Экспериментальная подводная лодка USS Albacore (AGSS-569) была спущена на воду в августе 1953 года. Флот США тогда интересовался созданием субмарин, способных развивать высокую скорость под водой и обладавших при этом хорошей манёвренностью. Для достижения подобных результатов инженеры предложили новую форму подводной лодки — каплевидную, с обтекаемым носом, очень напоминающую дирижабль. Построенная на Портсмутской военно-морской верфи (штат Нью-Гэмпшир) субмарина имела длину 62,2 м, ширину 8,4 м и водоизмещение 1540 т.
За 19 лет службы лодка прошла через четыре крупные модификации и множество мелких доработок, направленных на увеличение скорости хода и манёвренности. Конструкторы экспериментировали с расположением рулей и тормозных щитов, звукоизоляцией механизмов и трубопроводов для снижения шумности, установкой соосных винтов и т. д. После модернизаций максимальная скорость подлодки выросла до 33 узлов (61 км/ч). USS Albacore регулярно выходила из Портсмута на испытания к Багамским островам, на Кубу, в Канаду, а также в различные американские порты. Лодка не раз служила мишенью для отработки противолодочного вооружения, при этом сама вооружения не имела.
В 1972 году дизели USS Albacore пришли в негодность. Их замена обошлась бы достаточно дорого, поэтому лодка была выведена в резерв и хранилась на базе в Филадельфии, а в 1980 году и вовсе была выведена из состава флота. Вскоре ею заинтересовалось Портсмутское морское общество, желавшее организовать в городе музей и подыскивавшее для него центральный экспонат. За три года общество собрало почти полтора миллиона долларов и выкупило списанную субмарину. В гавани для неё места не нашлось, потому активисты решили установить подлодку на берегу на бетонных опорах.
Процесс переноса USS Albacore из воды на сушу оказался непростым. Пришлось снимать пролёт железнодорожной эстакады и перекрывать четырёхполосную автостраду. При этом субмарина сопротивлялась переезду и пыталась закопаться в ил. Потом вышла из строя лебёдка. На следующий день сломались салазки, на которых лодку перетаскивали к месту стоянки. Несколько месяцев USS Albacore пролежала на берегу реки, зарастая илом, пока активисты общества решали, что делать дальше. Наконец строители соорудили систему шлюзов, по которым субмарина 3 октября 1985 года добралась-таки к месту назначения. Почти через год, 30 августа 1986 года, USS Albacore открылась для посетителей. Лодка принимает гостей каждый день, за исключением января и февраля, когда музей работает по предварительной записи. Вход стоит 8 долларов.
Комментарии к данной статье отключены.