Набатеи были кочевым народом, жившим на территории современной Иордании и северной части Саудовской Аравии, вдоль побережья Красного моря и на Синайском полуострове между возделываемыми землями и пустыней. Между IV и II веками до н.э. возникло набатейское государство с центром в Петре. Набатейские цари располагали армией и проводили собственную политику. Однако в I веке до н.э. они были вынуждены признать зависимость от Рима, а в 106 году н.э. их царство и вовсе превратилось в римскую провинцию. Впрочем, набатейским воинам, заслужившим к тому времени хорошую репутацию, нашлось место и в римской армии.
Историческое происхождение
Набатеи говорили на арамейском языке, распространённом в то время на всём Ближнем Востоке, а также использовали для записи своих текстов арамейскую систему знаков. Однако современные историки полагают, что они вели происхождение от арабских племён, населявших в древности восточную часть Аравийского полуострова и юг Месопотамии. Между VI и IV веками до н.э. они мигрировали на запад и, оказавшись в окружении арамеоязычных народов, быстро усвоили их язык, письменность и многие обычаи. С развитием между IV и II веками до н.э. караванной торговли через занимаемую набатеями территорию прошли важные торговые маршруты, по которым купцы возили в порты на восточном побережье Средиземного моря индийские пряности из Персидского залива и благовония из Йемена. Выступая в качестве проводников и посредников в торговле, набатеи нажили богатства, о которых свидетельствуют сохранившиеся величественные царские гробницы и храмы их столицы Петры.
Ввиду общности торговых интересов набатеи долго являлись естественными союзниками птолемеевского Египта. Когда под натиском Рима во второй половине II века до н.э. ослабло могущество правивших в Сирии Селевкидов, набатеи развернули собственную экспансию и заняли территории в Келесирии и Заиорданье. Их конкурентами в регионе являлись цари из правившей в Иудее династии Хасмонеев. В 93 году до н.э. набатейский царь Обод I (около 96–85 год до н.э.) разбил иудейского правителя Александра Янная в сражении у Гадары. В 84 году до н.э. он также одержал победу над Антиохом XII Дионисом из династии Селевкидов. Преемник Обода, его сын Арета III (84–62 годы до н.э.), включил в состав своих владений Дамаск.
В 65 году до н.э. Арета III вмешался в междоусобную борьбу в Иудее, которую вели друг с другом сыновья Александра Янная. Он решил поддержать Гиркана, старшего брата, которому дал 50 000 всадников и пехотинцев. Тот одолел своего брата Аристобула и осадил его в Иерусалиме. В этот момент в Иудею прибыл римский посланник Марк Эмилий Скавр, который от имени Гнея Помпея потребовал прекращения военных действий и удаления набатейской армии из страны. Под страхом немедленного объявления войны Арета III был вынужден подчиниться. На обратном пути его войска наголову разбил Аристобул.
В следующем году в Иудею явился сам Помпей. Он арестовал Аристобула, захватил Иерусалим и оккупировал страну. Вслед за тем Помпей предпринял поход против набатеев, слух о богатстве которых достиг его ушей. Римские войска разорили окрестности Петры и удалились лишь после получения отступного. Отправляясь в Рим, Помпей оставил в Сирии Эмилия Скавра, который вновь предпринял поход против Петры. Такие же походы совершали его преемники Луций Марций Филипп в 60 году до н.э., Гней Корнелий Лентул в 58 году до н.э. и Авл Габиний в 55 году до н.э. В конечном итоге царям Ободу II (62–60 годы до н. э.) и Малиху I (60–30 годы до н.э.) пришлось признать свою зависимость от Рима.
В фарватере римской политики
Иудейский историк Иосиф Флавий положительно отзывался о коммерческой хватке набатеев, но отказывал им в военном умении. В прямых столкновениях большие, но слабо дисциплинированные орды набатеев, как правило, терпели поражение от своих соседей иудеев. Одно из таких столкновений произошло в 32 году до н.э., когда Марк Антоний велел Ироду наказать набатеев за задержку возложенной на них дани. Какое-то время война шла с переменным успехом. Несмотря на храброе сопротивление врага, в кавалерийской схватке у Дисполиса в Заиорданье Ирод одержал победу. Затем набатеи взяли у него реванш в сражении у Канаты в южной Сирии, где Ирод понёс большие потери. В решающей битве, состоявшейся в окрестностях Филадельфии (Амман), набатеи были разгромлены наголову, победители захватили их лагерь, 12 тысяч человек пали на поле боя и 4 тысячи попали в плен.
