Летом 1915 г., после Горлицкого прорыва австро-германских войск, русские армии, оперировавшие на галицийском фронте, отходили из-под ударов противника в северо-восточном направлении – на Ярослав – Холм – Брест-Литовск. К 12 июля русские 3-я и 13-я армии отошли за р. Буг, где решили задержаться, воспользовавшись рекой как оборонительным рубежом.
Излюбленным тактическим приемом германского командования были действия на стыках: удар в стык армий и фронтов (а на стыке единство действий и связь смежных частей и соединений, как правило, затруднены) позволял раскалывать единый фронт обороны и стимулировал русские войска к дальнейшему отступлению. Противник и теперь решил нанести такой удар (в стык 3-й и 13-й армий) – на местечко Влодава.
В распоряжении командующего 3-й армией из трех авиационных отрядов остался боеспособным лишь 31-й корпусной авиационный отряд в составе 5 самолетов. Отряду пришлось решать самый широкий спектр боевых задач.
Так, русские самолеты выяснили группировку главных сил противника. 18 июля в 5 часов утра на разведку вылетел первый самолет. Подлетая к Влодаве, летчики не обнаружили движения ни по левому берегу р. Буг, ни в прибрежных деревнях. Но, отлетев на 25 км от Влодавы, они обнаружили движение двух пехотных колонн противника с артиллерией, конницей и обозами. Первая колонна шла по шоссе из местечка Войславице на Влодаву, а другая – по шоссе Холм – Влодава. Двигалось в общей сложности до 1,5 корпусов германской пехоты.
Когда самолет кружил над войсками, артиллерия противника открыла огонь. Обстрел был настолько меток, что осколками одного из разорвавшихся рядом с машиной снарядов был поврежден мотор, который через несколько минут остановился. С высоты 2,5 тыс. метров, используя попутный ветер, русским летчикам удалось преодолеть 35 км и спланировать на позиции 13-й армии за р. Буг. Русское командование получило от летчиков сведения стратегической важности – о направлении главного удара противника. Резерв 3-й армии (1-я гвардейская пехотная дивизия) был спешно переброшен на подводах под Влодаву.
Было очевидно, что: 1) противник с рассветом 19 июля начнет переправу через р. Буг у Влодавы и 2) резерв силой в 1 дивизию не сможет остановить ударную группу германцев. Русское командование приняло тактически новое и грамотное решение – ударом с воздуха содействовать атаке бойцов гвардейской дивизии. В распоряжении 31-го корпусного авиационного отряда имелось 250 пудов (т. е. более 4 тонн) бомб.
Причем действия авиации были согласованы с операцией 1-й гвардейской пехотной дивизии. Впервые имело место взаимодействие воздушных и наземных сил.
Русское командование решило дать возможность противнику навести мосты и частично по ним переправиться – затем артиллерия уничтожает мосты, а гвардейская дивизия атакует переправившиеся части противника. Авиация должна была нанести штурмовой удар по германцам – пулеметным огнем и бомбами облегчить действия пехоты.
В 6 часов утра 19 июля 5 русских самолетов (у каждого на борту 5 пудов бомб) полетели к Влодаве. Германцы навели 3 моста, по которым большими группами начала переправляться пехота. Увидев сигнал к атаке от гвардейской дивизии, а также начало артиллерийского обстрела мостов русской артиллерией, летчики пошли в бой.
Действуя единой группой под руководством командира отряда, самолеты снизились до 250 метров и атаковали мосты и переправляющиеся части противника, расстреливая германцев пулеметным огнем и забрасывая бомбами. Бой продолжался до позднего вечера: самолеты 6 раз улетали и вновь возвращались с бомбами, продолжая атаковать германскую пехоту.
Моральное воздействие штурмового удара русской авиации было настолько потрясающим, что целые части противника бросали позиции и обращались в бегство, бросаясь в Буг. В реке многие германские солдаты тонули, а оставшиеся добивались метким огнем русской артиллерии.
Бой за переправу продолжался 20 июля – противник ввел в дело главные силы, но овладеть переправой так и не смог – все его атаки были отбиты.
Германским войскам был нанесен настолько серьезный удар, что в течение месяца на фронте наступило затишье. И это в условиях, когда каждый день имел огромное значение – русские войска уходили из «польского балкона». Русское командование воспользовалось оперативной паузой для того, чтобы подтянуть резервы с других фронтов и перейти в контрнаступление.
19 и 20 июля 1915 г. 31-м корпусным авиационным отрядом, нанесшим первый в истории русской авиации штурмовой удар, было сброшено до 250 пудов бомб и выпущено 3 тыс. патронов.
Отряд, без преувеличения, драгоценный боевой ресурс в руках командования не только армии, но и фронта, оказал неоценимую услугу всему фронту и решил задачи стратегической и оперативной важности.
Во-первых, командование фронта, своевременно предупрежденное воздушной разведкой (причем результаты разведки были подтверждены фотоснимками) о движении ударной группы противника на участке фронта 3-й армии, имело возможность своевременно подтянуть армейские и фронтовые резервы к угрожаемому боевому участку.
Во-вторых, 19–20 июля отряд оказал большую помощь наземным войскам 3-й армии при нанесении контрудара по наступавшему у Влодавы противнику. Русские летчики, атаковав с бреющего полета германские войска на переправах через р. Западный Буг, нанесли им значительный моральный и материальный урон. Противник был вынужден отказаться от форсирования реки и перейти к обороне. Были сорваны оперативно-стратегические планы наступающего врага – войск германской 11-й армии генерал-фельдмаршала А. фон Макензена.
Единственный авиационный отряд, имеющийся в распоряжении фронта, явился стратегическим резервом в руках командования и своей интенсивной боевой работой способствовал общему успеху на важнейшем участке фронта.
19 июля (1 августа по новому стилю) можно считать днем рождения русской штурмовой авиации.
Комментарии к данной статье отключены.