вооружённой пулемётом версии, находилась 2-фунтовая (40 мм) пушка, которую нужно было заряжать, наводить, не забывая наблюдать за полем боя. И это при том, что у лёгких танков для английской армии башни были двухместными.
Предпринимались попытки поставить 2-фунтовую пушку и в Light Tank Mk.VI, но результат оказался похожим. Даже увеличенная башня оказалась слишком тесной, да и опытный образец Light Tank Mk.VII (будущий Tetrarch), оснащённый таким же орудием, выглядел явно лучше. Единственный более-менее приемлемый результат был получен с бронетранспортёром Bren Carrier. На его базе была спроектирована самоходная установка со всё той же 2-фунтовой противотанковой пушкой. Машина отличалась довольно удачной компоновкой, а также низким силуэтом. Со стороны лобовой части расчёт прикрывался массивным орудийным щитом.
Дальше изготовления опытного образца и эта разработка не продвинулась. Тем не менее она получила продолжение. Уже во время Второй мировой войны очень похожие САУ разработали в Канаде и Австралии. Обе машины выпускались серийно, но не воевали, поскольку 2-фунтовая пушка оказалась слабоватой для 1941–42 годов. Немцы тоже переделывали трофейные Bren Carrier в импровизированные истребители танков, ставя на них противотанковые пушки. В 1941 году эти машины были уже недостаточно эффективными, но в 1940 году во Франции подобные машины помогли бы англичанам противостоять немецким танкам. Разумеется, история не знает сослагательного наклонения. Ни одной САУ английская армия не имела ни в 1940, ни в 1941 году.
Ситуация стала меняться только после того, как в Северной Африке англичане познакомились с немецкими самоходными установками. Panzerjäger I здесь успешно боролись с английскими танками. Как показала практика, эти САУ могли поражать даже такие толстобронные машины, как Matilda. Насколько сильно немецкая машина повлияла на английских конструкторов, вопрос сложный. Но в 1942 году англичане вернулись к теме истребителей танков, очень похожих как раз на немецкие машины.
К тому же 2-фунтовая пушка была уже недостаточно мощной для уверенного поражения немецких танков. Кроме того, лёгкие танки англичане с производства уже сняли, а крейсерских танков и так выпускалось недостаточно. Единственной доступной для конструкторов базой оказался Valentine.
В 1942 году Metropolitan Cammell Carriage and Wagon Company (MCCW) получила задание на постройку опытного образца истребителя танков, оснащённого 6-фунтовой (57 мм) противотанковой пушкой. Для переделки был взят Valentine I с регистрационным номером T.20425. С машины конструкторы демонтировали башню, а в носовой части боевого отделения сделали специальную тумбу, на которую поставили орудие. Для защиты с лобовой проекции орудие получило развитое щитовое прикрытие. С боков и сзади боевое отделение было прикрыто броневыми листами, защищающими от огня стрелкового оружия.
Машина испытывалась в 1942 году, но и она не пошла в серию. По уровню исполнения эта САУ существенно уступала немецким машинам аналогичного класса, больше напоминая эрзац-конструкцию. По высоте машина превзошла танк Valentine, не имея при этом противоснарядной брони. Кроме того, в то время уже шла разработка Valentine IX с 6-фунтовым орудием, который выглядел явно лучше.
В результате первой серийной САУ на базе Valentine стал Bishop. На некоторое время английские конструкторы переключились на создание машин с мощной защитой, вроде Churchill Gun Carriage. Но база Valentine в качестве основы для САУ-истребителя была снова востребована во всё том же 1942 году.
Стволом назад
К осени 1942 года в качестве основного средства борьбы с немецкими танками стала рассматриваться более мощная система — 17-фунтовая (76 мм) противотанковая пушка. Обладая выдающимися характеристиками пробития, она имела и ряд недостатков, прежде всего, большую массу и крупные габариты. Одним из способов решения этой проблемы была механизация орудия. Работы по этой теме были начаты 29 сентября 1942 года.
При разработке самоходных установок приоритетной считалась база крейсерского танка Cromwell. Так началась история создания танка-истребителя Challenger. Правда, более массовыми оказались другие САУ — Sherman VC/IC и Achilles IC/IIC. Американская база оказалась не хуже, а главное, для создания САУ на её базе требовалось переделывать уже имеющиеся машины, что проще, чем строить их с нуля. Кроме того, для установки 17-фунтового орудия для Cromwell требовалось не только делать новую башню, но и удлинять его шасси.
Ещё одним перспективным шасси для установки 17-фунтового орудия стал Valentine. По сравнению с перечисленными выше машинами он меньше всего подходил на роль носителя этой пушки. Установить её в небольшую вращающуюся башню было невозможно, да и сам танк выглядел слишком маленьким для столь крупного орудия.
