Немало историков до сих пор представляют фалангу гоплитов как всеобщее ополчение, в состав которого входило всё или по крайней мере большинство мужского населения греческого полиса. При обращении к источникам можно легко убедиться, что это утверждение неверно. Результаты анализа количественных данных показывают, что гоплиты составляли около трети от общего числа гражданского населения. В «среднестатистическом» полисе от половины до двух третей гражданского населения находилось за пределами его военной организации. Попробуем вычислить более или менее точные цифры и определить соотношение между гражданами, принадлежавшими к военному классу, и всем остальным населением полиса.
Гоплитская полития
Аристотель недвусмысленно связывал происхождение греческого полиса с изменениями в военном деле греков и появлением на поле боя гоплитской фаланги:
«В Греции после упразднения монархического строя полноправными гражданами в первое время были воины, а именно вначале — всадники; объясняется это тем, что тогда на войне всю силу и перевес давала конница, а тяжеловооружённая пехота, за отсутствием в ней правильного устройства, была бесполезна (…) С ростом государств тяжеловооружённая пехота получила большее значение, а это повлекло за собой участие в государственном управлении большего числа граждан».
Этот процесс разворачивался на фоне экономического роста, когда занятие сельским хозяйством стало приносить собственникам земельных участков хороший доход, позволявший им приобрести оружие и доспехи и самостоятельно снарядиться для участия в походе. В 594 году до н.э. афинский архонт Солон провёл реформу, разделив население Аттики на четыре группы в соответствии с объёмом получаемого ими урожая. В состав первой попали крупные собственники (пентакосиомедимны), которые получали со своих владений урожай более 500 медимнов (20 т) зерна. Во вторую (всадники) вошли мужчины, собиравшие от 500 до 300 медимнов (12 т), в третью (зевгиты) — обладатели 300–200 медимнов (8 т), а в последней группе (феты) находились граждане, имевшие доход меньше этой нормы. Чтобы получать урожай в 8 т пшеницы, 6,5 т ячменя или 8 гектолитров вина или масла, в условиях Средней Греции необходима ферма площадью от 8 до 12 га. Этого урожая было достаточно, чтобы в течение года прокормить 10–15 человек: самого хозяина фермы, членов его семьи, сезонных работников и рабов.
Пропорционально этому цензу Солон разделил политические права и обязанности граждан. Занимать общественные должности могли представители только первых трёх групп, причём высшая должность архонта была доступна лишь пентакосиомедимнам. Зевгиты (от греч. ζευγος — «ярмо») являлись средним имущественным классом афинского общества, из которого рекрутировалась значительная часть гоплитской фаланги.
Стоимость гоплитского вооружения
Стоимость гоплитского вооружения VI–V веков до н.э. долго оставалась неизвестной историкам. Она считалась достаточно высокой, чтобы служить важным маркером социальной стратификации и отделять респектабельных представителей среднего класса от неимущей бедноты. Определённость в этот вопрос внесла надпись, найденная на Саламине у побережья Аттики и датируемая первой половиной VI века до н.э. Высеченный на каменной стеле фрагмент декрета обязывал живших на острове афинских колонистов-клерухов для несения военной службы обеспечить себя оружием стоимостью не менее 30 драхм. Годовой доход зевгитов составлял не менее 200 драхм. Очевидно, что оговорённая сумма была вполне доступна даже для верхушки бедняков-фетов. На память историкам тут же пришли слова поэта-воина Архилоха, который в знаменитом стихе ничуть не тужит о потерянном в бою щите, а между тем Архилох определённо был беден:
Носит теперь горделиво саиец мой щит безупречный:
Волей-неволей пришлось бросить его мне в кустах.
Сам я кончины зато избежал. И пускай пропадает
Щит мой. Не хуже ничуть новый могу я добыть.
