• События
  • Люди
  • Танки
  • Флот
  • Авиация
  • Стрелковое оружие
  • Военный хайтек
  • Другое оружие
  • English version
  • Поиск
    • События
    • Люди
    • Танки
    • Флот
    • Авиация
    • Стрелковое оружие
    • Военный хайтек
    • Другое оружие
    • English version

    Поиск

    Войти

    Написать
    Популярное
    • 17 March '22
      Боевые повозки фараона
    • 24 February '22
      Японские линкоры вступают в бой
    • 24 February '22
      На мирно спящих аэродромах Тонкина
    • 24 February '22
      Славные дети Марианны: тест Warspot
    • 21 February '22
      Немецкий контрудар у Кюстрина
    • 17 February '22
      Византийские приключения Харальда Хардрады
    • 16 February '22
      Уцелевшее население Венгрии — эвакуировать на территорию СССР
    • 14 February '22
      «Маузер» с русско-чешским акцентом
    • 08 February '22
      Skyranger 30 HEL: зенитка на все случаи жизни
    • 07 February '22
      Мизенский флот и гнев Везувия
    • 07 February '22
      Опираясь на собственные силы
    • 06 February '22
      На что способен микродрон за $195 000
    37

    Трудная осень британских «москитов»

    • ВМВ
    • флот
    • Германия
    • Великобритания
    Сергей Марченко
    07 May '19

    В начале осени 1942 года британцы сосредоточили усилия своих «москитов» на срыве вражеских транспортных перевозок на подходах к Роттердаму, что привело к переносу района наиболее ожесточённых морских боёв из Дуврского пролива к западному побережью Голландии. Развернувшаяся борьба изобиловала столкновениями и потерями с обеих сторон.

    Сражение в Северном море 11 сентября 1942 года

    С удлинением ночей немцы решили, что пора вновь проводить набеги на британские конвои у берегов Восточной Англии. 13–14 августа 1942 года командующий торпедными катерами кригсмарине фрегаттен-капитан Рудольф Петерсен (Rudolf Petersen) перевёл 4-ю флотилию из Ла-Манша в Роттердам, 2-ю флотилию — в Эймёйден, а 5-ю флотилию — в Булонь. Сам он со штабом переместился в Схевенинген. В начале сентября из Норвегии вернулась 6-я флотилия и также была размещена в Эймёйдене.

    Таким образом, теперь три флотилии шнелльботов были готовы торпедными атаками и минными постановками препятствовать британским перевозкам в западной части Северного моря. Однако первые два совместных выхода закончились безрезультатно — минная постановка 4 сентября была свёрнута из-за погодных условий, а при вылазке против конвоев ночью на 8 сентября целей не обнаружили.

    ​72-футовый артиллерийский катер MGB-75 фирмы BPB - Трудная осень британских «москитов» | Warspot.ru
    72-футовый артиллерийский катер MGB-75 фирмы BPB

    Вечером 10 сентября 14 торпедных катеров 2-й, 4-й и 6-й флотилий во главе с командиром 2-й флотилии корветтен-капитаном Клаусом Фельдтом (Klaus Feldt) снова направились на поиск целей к побережью Восточной Англии. Разделившись на несколько мелких поисковых групп, они прочесали «аллею торпедных катеров» на большом её протяжении. Однако, несмотря на очень интенсивное судоходство в этих водах — из Саутенда на север и обратно каждую неделю следовало по шесть конвоев FN/FS, — поиск оказался безрезультатным. При этом одна из поисковых групп у английского побережья была обнаружена находившимися в патруле тремя британскими артиллерийскими катерами (MGB-88, MGB-89 и MGB-21) и долго преследовалась ими. Несолоно хлебавши, немцы повернули обратно, чтобы с рассветом укрыться в своих базах.

    К исходу того же 10 сентября на вражеские коммуникации к голландскому побережью отправились две группы британских катеров. Одна из них, во главе с командиром 21-й флотилии торпедных катеров лейтенантом Питером Диккенсом (Peter G.C. Dickens), состояла из МТВ-234 и МТВ-230, а также трёх артиллерийских катеров 7-й флотилии (MGB-91, MGB-84 и MGB-82). Группа вышла из Лоустофта и в 04:45 по берлинскому времени у острова Тексель «атаковала небольшой немецкий конвой в составе торгового судна и сопровождавшего его корабля».