Фирма Vickers-Armstrongs разрабатывала замену Valentine, которая должна была носить обозначение Vanguard. Первоначально именно на этой базе и предполагалось строить самоходную установку. Правда, разработка Vanguard постепенно заходила в тупик. В последний раз база Vanguard как возможная альтернатива для создания САУ упоминалась в апреле 1943 года. Впрочем, уже в начале 1943 года Vickers-Armstrongs получила заказ на изготовление двух опытных образцов САУ на базе «старого» танка, получивших официальное обозначение Valentine 17-pounder SP. Первый из них был представлен командованию английской артиллерии 24 мая 1943 года.
Непростое техническое задание стало причиной нетривиальных технических решений. Ведь даже Cromwell при разработке самоходной установки пришлось весьма существенно удлинять, а Valentine был ещё короче. Решить проблему конструкторы Vickers-Armstrongs во главе с Лесли Литтлом смогли, отказавшись от традиционной компоновки САУ с орудием, направленным в сторону движения. Орудие в новой САУ было решено разместить задом наперёд.
Такое решение создало немало проблем в эксплуатации машины. Например, стрелять на ходу Valentine 17-pounder SP не могла: в таком случае казённая часть орудия «прилетала» бы прямиком в голову механика-водителя. Поэтому перед стрельбой механик-водитель покидал своё место. Перед стрельбой машину следовало развернуть кормой к врагу.
Имелись у такой компоновки и плюсы. Вылет орудия за габариты машины получался небольшим, особенно по сравнению с другими боевыми машинами, оснащёнными 17-фунтовыми орудиями. САУ на базе Valentine оказалась самой низкой из боевых машин, которые получили 17-фунтовые орудия. По высоте она оказалась близкой к советской СУ-76М.
Одной только перекомпоновкой дело не ограничилось. Корпус Valentine 17-pounder SP достаточно сильно отличался от корпуса танка, что позволило максимально использовать ресурсы шасси. Конструкторам удалось выкроить достаточно большое для такой базы боевое отделение, в котором разместились 4 члена экипажа, а также боекомплект из 39 патронов к 17-фунтовому орудию и 24 магазинов (720 патронов) к пулемёту BREN.
От Valentine корпус самоходной установки отличался не только формой, но и толщиной брони. По периметру САУ толщина брони составляла 20 мм. Лишь в отдельных местах она увеличивалась до 25 мм, причём сделано это было, скорее, для усиления конструкции. На уменьшение толщины брони Литтл и его команда пошли вполне сознательно. В 1943 году 60 мм брони Valentine уже не выглядели надёжной защитой, а при сохранении такой брони боевая масса САУ составила бы не менее 20 тонн. Из-за этого пострадала бы и без того невысокая подвижность, весьма важная для истребителя танков.
Благодаря облегчению бронирования боевая масса Valentine 17-pounder SP составила 15,2 тонны. Улучшению подвижности способствовало и форсирование двигателя GM 6-71M до 192 лошадиных сил. Удельная мощность выросла до 12,6 л.с. на тонну, что было неплохим показателем даже для танков того времени.
Результаты кратковременных испытаний, проведенных с 24 мая по 7 июня 1943 года, получились неоднозначными. Артиллеристы хотели получить быстроходную самоходную установку с круговым вращением орудия и углом склонения порядка 10–15 градусов. Подобными характеристиками Valentine 17-pounder SP похвастать не могла. Максимальный угол возвышения составлял 15 градусов, склонения — 7,5 градусов, а сектор горизонтальной наводки составлял всего 45 градусов. Максимальная скорость САУ составила 33,5 км/ч: выше, чем у Valentine, но явно ниже требуемых. Военным очень не понравились тесное боевое отделение и недостаточный, по их мнению, боекомплект.
Вместе с тем соответствующий требованиям военных Challenger имел большой вылет ствола, немаленькие габариты и ненамного больший боекомплект. К слову, САУ на американских шасси тоже не полностью соответствовали требованиям английских артиллеристов.
Valentine 17-pounder SP была в 2 раза легче других САУ с 17-фунтовыми орудиями. По массе эта машина относилась к лёгкому классу, её ближайшими аналогами были немецкие Marder III и советская СУ-76М. Немного уступая в подвижности, английская машина превосходила любую из них по огневой мощи. Средняя скорость английской САУ при движении по шоссе составила вполне приличные 31,2 км/ч, средняя скорость по бездорожью — 15,4 км/ч, (всего на 4,5 км/ч медленнее Marder III). Вполне приличным оказался и запас хода — 224 км по шоссе и 120 км по просёлку.