Успеху Ирода в немалой степени способствовали римские военные специалисты и наёмники-иноземцы, в большом количестве служившие в его армии. Установленный Августом мир помешал дальнейшему развитию конфликта. Однако в 10 году до н.э. дело вновь едва не дошло до войны. Преследуя опустошавших границы его владений разбойников из Трахонитиды, Ирод с большим отрядом углубился на набатейскую территорию, где разбойники нашли себе убежище. Против него немедленно выступил набатейский военачальник Накеб. Ирод нанёс ему поражение, убил Накеба и 25 его людей, после чего беспрепятственно вернулся домой. Набатейский визирь Силлей жаловался на Ирода самому Августу, но император не стал давать делу ход, и инцидент замяли.
В целом набатеи хранили верность союзническим обязательствам перед Римом. В 47 году до н.э. царь Малих отправил свою кавалерию на помощь Цезарю, осаждённому в Александрии египтянами. В 26 году до н.э. царь Ободат II (30–9 годы до н. э.) предоставил тысячу набатейских воинов, принявших участие в неудачной экспедиция Элия Галла против Счастливой Аравии. Их присутствие в составе войска стало удобным поводом возложить вину за провал всего предприятия на плечи набатейского визиря Силлея.
После смерти Ирода в 4 году до н.э. в Иудее вспыхнули волнения, и царь Арета IV (9 год до н.э. — 39/40 год н.э.) послал свои силы на помощь сирийскому наместнику Публию Квинктилию Вару. В конечном итоге восстание было жестоко подавлено. Наконец, царь Малих II (39/40–69/70 годы) во время Великого Иудейского восстания 66–71 годов отправил тысячу всадников и пять тысяч лучников будущему императору Веспасиану. Эти силы сыграли важную, хотя и редко афишируемую роль в подавлении восстания, особенно во время осады Иерусалима. Очевидец событий Иосиф Флавий обвинял набатеев в варварской жестокости как по отношению к пленным, так и в отношении беженцев из города.
Римляне неоднократно зарились на богатства набатеев. Около 1 года до н.э. Август санкционировал экспедицию своего внука Гая против Набатейского царства. Поход состоялся, но по неизвестной причине аннексия так и не была оформлена. В 36 году царь Арета IV нанёс поражение войскам иудейского тетрарха Ирода Антипы и изгнал того из его владений. Чтобы напомнить зарвавшемуся восточному царьку, кто в доме хозяин, император Тиберий в 37 году приказал разобраться с ним сирийскому наместнику Луцию Вителлию. Уже находясь в пути, Вителлий получил известие о смерти Тиберия.
Наконец, в 106 году, после смерти царя Рабеля (70/71–106), сирийский наместник Авл Корнелий Пальма занял Петру и обратил царство в римскую провинцию. Подробности остаются неизвестными. В то время как повествовательные источники, прежде всего Кассий Дион, делают акцент на сугубо мирном характере акции, триумфальные украшения и бронзовая статуя на Форуме Августа в Риме, полученные Пальмой в награду за успехи, скорее свидетельствуют в пользу обратного.
Набатейская армия
Диодор Сицилийский оценивал общую численность набатеев всего в 10 тысяч человек, под которыми он, несомненно, подразумевал количество мужчин-воинов. Однако при необходимости набатеи могли собирать весьма значительные силы. В 312 году до н.э. против греческого военачальника Афинея сражались 8 тысяч набатеев. В 84 году до н.э. царь Обод I выставил 10 тысяч всадников против Антиоха XII. В 65 году до н.э. армия Ареты III состояла из 50 тысяч человек — всадников и пехотинцев. О численности армии царя Малиха I говорят потери, которые ей нанёс Ирод в сражении при Филадельфии: 12 тысяч погибших и 4 тысячи пленных. По требованию Рима набатеи неоднократно снаряжали вспомогательные войска для участия в римских военных предприятиях. Если тысяча всадников и 5 тысяч лучников, которых Малих II предоставил Веспасиану в 67 году до н.э., составляли десятую часть его армии, то набатейские цари имели в своём распоряжении по крайней мере 10 тысяч воинов, а общая мобилизация могла дать им ещё 50 тысяч ополченцев. После обращения их страны в римскую провинцию в 106 году набатеи были в состоянии выставить 4 тысяч или 5 тысяч рекрутов для службы в римской армии.
