Появление на поле боя фаланги привело к ряду серьёзных изменений в тактике. Гоплиты стали использовать более тесное построение, чем это было принято раньше. Сократилось значение метательного боя, поскольку обе стороны стремились как можно скорее сойтись в рукопашной схватке. Командная работа и взаимовыручка в общем строю пришла на смену индивидуальному мастерству и доблести. Эти изменения в военном деле самым существенным образом отразились на защитном снаряжении и оружии гоплитов.
Истоки
Военное снаряжение (паноплия), в которое герои «Илиады» облачались для боя, состояло из бронзового панциря (ϑωρες), шлема с высоким гребнем (κόρυς, κυνέη), поножей (κνέμις) и щита (άσπις, σάκος). Наступательное вооружение включало два копья (δόρυ, έγχος, αίχμή) и меч (άωρ, φάσγανον, ξιφός). Вот как Гомер описывал облачение оружием царя Агамемнона в XI книге поэмы:
Громко кричал и Атрид, препоясаться в брань возбуждая
Воев аргивских, и сам покрывался блистательной медью.
Прежде всего положил на могучие ноги поножи,
Пышные, кои серебряной плотно смыкались наглезной.
После вкруг персей герой надевал знаменитые латы,
Кои когда-то Кинирас ему подарил на гостинец:
В латах сих десять полос простиралися ворони чёрной,
Олова белого двадцать, двенадцать блестящего злата;
Сизые змеи по ним воздымалися кверху, до выи,
По три с боков их, подобные радугам, кои Кронион
Зевс утверждает на облаке, в дивное знаменье смертным.
Меч он набросил на рамо: кругом по его рукояти
Гвозди сверкали златые; влагалище мечное окрест
Было серебряное и держалось ремнями златыми.
Поднял, всего покрывающий, бурный свой щит велелепный,
Весь изукрашенный: десять кругом его ободов медных,
Двадцать вдоль его было сияющих блях оловянных,
Белых; в средине ж одна воздымалася — чёрная воронь;
Там Горгона свирепообразная щит повершала,
Страшно глядящая, окрест которой и Ужас и Бегство.
Сребряный был под щитом сим ремень; и по нём протяжённый
Сизый дракон извивался ужасный; главы у дракона
Три, меж собою сплетясь, от одной воздымалися выи.
Шлем возложил на главу изукрашенный, четверобляшный,
С конскою гривой, и страшный поверх его гребень качался
Крепкие два захватил копия, повершённые медью,
Острые, медь от которых далёко, до самого неба.
Сопоставление гомеровского лексикона для обозначения оружия и доспехов с материалами надписей на глиняных табличках из Кносса, Микен и Пилоса определённо указывает на сходство и даже преемственность военной терминологии между двумя эпохами. Микенское to-ra-ka соответствует ϑωραξ, то есть обычному наименованию панциря у Гомера и более поздних авторов. Здесь же мы находим ko-ru = κόρυς, то есть «шлем». К числу параллелей относятся также названия для обозначения наступательного вооружения: например, qi-si-pe = ξιφός и pa-ka-na = φάσγανον — «меч», e-ke-a = έγχος и a-ka-sa-ma = αίχμή — «копьё», а также pa-ta-jo = παλτόν, то есть «дротик».
Кроме подобия терминологии в глаза бросается морфологическое сходство между микенским вооружением и доспехами, с одной стороны, и археологическими находками VIII–VII веков до н.э., с другой. Одной из наиболее ранних находок является бронзовая паноплия из погребения молодого аристократа из Аргоса, датируемого промежутком между 720 и 700 годами до н.э. В её состав входил бронзовый двустворчатый панцирь колоколовидной формы, а также конический шлем с большими нащёчниками и высоким креплением для волосяного султана. Здесь же были найдены фрагмент бронзовой поножи и два железных топора. Все элементы имеют параллели как в более ранних микенских находках, так и в более поздних находках оружия и доспехов из Олимпии VII–VI веков до н.э.