    Артиллерийские катера лейтенанта Эдварда Лифа (Edward D.W. Leaf) обстреляли и повредили обоих противников, оказавшихся патрульными кораблями V-1234 и V-1239, при этом немцы «отбили попытку захвата V-1239 ручными гранатами». После этого атаковали торпедные катера. Торпеда с МТВ-230 лейтенанта Джона Перкинса (John P. Perkins) «прошла мимо цели, зато выпустивший две торпеды МТВ-234 поразил одной из них V-1239… торпедированный корабль остался на плаву и был отбуксирован в Терсхеллинг».

    В это же время у голландского побережья искал объекты для атаки и лейтенант Эрнст Торп (Ernest M. Thorpe), который вышел из Грейт-Ярмута в 18:00 10 сентября с MGB-334, MGB-325, MGB-335 и MGB-327 16-й флотилии. Сначала патрулирование было безрезультатным. В поисках целей Торп курсировал между Эдмондом и Эймёйденом, когда из Гарвича поступило сообщение об отходивших в его направлении вражеских торпедных катерах.

    В 03:30 11 сентября англичане остановились для обсуждения полученной информации. Предположив, что противник движется в Эймёйден, они направились в расчётную точку перехвата 52°39'N 03°46'E. На основании новой информации с базы и от MGB-88 о том, что враг шёл к острову Тексель, катера 16-й флотилии изменили курс и устремились на север с максимальной скоростью.

    ​Артиллерийский катер MGB-334 - Трудная осень британских «москитов» | Warspot.ru
    Артиллерийский катер MGB-334

    Впрочем, Торпу не пришлось искать немцев — они сами себя обнаружили. Как отмечал в своём отчёте Торп, «в 05:20 был замечен выстрел трассирующим по пеленгу 45° по левому борту. Курс не менялся до 05:34, когда заметили ещё один трассирующий по пеленгу 80° по левому борту. Катера повернули на северо-запад. В 05:46 трассер заметили ещё западнее, и катера довернули на запад».

    В 05:53 в точке 52°50'N 04°20'E англичане заметили «девять германских катеров, следовавших курсом 160° двумя группами — шесть и три единицы». Это были S-62, S-67, S-80, S-101, S-105 и S-108 2-й флотилии, S-78 и S-117 4-й флотилии и S-81 5-й флотилии. Торп решил отсечь меньшую группу и взял курс на перехват. Огонь был открыт в 05:58. Немецкие катера повернули на восток и открыли ответный огонь. К этому времени уже светало, так что внезапной атаки не получилось. Вскоре после открытия огня MGB-335 лейтенанта Роберта Форбса (Robert A. Forbes) самовольно вышел из боевой линии, чтобы сблизиться с противником, получил попадание в машинное отделение и остановился. В 06:05 Торп увидел его потерявшим ход под огнём с дистанции 300 ярдов с головного торпедного катера и в 1000 ярдах от себя — Форбс находился под обстрелом S-117 обер-лейтенанта-цур-зее Дитриха Блудау (Dietrich Bludau).

    В это же время вспыхнул и отвернул на запад поражённый в топливный бак зажигательным снарядом MGB-327. Автоматические противопожарные средства не смогли сбить пламя, тогда старший моторист Рональд Бон (Ronald Bone) бросился в топливный отсек с огнетушителем и погасил пожар, чем спас корабль от неминуемой гибели; за свой подвиг моряк был награждён медалью «За выдающиеся заслуги» (Distinguished Service Medal — DSM). Шнелльботы взяли MGB-335 в полукольцо и принялись его расстреливать с 400–500 ярдов; англичанин отстреливался из всех уцелевших стволов. Под прикрытием огня MGB-325 и вернувшегося в строй MGB-327 MGB-334 поспешил на помощь подбитому катеру.

