20 июля 1941 года, когда немецкие войска вовсю продвигались на восток по территории Украины, Полтавский паровозоремонтный завод получил от командования Юго-Западного фронта задание в кратчайшие сроки построить бронепоезд. 1 августа поезд, получивший имя «Маршал Будённый», был готов. Машина состояла из паровоза, двух 60-тонных полувагонов, переоборудованных в бронеплощадки, тендера и контрольных платформ, обшитых стальными листами. Вооружение каждой бронеплощадки включало две 76-мм пушки Лендера и шесть пулемётов ДТ. Экипаж бронепоезда насчитывал 104 человека. Пройдя испытания и первые стрельбы, 18 августа «Маршал Будённый» приступил к патрульной службе: ему предстояло защищать мост через реку Псёл, а также днепровские переправы от высадки вражеских десантов в районе Кременчуга. Несколько раз бронепоезд перевозил своего тёзку, Маршала Советского Союза Семёна Михайловича Будённого, на станции Новомосковск и Павлоград.
31 августа немецкие войска форсировали Днепр в 30 км от Кременчуга и захватили плацдарм на левом берегу реки, намереваясь двинуться на Полтаву. Главное событие в короткой жизни «Маршала Будённого» состоялось вечером 4 сентября, когда бронепоезд вместе с пехотным десантом прибыл на северную окраину станции Потоки в Кременчугском районе. Захватившие к этому времени станцию немецкие войска подорвали железнодорожные пути. Из-за взрыва опрокинулись контрольная платформа и первая бронеплатформа, паровоз и тендер накренились влево. Завязался ожесточённый бой. Бойцы пострадавшей бронеплощадки отстреливались от нападавших из винтовок и забрасывали их ручными гранатами.
Огонь по противнику вели и артиллеристы второй бронеплощадки, но та загорелась через два часа после начала боя. Уцелевшие члены экипажа вовремя покинули бронепоезд: прогремевший на второй бронеплощадке взрыв разворотил заднюю часть состава. Советская версия событий гласит, что экипаж при отходе преднамеренно подорвал бронепоезд. Немецкая сторона приписывает уничтожение «Маршала Будённого» метким выстрелам своих штурмовых орудий.
Как бы то ни было, вечером 4 сентября оборвалась короткая служба советского бронепоезда, продлившаяся всего 18 дней. Выжившие советские бойцы 14 сентября прибыли в Харьков и влились в состав экипажа бронепоезда «За Родину!».
Комментарии к данной статье отключены.