Британская концепция использования бронетехники подразумевала, что обычные танки будут вооружаться противотанковыми орудиями малого калибра, но с высокой начальной скоростью снаряда. В боекомплекте у таких машин не было осколочно-фугасных снарядов, поэтому их предполагалось сопровождать танками непосредственной поддержки (CS — Close Support) с 76-мм гаубицами. Эти орудия могли вести огонь дымовыми или осколочно-фугасными снарядами. Картина изменилась в 1942 году, когда американская 75-мм пушка поразила англичан своей универсальностью: хорошее осколочно-фугасное действие одних её снарядов сочеталось с высокой бронепробиваемостью других. Однако немецкие конструкторы и промышленники тоже не стояли на месте, и вскоре «универсальной» 75-мм пушки перестало хватать как против танков, так и против полевых укреплений. Семейство «Шерманов» разделилось надвое: начался выпуск машин с 76-мм орудием, обладающим более высокими характеристиками пробития, и с 105-мм гаубицей, имевшей более эффективный осколочно-фугасный снаряд. О последних и пойдёт речь ниже.
Крупный калибр
Идея вооружить «Шерман» 105-мм гаубицей рассматривалась уже на стадии разработки прототипа танка T6. Несмотря на выбор в качестве основного вооружения 75-мм пушки, работа над установкой на танк 105-мм гаубицы началась вскоре после запуска машины в серию. Уже в ноябре 1942 года две 105-мм гаубицы M2A1 в опытной установке T70 установили на танки M4A4. Установка позволяла поднимать и опускать гаубицу в диапазоне от +33 до −4°. Боекомплект орудия достигал 58 выстрелов. На танках стояли поворотные механизмы башни фирмы «Вестингауз» и гироскопические стабилизаторы. Боевая масса «Шермана» возросла до 33,8 тонны, клиренс уменьшился с 406 до 349 мм. Двум прототипам присвоили новый индекс M4A4E1.
Танк с регистрационным номером W 3057678 для испытаний отправили на Абердинский полигон, а второй, с номером W 3057717, отвезли в Форт-Нокс. Испытания, начавшиеся 7 декабря 1942 года, показали, что гаубица M2A1 мало подходит для установки на танк. Затвор орудия с трудом открывался и закрывался. В тесном боевом отделении заряжающий едва ворочал тяжёлые выстрелы. При заряжании полуунитарного выстрела он рисковал задеть радиостанцию в кормовой нише башни. Всего в боевом отделении размещалось 13 патронов, и после их израсходования приходилось поворачивать башню, чтобы заряжающий мог добраться до основных боеукладок.
Башня была плохо уравновешена, и электромотор не мог её поворачивать при крене свыше 20°. Противооткатные механизмы не справлялись с мощным орудием. Телескопический прицел плохо подходил для стрельбы из гаубицы, да и его положение оказалось крайне неудобным: окуляр был вынесен так далеко вперёд, что наводчик просто не мог дотянуться до него. Пришлось стрелять, пользуясь перископическим прицелом, но тот тоже оставлял желать лучшего.
От точной наводки не было пользы: при значительных люфтах в механизмах ствол при наведении свободно болтался, а сам этот процесс описывался испытателями как неточный и опасный. Трос механического спускового механизма оказался слишком коротким, и стрелять можно было только с помощью электрического спуска, который сломался после нескольких выстрелов. Механизм удалось починить, но ненадолго: всего за время испытаний он ломался шесть раз.
Для поражения цели требовалось в среднем вдвое меньше 105-мм осколочно-фугасных снарядов, чем требовалось для 75-мм гаубицы, установленной на самоходке M8 «Скотт». Стрельбы осколочно-фугасным снарядом с баллистикой кумулятивного M67 (штатный снаряд к испытаниям не был готов) по движущимся целям с 600 ярдов (550 метров) показала, что в таком виде танк не способен бороться с техникой противника. Из 27 выпущенных снарядов в цель не попал ни один, и даже осколки поразили её только в семи случаях. При стрельбе с ходу стабилизатор оказался бесполезным: после каждого выстрела пушка задиралась до максимального угла вверх, застревала в этом положении примерно на 30 секунд и лишь затем медленно возвращалась на место.
