В начале осени 1942 года британцы сосредоточили усилия своих «москитов» на срыве вражеских транспортных перевозок на подходах к Роттердаму, что привело к переносу района наиболее ожесточённых морских боёв из Дуврского пролива к западному побережью Голландии. Развернувшаяся борьба изобиловала столкновениями и потерями с обеих сторон.
Сражение в Северном море 11 сентября 1942 года
С удлинением ночей немцы решили, что пора вновь проводить набеги на британские конвои у берегов Восточной Англии. 13–14 августа 1942 года командующий торпедными катерами кригсмарине фрегаттен-капитан Рудольф Петерсен (Rudolf Petersen) перевёл 4-ю флотилию из Ла-Манша в Роттердам, 2-ю флотилию — в Эймёйден, а 5-ю флотилию — в Булонь. Сам он со штабом переместился в Схевенинген. В начале сентября из Норвегии вернулась 6-я флотилия и также была размещена в Эймёйдене.
Таким образом, теперь три флотилии шнелльботов были готовы торпедными атаками и минными постановками препятствовать британским перевозкам в западной части Северного моря. Однако первые два совместных выхода закончились безрезультатно — минная постановка 4 сентября была свёрнута из-за погодных условий, а при вылазке против конвоев ночью на 8 сентября целей не обнаружили.
Вечером 10 сентября 14 торпедных катеров 2-й, 4-й и 6-й флотилий во главе с командиром 2-й флотилии корветтен-капитаном Клаусом Фельдтом (Klaus Feldt) снова направились на поиск целей к побережью Восточной Англии. Разделившись на несколько мелких поисковых групп, они прочесали «аллею торпедных катеров» на большом её протяжении. Однако, несмотря на очень интенсивное судоходство в этих водах — из Саутенда на север и обратно каждую неделю следовало по шесть конвоев FN/FS, — поиск оказался безрезультатным. При этом одна из поисковых групп у английского побережья была обнаружена находившимися в патруле тремя британскими артиллерийскими катерами (MGB-88, MGB-89 и MGB-21) и долго преследовалась ими. Несолоно хлебавши, немцы повернули обратно, чтобы с рассветом укрыться в своих базах.
К исходу того же 10 сентября на вражеские коммуникации к голландскому побережью отправились две группы британских катеров. Одна из них, во главе с командиром 21-й флотилии торпедных катеров лейтенантом Питером Диккенсом (Peter G.C. Dickens), состояла из МТВ-234 и МТВ-230, а также трёх артиллерийских катеров 7-й флотилии (MGB-91, MGB-84 и MGB-82). Группа вышла из Лоустофта и в 04:45 по берлинскому времени у острова Тексель «атаковала небольшой немецкий конвой в составе торгового судна и сопровождавшего его корабля».
Артиллерийские катера лейтенанта Эдварда Лифа (Edward D.W. Leaf) обстреляли и повредили обоих противников, оказавшихся патрульными кораблями V-1234 и V-1239, при этом немцы «отбили попытку захвата V-1239 ручными гранатами». После этого атаковали торпедные катера. Торпеда с МТВ-230 лейтенанта Джона Перкинса (John P. Perkins) «прошла мимо цели, зато выпустивший две торпеды МТВ-234 поразил одной из них V-1239… торпедированный корабль остался на плаву и был отбуксирован в Терсхеллинг».
В это же время у голландского побережья искал объекты для атаки и лейтенант Эрнст Торп (Ernest M. Thorpe), который вышел из Грейт-Ярмута в 18:00 10 сентября с MGB-334, MGB-325, MGB-335 и MGB-327 16-й флотилии. Сначала патрулирование было безрезультатным. В поисках целей Торп курсировал между Эдмондом и Эймёйденом, когда из Гарвича поступило сообщение об отходивших в его направлении вражеских торпедных катерах.
В 03:30 11 сентября англичане остановились для обсуждения полученной информации. Предположив, что противник движется в Эймёйден, они направились в расчётную точку перехвата 52°39'N 03°46'E. На основании новой информации с базы и от MGB-88 о том, что враг шёл к острову Тексель, катера 16-й флотилии изменили курс и устремились на север с максимальной скоростью.
