13 мая 1987 года 18-летний пилот-любитель Матиас Руст из Гамбурга отправился в путешествие по маршруту Германия — Фарерские острова — Исландия — Норвегия — Финляндия на лёгком самолёте «Сессна». Утром 28 мая, заправившись в Хельсинки, юноша сообщил авиадиспетчеру, что направляется в Стокгольм. Вскоре он выключил все средства связи, сменил курс и двинулся через Балтийское море в сторону СССР. После 14:00 его самолёт засекли радары системы ПВО. За нарушителем наблюдали советские истребители-перехватчики, периодически теряя Руста из виду, так как он двигался на малой высоте. Не получая чётких указаний, самолёты возвращались на аэродром. А под Псковом, где в тот день проходили учения, дежурный офицер, не разобравшись, присвоил Русту признак «свой». Похожая ситуация произошла примерно через час в районе Торжка, где самолёт немецкого пилота приняли за участника поисково-спасательной операции.
Около 19:00 Матиас Руст беспрепятственно добрался до Москвы. Сделав несколько кругов над Красной площадью, он приземлился на Москворецком мосту. У храма Василия Блаженного искатель приключений раздавал прохожим автографы, пока его не арестовали. Суд начался 2 сентября. Матиаса Руста обвинили в незаконном пересечении советской границы и хулиганстве и приговорили к четырём годам лишения свободы. Однако юноша попал под амнистию и вернулся на родину 3 августа 1988 года, проведя в заключении 432 дня.
Вскоре после инцидента генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачёв освободил от должности министра обороны Сергея Соколова и командующего ПВО Александра Колдунова. Существует несколько объяснений случившемуся 28 мая 1987 года. По словам самого Матиаса Руста, его экстравагантный поступок был жестом доброй воли: таким необычным способом он хотел навести мост между Западом и Востоком. А вот армейские чины считали, что появление Руста в Москве было операцией зарубежных спецслужб, так как неопытный пилот ни за что не смог бы преодолеть надёжную советскую систему ПВО.
Комментарии к данной статье отключены.