В ходе последней боевой кампании России в мировой войне русская авиация, несмотря ни на какие негативные обстоятельства морально-организационного характера, добилась впечатляющих боевых успехов.
В летнем наступлении действия соединений и частей Юго-Западного фронта поддерживали 225 самолетов в составе 38 различных отрядов (2 из состава Эскадры воздушных кораблей, 6 армейских, 15 корпусных, 11 истребительных и 4 артиллерийских).
Почти все отряды были вооружены машинами различных типов. Самолеты имели большие налет и степень износа. Хотя авиационная группировка противника по численности была равна русской (226 самолетов в 37 отрядах), она имела качественное превосходство, выраженное в наличии более современных самолетов.
Особое значение в этой операции имели разведывательные действия – прежде всего, аэрофотосъемка окопов и артиллерийских позиций противника. Важным направлением являлась корректировка артиллерийского огня и уточнение его результатов. Истребительная авиация прикрывала действия разведчиков и корректировщиков, параллельно осуществляя глубокую разведку тыла противника.
Тактический тыл противника перестал быть загадкой для русского командования. Самые незначительные перемещения неприятельских войск фиксировались русскими летчиками, и командование было в курсе даже намерений противника.
Русская тяжелая артиллерия была объединена в группы, и в распоряжение начальников групп назначены самолеты-корректировщики. Так, авиационные артиллерийские отряды 7-й армии обслуживали 36 артиллерийских батарей. Для бесперебойного и своевременного обслуживания авиацией артиллерийских батарей фронта в районе г. Станиславов был организован центральный аэродром для корректировщиков. Он имел прямую связь с инспектором артиллерии фронта. Используя радиосвязь, летчики-корректировщики и летчики-наблюдатели оценивали эффективность работы артиллерии и информировали командование о подходе резервов противника. Особо важное значение имело управление огнем группы тяжелой артиллерии из 60 орудий – она вела контрбатарейную борьбу.
Корректировка была осуществлена настолько успешно, что двухдневный огонь русской артиллерии полностью подавил артиллерию противника и огневые точки на передовой.
Активно действовали истребители. Они осуществляли сопровождение, дежурство в воздухе, атаковали самолеты противника. Излюбленным приемом русских истребителей была внезапная атака – заход с пикирования в хвост самолету противника. Русскими летчиками Румынского фронта летом 1917 г. было сбито 12 неприятельских самолетов.
Зачастую истребители действовали универсально – как разведчики и истребители-бомбардировщики. Так, 19 июля на фронте 10-й армии две группы истребителей-бомбардировщиков (одна на Вуазенах, а другая на Фарманах) при поддержке 11 истребителей (шли выше на 400–500 м) нанесли удар по ст. Войгяны. При подходе к цели были встречены две неприятельских машины, одна из которых немедленно спикировала на свой аэродром, а другая вступила в бой с самолетом 18-го авиаотряда и, предположительно, была сбита. До самого ухода группы самолеты противника ее не тревожили.
6–12 июля летчиками Румынского фронта было нанесено до 10 бомбовых ударов по объектам в прифронтовой полосе и на передовой. 28 июля был осуществлен групповой налет: 8 самолетов нанесли удар по г. Радауц, на обозы и городские сооружения было сброшено 260 кг бомб.
Наносились и эффективные штурмовые удары. Так, на Румынском фронте 27 августа группа из 11 самолетов поддержала атаку пехоты, сбросив 110 кг бомб и расстреливая наземные цели из пулеметов.
Лето 1917 года – время наиболее активных воздушных боев на Русском фронте мировой войны. В этот период русские летчики одержали 23 безусловных воздушных победы, потеряв 8 машин. Но окрепшая русская авиация стала жертвой революции – кампания 1917 г. стала ее последним боем.
Комментарии к данной статье отключены.