Впрочем, Торпу не пришлось искать немцев — они сами себя обнаружили. Как отмечал в своём отчёте Торп, «в 05:20 был замечен выстрел трассирующим по пеленгу 45° по левому борту. Курс не менялся до 05:34, когда заметили ещё один трассирующий по пеленгу 80° по левому борту. Катера повернули на северо-запад. В 05:46 трассер заметили ещё западнее, и катера довернули на запад».
В 05:53 в точке 52°50'N 04°20'E англичане заметили «девять германских катеров, следовавших курсом 160° двумя группами — шесть и три единицы». Это были S-62, S-67, S-80, S-101, S-105 и S-108 2-й флотилии, S-78 и S-117 4-й флотилии и S-81 5-й флотилии. Торп решил отсечь меньшую группу и взял курс на перехват. Огонь был открыт в 05:58. Немецкие катера повернули на восток и открыли ответный огонь. К этому времени уже светало, так что внезапной атаки не получилось. Вскоре после открытия огня MGB-335 лейтенанта Роберта Форбса (Robert A. Forbes) самовольно вышел из боевой линии, чтобы сблизиться с противником, получил попадание в машинное отделение и остановился. В 06:05 Торп увидел его потерявшим ход под огнём с дистанции 300 ярдов с головного торпедного катера и в 1000 ярдах от себя — Форбс находился под обстрелом S-117 обер-лейтенанта-цур-зее Дитриха Блудау (Dietrich Bludau).
В это же время вспыхнул и отвернул на запад поражённый в топливный бак зажигательным снарядом MGB-327. Автоматические противопожарные средства не смогли сбить пламя, тогда старший моторист Рональд Бон (Ronald Bone) бросился в топливный отсек с огнетушителем и погасил пожар, чем спас корабль от неминуемой гибели; за свой подвиг моряк был награждён медалью «За выдающиеся заслуги» (Distinguished Service Medal — DSM). Шнелльботы взяли MGB-335 в полукольцо и принялись его расстреливать с 400–500 ярдов; англичанин отстреливался из всех уцелевших стволов. Под прикрытием огня MGB-325 и вернувшегося в строй MGB-327 MGB-334 поспешил на помощь подбитому катеру.
Подойдя к MGB-335, Торп выяснил, что он серьёзно повреждён: горели рубка, моторный отсек и кубрик, все орудия молчали. Командир группы приказал Форбсу дать команду покинуть корабль и стал к борту MGB-335 для снятия экипажа. В течение семи минут под непрерывным обстрелом врага с не более чем 500 ярдов он прикрывал бортом своего катера и ответным огнём эвакуацию уцелевших моряков. Из 24 членов экипажа 18 были ранены. Сняв всех, кого смог, MGB-334 отошёл от MGB-335. По воспоминаниям находившегося на одном из шнелльботов 2-й флотилии мичмана Йоханнеса Глазера (Johannes Glaser), получившего осколок в бедро от британского недолёта как раз в этой перестрелке, немцы, поражённые действиями англичанина, прекратили огонь по отходившему катеру.
Пользуясь этим, Торп попытался добить MGB-335 стрельбой под ватерлинию из «пом-пома». Он записал в отчёте, что «с полностью разбитым мостиком и дифферентом на нос катер начал погружаться». Прикрывшись дымом, британский флагман отошёл к двум другим катерам. К этому моменту на нем действовали только пулемёты, немногим лучше было состояние артиллерии и у остальных катеров. Поэтому, увидев, что шнелльботы приблизились к MGB-335, Торп решил уходить. Предполагая, что подбитый катер не затонул и может быть захвачен противником, он направил командованию запрос о воздушной атаке.
Между тем S-80 и S-105 подошли с обоих бортов к MGB-335 и высадили на него абордажные партии, которые потушили пожар. В радиорубке немцы взяли в плен двух британцев, отрезанных пламенем и поэтому не сумевших добраться до катера Торпа. После этого шнелльботы взяли MGB-335 на буксир, а затем передали трофей патрульным кораблям, которые дотащили его в Ден-Хелдер.
