Летняя кампания 1916 г. – свидетель активных действий русской авиации. Войска Юго-Западного фронта располагали авиационной группировкой почти в 100 самолетов, и треть из них (28 единиц) была сосредоточена в 9-й армии.
Во время подготовки операции исключительно большую роль сыграла воздушная разведка. В полосе наступления фронта разведчики произвели полную аэрофотосъемку оборонительных позиций противника. Разведывательная авиация была использована централизованно, апозволило впервые в истории осуществить аэрофотосъемку позиций противника на протяжении нескольких сотен километров, на значительную глубину – и снабдить войска подробными фотопланами. Планами и аэрофотоснимками позиций австро-германских войск был обеспечен офицерский состав наступающих частей и соединений – до командиров рот включительно. Артиллерия получила возможность вести точный огонь.
В ходе наступления русских войск воздушная разведка обеспечивала наблюдение за полем боя, за маневрированием и тылами противника. Так, именно авиаразведка сообщила о готовящемся контрударе германских войск во фланг 8-й армии. Причем зачастую разведчикам приходилось действовать под ударами истребительной авиации и в невыгодной тактической обстановке. Например, 14 июня, осуществляя разведку железнодорожного узла г. Станиславов, русские летчики на самолете «Вуазен» огню 2-х пулеметов германского «Альбатроса» смогли противопоставить только личное оружие – маузер и винтовку. Получив 20 пробоин, русский разведчик смог вернуться на базу.
Но, несмотря ни на что, эффективность русских авиаразведчиков была высокой. Так, 9-й авиационный отряд только в течение мая обнаружил 36 артиллерийских батарей противника. 21 июля, осуществляя разведку на маршруте Коломыя – Делатын – Надворная – Отыня, офицеры отряда летчик Стоянов и летчик-наблюдатель Фоменко установили наличие 2 артиллерийских парков, 10 грузовых автомашин, 400 повозок, 12 ж.-д. составов, выявили присутствие 2 полков пехоты противника.
Причем воздушная разведка стала подразделяться на разведку ближнего тыла (до 16 км от линии фронта) и глубокого тыла (свыше 16 км).
Разведка ближнего тыла выполнялась, прежде всего, в интересах корпусов и по их заявкам. В качестве объектов такой разведки указывались выявление войск, перебрасываемых на фронт, и расположение батарей тяжелой артиллерии противника.
На разведку глубокого тыла русское командование посылало, как правило, 2-3 самолета: 1 осуществлял разведку, а остальные его прикрывали. Объектами дальней разведки являлись войсковой тыл, железнодорожные узлы и коммуникации.
Продолжительность полета в большинстве случаев не превышала 2 часов, над разведываемым объектом, как правило, делалось несколько кругов.
Небольшой радиус действия самолетов не давал возможности выявлять переброску оперативных резервов, но задачи по разведке в тактическом тылу противника русской авиацией выполнялись своевременно и четко.
Важным фронтом работы русских пилотов была корректировка артиллерийской стрельбы. На самолеты-корректировщики обычно устанавливалась радиоаппаратура. Причем на фронте 9-й армии авиация даже полностью заменила привязные аэростаты.
Русская авиация поддерживала наступающие войска, нанося бомбовые удары по резервам и огневым позициям артиллерии. Так, на Луцком направлении группы до 20 самолетов бомбили аэродромы противника. На барановичском направлении, когда 17 июня самолет-разведчик донес, что на ст. Барановичи стоят до 500 вагонов и нагруженных платформ и замечена разгрузка артиллерии, уже через 1,5 часа после этого сообщения группа в составе 9 самолетов (на каждом по 5 пудов бомб) под охраной истребителей была в воздухе. Подлетая к станции, самолеты были встречены таким сильным и метким огнем зенитных орудий, что группа была вынуждена изменить направление и уйти на север. Но через час, неожиданно для противника повторив атаку, с высоты 1 тыс. м она нанесла удар по объекту. Фотоснимки зафиксировали попадание нескольких бомб на линию железной дороги и еще нескольких – вблизи станции. 18 – 19 июня летчики 4-й армии Западного фронта осуществили ночные налеты (причем на небольшой высоте) на ст. Барановичи. Сбросив 60 пудов бомб, русские летчики уничтожили артиллерийский склад, 30 вагонов со снарядами, 3 паровоза, повредили железнодорожные пути. Было убито и ранено до 300 человек, что произвело сильное моральное впечатление на германские воинские части в районе Барановичей.
Но незначительная бомбовая нагрузка (до 45 кг) и отсутствие прицельных приспособлений делали бомбометание малоэффективным. Авиация 9-й армии несколько раз совмещала разведку с бомбометанием. Так, 5 июня летчик-вольноопределяющийся Сапожников с летчиком-наблюдателем Егоровым, вылетев на очередную разведку, захватили с собой две пудовые бомбы. Осуществив разведку, на обратном пути они сбросили одну бомбу на железнодорожную станцию и вторую – на обоз противника. После этого экипажи, вылетавшие на разведку глубокого тыла, как правило, брали с собой бомбы. Иногда бомбовая нагрузка увеличивалась за счет отсутствия наблюдателя.
Русская авиация действовала эффективно и интенсивно – при том, что на ее вооружении в основном были тихоходные самолеты типов «Лебедь», «Парасоль» и «Вуазен». Радиус действия этих машин равнялся 100–150 км, а полетная скорость достигала 120 км в час и менее (в то время как некоторые типы германских самолетов, в частности «Альбатрос», давали скорость 168 км в час). Несмотря на слабую материальную часть, личный состав стремился эффективно выполнять все боевые задачи.
Кампания 1916 г. не только на земле, но и в воздухе заканчивалась в пользу России.
Комментарии к данной статье отключены.