    ​Артиллерийский катер MGB-335 - Трудная осень британских «москитов» | Warspot.ru
    Артиллерийский катер MGB-335

    Подойдя к MGB-335, Торп выяснил, что он серьёзно повреждён: горели рубка, моторный отсек и кубрик, все орудия молчали. Командир группы приказал Форбсу дать команду покинуть корабль и стал к борту MGB-335 для снятия экипажа. В течение семи минут под непрерывным обстрелом врага с не более чем 500 ярдов он прикрывал бортом своего катера и ответным огнём эвакуацию уцелевших моряков. Из 24 членов экипажа 18 были ранены. Сняв всех, кого смог, MGB-334 отошёл от MGB-335. По воспоминаниям находившегося на одном из шнелльботов 2-й флотилии мичмана Йоханнеса Глазера (Johannes Glaser), получившего осколок в бедро от британского недолёта как раз в этой перестрелке, немцы, поражённые действиями англичанина, прекратили огонь по отходившему катеру.

    Пользуясь этим, Торп попытался добить MGB-335 стрельбой под ватерлинию из «пом-пома». Он записал в отчёте, что «с полностью разбитым мостиком и дифферентом на нос катер начал погружаться». Прикрывшись дымом, британский флагман отошёл к двум другим катерам. К этому моменту на нем действовали только пулемёты, немногим лучше было состояние артиллерии и у остальных катеров. Поэтому, увидев, что шнелльботы приблизились к MGB-335, Торп решил уходить. Предполагая, что подбитый катер не затонул и может быть захвачен противником, он направил командованию запрос о воздушной атаке.

    ​Один из немецких шнелльботов 2-й флотилии торпедных катеров - Трудная осень британских «москитов» | Warspot.ru
    Один из немецких шнелльботов 2-й флотилии торпедных катеров

    Между тем S-80 и S-105 подошли с обоих бортов к MGB-335 и высадили на него абордажные партии, которые потушили пожар. В радиорубке немцы взяли в плен двух британцев, отрезанных пламенем и поэтому не сумевших добраться до катера Торпа. После этого шнелльботы взяли MGB-335 на буксир, а затем передали трофей патрульным кораблям, которые дотащили его в Ден-Хелдер.

    От огня англичан больше всего досталось шнелльботам 2-й флотилии: получили попадания S-62 и S-80, где были ранены 10 человек, на S-78 было два раненых. Командир 2-й флотилии корветтен-капитан Клаус Фельдт на следующее утро после боя выступил перед своими подчинёнными с заявлением, что надеется на ответный «рыцарский» жест англичан, если какой-либо из катеров его флотилии попадёт в такую же ситуацию. Штаб руководства войной на море, видимо, имел другое мнение по поводу того, что англичанам дали уйти: по его информации, два подбитых MGB противник увёл на буксире. Успех 2-й флотилии был отмечен, но ни её командир, ни другие участники боя наград не получили. По результатам боя командующий торпедными катерами Петерсен потребовал строить катера с бронированными рубками и 40-мм автоматическими орудиями, как у S-117.

    Торп привёл на базу катера с внушительным списком повреждений. У MGB-334 было восемь пробоин в корпусе и две — в топливных баках, разбитые мачта и радиопеленгатор, оба орудия и турель правого борта вышли из строя. У MGB-325 обнаружились четыре пробоины в носу, повреждения правого вала и рулей, вышло из строя кормовое орудие. MGB-327 имел восемь пробоин в корпусе, три пробоины в баках, пробоину в рулевой рубке; его гидролокатор был повреждён, мостик выгорел, шлюпка пробита в четырёх местах, пробиты два вентилятора в машинном отделении, подъёмник снарядов повреждён, одна турель разбита.

    ​Шнелльботы сближаются с MGB-335. Справа отходящий MGB-334 - Трудная осень британских «москитов» | Warspot.ru
    Шнелльботы сближаются с MGB-335. Справа отходящий MGB-334

    Английская сторона оценила потери противника в бою в два серьёзно повреждённых катера, а также официально объявила MGB-335 потопленным. Тем не менее командование знало, что катер захвачен врагом; не было лишь понятно, уничтожены ли шифры и секретное оборудование. По действиям командира группы лейтенанта Торпа и командира MGB-335 лейтенанта Форбса было назначено расследование.