Главной силой набатеев были традиционные для пустыни наездники на верблюдах. Эти воины представляли собой ездящую пехоту: они перемещались верхом, но сражались пешими. В таком виде арабов в составе войска персидского царя Ксеркса описывал ещё Геродот. Кроме того, существуют многочисленные рельефы, терракотовые статуэтки и монетные изображения, зафиксировавшие внешний вид набатейских наездников на верблюдах. На них мы видим легковооружённых воинов с несколькими дротиками, чьё защитное снаряжение ограничивается маленьким щитом из толстой выдубленной кожи. Количество верблюдов в войске могло исчисляться десятками тысяч, что давало набатеям значительные преимущества. Их армия могла быстро передвигаться, не уступая в скорости кавалерии, а также действовать в пустынных районах, недоступных для их противников. Кроме того, лошади вражеской кавалерии не выносили запаха верблюдов. Сражаясь в 93 году до н.э. против иудейского царя Александра Янная, набатеи заманили его войско в узкое ущелье вади Ярмук. Затем они выпустили туда 10 тысяч верблюдов, которые буквально втоптали врагов в землю.
Греческий географ Страбон пишет, что набатеям приходилось выращивать верблюдов, потому что у них не было лошадей. Но это почти наверняка не так. В другом месте своего труда он противоречит сам себе, указывая, что в землях восточнее Акабского залива встречается изобилие всякого домашнего скота, в том числе лошадей и мулов. Кроме того, он рассказывает миф о том, что персы разводили у себя лошадей, пригнанных из Аравии. В III–II веках до н.э. регион вокруг современного Аммана славился пастбищами и выращивавшимися здесь табунами, являясь, вероятно, основным поставщиком лошадей для кавалерии Птолемеев. Многочисленные упоминания о лошадях и всадниках обнаруживаются в набатейских надписях из северной части Саудовской Аравии. Некоторые из них сопровождаются наскальными изображениями. Наконец, в районе Хегры найдены набатейские надписи с упоминанием кавалерийских командиров-гиппархов и рядовых воинов. Концентрация набатейских, греческих и латинских надписей в этих точках позволяет предположить, что здесь находились наблюдательные посты вдоль караванного пути, ведшего из южной части набатейских владений в Хегру.
О набатейской пехоте сохранилось мало сведений, преимущественно изображения и упоминания в литературных источниках. Вероятно, большинство пехотинцев были легковооружёнными метателями дротиков или лучниками, сражавшимися в рассыпном строю.
Организация набатейской армии
Набатейские цари редко командовали армией лично. Как правило, эту обязанность выполнял назначенный ими военачальник, носивший греческий титул стратега (srtg). Тот же титул неоднократно встречается в многочисленных набатейских надписях I века до н.э. — I века н.э. В соответствии с практикой эллинистических монархий Птолемеев и Селевкидов, титул стратега носили также правители отдельных провинций, на которые делилась территория набатейской державы. Они обладали административными и судебными полномочиями на этих территориях, а также командовали собранным здесь ополчением. Возможно, титул стратегов носили также шейхи крупных племенных кланов. По-видимому, большинство высших должностей у набатеев имело наследственный характер. Из поколения в поколение их занимали представители одних и тех же семейств, включая многочисленных царских родственников. В некоторых источниках синонимом стратега выступал титул гегемон. Младшие помощники стратегов именовались эпархами (rb). Набатейского военачальника, осуществлявшего в Дамаске верховную власть, апостол Павел в своём послании называет этнархом.
В целом организация набатейской армии соответствует структуре, принятой в армиях Птолемеев и Селевкидов, включая титулатуру офицеров. В набатейской эпитафии первой четверти I века н.э. из оазиса Хегра известен некий Гефестион, носивший титул хилиарха (klyrk) или тысячника. Его имя или прозвище, как и титул, имеет эллинистическое происхождение и подразумевает номинальное подразделение набатейской армии на отряды по тысяче человек. Упоминание о титуле хилиарха в ещё одной эпитафии, принадлежавшей некоему Зенону и датируемой временем между 125 и 150 годами н.э., по-видимому, относится к человеку, занимавшему должность трибуна уже в римской, а не набатейской армии.
По ряду надписей известны гиппархи (hprk), то есть командиры конницы. Они встречаются также в тексте Иосифа Флавия и обозначают кавалерийских командиров в армии Ирода. В пальмирских надписях они относятся к командирам кавалерийских отрядов на римской военной службе. По эллинистическим аналогиям можно предположить, что эти гиппархи возглавляли отряды по 500 всадников. В трёх набатейских надписях из оазиса аль-Джауф встречается титул rb msryt, который, вероятно, означает коменданта лагеря — аналог греческого стратопедарха или римского префекта лагеря.