От огня англичан больше всего досталось шнелльботам 2-й флотилии: получили попадания S-62 и S-80, где были ранены 10 человек, на S-78 было два раненых. Командир 2-й флотилии корветтен-капитан Клаус Фельдт на следующее утро после боя выступил перед своими подчинёнными с заявлением, что надеется на ответный «рыцарский» жест англичан, если какой-либо из катеров его флотилии попадёт в такую же ситуацию. Штаб руководства войной на море, видимо, имел другое мнение по поводу того, что англичанам дали уйти: по его информации, два подбитых MGB противник увёл на буксире. Успех 2-й флотилии был отмечен, но ни её командир, ни другие участники боя наград не получили. По результатам боя командующий торпедными катерами Петерсен потребовал строить катера с бронированными рубками и 40-мм автоматическими орудиями, как у S-117.
Торп привёл на базу катера с внушительным списком повреждений. У MGB-334 было восемь пробоин в корпусе и две — в топливных баках, разбитые мачта и радиопеленгатор, оба орудия и турель правого борта вышли из строя. У MGB-325 обнаружились четыре пробоины в носу, повреждения правого вала и рулей, вышло из строя кормовое орудие. MGB-327 имел восемь пробоин в корпусе, три пробоины в баках, пробоину в рулевой рубке; его гидролокатор был повреждён, мостик выгорел, шлюпка пробита в четырёх местах, пробиты два вентилятора в машинном отделении, подъёмник снарядов повреждён, одна турель разбита.
Английская сторона оценила потери противника в бою в два серьёзно повреждённых катера, а также официально объявила MGB-335 потопленным. Тем не менее командование знало, что катер захвачен врагом; не было лишь понятно, уничтожены ли шифры и секретное оборудование. По действиям командира группы лейтенанта Торпа и командира MGB-335 лейтенанта Форбса было назначено расследование.
Комиссия выяснила, что уничтожение шифров и секретного оборудования не гарантировано. Учитывая обстоятельства, при которых происходила эвакуация экипажа MGB-335: большое количество раненых, пожар на мостике и непрерывный обстрел противника, а также повреждения уцелевших катеров, исключавшие успех повторного прорыва к не желавшему тонуть катеру, — действия лейтенанта Торпа признали правильными. За этот бой он был награждён крестом «За выдающиеся заслуги» (Distinguished Service Cross — DSC), а затем получил назначение на должность командира 19-й флотилии MGB. В то же время лейтенанта Форбса обвинили в потере катера и неуничтожении секретных документов, отстранили от командования и перевели в резерв. Свой следующий катер он получил только в 1944 году.
В Ден-Хелдере немцы тщательно осмотрели добычу и 19 сентября составили перечень захваченных материальных ценностей и секретной документации:
- шифровальная машинка Syko, известная ранее;
- цифровые таблицы для шифровальных кодов Loxo, Syko и Nyko, действующих на сентябрь — очень ценные для расшифровки, особенно для системы Syko;
- руководство по британской системе радиосвязи в водах метрополии, которое обеспечило получение новой информации — кодовых наименований конвоев;
- международные позывные торговых судов;
- три карты минных полей;
- семь частей радиооборудования, не до конца уничтоженного англичанами;
- установка для стрельбы сигнальными ракетами.
Позднее, по результатам допросов членов экипажа MGB-335, в Штаб руководства войной на море был направлен ещё один доклад об организации и деятельности британских катеров в Канале, а в отдел разведки в Вильгельмсхафен — информация, полученная на основании допроса взятого в плен радиста.
О дальнейшей судьбе MGB-335 почти ничего не известно. По непроверенным сведениям, немцы присвоили трофею обозначение SA-10 и намеревались использовать его для испытаний.