Вентиляция боевого отделения была недостаточной. Совместного действия мотора и вентилятора хватало, чтобы очистить воздух в боевом отделении за пять минут, но при стрельбе группами по пять выстрелов за одну минуту в боевом отделении скапливалось значительное количество угарного газа и аммиака, что мешало экипажу работать в башне. Больше всех страдал заряжающий. Испытания стрельбой из спаренного пулемёта пришлось прекратить после восьми минут, так как концентрация ядовитых газов в башне превысила все допустимые нормы, и экипаж потерял способность выполнять свои функции. Пулемёт был установлен очень неудачно; оказалось, что газы, выходящие из ствола, всасываются обратно в танк вентиляционной системой.
Первый опыт не удался, но конструкторы не сдались: саму идею установки 105-мм орудия на «Шерман» признали верной. На конференции в Форт-Ноксе 23–25 февраля 1943 года конструкторы и танкисты обсудили необходимые изменения по усовершенствованию конструкции. Уравновесить установку удалось таким образом, что вес подвижной бронировки можно было уменьшить почти на 300 кг. Такое решение также позволило разместить прицелы в более удобном месте. Штатный прицел решили заменить шестикратным перископическим, разработанным специально для гаубицы. В качестве телескопического прицела использовали пятикратный прицел T44, но в качестве временного решения был одобрен прицел M15.
По концепции, озвученной на конференции представителем штаба артиллерии генералом Пальмером, танки предназначались в основном для стрельбы с остановок по целям, находящимся спереди по курсу в секторе 45°. Так как постоянное вращение башни и стрельба на ходу не предусматривалась, стабилизатор решили убрать и оставить только ручной механизм поворота башни. Подбашенную корзину тоже убрали, чтобы оставить как можно больше места заряжающему.
Боеукладки требовалось изменить, чтобы полуунитарные выстрелы можно было возить в собранном виде. В танке требовалось разместить 70 выстрелов, а также добавить позади крюк для прицепа с дополнительным боекомплектом. Ограждение 105-мм гаубицы укорачивалось, теперь оно защищало только наводчика. Идею изменить конструкцию башни для оптимизации размещения агрегатов отвергли: гаубичные танки для замены самоходок M8 были нужны на поле боя как можно скорее, а к работе над новой башней предполагалось приступить только через несколько месяцев.
Второй раунд
Несмотря на одобрение концепции, было отмечено, что до испытания прототипов запускать танк в производство не имело смысла. На том же совещании выбрали и индекс для прототипов: Medium Tank M4E5. Серийный выпуск собирались начать в ноябре, так что время отработать конструкцию установки орудия всё ещё оставалось.
Улучшенные машины прибыли на Абердинский полигон в августе 1943 года. На этот раз гаубицу установили в установку M52 на двух танках M4. Эта установка оказалась гораздо легче и компактнее, чем T70, отчего гаубицу по вертикали можно было наводить в диапазоне от +35 до −10°. Как и у M4A4E1, башня без изменений бралась от исходного танка. Перекомпоновка боевого отделения пошла на пользу: новые машины возили по 68 выстрелов, 45 из которых хранились в ящиках на полу, 21 — в правом спонсоне, а ещё два — в укладке первой очереди, которую поместили в нишу башни взамен радиостанции. Сама радиостанция переехала в корпус танка. Подбашенная корзина осталась на месте, но в ней сделали вырезы.
Вдобавок к боекомплекту для гаубицы, в танке возилось 4000 патронов для 7,62-мм пулемётов, 300 патронов для 12,7-мм зенитного пулемёта и 600 11,43-мм патронов для пистолета-пулемёта.
