14 августа 1944 года части 2-го канадского корпуса возобновили наступление с целью захвата Фалеза, соединения с американцами и окружения немецких дивизий из состава 7-й армии. В атаке участвовала и 1-я польская бронетанковая дивизия, понёсшая большие потери в боях 8-9 августа. Поляки имели задачу форсировать реку Див у городка Жор — здесь им пришлось вновь столкнуться с «Тиграми» 101-го тяжёлого танкового батальона СС.
Операция «Трактэбл»
В ходе операции «Тоталайз» (8-9 августа 1944 года) дивизии 2-го канадского корпуса генерал-лейтенанта Гая Симондса, несмотря на подавляющее численное превосходство над противником, не смогли пробиться к Фалезу, понеся большие потери. Во время операции «Тоталайз» боевое крещение получила 1-я польская бронетанковая дивизия генерала Станислава Мачека — к началу августа это соединение насчитывало около 16 000 военнослужащих и более 300 танков.
Польским танкистам пришлось драться с частями 12-й танковой дивизии СС оберфюрера СС Курта Майера и 101-м тяжёлым танковым батальоном СС штурмбанфюрера СС Хайнца фон Вестернхагена. Эсэсовцы устраивали засады и контратаковали, максимально используя характер местности. В боях 8-9 августа поляки потеряли 656 человек (из них 121 убитыми), 66 танков, 9 самоходок и 7 орудий.
Союзное командование стремилось окружить у Фалеза остатки немецких войск в Нормандии — части 7-й армии и танковой группы «Запад». Американцы должны были наступать с юга, к Аржантану, навстречу дивизиям 21-й группы армий. Последние наносили удар с севера, в секторе Фалеза. 2-й канадский корпус стал готовиться к решающему броску — операции «Трактэбл». Наступление было спланировано по тому же сценарию, что и «Тоталайз», — массированный удар на узком участке фронта лавиной бронетехники и массированные атаки с воздуха. Канадцы собрали в единый кулак более 480 танков и САУ, 40 000 военнослужащих, сотни орудий. 3-я пехотная (командир — генерал-майор Род Келлер) и 4-я бронетанковая (командир — генерал-майор Джордж Китчинг) канадские дивизии должны были наступать на юг, захватить высоты 184, 168 и 159 (севернее Фалеза), а 1-я польская бронетанковая дивизия — идти на восток, к Трюну.
После провального контрудара у Мортена немцы могли выставить против этого кулака значительно меньшие силы. Их костяком была 85-я пехотная дивизия генерал-лейтенанта Курта Хилля, имевшая более 8700 бойцов. Кроме немцев в её составе были поляки, чехи и представители народов Советского Союза. На правом фланге 85-й дивизии действовала 272-я пехотная дивизия вермахта (командир — генерал пехоты Фридрих-Август Шак), на левом — боевая группа штурмбанфюрера Бернхарда Краузе (из состава 12-й танковой дивизии СС «Гитлерюгенд» оберфюрера СС Курта Майера) и 89-я пехотная дивизия (командир — генерал-лейтенант Конрад-Оскар Хейнрикс). Группа Краузе имела в своём составе более 2500 военнослужащих (из них 400 панцергренадеров), 9 Pz.V, 15 Pz.IV и 7 истребителей танков. Серьёзный урон союзникам могли нанести 101-й и 102-й (командир — штурмбанфюрер СС Ханс Вайсс) тяжёлые танковые батальоны, имевшие 17 боеспособных «Тигров». Линия обороны немцев проходила от Обиньи до высоты 159 вдоль дороги Кан — Фалез к Жору и далее по реке Див до Сен-Пьер-сюр-Див.
Начало наступления
Наступление 2-го канадского корпуса началось 14 августа. Несмотря на мощные удары ВВС, канадцы наткнулись на ожесточённое сопротивление врага. Части 4-й канадской бронетанковой дивизии захватили Олендон, приблизились к Фонтену и Эпане. 3-я канадская пехотная дивизия смогла пробиться к Суланьи. Немцы несли большие потери: в одной только 85-й дивизии в первый день «Трактэбла» выбыло 1010 военнослужащих.
1-я польская танковая дивизия действовала восточнее шоссе 158. Главные силы дивизии не вели боевых действий, а командование изучало информацию, полученную от патрулей и военнопленных.
Серьёзная проблема поляков заключалась в том, что они ошибочно попали под удары Королевских ВВС. Примерно в 14:00 779 бомбардировщиков сбросили более 4000 т бомб в секторе леса Кенэ, высоты 206 и коммуны Потиньи. Треть боеприпасов угодила на позиции канадцев и поляков. В результате авиаударов потери 1-й польской бронетанковой дивизии составили почти 180 человек (из них 42 убитыми), 2 танка, 62 автомобиля и 5 мотоциклов.