В английском Военном министерстве к разработке Vickers-Armstrongs отнеслись не так критично. По итогам испытаний двух опытных образцов с WD-номерами S.279594 и S.279595 был сделан вывод, что машина вполне годится на роль средства усиления пехотных частей. В результате САУ приняли на вооружение английской армии под официальным обозначением S.P. 17-PR Valentine I. В июне 1943 года c Vickers-Armstrongs был заключён контракт 294/SMR/7676 на изготовление 800 самоходных установок. Предполагалось, что поставки начнутся в начале 1944 года. В первом квартале ожидалось получить 60 машин, во втором — 210, в третьем — 240 машин, а оставшиеся 290 — в четвёртом. Этих критиковавшихся военными САУ было заказано в два раза больше, чем Challenger.
Запуск производства S.P. 17-PR Valentine I задержался. Дело в том, что по итогам испытаний был составлен список недочётов, которые следовало исправить. V-образная форма лобового (или кормового, это смотря с какой стороны посмотреть) листа корпуса существенно усложняла жизнь механику-водителю. На серийном образце лобовая часть состояла уже не из трёх, а из четырёх листов. Нижнему лобовому листу вернули форму, которую он имел у Valentine, а верхний стал состоять из трёх частей. Вместо смотрового лючка с двумя створками появилась куда более простая одностворчатая конструкция, механик-водитель получил второй перископ. Изменились конструкция рубки, орудийный щит и ряд других элементов. Орудию вернули дульный тормоз, которого не было у опытных образцов. Боевая масса S.P. 17-PR Valentine I немного выросла, но на подвижности это не сказалось.
Как и танки Valentine, S.P. 17-PR Valentine I строились на заводе Elswick Works в Ньюкасле. Первые машины были сданы в мае 1944 года, в дальнейшем ежемесячный выпуск не превышал 60–65 машин. Обычно объёмы были скромнее — 40–50 самоходных установок в месяц. Вроде бы и немного, но это смотря с чем сравнивать. Упомянутый выше Challenger и вовсе был изготовлен серией из 200 машин (часть из них была передана польским и чехословацким формированиям). Спустя короткое время САУ S.P. 17-PR Valentine I стала самым массовым английским истребителем танков на отечественном шасси. Отметку в 200 построенных машин Elswick Works преодолел уже в сентябре 1944 года.
По первоначальному плану предполагалось выпустить 800 машин с регистрационными номерами S.279596–S.280395. Фактически же построили их меньше. Летом 1945 года было очевидно, что Вторая мировая близится к концу, а тратить лишние деньги англичане, и так накопившие долги по ленд-лизу, не хотели. Последним выпущенным S.P. 17-PR Valentine I стала машина с регистрационным номером S.280260. Общий объём производства составил 665 машин.
Тем не менее машина, поначалу едва не забракованная английскими артиллеристами, осталась самым массовым английским истребителем танков на отечественном шасси. Больше было построено только Achilles, но в эти САУ переделывали американские САУ GMC M10.
На базе S.P. 17-PR Valentine I разрабатывалась САУ, вооружённая 25-фунтовым (88 мм) полевым орудием. Правда, дальше изготовления опытного образца работа по ней не продвинулась. Оказалось, что база S.P. 17-PR Valentine I не очень подходила для тех задач, которые выполняло 25-фунтовое орудие. Стрельба прямой наводкой требовалась не всегда, а работать на больших углах возвышения это шасси не позволяло. Альтернативы для САУ Sexton не получилось.
Ещё одним экспериментом стала установка на САУ крыши. Она появилась по опыту боевого применения Wolverine (английского варианта GMC M10), в которых расчёт нередко поражался огнём сверху. Переоборудована была САУ с WD-номером S.279613, получившаяся на полтонны тяжелее штатной. Эта машина тоже осталась экспериментальной.
В документах военного периода САУ обозначается как S.P. 17-PR Valentine I или S.P. 17-PR Valentine. Также она называется и в инструкциях по эксплуатации, самая поздняя из которых датирована 1946 годом. Тем не менее более известна эта машина под другим названием — Archer. Оно действительно использовалось, но когда именно появилось — неизвестно; скорее всего, произошло это либо в самом конце войны, либо же уже после неё. Этот индекс не выбивается из ряда названий других английских истребителей, которые появились позднее — Alecto и Avenger.
Небыстрый, зато низкий
В Нормандию S.P. 17-PR Valentine I не успели. Впрочем, и Challenger там практически не повоевали: они находились в резерве, в том числе и на вооружении 1-й чехословацкой бронетанковой бригады. Летом 1944 года основная нагрузка пришлась на Achilles IIC, впрочем, и в дальнейшем английская переделка GMC M10 являлась самой массовой. S.P. 17-PR Valentine I попали на поле боя уже в ноябре 1944 года, когда в распоряжение 21-й армии поступили первые 13 машин данного типа.