Наконец, к числу источников относятся бронзовые и терракотовые фигурки воинов из святилищ Олимпии, Дельф и Додоны, а также изображения воинов со щитами и парой копий на вазовой росписи геометрического стиля VIII–VII веков до н.э. В сумме эти материалы показывают, что облик воинов того времени в основных деталях имитировал микенцев. Воины-аристократы носили бронзовые шлемы, панцири и поножи. Наряду с круглым использовался дипилонский щит с боковыми вырезами. В военном деле применялись колесницы. Квазиритуальная тактика ориентировалась на стандарты, установленные гомеровским эпосом.
Доспех и шлем
Согласно описаниям «Илиады», уже в гомеровскую эпоху, в Х–VIII веках до н.э., сражения выглядели как столкновения выстроившихся друг против друга компактных масс воинов во главе с вождями. Последние должны были демонстрировать героический этос и действовать более решительно, чем остальные, вовлекая в битву рядовых воинов. Чтобы сражаться врукопашную с врагом, вожди носили большие щиты и доспехи.
Появление на поле боя гоплитской фаланги связано с расширением круга военнообязанных лиц и привлечением к военной организации самых широких слоёв населения. Среди массы рядовых воинов стали широко распространяться оружие и защитные доспехи. Если ранее доспехи носили только воины-аристократы, которых хоронили вместе с их оружием, то после законодательных ограничений на роскошные погребения знати в конце VII — начале VI века до н.э. такие доспехи стали переходить от отца к сыну. Как следствие, они постепенно накапливались не только в аристократической среде, но и у среднего класса граждан. В какой-то момент воины — по крайней мере те, кто должен был стоять в первых рядах фаланги — стали даже принуждаться к ношению доспеха. Его мы видим на большинстве воинов, изображённых на росписи сосудов. Доспехи ассоциируются с целыми народами. К примеру, дельфийский оракул, попавший в Палатинскую антологию, упоминает «аргивян, одетых в панцири» (αργέιοι λυνοϑώρεκες).
Воина также трудно было представить без шлема. Бронзовый шлем, щит и два копья просил Одиссей, чтобы идти с этим оружием на войну. Шлем из Аргоса имеет куполовидную форму и состоит из нескольких частей: конического навершия, пары больших нащёчников, назатыльника и налобника. Форма шлема напоминает остроконечный головной убор, оставлявший открытым лицо воина. Для аристократов, ратоборствующих в первых рядах строя, последнее обстоятельство оставляло возможность быть узнанным. Широкое распространение шлемов коринфского типа, в котором широкие нащёчники и наносник почти полностью закрывали лицо, имело важное культурное последствие. Такой шлем обеспечивал своему владельцу действительно надёжную защиту от ударов мечей и копий. С другой стороны, он обезличивал воина, ставя его в общий ряд с остальными бойцами.
Щит
В «Илиаде» представлено множество щитов. Например, огромный, как башня, щит Аякса, изготовленный из семи слоёв кожи с бронзовыми накладками, который тот носил на ремне через грудь. Или же большие круглые щиты из дерева, покрытые кожей и бронзой, с умбоном посередине и без умбона. Ещё большее разнообразие форм и размеров щитов представлено в вазописи геометрического периода VIII–VII веков до н.э.
Столь же разнообразны археологические находки, которые включают бронзовые умбоны и обоймы, по форме расположения которых можно судить о форме обода щита, и даже целиком сохранившиеся бронзовые облицовки из Идейской пещеры на Крите и с Кипра. Эти находки напоминают щиты, использовавшиеся в то же время в Северной Италии и в Центральной Европе. Общей чертой для них является кулачная рукоять, размещённая в центре щита. Некоторые экземпляры, вероятно, можно датировать VIII веком до н.э., однако большинство относится к VII–VI векам до н.э. Таким образом, они являются современными гоплитскому щиту, который пришёл им на смену.
