• События
  • Люди
  • Танки
  • Флот
  • Авиация
  • Стрелковое оружие
  • Военный хайтек
  • Другое оружие
  • English version
  • Поиск
    • События
    • Люди
    • Танки
    • Флот
    • Авиация
    • Стрелковое оружие
    • Военный хайтек
    • Другое оружие
    • English version

    Поиск

    Войти

    Написать
    Популярное
    • 17 March '22
      Боевые повозки фараона
    • 24 February '22
      Японские линкоры вступают в бой
    • 24 February '22
      На мирно спящих аэродромах Тонкина
    • 24 February '22
      Славные дети Марианны: тест Warspot
    • 21 February '22
      Немецкий контрудар у Кюстрина
    • 17 February '22
      Византийские приключения Харальда Хардрады
    • 16 February '22
      Уцелевшее население Венгрии — эвакуировать на территорию СССР
    • 14 February '22
      «Маузер» с русско-чешским акцентом
    • 08 February '22
      Skyranger 30 HEL: зенитка на все случаи жизни
    • 07 February '22
      Мизенский флот и гнев Везувия
    • 06 February '22
      Опираясь на собственные силы
    • 06 February '22
      На что способен микродрон за $195 000
    3

    «Оружие возмездия» или колыбель ракетной техники?

    • ВМВ
    • артиллерия
    • ракетное оружие
    Евгений Васин
    08 September '14

    «В один прекрасный день ракеты, подобные этой, вытеснят артиллерию и даже бомбардировщики на свалку истории»

    Идея создания баллистической управляемой ракеты появилась в Германии практически сразу после того, как закончилась Первая мировая война. Начало было положено в 1920-х годах с экспериментов ученых-ракетоманов Гельмута Вальтера и Вальтера Ридера, которые вместе с Рудольфом Небелем, изречение которого вынесено в аннотацию, пытались воплотить в жизнь проект Германа Оберта, ракету, способную преодолевать сотни километров. Именно с исследования жидкого ракетного топлива начинается рассвет баллистического ракетостроения.

    Практические работы были открыты после поступления приказа министра Рейхсвера в 1929 году. Министр поручил модернизировать артиллерийские установки и увеличить их дальность поражения. Тогда, в 1931 году, под руководством Вальтера Дорнбергера была сформирована специальная исследовательская комиссия, которая открыла ряд полевых испытаний. Вскоре заместителем Дорнбергера стал Вернер фон Браун, будущий ведущий ракетный конструктор Германии и отец легендарной V-2 (Фау-2 в привычной нам русской транскрипции).

    Вернер фон Браун в окружении немецкого генералитета (http://www.v2rocket.com)

    Спектр исследований лаборатории Дорнбергера редко выходил за рамки области ракетных двигателей. В основном анализировались различные пропорции соотношений топлива и окислителя, функционирование и перспективы развития системы зажигания и улучшение охлаждения. Целью всего этого являлось достижение необходимого значения тяги. Это было время проб и ошибок, когда изобретателям приходилось вслепую играть с опасными силами – нередко случались аварии и некоторые из исследователей погибали во время опытов.

    Целых 10 лет теоретических изысканий и 6 лет практических опытов понадобилось ученым, чтобы пройти тернистый путь от проекта А-1 до проекта А-9. Лишь одна ракета из этой линейки, А-4, оказалась способна поразить условную цель. Это был первый плод казавшихся ранее безосновательных исследований. А-4 тут же взяли в разработку, и на его основе открыли новый проект V-2.

    После ряда успешных испытаний V-2 был снят презентационный фильм, который продемонстрировали лично Гитлеру. Фюрер был впечатлен увиденным. Создатель ракеты Вернер фон Браун получил профессорскую степень, а полигон испытаний V-2 был обеспечен всеми необходимыми средствами и материалами, а также кадрами должной квалификации. Это было началом массового производства V-2.