    Комиссия выяснила, что уничтожение шифров и секретного оборудования не гарантировано. Учитывая обстоятельства, при которых происходила эвакуация экипажа MGB-335: большое количество раненых, пожар на мостике и непрерывный обстрел противника, а также повреждения уцелевших катеров, исключавшие успех повторного прорыва к не желавшему тонуть катеру, — действия лейтенанта Торпа признали правильными. За этот бой он был награждён крестом «За выдающиеся заслуги» (Distinguished Service Cross — DSC), а затем получил назначение на должность командира 19-й флотилии MGB. В то же время лейтенанта Форбса обвинили в потере катера и неуничтожении секретных документов, отстранили от командования и перевели в резерв. Свой следующий катер он получил только в 1944 году.

    В Ден-Хелдере немцы тщательно осмотрели добычу и 19 сентября составили перечень захваченных материальных ценностей и секретной документации:

    1. шифровальная машинка Syko, известная ранее;
    2. цифровые таблицы для шифровальных кодов Loxo, Syko и Nyko, действующих на сентябрь — очень ценные для расшифровки, особенно для системы Syko;
    3. руководство по британской системе радиосвязи в водах метрополии, которое обеспечило получение новой информации — кодовых наименований конвоев;
    4. международные позывные торговых судов;
    5. три карты минных полей;
    6. семь частей радиооборудования, не до конца уничтоженного англичанами;
    7. установка для стрельбы сигнальными ракетами.

    Позднее, по результатам допросов членов экипажа MGB-335, в Штаб руководства войной на море был направлен ещё один доклад об организации и деятельности британских катеров в Канале, а в отдел разведки в Вильгельмсхафен — информация, полученная на основании допроса взятого в плен радиста.

    О дальнейшей судьбе MGB-335 почти ничего не известно. По непроверенным сведениям, немцы присвоили трофею обозначение SA-10 и намеревались использовать его для испытаний.

    Бои с переменным успехом

    Ночью на 1 октября катера MGB-18, MGB-21, MGB-82 и MGB-86 7-й флотилии и МТВ-230 и МТВ-234 лейтенанта Диккенса были наведены на вражеский конвой, идущий у голландского побережья. Атаковавший его ранее самолёт Королевских ВВС сообщил, что неприятель следует на север, в то время в действительности конвой шёл на юг, в Роттердам. По этой причине бросившиеся было вдогонку англичане наткнулись на немцев на встречном курсе значительно раньше, чем ожидалось, близ Ден-Хелдера. Восемь судов конвоя №348 следовали двумя колоннами в окружении пяти форпостенботов с V-2007 во главе ордера. Из судов только германское «Монсун» (Monsun) имело на борту артиллерию, все остальные были шведскими.

    ​Флагман Диккенса, торпедный катер МТВ-234 - Трудная осень британских «москитов» | Warspot.ru
    Флагман Диккенса, торпедный катер МТВ-234

    Катера зашли со стороны берега. Головные MGB-21 и MGB-18 вступили в перестрелку с левофланговым форпостенботом V-2003. MGB-21 отвернул вправо, а следующий за ним MGB-18 со 150 ярдов был поражён в пулемётную турель и «Эрликон»; рулевой получил ранение ранен в лицо. Идущий третьим в колонне британцев MGB-82, заметив манёвр флагмана, пристроился к нему сзади, но тут подоспел стремившийся вернуться на своё место в строю MGB-18, который протаранил MGB-82 носом в борт, разбив себе носовую часть. Самый дальний от противника MGB-86 также получил попадание, его командир лейтенант Майкл Сэдлер (Michael T.C. Sadler) был убит. Суб-лейтенант Алан Филиппс (Alun S. Phillips) принял командование катером и продолжал двигаться на восток, обстреливая V-2003 из «Эрликона».

