«В один прекрасный день ракеты, подобные этой, вытеснят артиллерию и даже бомбардировщики на свалку истории»
Идея создания баллистической управляемой ракеты появилась в Германии практически сразу после того, как закончилась Первая мировая война. Начало было положено в 1920-х годах с экспериментов ученых-ракетоманов Гельмута Вальтера и Вальтера Ридера, которые вместе с Рудольфом Небелем, изречение которого вынесено в аннотацию, пытались воплотить в жизнь проект Германа Оберта, ракету, способную преодолевать сотни километров. Именно с исследования жидкого ракетного топлива начинается рассвет баллистического ракетостроения.
Практические работы были открыты после поступления приказа министра Рейхсвера в 1929 году. Министр поручил модернизировать артиллерийские установки и увеличить их дальность поражения. Тогда, в 1931 году, под руководством Вальтера Дорнбергера была сформирована специальная исследовательская комиссия, которая открыла ряд полевых испытаний. Вскоре заместителем Дорнбергера стал Вернер фон Браун, будущий ведущий ракетный конструктор Германии и отец легендарной V-2 (Фау-2 в привычной нам русской транскрипции).
Спектр исследований лаборатории Дорнбергера редко выходил за рамки области ракетных двигателей. В основном анализировались различные пропорции соотношений топлива и окислителя, функционирование и перспективы развития системы зажигания и улучшение охлаждения. Целью всего этого являлось достижение необходимого значения тяги. Это было время проб и ошибок, когда изобретателям приходилось вслепую играть с опасными силами – нередко случались аварии и некоторые из исследователей погибали во время опытов.
Целых 10 лет теоретических изысканий и 6 лет практических опытов понадобилось ученым, чтобы пройти тернистый путь от проекта А-1 до проекта А-9. Лишь одна ракета из этой линейки, А-4, оказалась способна поразить условную цель. Это был первый плод казавшихся ранее безосновательных исследований. А-4 тут же взяли в разработку, и на его основе открыли новый проект V-2.
После ряда успешных испытаний V-2 был снят презентационный фильм, который продемонстрировали лично Гитлеру. Фюрер был впечатлен увиденным. Создатель ракеты Вернер фон Браун получил профессорскую степень, а полигон испытаний V-2 был обеспечен всеми необходимыми средствами и материалами, а также кадрами должной квалификации. Это было началом массового производства V-2.
Основная проблема, с которой столкнулись немецкие военные при обстреле V-2 территории Великобритании, заключалась в произвольном подрыве ракеты на случайной точке траектории полета или на подлете к цели. Уже после наладки массового производства и начала массированного обстрела британских городов эта загадка была решена. Оказалось, что всему виной сильное вибрационное воздействие, в результате которого происходило повреждение топливопроводов, а затем и подрыв ракеты. Также подобное случалось из-за слишком чувствительного детонатора, но эту проблему решить не успели. Шло лето 1944 года, и командование вермахта возлагало слишком много надежд на массированное применение ракетного оружия, так как наступление советских войск шло полным ходом, и театр боевых действий уже переместился на территорию Польши.
Последние случаи обстрела мирных городов немцами ракетами V-2 датируются 27 марта 1945 года. Тогда эсэсовцы уже чувствовали приближение развязки и в срочном порядке уничтожали все, что было связано с секретной разработкой, – не только документальные данные и рабочие экземпляры, но и живых людей, работавших над проектом. Но, несмотря на это, советским ученым все же удалось заполучить отдельные модули ракеты, а позднее и полный комплект технической документации.
Советское руководство понимало всю важность разработки, попавшей к ним в руки. Работы с трофейным проектом начались уже в июне 1946 года в Государственном НИИ реактивного вооружения (НИИ-88), возглавляемом С. П. Королевым.
С наследием немецкого «оружия возмездия» работали лучшие инженеры СССР. В результате ближе к концу 1947 года был готов полный комплект документации на баллистическую ракету Р-1. Первый ее пуск состоялся на полигоне Капустин Яр 10 октября 1948 года. Дальность полета в 278 км превзошла все ожидания. В период 1948–1949 гг. была проведена серия из 29 запусков Р-1, причем всего три из них оказались неудачными. В результате при той же дальности, что и у V-2, точность поражения цели возросла вдвое. Так началась эра советского ракетостроения.
Невозможно переоценить роль V-2 и заслуги Вернера фон Брауна в мировой военной и научной истории. Несмотря на крайне низкую фактическую эффективность этой ракеты (за 3000 запусков было уничтожено менее 3000 человек, то есть меньше одной жертвы на одну ракету), V-2 стала первым объектом, совершившим суборбитальный полет на высоте 188 км. После окончания войны чертежи ракеты и опыт этой разработки положили начало ракетостроению по всему миру.
Комментарии к данной статье отключены.