Испытания показали, что изменения пошли на пользу. При наиболее удобном расположении выстрелов максимальная скорострельность гаубицы достигла 15 выстрелов в минуту — почти как у буксируемого орудия. Скорострельность с выстрелами в боеукладках оказалась меньше: семь снарядов было выпущено в первую минуту стрельбы, шесть — за вторую, ещё четыре снаряда отправили в мишень за последующие 77 секунд. Среднюю скорострельность в пять выстрелов в минуту для танка с таким крупным калибром орудия признали достаточной.
Второй прототип отправили в Форт-Нокс, где его испытали на стрельбище. При стрельбе по целям на дистанциях 600–2000 ярдов (550–1830 метров) скорострельность составила 10 выстрелов в минуту при удачном попадании в цель каждым пятым снарядом. Стрельба оказалась затруднена из-за размытой сетки прицела. Из-за отсутствия мотора поворота башни наводчик быстро уставал, особенно если танк при стрельбе не стоял на ровном месте. Стреляные гильзы скапливались на полу боевого отделения и мешали работе экипажа. В докладе отмечалось, что мешок для сбора стреляных гильз всё ещё в разработке.
Конструкторы пытались установить в танк гидравлический привод поворота башни, но это было не так просто. Для его установки пришлось бы пожертвовать удобным расположением рукоятки ручного механизма. Установить гидравлический механизм поворота башни марки «Ойлгир» на M4E5 получилось только к 14 января 1944 года. Испытания стрельбой в объёме 210 снарядов показали, что механизм работает удовлетворительно.
Из-за гораздо более крупных, чем на обычных «Шерманах», снарядов установить мокрые боеукладки в танк не удалось. Выстрелы располагались следующим образом: 23 — в наклонной укладке с левой стороны на полу боевого отделения, защищённые 6-мм экраном, 22 — в горизонтальной укладке с правой стороны на полу боевого отделения, защищённые 6-мм экраном и дополнительным внешним 13-мм экраном, 12 и 9 — в двух укладках в правом спонсоне напротив наводчика и помощника водителя, защищённые 6-мм экраном и дополнительным внешним 13-мм экраном, 2 — в нише башни без экранов.
Таким образом, в танк поместили 68 выстрелов, 66 из которых хранились в экранированных боеукладках. Заряжающему было довольно сложно доставать выстрелы из укладок, и конструкторы Бронетанкового совета (Armored Board) признавались, что для заполнения боеукладки первой очереди потребуется помощь других членов экипажа. Полное удаление подбашенной корзины облегчило бы процесс заряжания. Также рекомендовалось переделать сиденье наводчика и избавиться от ножного спуска. В целом же испытатели остались довольны танком.
Был построен и испытан и ещё один «Шерман» с 105-мм гаубицей: к 20 января 1945 года Бронетанковый совет провёл испытания гаубицы M4 на танке M4A1. Как и у серийного M4(105), у опытного «Шермана» не было стабилизатора и мотора поворота башни. Подбашенная корзина присутствовала, но половину полика срезали, чтобы позволить заряжающему доставать выстрелы.
Максимальная скорострельность орудия у этого танка составила всего четыре выстрела в минуту. Было очень сложно доставать тяжёлые выстрелы из укладок на полу боевого отделения, а некоторые снаряды выпали из гильз во время движения танка, что ещё больше замедляло стрельбу. В процессе работы заряжающий путался в проводах наушников, и их пришлось снять. Также отмечалось, что даже обрезанный полик мешает использовать укладки на полу боевого отделения.
Башня была хорошо уравновешена: при крене танка 0° для поворота башни требовалось усилие всего в 3 фунта (1,36 кг), а при крене в 30° — 25 фунтов (11,34 кг). Орудие слегка перевешивало назад.
Судьба М4 с 105-мм гаубицей решилась задолго до окончания испытаний.
23 июня 1943 года, когда были одобрены новые требования для «Шермана» с 105-мм гаубицей, уже стало понятно, что концепция удалась. Так как сложностей с постройкой танков не предвиделось, Подкомитет самоходной техники (Subcommittee on Automotive Equipment) рекомендовал Комитету вооружения (Ordnance Committee) немедленно принять танк на вооружение.