Бои с переменным успехом
Ночью на 1 октября катера MGB-18, MGB-21, MGB-82 и MGB-86 7-й флотилии и МТВ-230 и МТВ-234 лейтенанта Диккенса были наведены на вражеский конвой, идущий у голландского побережья. Атаковавший его ранее самолёт Королевских ВВС сообщил, что неприятель следует на север, в то время в действительности конвой шёл на юг, в Роттердам. По этой причине бросившиеся было вдогонку англичане наткнулись на немцев на встречном курсе значительно раньше, чем ожидалось, близ Ден-Хелдера. Восемь судов конвоя №348 следовали двумя колоннами в окружении пяти форпостенботов с V-2007 во главе ордера. Из судов только германское «Монсун» (Monsun) имело на борту артиллерию, все остальные были шведскими.
Катера зашли со стороны берега. Головные MGB-21 и MGB-18 вступили в перестрелку с левофланговым форпостенботом V-2003. MGB-21 отвернул вправо, а следующий за ним MGB-18 со 150 ярдов был поражён в пулемётную турель и «Эрликон»; рулевой получил ранение ранен в лицо. Идущий третьим в колонне британцев MGB-82, заметив манёвр флагмана, пристроился к нему сзади, но тут подоспел стремившийся вернуться на своё место в строю MGB-18, который протаранил MGB-82 носом в борт, разбив себе носовую часть. Самый дальний от противника MGB-86 также получил попадание, его командир лейтенант Майкл Сэдлер (Michael T.C. Sadler) был убит. Суб-лейтенант Алан Филиппс (Alun S. Phillips) принял командование катером и продолжал двигаться на восток, обстреливая V-2003 из «Эрликона».
Торпедные катера англичан сначала маневрировали южнее на малом ходу, а затем на 12 узлах двинулись на сближение с конвоем. С МТВ-234 заметили пять судов. Ближайшие V-2007 и V-2003, к радости Диккенса, были отвлечены: слева от него первый обстреливали MGB-18 и МТВ-230, а приближающийся справа второй сражался с MGB-86. В 1000 ярдах от левой колонны судов МТВ-234 дал торпедный залп и сразу резко повернул влево. Шведское судно «Туле» (Thule, 2533 тонн) с грузом железной руды, следовавшее вторым в правой колонне, получило попадание и немедленно отправилось на дно (погибло 10 членов экипажа), а шедшее за ним «Нарвик» (Narvik) уклонилось от второй торпеды, застопорив ход.
В это время МТВ-230, пройдя за кормой V-2007, оказался между колоннами немецких судов и принялся на 18 узлах маневрировать для атаки. Потерявший голову от обилия целей командир катера лейтенант Джон Перкинс не сразу определился, по какой колонне стрелять. В конце концов торпеды были выпущены по цели в левой колонне, но попадание получил находившийся слева от конвоя V-2003 (321 тонна), который тотчас затонул. МТВ-230 же благополучно прошёл между судами правой колонны, за кормой «Нарвика» и между правофланговыми форпостенботами V-2011 и V-1313, и скрылся, прикрывшись дымзавесой. MGB-86, противника которого смёл торпедный залп МТВ-230, обошёл конвой против часовой стрелки, перестреливаясь с охранением, а затем скрылся, также прикрывшись дымзавесой.
МТВ-234, перед тем как удалиться, снял экипаж с потерявшего ход и полыхающего MGB-18, но при этом едва сам не был потоплен V-2011. Таким образом, потери англичан в этом бою составили один потопленный катер и одного убитого моряка.
В ночь на 4 октября в этих же водах катера Диккенса провели ещё один бой. Непрерывное минирование англичанами прибрежного фарватера и нападения их «москитов» вынудили немцев передислоцировать в Ден-Хелдер 9-ю флотилию раумботов и 1-ю флотилию флотских тральщиков. Поздно вечером 3 октября командир 1-й флотилии корветтен-капитан Карл Бергельт (Karl Bergelt) вышел из Ден-Хелдера на противокатерное патрулирование в северо-восточном направлении с четырьмя кораблями своей флотилии — M-8, M-4, M-7 и M-20. Достигнув конечного пункта патрулирования в полночь, он развернулся на юго-западный курс и двинулся назад на девяти узлах, время от времени стреляя осветительными снарядами.
