Вскоре после начала Гражданской войны в США (1861–1865) инженер-иммигрант из Франции Брут де Виллеруа предложил сконструировать для американского флота подводную лодку. Командование ВМС поддержало эту идею, и в ноябре 1861 года строительство субмарины началось. Вместо запланированных 40 дней работы продолжались полгода, и только в мае 1862 года лодка была спущена на воду. Газетчики сразу окрестили её «Аллигатором» за зелёный цвет и свисавшие по бокам субмарины лопасти, напоминавшие лапы крокодила. Под этим именем (USS Alligator) машина и вошла в историю ВМС США, став первой официально принятой на вооружение подводной лодкой американского флота.
Длина субмарины составляла 14 м, ширина корпуса — 1,4 м, а высота — 1,8 м. На борту могло находиться до 12 человек: командир, рулевой, два водолаза и восемь гребцов, приводивших в действие 16 лопастей, при помощи которых лодке предстояло передвигаться. Позже эти вёсла заменил гребной винт с ручным приводом. Лодка была оснащена системой очистки воздуха от углекислого газа. Другой её особенностью был специальный шлюз, позволявший водолазу покидать лодку и возвращаться на неё в подводном положении.
Командование флотом Союза предполагало использовать «Аллигатора» для решения нескольких задач. Главная заключалась в борьбе с броненосцем конфедератов «Виргиния II» (CSS Virginia II), однако их встреча так и не состоялась. Также подлодка должна была устранить препятствия на реке Джеймс и пропустить канонерки Союза к Ричмонду. Однако дальше Аппоматтокса, притока Джеймса, лодка не прошла: уровень воды здесь был слишком низким, субмарина не смогла бы полностью погрузиться и стала бы отличной мишенью для конфедератов. Несолоно хлебавши «Аллигатор» вернулся в Вашингтон.
В 1863 году контр-адмирал Сэмюэл Фрэнсис дю Пон решил использовать субмарину при атаке на Чарльстон в Южной Каролине. Для этого лодку надо было отбуксировать в Порт-Ройял. 31 марта пароход «Самтер» (USS Sumpter) вместе с «Аллигатором» покинул Вашингтон и двинулся на юг. 2 апреля в окрестностях мыса Хаттерас пароход и субмарина попали в сильный шторм. Чтобы не пойти ко дну, экипаж «Самтера» перерезал стропы, крепившие лодку к судну, и та сгинула в волнах Атлантического океана, прослужив военно-морскому флоту США ровно десять месяцев.
Комментарии к данной статье отключены.