    Торпедные катера англичан сначала маневрировали южнее на малом ходу, а затем на 12 узлах двинулись на сближение с конвоем. С МТВ-234 заметили пять судов. Ближайшие V-2007 и V-2003, к радости Диккенса, были отвлечены: слева от него первый обстреливали MGB-18 и МТВ-230, а приближающийся справа второй сражался с MGB-86. В 1000 ярдах от левой колонны судов МТВ-234 дал торпедный залп и сразу резко повернул влево. Шведское судно «Туле» (Thule, 2533 тонн) с грузом железной руды, следовавшее вторым в правой колонне, получило попадание и немедленно отправилось на дно (погибло 10 членов экипажа), а шедшее за ним «Нарвик» (Narvik) уклонилось от второй торпеды, застопорив ход.

    В это время МТВ-230, пройдя за кормой V-2007, оказался между колоннами немецких судов и принялся на 18 узлах маневрировать для атаки. Потерявший голову от обилия целей командир катера лейтенант Джон Перкинс не сразу определился, по какой колонне стрелять. В конце концов торпеды были выпущены по цели в левой колонне, но попадание получил находившийся слева от конвоя V-2003 (321 тонна), который тотчас затонул. МТВ-230 же благополучно прошёл между судами правой колонны, за кормой «Нарвика» и между правофланговыми форпостенботами V-2011 и V-1313, и скрылся, прикрывшись дымзавесой. MGB-86, противника которого смёл торпедный залп МТВ-230, обошёл конвой против часовой стрелки, перестреливаясь с охранением, а затем скрылся, также прикрывшись дымзавесой.

    МТВ-234, перед тем как удалиться, снял экипаж с потерявшего ход и полыхающего MGB-18, но при этом едва сам не был потоплен V-2011. Таким образом, потери англичан в этом бою составили один потопленный катер и одного убитого моряка.

    В ночь на 4 октября в этих же водах катера Диккенса провели ещё один бой. Непрерывное минирование англичанами прибрежного фарватера и нападения их «москитов» вынудили немцев передислоцировать в Ден-Хелдер 9-ю флотилию раумботов и 1-ю флотилию флотских тральщиков. Поздно вечером 3 октября командир 1-й флотилии корветтен-капитан Карл Бергельт (Karl Bergelt) вышел из Ден-Хелдера на противокатерное патрулирование в северо-восточном направлении с четырьмя кораблями своей флотилии — M-8, M-4, M-7 и M-20. Достигнув конечного пункта патрулирования в полночь, он развернулся на юго-западный курс и двинулся назад на девяти узлах, время от времени стреляя осветительными снарядами.

    ​Немецкий тральщик М-8 - Трудная осень британских «москитов» | Warspot.ru
    Немецкий тральщик М-8

    Дул юго-западный ветер силой два балла, на поверхности моря было слабое волнение, в темноте стелилась лёгкая дымка. В 01:42 4 октября немцы были обнаружены соединением британских катеров — MGB-84, MGB-91, MGB-86, MGB-89 и МТВ-234, МТВ-232, МТВ-88, МТВ-233 — которое ещё раньше вышло на вражеский фарватер и лежало в дрейфе в ожидании целей. Однако в момент запуска британцами двигателей Бергельт увидел их во вспышке осветительного снаряда и тут же начал обстрел. Атака катеров сорвалась с самого начала.

    В 01:45 MGB яростно атаковали противника. МТВ-88 и МТВ-233 пошли за ними, а тем временем Диккенс с МТВ-234 и МТВ-232 направился в обход со стороны берега. Но MGB были отбиты ураганным огнём и удалились с двумя МТВ из-за отсутствия связи с флагманом. Между тем преследовавший тральщики Диккенс в 02:30 в 20 милях от Ден-Хелдера попытался вызвать остальные катера для новой атаки, но связь не действовала! В результате немцы спокойно ушли в Ден-Хелдер.

    В ночь на 3 октября командир 8-й флотилии MGB лейтенант-коммандер Роберт Хиченс (Robert P. Hichens) с MGB-77 (флагман), MGB-78, MGB-80 и MGB-81 сопровождал катера типа ML, выполнявшие миннозаградительную операцию у голландского побережья. По её завершению ML удалились, а Хиченсу было разрешено провести самостоятельный поиск. Обнаружив «четыре вооружённых траулера», Хиченс решил атаковать их глубинными бомбами. В июльских боях у острова Олдерни и у Остенде подобную атаку выполнял сам Хиченс на MGB-77, теперь же он предложил провести её командиру MGB-78 лейтенанту Джорджу Дункану (George Duncan).