В свою очередь, 24-й уланский полк подполковника Яна Канского из состава 10-й бронекавалерийской бригады (командир — полковник Тадеуш Маевский) поддерживал пехоту 3-й канадской дивизии у леса Кенэ и отчитался о уничтожении трёх «Пантер», «четвёрки», а также о захвате десяти военнопленных из «Гитлерюгенда».
Цель — Жор
15 августа союзники продолжили наступление. Генерал Симондс получил новый приказ: его корпус должен был наступать на восток, к Трюну, и там соединиться с американцами. В атаку перешли части 1-й польской бронетанковой дивизии. Главная задача поляков заключалась в форсировании реки Див и дальнейшем продвижении на восток. В авангарде находились 10-й конно-стрелковый полк (командир — майор Ян Мацеёвский), 2-й батальон 10-го драгунского моторизованного полка, а также 2-й дивизион 1-го противотанкового полка капитана Людвика Макиелло (истребители танков «Ахиллес»).
За авангардом следовали 1-й (командир — подполковник Александр Стефанович) и 2-й (командир — подполковник Станислав Кошутский) бронетанковые полки. Прежде всего, поляки должны были захватить мосты через реку Див у города Жор. На вооружении 10-го конно-стрелкового полка состояли крейсерские танки «Кромвель» — более манёвренные и лёгкие, чем «Шерманы». Авангард продвигался тремя группами. Эскадрон «А» капитана Ежи Василевского продвигался к Жору, «С» капитана Германа Цеслинского — к Вандёвру, а «В» капитана Михала Гутковского совместно с дивизионом «Ахиллесов» прикрывал правый фланг полка, направляясь к карьеру Брёйль. Частям 1-й польской бронетанковой дивизии предстояло наступать по равнине, но из-за кустов и лесопосадок видимость в некоторых секторах была сильно ограничена. Именно в таких местах немцы обустроили замаскированные огневые позиции и ловушки. Река Див имела всего лишь до 6 м в ширину и 1 м в глубину, но её обрывистые берега представляли проблему для бронетехники. Даже преодолев водную преграду, на её восточном берегу танки могли стать хорошими мишенями для вражеских орудий.
Оборону у Жора занимал 3-й батальон 1054-го гренадерского полка 85-й дивизии (командир полка — оберст де ла Шо) и 2-я рота 101-го батальона «Тигров». В распоряжении немцев имелось до десятка противотанковых орудий (из них три 88-мм Pak.43), а также небольшое количество противотанковых гранатомётов.
Бои у реки Див
10-й конно-стрелковый полк начал наступление во второй половине дня. Эскадрон «С» наступал в 1,5 км северо-западнее Вандёвра. Танкисты очистили от вражеской пехоты лесную местность северо-восточнее Сасси (было уничтожено несколько десятков бойцов вермахта), а затем направились к высоте 74. Далее разведка доложила, что у железнодорожного полотна находятся замаскированные орудия противника, и эскадрон приостановил движение. Части эскадрона «А» должны были очистить от врага железнодорожное полотно на подступах к Жору, провести разведку местности у реки, а затем форсировать её. Огневую поддержку эскадрону оказывали соседи из эскадрона «С» и батареи 2-го канадского артполка (среди танкистов находился канадский корректировщик).
Эскадрон «А» пересёк железнодорожное полотно и приблизился к реке. Поскольку немцы разрушили часть моста, польские танкисты решили форсировать Див слева от него, где был брод. Первый танк застрял, и его пришлось вытаскивать. Несколько машин преодолели реку на полной скорости. Поскольку ещё не прибыла пехота 10-го драгунского полка, танкистам пришлось вести бои без поддержки «царицы полей», расстреливая дома, из которых вели огонь немцы. Последние открыли огонь по танкам из гранатомётов и замаскированных орудий. Была сожжена машина лейтенанта Ежи Васовского (командир танка погиб), а также подбиты ещё два «Кромвеля». Погиб капрал Казимеж Амброз, получили ранения подпоручики Ян Сова и Адам Бильский, капрал Богуслав Понятовский и рядовой Ян Колат. Большую помощь полякам оказали канадские артиллеристы, которые не только подавляли огневые точки неприятеля, но и не позволили пробиться в Жор немецкому подкреплению. Группа спешенных танкистов под руководством подпоручика Збигнева Максимовича провела разведку местности южнее Жора и захватила несколько пленных (среди них были поляки и русские). Пленные сообщили танкистам, что южнее города есть брод, с помощью которого можно преодолеть реку.
Обдумав сложившуюся ситуацию, майор Мацеёвский решил перебросить к Жору эскадрон «С». Штурмовать Вандёвр должен был 1-й бронетанковый полк. Два «Кромвеля» эскадрона «А» на полной скорости форсировали Див южнее Жора, ещё две машины пришлось перетаскивать на тросах. Первой на противоположном берегу оказалась машина капрала Болеслава Ласковского. Четыре экипажа завязали бой в городе. В Жор пробились и семь «Кромвелей» эскадрона «С», прибыла и долгожданная пехота 10-го драгунского полка. К концу дня полякам удалось зачистить город.