Форму последнего, как считается, греки заимствовали из Малой Азии в начале — первой половине VII века до н.э. Геродот приписывал его изобретение карийцам:
«Карийцы научили эллинов прикреплять к своим шлемам султаны, изображать на щитах эмблемы и первые стали приделывать ручки на щитах. До этих пор все народы носили щиты без ручек и пользовались ими с помощью кожаных перевязей, надевая их на шею и на левое плечо».
Этот щит имел круглую форму, диаметр 0,8–1 м, выпуклую центральную часть и усиленную кромку. Изготавливался он из дерева, обычно тополя или ивы, снаружи обтягивался бычьей кожей, иногда покрывался листовой бронзой, но чаще бронзовыми были только накладки на лицевой стороне щита. Главной особенностью его конструкции была система двойных рукоятей, крепившихся с внутренней стороны. Одна рукоять (порпакс) представляла собой бронзовую скобу, проходившую через центр щита. В неё воин просовывал руку до локтя. Кистью он при этом брался за другую рукоять (антилабе), крепившуюся у самого обода щита. Так щит надёжно фиксировался на руке, не вращался и не соскальзывал.
Такой щит надёжно прикрывал воина от подбородка до колена. Однако в сравнении с ранее использовавшимся кулачным щитом он был не слишком удобен для индивидуального бойца. Гоплитский щит довольно тяжёлый. Его нельзя легко снять и поставить на землю в минуты затишья, чтобы потом столь же легко вновь подхватить рукой. Из-за того, что рукоять находилась в центре, почти половина щита выступала за левый бок воина гораздо больше, чем то требовалось для защиты. Как уже давно было замечено, гоплитский щит хорошо подходит лишь для сражения в сомкнутом строю. В этом случае левая половина щита служит защитой правого бока стоящего рядом товарища. Поэтому его появление и распространение исследователи обычно жёстко увязывают с возникновением фаланги.
Название, под которым он был известен грекам — «аргосский щит» (αργόλικη άσπις) — по-видимому означает, что первыми его приняли обитатели Пелопоннеса. Любопытное подтверждение этой гипотезы оставил Павсаний:
«Если идти из Аргоса в Эпидавр, то на правой стороне будет сооружение (…) оно имеет рельефные изображения аргосских щитов. Здесь происходил бой между Претом и Акрисием из-за власти (…) Передают также, что тогда впервые и все начальники, и всё остальное войско сражались вооружённые щитами».
Копьё
Как правило, герои «Илиады» вооружались двумя копьями, одно из которых метали в противника при сближении с ним, а другим сражались в рукопашной схватке. Эти описания подтверждают изображения воинов с двумя копьями на сосудах геометрического периода VIII–VII веков до н.э. Такой набор вооружения отражает высокое значение метательного боя, который мог продолжаться довольно долго, прежде чем перейти в рукопашную. Для того, чтобы метать копья, воинам нужен был довольно свободный боевой порядок. Для рукопашной схватки, напротив, требовался более тесный, в котором воины стояли локоть к локтю. Появление фаланги связано с распространением плотного построения, в котором щиты соседей частично перекрывали бы друг друга. Соответственно, такой порядок неизбежно связан с сокращением открывавшей сражение фазы метательного боя и обоюдным стремлением противников как можно скорее сойтись для рукопашной схватки.
Об этих изменениях тактики мы можем судить, основываясь на изменении конструкции гоплитского копья. Примерно в середине VII века до н.э. греки начали снабжать копейное древко дополнительным остриём — подтоком (στύραξ). Это остриё позволяло втыкать копьё стоймя в землю, не боясь при этом расщепить древко. Однако основным его предназначением являлся противовес, смещавший точку равновесия, в которой копьё держала рука его владельца, ближе к концу древка. Для этого подток отливали из бронзы или даже снабжали свинцовым грузом. Оснащённое противовесом копьё можно было держать ближе к концу древка и тем самым немного увеличить дистанцию, на которой оружием можно было достать до противника, без существенного увеличения длины древка. Правда, из этого преимущества автоматически вытекал и недостаток. Оснащённое таким противовесом копьё уже невозможно было метнуть в противника: оно предназначалось исключительно для рукопашной схватки.