    ​Раумбот на полном ходу - Трудная осень британских «москитов» | Warspot.ru
    Раумбот на полном ходу

    Три артиллерийских катера принялись обстреливать форпостенботы с одного борта, отвлекая на себя их внимание, в то время как Дункан пошёл в обход для атаки глубинными бомбами с другого. На сближении немцы изрешетили MGB-78 снарядами, его командир погиб, а остальной экипаж попал в плен, после того как катер выбросился на отмель. Хиченс считал себя виновным в гибели катера и его командира, но следственная комиссия не предъявила ему обвинения. Действительно, командир флотилии при первой же возможности упорно стремился атаковать более крупные и лучше вооружённые вражеские корабли глубинными бомбами, переоценивая эффективность этих атак. На самом деле их результаты были практически нулевыми, в то время как 8-я флотилия несла неоправданно тяжёлые потери.

    Более крупное столкновение в Северном море произошло рано утром 6 октября. MGB-75 и MGB-76 8-й флотилии в компании с МТВ-29, МТВ-30, МТВ-70 и МТВ-72 4-й флотилии под общим командованием лейтенанта-коммандера Хиченса отправились на перехват итальянского судна «Монбальдо» (Monbaldo, 6214 тонн), следовавшего с эскортом из Бискайского залива в Германию.

    5 октября в 19:30 из Булони вышла 2-я группа 2-й флотилии тральщиков (M-21, M-25, M-38 и M-153), имевшая задачу расчистить маршрут конвоя «Монбальдо» от мин. Позднее из Дюнкерка с той же задачей вышла 2-я флотилия раумботов корветтен-капитана Йоста Брёкельмана (Jost Karl Ludwig Brökelmann). Её 12 раумботов следовали северо-восточным курсом двумя кильватерными колоннами. Дул северо-восточный ветер силой 1–2 балла, волнение моря было в пределах одного балла, видимость средняя, низкая облачность. В 01:09 в 150–200 метрах впереди по правому борту немцы заметили два неподвижных катера. Головные правой колонны R-77, R-87, R-81 и R-83 немедленно открыли огонь. MGB-76 получил несколько попаданий, в том числе в топливный бак, через 30 секунд загорелся, а затем взорвался и затонул; погиб один член экипажа. Второй катер — это был MGB-75 — под обстрелом скрылся за дымзавесой. В 01:14 стрельба прекратилась.

    В 01:41 бой возобновился. Пройдя через дымзавесу, раумботы в 50–60 метрах от себя заметили «пять остановившихся торпедных катеров». Последние повернулись правым бортом и открыли огонь, при этом МТВ-29 и МТВ-30, запускавшие двигатели, столкнулись. Под огнём немцев англичане бросились врассыпную в общем направлении на юг. Эта перестрелка, в которой приняли участие все шесть раумботов правой колонны, продолжалась до 01:47 на дистанциях от 50 до 450 метров.

    ​Торпедный катер МТВ-29 после тарана под обстрелом М-21. Фото сделано с немецкого тральщика - Трудная осень британских «москитов» | Warspot.ru
    Торпедный катер МТВ-29 после тарана под обстрелом М-21. Фото сделано с немецкого тральщика

    В 01:10 тральщики находились в 4000 м южнее и следовали на север строем клина с M-21 капитан-лейтенанта Вольф-Генриха Ретцмана (Wolf-Heinrich Retzmann) во главе. В 01:25 с раумботами была установлена связь. В 01:42 в свете выпущенного с M-21 осветительного снаряда впереди на встречном курсе был замечен МТВ-29. Открыв огонь, тральщик пошёл на таран отвернувшего катера и ударил его в правый борт в районе мостика. Англичанин лёг в дрейф с горящей кормой, а M-21 держался поблизости, опасаясь взрыва. Заметив, что экипаж катера готовится открыть огонь, M-21 возобновил обстрел и не прекращал его, пока в 01:50 МТВ не взорвался. Погибли 10 членов экипажа катера во главе с командиром лейтенантом Феликсом Таттерсфилдом (Felix M. Tattersfield).

