В 66 году население Иудеи подняло восстание против владычества Рима. Разразилась Первая Иудейская война, завершившаяся падением Иерусалима и торжеством римской военной машины. Последним оплотом повстанцев стала крепость Масада на вершине одноимённой скалы, расположенной на востоке Иудейской пустыни, в 20 км от Мёртвого моря. Ещё в первый год войны сикарии — радикальное крыло мятежников-зелотов — выбили из крепости римлян и поставили в ней собственный гарнизон. Под его защиту стекались бежавшие из Иерусалима евреи. К 72 году, когда у Масады появился губернатор Иудеи Луций Флавий Сильва с войском из 8000–9000 солдат, в стенах неприступной крепости пребывало 960 человек: воины, их жёны и дети.
Римляне подошли к делу обстоятельно. Рабочие, среди которых были и пленные евреи, сооружали дороги и подносили землю и камни для возведения осадного вала к западу от скалы. Строительство насыпи заняло два–три месяца. На ней Сильва распорядился возвести осадную башню, из которой нападавшие метали в защитников камни и стрелы, а также установить осадные машины. Сикарии в ответ соорудили конструкцию из деревянных балок, а промежутки между ними заполнили землёй, в которой увязали выпущенные из машин снаряды. Тогда римский полководец сделал новый ход: по его приказу солдаты подожгли деревянную постройку. Вскоре огонь охватил крепость. По другим данным, римляне мощным тараном пробили брешь в крепостной стене, а пожар устроили защитники, не желая ничего отдавать противнику.
Понимая всю бедственность положения, командир гарнизона Масады Элазар Бен-Яир убедил соплеменников погибнуть свободными людьми, а не рабами Рима. Поскольку иудаизм запрещает самоубийство, сикарии умертвили женщин и детей, а потом бросили жребий, выбрав таким образом десять человек, которые убили своих соратников по оружию. Затем они снова бросили жребий. Тот, на кого он выпал, прикончил девятерых и вслед за этим лишил жизни самого себя. В этой бойне уцелели две женщины и пятеро детей. Они укрылись в пещере и рассказали вошедшим в крепость солдатам Сильвы о разыгравшейся здесь трагедии.
По одной версии, эти события, описанные впоследствии Иосифом Флавием в его труде «Иудейская война», произошли в начале 73 года, по другим — в начале 74 года. Заставляет усомниться в правдивости рассказа тот факт, что исследователи не обнаружили на территории Масады такого большого количества человеческих останков. Как бы то ни было, осада крепости считается в современном Израиле символом мужества и героизма еврейского народа.
Комментарии к данной статье отключены.