В могильной эпитафии из Хегры, датируемой началом правления Ареты IV, упоминается Саадаллах, сын Забды, центурион (qntrvn). Название его должности явным образом транскрибирует латинский термин, возможно, через перевод с греческого. Согласно тексту «Перипла Эритрейского моря», некий центурион (греч. hekatontarchos) в середине I века н.э. находился в порту Левке Коме на арабском побережье Красного моря, где командовал небольшим гарнизоном и собирал таможенные пошлины. Использование набатеями этого термина отражает римское культурное влияние в регионе. Эллинистические армии заимствовали элементы римской военной модели, включая организацию и вооружение. Центурионы (греч. lochagoi) известны в армии Ирода, причём их имена говорят о местном происхождении. Во время Иудейского восстания командовавший повстанцами в Галилее будущий историк Иосиф Флавий пытался организовать свои силы по римскому образцу, включая разделение на десятки и сотни с последующим назначением декурионов, центурионов, трибунов и гегемонов в качестве командиров. По-видимому, такая структура была обычной для всего региона.
На римской военной службе
После аннексии царства в 106 году н.э. остатки набатейской армии были преобразованы в шесть вспомогательных когорт смешанного состава, получивших наименование Ульпия Петрейских. По данным Иосифа Флавия, обычные когорты смешанного состава (cohors equitata) в это время состояли из 600 пехотинцев и 120 всадников. По крайней мере три из шести когорт были тысячными (cohors milliaria equitata): 760 пехотинцев и 240 всадников. В целом контингент, служивший в составе Петрейских когорт, насчитывал около 4 тысяч пехотинцев и более тысячи всадников. По эпитафиям известны несколько командиров Петрейских когорт. Также имеются пять дипломов ветеранов, которые сообщают важную информацию о времени их создания. Большинство известных дат отставки для ветеранов Петрейских когорт сконцентрировано между 136–139 и 157–160 годами, что указывает на время начала их службы между 111 и 114 годами, то есть через несколько лет после аннексии и в рамках подготовки к парфянской кампании Траяна. Второй массовый выход ветеранов в отставку между 156 и 160 годами соответствует пополнениям, поступившим на службу в 131–135 годах для возмещения потерь, понесённых в ходе подавления восстания Бар-Кохбы.
Судя по надписям, все Петрейские когорты во II веке н.э. несли службу вдоль восточной границы, на Верхнем Евфрате в Каппадокии, в Сирии или Палестине. Вероятно, основной причиной формирования вспомогательных когорт из числа набатеев являлась хорошая военная репутация, которой они пользовались в качестве лучников. Отсутствие упоминаний о лучном вооружении в названии когорт имеет многочисленные параллели среди других вспомогательных отрядов восточного происхождения. Для Петрейских когорт есть одно прямое указание со стороны повествовательных источников — из трактата Арриана «Тактика против аланов». Среди вверенных ему отрядов Арриан упоминает «Петрейских конных лучников» (hippotoxotas tous Petraios), под которыми наверняка подразумевается одна из шести когорт этого имени, скорее всего с порядковым номером III. Именно при Траяне, намеревавшемся воевать против прирождённых конных лучников парфян, отряды набатейских стрелков-всадников вошли в состав римской армии.
Литература:
- Шифман, И.Ш. Набатейское государство и его культура. Из истории культуры доисламской Аравии / И.Ш. Шифман. — М.: Наука, 1976.
- Bowersock, G.W. Roman Arabia / G.W. Bowersock. — London, 1983.
- Graf, D.F. Rome and the Arabian Frontier from the Nabateans to the Saracens / D.F. Graf. — Norfolk, 1997.
- Speidel, M.P. The Roman Army in Arabia / М.Р. Speidel // Aufstieg und Niedergang der römischen Welt / Ed. W. Haase, H. Temporini. — Bd. II.8. — Berlin–New York, 1977. — P. 687–731.
- Bowersock, G.W. The annexation and initial garrison of Arabia / G.W. Bowersock // Zeitschrift fur Papyrologie und Epigraphik. — 1970. — Bd. 5. — P. 37– 47.
- Bowsher, J. The Nabatean army / J. Bowsher // The Eastern frontier of the Roman Empire: proceedings of a colloquium held at Ankara in September 1988 / Ed. by D. H. French, C. S. Lightfoot. — Oxford, 1989. — Р. 19–30.
Комментарии к данной статье отключены.