Саламинская находка подтолкнула исследователей на поиск новых данных. Постепенное накопление информации заставило историков скорректировать первоначальные выводы. Как оказалось, названная в декрете сумма в 30 драхм была лишь минимальной ставкой. За эти деньги афинский воин-клерух мог приобрести разве только щит, стоивший около 20 драхм, и сверх того — одно-два копья по 2,5 драхмы за штуку. Предметы остального защитного снаряжения стоили гораздо дороже. Согласно Аристофану, в Афинах эпохи Пелопоннесской войны (431–404 годы до н.э.) бронзовый шлем оценивался в сумму 50 драхм, панцирь стоил от 100 до 300 драхм, лук — 7 драхм, а в комплекте с колчаном для стрел его цена возрастала до 15 драхм. Дротик обходился в 2 драхмы, копейное древко — в 1 драхму и 4 обола, а наконечник — в 3,5 обола. Цена меча или поножей остаётся неизвестной и может быть определена лишь весьма приблизительно.
Из этого следует, что не только граждане I–III имущественных разрядов солоновской конституции, но даже некоторые бедняки-феты могли позволить себе минимальный комплект вооружения, в который входили щит и копьё. В остальном же их возможности сильно различались. Лишь самые богатые граждане могли приобрести полную гоплитскую паноплию, включавшую бронзовый шлем, панцирь, поножи и щит, а также копьё и меч. Большинству военнообязанных граждан приходилось экономить на тех или иных предметах боевого снаряжения. Это предположение подтверждает выборка находок оружия и доспехов из Олимпии, в которой на 350 шлемов приходится лишь 33 панциря и 225 поножей. Доходы значительной массы граждан вообще не позволяли им приобрести для себя даже минимальный комплект вооружения. Вместо гоплитов им приходилось служить оруженосцами или работать гребцами на военных кораблях.
Гоплиты и феты
Чтобы рассчитать соотношение между принадлежавшими к военному классу гражданами и всем остальным населением полиса, мы можем воспользоваться приводимыми Геродотом сведениями о военных силах афинян в эпоху Греко-персидских войн (499–449 годы до н.э.). Общую численность афинских граждан в канун войны историк определял в 30 000 человек. Эта цифра весьма приблизительна, однако она, как кажется, довольно близка к тем данным, которые получаются в результате других расчётов.
Когда в 490 году до н.э. персидская армия высадилась в Аттике у Марафона, афиняне противопоставили персам 9000 своих гоплитов. Ещё тысячу гоплитов им прислали союзные Платеи. Также афиняне обратились за помощью к спартанцам. Учитывая крайнюю степень опасности, нависшей в этот момент над Афинами, цифру в 9000 гоплитов следует принять в качестве максимума их мобилизационных возможностей. Примечательно, что 11 лет спустя, в 479 году до н.э., при схожих обстоятельствах в битве при Платеях афинская армия насчитывала 8000 гоплитов, что косвенно подтверждает надёжность сведений Геродота о численности воинов у Марафона.
Важным обстоятельством, которое имелось у афинян в 479 году до н.э. и отсутствовало за 11 лет до того, был многочисленный военно-морской флот, моряками и гребцами в котором в большинстве своём также служили афинские граждане. В то время как 8-тысячная афинская армия в составе общегреческих союзных контингентов стояла против персов у Платей, военный флот греков находился у мыса Микале у побережья Малой Азии. Численность флота Геродот определял в 110 кораблей, тогда как Диодор Сицилийской насчитывал 250 кораблей. Если предположить, что эта разница является результатом оценки численности греческого флота до и после присоединения к нему афинской эскадры под командованием Ксантиппа, то при Микале афиняне располагали примерно 140 кораблями. При численности гребцов 170 человек на триеру, к которым сверх того следует прибавить десять матросов и 18 воинов, в сумме получается 27 720 человек, мобилизованных во флот для военной службы.
Воины для кораблей набирались из гоплитов. Плутарх писал, что в сражении при Саламине на каждый корабль приходилось 18 воинов, из которых четверо были лучниками, а остальные гоплитами. В декрете Фемистокла сказано о десяти воинах на одном корабле. Большинство гребцов являлись бедняками-фетами, для которых служба была одним из важнейших источников жизнеобеспечения. Возможно, к ним следует присоединить и постоянно проживавших в Афинах иностранцев-метеков, которых при нормальных условиях в армию не брали, или даже некоторое количество посаженных на вёсла рабов.