105-мм гаубица T8 стандартизировалась под индексом M4, а сам танк получал незамысловатое название Medium Tank M4 (105 mm Howitzer). Было предложено выпустить 1000 таких машин: 300 на шасси M4A3 и 700 на шасси M4. По мере наращивания выпуска M4(105) сокращался выпуск самоходок M8. Один гаубичный танк предлагалось включить в каждую танковую роту, а ещё три — в штаб танкового батальона.
На 18 января 1944 года объём серии вырос: теперь предлагалось выпустить 2000 танков: 1115 на шасси M4 (100 машин в месяц) и 885 на шасси M4A3 (50 машин в месяц) начиная с февраля и мая 1944 года соответственно. К лету месячный выпуск предлагалось поднять до 200 машин. 1000 гаубичных «Шерманов» планировалось выделить англичанам, ещё 1000 оставляли для нужд американской армии.
Танки обоих типов производились на заводе «Крайслер». Всего же с 105-мм гаубицами с февраля 1944 года по март 1945 года выпустили 1641 M4 (800 с подвеской VVSS и 841 с подвеской HVSS); с мая 1944 года по июнь 1945 года изготовили 3039 M4A3 (500 с подвеской VVSS и 2539 с подвеской HVSS).
По сравнению с обычным «Шерманом» серийный М4(105) потяжелел больше чем на тонну: боевой вес превысил 31,5 тонны, а давление на грунт достигло 1 кг/кв.см. По этой причине танк потреблял больше топлива: теперь бензина хватало только на 162 км пробега, по сравнению с 195 км у М4 с 75-мм пушкой.
Противотанковая гаубица
105-мм гаубица предназначалась прежде всего для борьбы с укреплениями и живой силой противника, но M4(105) не был беззащитным против бронетехники врага: для него разработали кумулятивный снаряд M67. Он пробивал 125–140 мм брони, но начальная скорость в 381 м/с оставляла желать лучшего.
Для того чтобы оценить эффективность боеприпаса, в августе 1944 года на стрельбище Отдела стрельбы Бронетанковой школы (Gunnery Department of Armored School) провели испытания с опытными экипажами. Для стрельбы использовался трёхкратный телескопический прицел M72D. Стрельба проводилась в сухую погоду, что пошло на пользу делу: в случае промаха снаряд, упавший на землю, поднимал облако пыли, что позволяло легко корректировать огонь даже несмотря на малочувствительный взрыватель, который не срабатывал при ударе о землю. Если же облака пыли не было, корректировка огня оказывалась весьма затруднительной: трассер для снаряда не предусмотрели. На дистанции до 2000 ярдов (1820 метров) стрельбу оценили как эффективную, рассеивание достигало 19 дюймов (48 см) по горизонтали и 12 дюймов (30 см) по вертикали.
Стрельба осложнялось тем, что разметки для кумулятивного снаряда на прицеле не было, и для стрельбы приходилось использовать таблицы и шкалы для осколочно-фугасного снаряда M1. Таблицу было сложно использовать для дистанций свыше 1000 ярдов, но инструкция по применению гласила, что стрелять на таком расстоянии придётся довольно редко.
Как ни странно, для 105-мм гаубицы М4 испытывали и подкалиберные боеприпасы, причём не один: снаряд с 57-мм бронебойной болванкой в качестве сердечника, а также выстрел с 3-дюймовым осколочно-фугасным снарядом. По 10 боеприпасов каждого типа произвели и испытали с удовлетворительными результатами, но дальше опытов дело не пошло.
Для 105-мм гаубицы разработали и картечь. В снаряд T18 помещалось 456 стальных шариков диаметром 16 мм. На дистанции 250 ярдов (230 м) шарики пробивали доску толщиной 6 мм. Согласно расчётам, поразить живую силу противника можно было с 300 ярдов (275 м), но Бронетанковый совет советовал применять эти боеприпасы с дистанции до 150 ярдов (140 м).