По мере того, как в столкновениях гоплитов росло значение рукопашной схватки, от второго копья воины постепенно избавлялись. Некий промежуточный вариант мы видим на протокоринфской ольпе из коллекции Киджи середины VII века до н.э., которая считается одним из первых изображений фаланги. С одной стороны, воины носят шлем и доспехи, вооружены круглыми гоплитскими щитами и построены в сомкнутый боевой порядок, при котором края их щитов налагаются друг на друга. С другой стороны, они всё ещё вооружены двумя копьями без противовеса: одно держат в левой руке, а другое поднято в правой для нанесения удара. На вазах последующего времени гоплитов, как правило, изображали с единственным копьём, древко которого оснащалось противовесом. Если в пылу схватки копьё ломалось, воин брался за меч.
Комплект вооружения
На вазе Киджи, как и на современных ей произведениях вазописи, вышедших из-под кисти «мастера Макмиллана», мы видим строй единообразно снаряжённых и вооружённых воинов. Однако очевидно, что между сражавшимися бок о бок представителями разных имущественных классов сохранялась разница в вооружении. Лишь самые богатые граждане могли позволить себе полную гоплитскую паноплию, включавшую бронзовый шлем, панцирь, поножи и щит, а также копьё и меч. Остальные воины вынуждены были экономить на тех или иных предметах снаряжения.
Некоторое понимание пропорции, как соотносились друг с другом носители различных комплектов снаряжения, мы можем получить из анализа крупных депозитов оружия, обнаруженных при раскопках святилища Зевса в Олимпии. Это оружие в основном является даром победителей, которые посвятили божеству часть трофеев, взятых на поле боя у побеждённых. По оценкам современных исследователей, между 700 и 500 годами до н.э. в Олимпии могло храниться до 100 000 комплектов оружия.
Самую большую группу находок составляют шлемы — 350 экземпляров. На втором месте находятся остатки примерно 280 щитов. Вероятно, их было больше, поскольку до нас дошли лишь элементы металлических деталей. Панцирей было найдено всего 33 экземпляра. Наконец, к числу находок относятся 225 поножей. На основании количественного распределения находок мы можем сделать следующие выводы. Скорее всего, базовым элементом комплекта вооружения, который носили все воины, был щит и одно или два копья. У большинства воинов были также шлемы, многие носили поножи. Металлические доспехи, скорее всего, имела лишь десятая часть воинов — возможно, те из них, кто сражался в первых рядах фаланги. Что касается остальных, они могли использовать мягкие доспехи из льна, войлока или кожи или же идти в бой вовсе без доспеха, полагаясь при этом на щит как на главное средство защиты.
Литература:
- Нефёдкин, А.К. Основные этапы формирования фаланги гоплитов: военный аспект проблемы / А.К. Нефёдкин // Вестник древней истории. — 2002. — № 1. — С. 87–96.
- Жмодиков, А.Л. Этапы развития фаланги / А.Л. Жмодиков // Военная археология. Материалы международной конференции 2–5 сентября 1998 г. — СПб, 1998. — С. 89–92.
- Snodgrass, A.M. Arms and Armour of the Greeks / A.M. Snodgrass. — London, 1967.
- Anderson, J. K. Hoplite Weapons and Offensive Arms / J. K. Anderson // Hoplite: The Classical Greek Battle Experience / Ed. by V. D. Hanson. — London-New York, 1991. — P. 19–37.
- Everson, T. Warfare in Ancient Greece Arms and Armour from the Heroes of Homer to Alexander the Great / Т. Everson. — Stroud: Sutton Publishing, 2004.
- Jarva, E. Archaeology on Archaic Greek Body Armor / Е. Jarva. — Rovaniemi, 1995.
Комментарии к данной статье отключены.