Дул юго-западный ветер силой два балла, на поверхности моря было слабое волнение, в темноте стелилась лёгкая дымка. В 01:42 4 октября немцы были обнаружены соединением британских катеров — MGB-84, MGB-91, MGB-86, MGB-89 и МТВ-234, МТВ-232, МТВ-88, МТВ-233 — которое ещё раньше вышло на вражеский фарватер и лежало в дрейфе в ожидании целей. Однако в момент запуска британцами двигателей Бергельт увидел их во вспышке осветительного снаряда и тут же начал обстрел. Атака катеров сорвалась с самого начала.
В 01:45 MGB яростно атаковали противника. МТВ-88 и МТВ-233 пошли за ними, а тем временем Диккенс с МТВ-234 и МТВ-232 направился в обход со стороны берега. Но MGB были отбиты ураганным огнём и удалились с двумя МТВ из-за отсутствия связи с флагманом. Между тем преследовавший тральщики Диккенс в 02:30 в 20 милях от Ден-Хелдера попытался вызвать остальные катера для новой атаки, но связь не действовала! В результате немцы спокойно ушли в Ден-Хелдер.
В ночь на 3 октября командир 8-й флотилии MGB лейтенант-коммандер Роберт Хиченс (Robert P. Hichens) с MGB-77 (флагман), MGB-78, MGB-80 и MGB-81 сопровождал катера типа ML, выполнявшие миннозаградительную операцию у голландского побережья. По её завершению ML удалились, а Хиченсу было разрешено провести самостоятельный поиск. Обнаружив «четыре вооружённых траулера», Хиченс решил атаковать их глубинными бомбами. В июльских боях у острова Олдерни и у Остенде подобную атаку выполнял сам Хиченс на MGB-77, теперь же он предложил провести её командиру MGB-78 лейтенанту Джорджу Дункану (George Duncan).
Три артиллерийских катера принялись обстреливать форпостенботы с одного борта, отвлекая на себя их внимание, в то время как Дункан пошёл в обход для атаки глубинными бомбами с другого. На сближении немцы изрешетили MGB-78 снарядами, его командир погиб, а остальной экипаж попал в плен, после того как катер выбросился на отмель. Хиченс считал себя виновным в гибели катера и его командира, но следственная комиссия не предъявила ему обвинения. Действительно, командир флотилии при первой же возможности упорно стремился атаковать более крупные и лучше вооружённые вражеские корабли глубинными бомбами, переоценивая эффективность этих атак. На самом деле их результаты были практически нулевыми, в то время как 8-я флотилия несла неоправданно тяжёлые потери.
Более крупное столкновение в Северном море произошло рано утром 6 октября. MGB-75 и MGB-76 8-й флотилии в компании с МТВ-29, МТВ-30, МТВ-70 и МТВ-72 4-й флотилии под общим командованием лейтенанта-коммандера Хиченса отправились на перехват итальянского судна «Монбальдо» (Monbaldo, 6214 тонн), следовавшего с эскортом из Бискайского залива в Германию.
5 октября в 19:30 из Булони вышла 2-я группа 2-й флотилии тральщиков (M-21, M-25, M-38 и M-153), имевшая задачу расчистить маршрут конвоя «Монбальдо» от мин. Позднее из Дюнкерка с той же задачей вышла 2-я флотилия раумботов корветтен-капитана Йоста Брёкельмана (Jost Karl Ludwig Brökelmann). Её 12 раумботов следовали северо-восточным курсом двумя кильватерными колоннами. Дул северо-восточный ветер силой 1–2 балла, волнение моря было в пределах одного балла, видимость средняя, низкая облачность. В 01:09 в 150–200 метрах впереди по правому борту немцы заметили два неподвижных катера. Головные правой колонны R-77, R-87, R-81 и R-83 немедленно открыли огонь. MGB-76 получил несколько попаданий, в том числе в топливный бак, через 30 секунд загорелся, а затем взорвался и затонул; погиб один член экипажа. Второй катер — это был MGB-75 — под обстрелом скрылся за дымзавесой. В 01:14 стрельба прекратилась.