В отличие от САУ Challenger, которые использовались в основном в бронетанковых соединениях, S.P. 17-PR Valentine I поступали на вооружение пехотных частей. Они выступали в роли средств усиления истребительно-противотанковых полков, имевших на вооружении буксируемые 17-фунтовые орудия. В такие полки включалась батарея самоходных орудий с тремя взводами по три САУ в каждой. В каждом взводе имелась командирская машина, роль которой играли танки Valentine X либо Valentine XI. Ещё один танк того же типа получал командир батареи. Благодаря этим штатам противотанковых батарей танки Valentine, которые летом 1944 года воевали только как мостоукладчики, вдруг появились в конце 1944 года на фронте уже в виде полноценных танков.
В войсках Archer заслужили довольно неоднозначную репутацию. Тихоходное шасси Valentine и специфическая компоновка боевого отделения не особо нравились экипажам. Ограниченный сектор горизонтальной наводки плохо сказывался на манёвренности огня.
С другой стороны, по подвижности самоходная пушка значительно превосходила буксируемые орудия. А ряд приписываемых английской САУ недостатков лучше рассматривать в сравнении с одноклассниками. Как мы помним, ближайшим аналогом Archer была немецкая самоходная установка Marder. Чуть уступая ей в подвижности и секторе обстрела, английская машина имела больший боекомплект и значительно более мощное орудие. Относительной оказалась и теснота английской машины: отделение Archer было просторнее, чем у Marder. При этом английская САУ получилась ниже немецкой: для истребителя танков это весьма важный показатель.
К концу Второй мировой войны САУ Archer играли довольно важную роль в частях английской противотанковой артиллерии. Они использовались не только в Западной Европе, но и в Италии. Помимо английских соединений, эти машины получила 2-я канадская пехотная дивизия.
Интересной была судьба Archer после войны. На вооружении английской армии они находились до начала 50-х годов, причём попали и на вооружение частей Королевского танкового корпуса. Похоже, что не так уж и плохо обстояли дела с подвижностью и боевой эффективностью этих машин. Небольшая низкая САУ с орудием, направленным против хода движения, оказалась более востребованной, чем Challenger и Avenger.
200 САУ Archer после войны приобрёл Египет. Спустя некоторое время англичанам пришлось воевать против той техники, которую они продали. Осенью 1956 года в ходе операции «Мушкетёр» Израиль, Великобритания и Франция воевали против Египта за контроль над Суэцким каналом. Приняли в этом конфликте участие и Archer, которые сражались в основном против израильских частей. Нельзя сказать, что египетские экипажи воевали совсем плохо: Archer записали на свой счёт некоторое число израильских танков и бронетранспортёров. Они хорошо действовали в обороне, но ситуация менялась, когда Archer шли в атаку. В результате египетская армия лишилась примерно четверти от имевшихся Archer.
Напоследок стоит упомянуть судьбу Archer в Израиле. По итогам операции «Мушкетёр» Армия обороны Израиля (АОИ) захватила около 40 таких САУ. 36 машин планировалось принять на вооружение, сформировав из них три роты. Несколько машин даже были переданы для обучения механиков-водителей, но довольно быстро выяснилось, что реализовать эти планы не получится. Причиной тому стало далеко не идеальное техническое состояние машин. Самой свежей из них было больше 10 лет. Не исключено, что плохое техническое состояние и стало одной из причин столь высоких потерь египетских САУ.
Пока израильские военные пытались наладить ремонт и поставку запчастей, произошло событие, которое поставило точку в судьбе израильских Archer. В октябре 1957 года в Израиль прибыли 30 GMC M10, также «подержанных», но куда более простых в обслуживании. После этой поставки количество M10 в АОИ выросло до 51, и Archer на вооружение было решено не принимать.
В 1957 году машины прошли в колонне трофеев, и на этом их эксплуатация в Израиле закончилась. Пушки части Archer были установлены на M10, из которых, таким образом, получился полный аналог Achilles IIC. Оказавшиеся не у дел трофеи отправились по складам. До наших дней дожило как минимум четыре израильских машины, из которых две уже покинули территорию Израиля и оказались в частных коллекциях. Всего же к настоящему времени сохранилось десять Archer, все в неходовом состоянии. Одна из САУ «прописалась» в военно-историческом музее в нидерландском Оверлоне — её детальный фотообзор можно посмотреть, пройдя по ссылке.
Источники и литература:
- British Infantry Tank Mk III Valentine, Part 2, Dick Taylor, Progress Publishing, 2010, ISBN 978–83–60672–15–0.
- Into the Vally: The Valentine Tank and Derivatives 1938–1960, Dick Taylor, MMP Books, 2012, ISBN 978–83–61421–36–8.
- NARA
- Архив автора
- https://bukvoed.livejournal.com
- http://tankdevelopment.blogspot.com
Комментарии к данной статье отключены.