Встреча с «Тиграми»
Пока танкисты эскадронов «А» и «С» вели бой за Жор, их товарищи из эскадрона «В» и самоходчики прикрывали правый фланг 10-го конно-стрелкового полка, где вступили в бой с 2-й ротой 101-го батальона «Тигров». Польские танкисты заметили немецкую бронетехнику у холмов юго-восточнее дороги Фалез — Жор. Капитан Гутковский так вспоминал встречу с «Тиграми»:
«Я останавливаюсь за следующей изгородью и вылезаю из башни. Я вижу в бинокль, что прямо передо мной на дистанции 1200 метров находится «Тигр». Он выглядит брошенным, его пушка опущена вниз. Внезапно мой радист, капрал Ежи Машкевич, тянет меня за ногу и показывает, что позади этого танка находятся ещё три замаскированные машины, а ещё три — слева. Я снова устремляю свой взор на «брошенную» машину и вижу, что танк направляет ствол прямо на нас. Я кричу в микрофон: «Мой Тигр воскрес!» и пытаюсь проскользнуть вовнутрь танка».
Немецкая машина произвела выстрел, капрал Машкевич получил ранение лица. Капитан приказал эскадрону открыть огонь по врагу. Поляки сконцентрировали огонь по двум «Тиграм», находившимся в движении. Экипажи «Ахиллесов» находились на обратном скате холма и не могли вести огонь. Танкисты Гутковского стали бить по лесополосе осколочными снарядами. Немецкие экипажи, вероятно, приняв этот обстрел за массированный удар артиллерии, стали отступать. Люди Гутковского и ещё несколько экипажей вели огонь по двум «Тиграм». По воспоминаниям Гутковского, его «Кромвель» произвёл более десяти выстрелов по «Тигру», но все снаряды отрикошетили от немецкой брони, «как камни при ударах о кузов грузовика».
Как оказалось позже, один «Тигр» удалось подбить взводу подпоручика Адама Сверча, который направлялся к Жору. В машине подпоручика временно вышла из строя рация. Когда связь была возобновлена, капитан Гутковский сообщил подпоручику, что ведёт бой с танками неприятеля, и приказал ему возвращаться к холмам. Экипаж Сверча увидел в лесополосе несколько «Тигров», открыл по ним огонь с тыла, а затем отступил. Гутковский с ещё несколькими танкистами спешился и направился к лесополосе. Здесь командир эскадрона увидел «Тигр» (машину №214) с работающим двигателем, но без экипажа. В задней части башни (эвакуационном люке) виднелось отверстие от 75-мм снаряда. Когда капитан заглянул в «Тигр», то, по его словам, увидел тела трёх убитых танкистов. Других повреждений машина не получила и была исправной.
В боях с противником было подбито два «Кромвеля», в том числе машина подпоручика Ксаверия Прушинского.
Итоги
15 августа части 1-й польской бронетанковой дивизии стали форсировать реку Див и на других участках. В секторе между Вандёвром и Жором одними из первых на восток пробились части 1-го бронетанкового полка, который смог очистить от врага город Вандёвр. С помощью противотанковых орудий немцам удалось уничтожить два «Стюарта» (перед этим экипаж одного из них под руководством подпоручика Зигмунта Внека успел раздавить пушку). Таким образом, 15 августа полякам удалось форсировать реку Див, а в последующие дни развивать наступление на юго-восток. 15 августа 10-й конно-стрелковый полк записал на свой счёт три единицы бронетехники (включая «Тигр»), два 88-мм орудия, более 40 убитых немцев, 103 пленных, 13 орудий, а также захватить 17 машин и склад. Потери полка были невелики: два «Кромвеля» безвозвратно (ещё четыре получили повреждения), 5 военнослужащих убитыми и 14 ранеными.
Для поляков бои на реке Див стали лишь разминкой перед более масштабными столкновениями у высоты 262, известной под кодовым названием «Булава».
Автор выражает благодарность Евгению Музалькову за помощь в работе над статьёй
Литература:
- Музальков Е., Хитряк Е. Операция «Тоталайз». Последний бой Михаэля Виттмана. – Москва: Яуза, 2017
- McGilvray Е. The Black Devils' March – A Doomed Odyssey – The 1st Polish Armoured Division 1939-45. – Warwick: Helion&Company, 2004
- Parthemore Е. Od Normandii do Ypres. Działania bojowe 1. Dywizji Pancernej gen. Stanisława Maczka we Francji w 1944 r. – Poznan: Uniwersytet im. Adama Mickiewicza w Poznaniu, 2011
- Śledziński K. Czarna kawaleria. Bojowy szlak pancernych Maczka. – Krakow: Znak, 2011
- Wiacek J. Cromwell contre Tiger // Batailles&Blindés, N°90, 2019
Комментарии к данной статье отключены.