В 01:41 бой возобновился. Пройдя через дымзавесу, раумботы в 50–60 метрах от себя заметили «пять остановившихся торпедных катеров». Последние повернулись правым бортом и открыли огонь, при этом МТВ-29 и МТВ-30, запускавшие двигатели, столкнулись. Под огнём немцев англичане бросились врассыпную в общем направлении на юг. Эта перестрелка, в которой приняли участие все шесть раумботов правой колонны, продолжалась до 01:47 на дистанциях от 50 до 450 метров.
В 01:10 тральщики находились в 4000 м южнее и следовали на север строем клина с M-21 капитан-лейтенанта Вольф-Генриха Ретцмана (Wolf-Heinrich Retzmann) во главе. В 01:25 с раумботами была установлена связь. В 01:42 в свете выпущенного с M-21 осветительного снаряда впереди на встречном курсе был замечен МТВ-29. Открыв огонь, тральщик пошёл на таран отвернувшего катера и ударил его в правый борт в районе мостика. Англичанин лёг в дрейф с горящей кормой, а M-21 держался поблизости, опасаясь взрыва. Заметив, что экипаж катера готовится открыть огонь, M-21 возобновил обстрел и не прекращал его, пока в 01:50 МТВ не взорвался. Погибли 10 членов экипажа катера во главе с командиром лейтенантом Феликсом Таттерсфилдом (Felix M. Tattersfield).
В 01:57 M-21 повернул на Красный фарватер, сообщив об этом 2-й флотилии раумботов. Постепенно к нему подтянулись остальные тральщики его группы, два из которых имели огневой контакт с отходившими на юг торпедными катерами британцев.
Бой завершился. Немецкие корабли почти не пострадали; погиб один моряк из 2-й флотилии тральщиков. У англичан же два катера были потоплены, а МТВ-30 и MGB-75 ушли повреждёнными.
Источники и литература:
- Admiralty War Diaries
- http://www.forum-marinearchiv.de
- http://www.naval-history.net
- Peter Arndt. Deutsche Sperrbrecher 1914–1945 — Bernard & Graefe Verlag, Bonn, 2005
- Bryan Cooper. The E-Boat Threat — London, Macdonald and Jane's, 1970
- Barnett Correlli. Engage the Enemy More Closely: The Royal Navy in the Second World War — W.W. Norton & Co., 1991
- Peter Dickens. Night Action: MTB Flotilla at War — Seaforth Publishing, 2010
- Lothar Frädrich, Günther Naims. Seekrieg im Ärmelkanal: Vorpostenboote an vorderster Front — Mittler & Sohn Verlag, 2003
- Robert Gardiner. Conway's All the World's Fighting Ships, 1922–1946 — London and Annapolis, MD, Conway Maritime Press, 1980
- Antony Hitchens. Gunboat Command: the Biography of Et. Cdr. Robert Hichens DSO DSC RNVR — Barnsley, Pen & Sword, 2007
- David Jefferson. Coastal Forces at War: Royal Navy 'Little Ships' in World War 2 — Patrick Stephens Ltd, 1996
- Paul J. Kemp. British Coastal Forces of World War II: a Pictorial Survey — ISO Publications, 1997
- John Lambert. Allied Coastal Forces of WWII — Conway Maritime, 2005
- John Lambert. The Fairmile 'D' Motor Torpedo Boat (Anatomy of the Ship) — Conway Maritime Press, 2005
- Leonard C. Reynolds. Home Waters MTBs and MGBs at War — Stroud, Sutton, 2000
- War Diary: German Naval Staff Operations Division — Washington, D.C.: Office of Naval Intelligence, 1948–1955
- Gordon Williamson. E-Boat vs. MTB: The English Channel 1941–1945 — Osprey Publishing, 2011
Комментарии к данной статье отключены.