    В 01:57 M-21 повернул на Красный фарватер, сообщив об этом 2-й флотилии раумботов. Постепенно к нему подтянулись остальные тральщики его группы, два из которых имели огневой контакт с отходившими на юг торпедными катерами британцев.

    Бой завершился. Немецкие корабли почти не пострадали; погиб один моряк из 2-й флотилии тральщиков. У англичан же два катера были потоплены, а МТВ-30 и MGB-75 ушли повреждёнными.


    Источники и литература:

    1. Admiralty War Diaries
    2. http://www.forum-marinearchiv.de
    3. http://www.naval-history.net
    4. Peter Arndt. Deutsche Sperrbrecher 1914–1945 — Bernard & Graefe Verlag, Bonn, 2005
    5. Bryan Cooper. The E-Boat Threat — London, Macdonald and Jane's, 1970
    6. Barnett Correlli. Engage the Enemy More Closely: The Royal Navy in the Second World War — W.W. Norton & Co., 1991
    7. Peter Dickens. Night Action: MTB Flotilla at War — Seaforth Publishing, 2010
    8. Lothar Frädrich, Günther Naims. Seekrieg im Ärmelkanal: Vorpostenboote an vorderster Front — Mittler & Sohn Verlag, 2003
    9. Robert Gardiner. Conway's All the World's Fighting Ships, 1922–1946 — London and Annapolis, MD, Conway Maritime Press, 1980
    10. Antony Hitchens. Gunboat Command: the Biography of Et. Cdr. Robert Hichens DSO DSC RNVR — Barnsley, Pen & Sword, 2007
    11. David Jefferson. Coastal Forces at War: Royal Navy 'Little Ships' in World War 2 — Patrick Stephens Ltd, 1996
    12. Paul J. Kemp. British Coastal Forces of World War II: a Pictorial Survey — ISO Publications, 1997
    13. John Lambert. Allied Coastal Forces of WWII — Conway Maritime, 2005
    14. John Lambert. The Fairmile 'D' Motor Torpedo Boat (Anatomy of the Ship) — Conway Maritime Press, 2005
    15. Leonard C. Reynolds. Home Waters MTBs and MGBs at War — Stroud, Sutton, 2000
    16. War Diary: German Naval Staff Operations Division — Washington, D.C.: Office of Naval Intelligence, 1948–1955
    17. Gordon Williamson. E-Boat vs. MTB: The English Channel 1941–1945 — Osprey Publishing, 2011

    Сергей Марченко

    Конец курортного сезона кригсмарине на Warspot.ru
    Конец курортного сезона кригсмарине
    Скользящие над волнами, сеющие смерть на Warspot.ru
    Скользящие над волнами, сеющие смерть
    Недолгая жизнь, невеликая слава на Warspot.ru
    Недолгая жизнь, невеликая слава
    Поделиться
    • 5
    • 146
    • 4
    • Статьи по теме
    • Комментарии (0)
    Долгая охота на «стальную акулу» на Warspot.ru
    Долгая охота на «стальную акулу»
    Люфтваффе vs Роял Неви на Warspot.ru
    Люфтваффе vs Роял Неви
    Охота на «Прославленного» на Warspot.ru
    Охота на «Прославленного»
    Первый бой у Нарвика на Warspot.ru
    Первый бой у Нарвика
    • Статьи по теме
    • Комментарии (0)

    Комментарии к данной статье отключены.

    © 2014 — 2023 Warspot English
    • О нас
    • Связаться с нами
    • Как стать автором
    • Все авторы
    • Все теги
    • Карта сайта
    • Правила
    • Соглашение
    • Политика конфиденциальности
    Warspot Вконтакте
    Присоединяйтесь к нам на Facebook
    Мы в Одноклассниках
    Канал в Telegram
    Лучшие материалы в Яндекс Дзен
     
    ПРИВЕТ!

    ВОЙДИТЕ, ИСПОЛЬЗУЯ ВАШ АККАУНТ

    Ваш комментарий будет сохранен после регистрации

    Я подтверждаю, что условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности мне понятны, и принимаю их.

    • wargaming
    • facebook
    • vkontakte
    • google