    Подготовка V-2 к испытательному запуску (http://waralbum.ru)

    Основная проблема, с которой столкнулись немецкие военные при обстреле V-2 территории Великобритании, заключалась в произвольном подрыве ракеты на случайной точке траектории полета или на подлете к цели. Уже после наладки массового производства и начала массированного обстрела британских городов эта загадка была решена. Оказалось, что всему виной сильное вибрационное воздействие, в результате которого происходило повреждение топливопроводов, а затем и подрыв ракеты. Также подобное случалось из-за слишком чувствительного детонатора, но эту проблему решить не успели. Шло лето 1944 года, и командование вермахта возлагало слишком много надежд на массированное применение ракетного оружия, так как наступление советских войск шло полным ходом, и театр боевых действий уже переместился на территорию Польши.

    Последние случаи обстрела мирных городов немцами ракетами V-2 датируются 27 марта 1945 года. Тогда эсэсовцы уже чувствовали приближение развязки и в срочном порядке уничтожали все, что было связано с секретной разработкой, – не только документальные данные и рабочие экземпляры, но и живых людей, работавших над проектом. Но, несмотря на это, советским ученым все же удалось заполучить отдельные модули ракеты, а позднее и полный комплект технической документации.

    Советское руководство понимало всю важность разработки, попавшей к ним в руки. Работы с трофейным проектом начались уже в июне 1946 года в Государственном НИИ реактивного вооружения (НИИ-88), возглавляемом С. П. Королевым.

    Ракета Р-1 на установщике (http://www.russianarms.ru)

    С наследием немецкого «оружия возмездия» работали лучшие инженеры СССР. В результате ближе к концу 1947 года был готов полный комплект документации на баллистическую ракету Р-1. Первый ее пуск состоялся на полигоне Капустин Яр 10 октября 1948 года. Дальность полета в 278 км превзошла все ожидания. В период 1948–1949 гг. была проведена серия из 29 запусков Р-1, причем всего три из них оказались неудачными. В результате при той же дальности, что и у V-2, точность поражения цели возросла вдвое. Так началась эра советского ракетостроения.

    Невозможно переоценить роль V-2 и заслуги Вернера фон Брауна в мировой военной и научной истории. Несмотря на крайне низкую фактическую эффективность этой ракеты (за 3000 запусков было уничтожено менее 3000 человек, то есть меньше одной жертвы на одну ракету), V-2 стала первым объектом, совершившим суборбитальный полет на высоте 188 км. После окончания войны чертежи ракеты и опыт этой разработки положили начало ракетостроению по всему миру.

    Евгений Васин

    "Проект 217": мобильная амбразура на Warspot.ru
    "Проект 217": мобильная амбразура
    Превосходство земли над небом на Warspot.ru
    Превосходство земли над небом
    Две гусеницы хорошо, а четыре лучше! Самый тяжелобронированный советский танк на Warspot.ru
    Две гусеницы хорошо, а четыре лучше! Самый тяжелобронированный советский танк
    Поделиться
    • 0
    • 0
    • 0
    • Статьи по теме
    • Комментарии (0)
    Правильные ответы: еще цветочки на Warspot.ru
    Правильные ответы: еще цветочки
    Боевые ракетопланы Челомея на Warspot.ru
    Боевые ракетопланы Челомея
    Боевой путь «Катюш» на Warspot.ru
    Боевой путь «Катюш»
    «Фау-3» — космическая пушка рейха на Warspot.ru
    «Фау-3» — космическая пушка рейха
    • Статьи по теме
    • Комментарии (0)
    Неизвестный
    © 2014 — 2022 Warspot English
    • О нас
    • Связаться с нами
    • Как стать автором
    • Все авторы
    • Все теги
    • Карта сайта
    • Правила
    • Соглашение
    • Политика конфиденциальности
    Warspot Вконтакте
    Присоединяйтесь к нам на Facebook
    Мы в Одноклассниках
    Канал в Telegram
    Лучшие материалы в Яндекс Дзен
     
    ПРИВЕТ!

    ВОЙДИТЕ, ИСПОЛЬЗУЯ ВАШ АККАУНТ

    Ваш комментарий будет сохранен после регистрации

    Я подтверждаю, что условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности мне понятны, и принимаю их.

    • wargaming
    • facebook
    • vkontakte
    • google