В 1863 году, в самый разгар гражданской войны, американские инженеры Сковел Мерриэм, Август Прайс, Корнелиус Бушнелл и Оливер Холстед разработали экспериментальную подводную лодку, получившую имя «Разумный кит» (Intelligent Whale). Создатели субмарины планировали заинтересовать правительство США своей машиной, которая могла бы топить стоявшие на якоре боевые корабли конфедератов. Длина «Кита» составляла почти 9 м, максимальная ширина — чуть больше 2 м, а высота — 2,7 м. Максимальная заявленная скорость достигала 4 узлов. В движение субмарину приводил гребной винт, который вращала команда из шести подводников. Ещё столько же находилось на «скамейке запасных», а вместе с командиром экипаж подлодки насчитывал 13 человек.
Подойдя к цели, экипаж выпускал два увесистых груза на цепях — они служили якорями и удерживали лодку на месте. Через люк в днище субмарину покидал водолаз и крепил мину к корпусу вражеского корабля, после чего подлодка покидала опасный район. Практика показала, что «Кит» способен погружаться на глубину почти 5 м. Правда, в годы войны до испытаний дело так и не дошло. На пробное задание лодка вышла лишь в конце 1860-х годов, сумев подорвать цель — списанную плоскодонку.
В 1869 году владелец «Кита» Оливер Холстед смог договориться с ВМС о продаже флоту субмарины за 50 000 долларов (примерно 970 000 современных). Однако с оплатой возникли проблемы, что обернулось судебными разбирательствами, затянувшимися на несколько лет. В конце концов в 1872 году командование ВМС отказалось от детища Холстеда. С тех пор лодка хранилась в нескольких музеях, пока в 1999 году не заняла место в экспозиции Музея национальной гвардии штата Нью-Джерси в городе Си-Гирт.
Комментарии к данной статье отключены.