В конечном счёте мы видим, что в 479 году до н.э. практически всё афинское гражданское население, а также значительная часть проживавших в городе не граждан были мобилизованы на военную службу. Эти события позволяют рассчитать формулу для менее экстремальных обстоятельств, когда на одного гоплита, служившего в сухопутной армии, приходилось трое фетов, не призывавшихся в войско.
На пике могущества
Эту пропорцию можно легко проверить для периода Пентеконтаэтии («пятьдесят лет» — 480–431 годы до н.э.), когда в нашем распоряжении вновь появляются конкретные цифры источников. Общая численность населения в это время остаётся неизвестной. Современные исследователи оценивают её в промежутке от 40 000 до 60 000, склоняясь к диапазону в 40 000–45 000 взрослых граждан. За 50 лет, прошедших с похода Ксеркса, благодаря экономическому буму и доходам от Морского союза население Аттики увеличилось примерно на треть. Число граждан I–III имущественных разрядов, составлявших основу фаланги гоплитов, росло ещё быстрее, достигнув, по-видимому, примерно половины от общего количества гражданского населения. Вторая половина гражданской массы при этом по-прежнему относилась к беднякам-фетам, которые в обычных условиях в армию не призывались.
Согласно речи Перикла, переданной Фукидидом, военный потенциал Афин накануне Пелопоннесской войны составлял 13 000 гоплитов на действительной военной службе в возрасте от 20 до 49 лет. Ещё 16 000 человек числилось в запасе: старики 49–59 лет, молодёжь допризывного возраста (18–20 лет) и метеки, которых также можно было призвать на службу в условиях крайней необходимости. К ним следует прибавить 1200 всадников, из которых какая-то часть являлась наёмниками, и 1800 лучников — также, без сомнения, наёмников. Таким образом, число гоплитов, участвовавших в полевых операциях, составляло от трети до половины общей массы гражданского населения с некоторым увеличением за счёт воинов запаса. Численность метеков, которых Перикл планировал призвать на службу в крайнем случае, остаётся неизвестной и оценивается в пределах от 5000 до 10 000 человек.
В то же самое время афинский военно-морской флот насчитывал 300 триер. Для заполнения их экипажем требовалось 51 000 гребцов, 3000 матросов и 5400 воинов. Как мы видели, общая численность экипажей для 300 кораблей намного превосходила демографические возможности афинян, поэтому даже на пике военной мощи в 428 году до н.э. в плавании вокруг Пелопоннеса участвовало 250 кораблей. На их вёслах помимо афинской «корабельной черни» всё чаще приходилось сидеть метекам и наёмникам из числа союзников, для которых эта работа становилась источником стабильного заработка. Показательно, что во время II Сицилийской экспедиции в 415 году до н.э. из 5100 задействованных в ней гоплитов 1500 являлись афинскими гражданами. При этом афинскими были 100 из общего числа 134 триер. Гребцами и матросами на них служили 18 000 человек — частью афиняне, частью наёмники.
Литература:
- Козленко, А.В. «Из гоплитов моряки…». Цена морской войны в классическую эпоху / А.В. Козленко // Para Bellum novum: Военно-исторический журнал. — 2018. — № 8 (41). — С. 5–17.
- Туманс, Х. Рождение Афины. Афинский путь к демократии: от Гомера до Перикла (VIII–V вв. до н. э.) / Х. Туманс. — М.: Гуманитарная Академия, 2002.
- Anderson, J.K. Hoplite Weapons and Offensive Arms / J.K. Anderson // Hoplite: The Classical Greek Battle Experience / Ed. by V. D. Hanson. — London–New York, 1991. — P. 19–37.
- Hanson, V.D. The Western Way of War, Infantry Battle in Classical Greece / V.D. Hanson. — Oxford and New York: Oxford University Press, 1990.
- Van Wees, H. Myth of the Middle-Class Army: Military and Social Status in Ancient Athens / Н. van Wees // War as a Cultural and Social Force / Bekker-Nielsen T. and Hannestad L. (eds.). — Copenhagen, 2001. — Р. 45–71.
Комментарии к данной статье отключены.