Гаубицы штурмуют Европу
В американской армии «Шерман» с 105-мм гаубицей был не таким многочисленным, как его 75-мм и 76-мм собратья. Таких танков полагалось всего по две штуки на роту, но некоторые батальоны предпочитали свести свои шесть M4(105) в один взвод. Он действовал примерно так же, как артиллерийская батарея. Стрельба проводилась с подготовленных позиций. Для танков готовилась утрамбованная ровная площадка, так как проблемы со стрельбой и наводкой при крене машины никуда не делись. Время подготовки позиций для шести гаубичных «Шерманов» было примерно такое же, как и для батареи в 4–6 орудий, причём стреляли танки точнее. Машины считались более эффективными, чем не только буксируемые орудия, но и самоходки M7 «Прист».
К середине января 1945 года накопился довольно большой опыт применения M4(105) в бою. Эти танки показали себя эффективным оружием при стрельбе с закрытых позиций. Имелись и недостатки: седьмой заряд был настолько мощным, что сбивал индикатор азимута, и наводчику, чтобы корректировать огонь, приходилось вручную возвращать его в правильное положение.
Отсутствие привода поворота башни не нравилось экипажам. Бытовало типичное мнение, что если бы башня поворачивалась быстрее, то можно было бы вести более эффективный огонь, особенно по вражеским танкам. Также подводил накатник орудия: после порядка 25 выстрелов подряд накат происходил не полностью.
Высокий темп стрельбы оказался опасным не только для накатника. Вентиляция боевого отделения всё ещё оставалась недостаточной. Скорострельность для гаубичных танков доходила до 8–10 выстрелов за 90 секунд, что было невыносимо для экипажа. Экипажи часто жаловались на головную боль, а потеря сознания в бою не считалась чем-то необычным. Особенно плохо приходилось заряжающему. Приходилось устанавливать обязательные перерывы в стрельбе и периодически заменять заряжающего помощником водителя.
Применение М4(105) в бою полностью себя оправдало. Об этом красочно говорит одно высказывание командира 6-й бронетанковой дивизии генерал-майора Роберта Гроу. Когда осенью 1944 года на поле боя появились штурмовые танки M4A3E2 «Джамбо», чья броня не поддавалась немецким орудиям, Гроу потребовал, чтобы американская промышленность поставляла ему только два типа: M4A3E2 и M4(105). По его мнению, треть танков, выпускаемых в США, должна были быть гаубичными.
Когда на горизонте начали маячить «Першинги», Гроу изменил своё мнение. Теперь его идеальная танковая дивизия на треть вооружалась машинами с 90-мм орудиями, и уже на две трети — танками с 105-мм гаубицами, с оговоркой, что с «Тиграми» и «Пантерами» ему приходится воевать мало, и что если бы его дивизия принимала участие в напряжённых танковых сражениях, то, наверное, пришлось бы мечтать о другой пропорции.
Гроу не был единственным, кто так думал. Начальник бронетанкового отдела Главного командования союзных сил (Supreme Headquarters Allied Expeditionary Force — SHAEF) генерал-бригадир Джозеф Холли рекомендовал вооружить аж три четверти средних танков 105-мм гаубицами, а одну четверть — 90-мм пушками. Успех «Шерманов» непосредственной поддержки мотивировал установить орудие и в «Першинг»: в 1945 году предлагалось построить 2728 танков T26E1 с гаубицами. Такой вариант назывался T26E2, но в конце концов от идеи отказались. Гаубице M4 всё же довелось повоевать на машинах нового поколения: именно это орудие использовали в Корее на танках Medium Tank M45.
Источники и литература:
- Архив Canadian Military Headquarters, London (1939–1947) RG 24 C 2
- Архив Defence Technology Information Center (DTIC)
- R.P. Hunnicutt. Sherman: A History of the American Medium Tank — Echo Point Books & Media, 2015
- P. Ware. M4 Sherman Tank Owners' Workshop Manual: 1941 Onwards (All Variants) — Zenith Press, 2012
- http://www.theshermantank.com
Комментарии к данной статье отключены.