Немецкий средний танк Z.W.38, производство которого началось в самом начале 1939 года, осваивался промышленностью с большим трудом. Pz.Kpfw.III Ausf.E оказался более удачным, чем предшественники, но всё равно имел целый ряд недостатков. Как выяснилось, движение танка со скоростью более 40 км/ч приводило к быстрому разрушению бандажей опорных катков. Имелись проблемы с коробкой передач, которые пришлось решать в ходе серийного производства. Тем не менее постепенно Pz.Kpfw.III становились основой немецких танковых сил. Следующие модификации «тройки», Pz.Kpfw.III Ausf.G и Ausf.H, стали своеобразной переходной ступенью к более совершенным и массовым модификациям. Именно эти машины были наиболее массовыми танками вермахта в первый год Великой Отечественной войны.
Большой дополнительный тираж
Проблемы с коробкой передач Pz.Kpfw.III Ausf.E «вылезли» в самый неподходящий момент. Германия развязала Вторую мировую войну, её армии срочно требовалось большое количество средних танков. И в это время оказалось, что попытка упростить жизнь механику-водителю дала обратный результат. 10-скоростная полуавтоматическая коробка передач Maybach Variorex 328 145 принесла массу головной боли. Жаловались на неё не только танкисты, но и директор Daimler-Benz Werk 40. По позициям Генриха Книпкампа, который являлся автором концепции шасси Z.W.38, был нанесён серьёзный удар.
Ещё в 1938 году стало ясно, что с Z.W.38 не всё гладко, и Daimler-Benz начала работы над VK 20.01 (III), средним танком, который должен был сменить Z.W.38. Осенью 1939 года Daimler-Benz получила разрешение разрабатывать шасси без вмешательства 6-го отдела Департамента Вооружений, то есть без контроля со стороны Книпкампа. Позже за это он отомстил строптивой компании. Во всей это истории наиболее удивителен тот факт, что сам Книпкамп вообще не пострадал.
Поскольку уже шла война и деваться немецким военным было уже некуда, In 6 (Inspekteur für Heeresmotorisierung, инспекция моторизованных войск) осенью 1939 года приняла решение продолжить постройку Pz.Kpfw.III Ausf.F. При этом была отдана команда переделать шасси. Вместо капризной Maybach Variorex планировалось вернуть на место 6-скоростную коробку передач SSG 76. Быстро такое изменение внедрить в производство не получалось, поэтому было решено выпустить ещё одну партию с Maybach Variorex. В документах эта модификация обозначалась как 6./Z.W.Serie, а официально известна как Pz.Kpfw.III Ausf.G. По сравнению с Pz.Kpfw.III Ausf.F эти машины поначалу не имели практически никаких изменений. Заказ на 800 танков Z.W.Serie, размещённый ещё в 1937 году, In 6 уменьшила до 600.
К моменту принятия решения о выпуске 6-й серии Pz.Kpfw.III в программе по производству танка участвовало уже 6 предприятий. При составлении нового заказа Heereswaffenamt (Управление вооружений сухопутных сил) включило в этот список ещё одно. Им стало MNH (Maschinenfabrik Niedersachsen Hannover) из Ганновера. Новый завод, построенный весной 1939 года, с самого начала создавался в расчёте на военные заказы. Там было построено 50 танков с серийными номерами 65901-65950.
Самый большой заказ, как и в предыдущий раз, получила фирма Henschel. Всего там было построено 155 танков с серийными номерами 65101-65255. В паре с Henschel работала Wegmann, где была построена часть башен. Кстати, позже эта же связка Henchel и Wegmann выпускала Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E.
Второй по объёму заказ получил завод Alkett. В Шпандау построили 150 Pz.Kpfw.III Ausf.G с серийными номерами 65401-65550. 90 танков с серийными номерами 65001-65090 было построено на заводе MAN. 80 танков построили на заводе MIAG, эти танки получили серийные номера 65720-65799. Завод Daimler-Benz Werk 40 построил всего 60 машин с серийными номерами 65801-65860. Меньше всего танков данного типа выпустил завод FAMO в Бреслау, перегруженный заказами по Pz.Kpfw.II: здесь было построено всего 15 танков с серийными номерами 65365-65379.
Производство Pz.Kpfw.III Ausf.G началось в марте 1940 года. Одним из первых новую модификацию освоил завод Henschel, выпустивший в марте 6 танков данного типа. Отличить эти машины от Pz.Kpfw.III Ausf.F довольно легко. Механик-водитель получил новый смотровой прибор (деталь 021 B 9288), более устойчивый к вражескому огню. Одновременно танк получил новый прибор боевого вождения K.F.F.2. В отличие от предыдущего K.F.F.IV, он имел не систему зеркал, а более надёжные призмы. Кроме того, верхний кормовой лист танка теперь имел толщину 30 мм, одновременно был переделан лючок, находящийся на нём. Количество сигнальных лючков на крыше башни было сокращено до одного. Также появился вентилятор, улучшивший ситуацию с выветриванием пороховых газов при стрельбе. Наконец, танк получил новую командирскую башенку (деталь 021 B 9292), имевшую более надёжную защиту смотровых щелей.
Запуск производства Pz.Kpfw.III Ausf.G происходил параллельно с продолжением выпуска Pz.Kpfw.III Ausf.F. Это отразилось и на внешнем виде танков некоторых производителей. Производственники всех стран мира любят использовать задел, и немцы в данном случае не исключение. Ярчайший тому пример — Pz.Kpfw.III Ausf.G, который попал в СССР. К сожалению, серийного номера этой машины найти не удалось, так что нельзя определить, какое из предприятий его выпустило. Танк уже получил утолщённую корму и переделанную башню, но его смотровой прибор механика-водителя и командирская башенка ещё ранних типов.
Конспирологические теории о том, что такой странный танк немцы сделали специально для продажи русским, несостоятельны. Существуют и другие комбинации Pz.Kpfw.III Ausf.G, например с башней от Pz.Kpfw.III Ausf.F. На некоторых танках новые башни имели старые командирские башенки. Случаи подобной «гибридизации» были отнюдь не единичными.
Спустя всего 2 месяца после начала производства Pz.Kpfw.III Ausf.G назрела необходимость в серьёзной модернизации. Во время боёв во Франции и Бельгии отчётливо проявилась слабость основного вооружения Pz.Kpfw.III. Литая броня толщиной 40 мм, которая являлась нормой для французских лёгких и средних танков, пробивалась 3,7 cm KwK только на дистанциях до 200-300 метров. Этот недостаток компенсировался тем, что многие французские танки, особенно лёгкие, обладали слишком слабым вооружением и просто не могли воспользоваться своим преимуществом в броне. Куда хуже могла закончиться встреча с SOMUA S 35 и Renault D2. Эти машины были вооружены 47-мм пушками, пробивавшими немецкие танки на дистанциях, на которых они сами оставались неуязвимыми для огня Pz.Kpfw.III. Очень серьёзной проблемой для панцерваффе стали тяжёлые французские танки Char B1 bis. Их броня толщиной 60 мм для немецких пушек калибра 37 мм являлась непреодолимой преградой.
В июне 1940 года был отдан приказ начать установку в Pz.Kpfw.III 50-мм танковой пушки 5 cm KwK 38 L/42. Первые 5 танков с такими орудиями ожидалось получить до конца месяца. Разработка 5 cm KwK 38 L/42 началась ещё в марте 1938 года. Согласно требованиям, бронебойный снаряд должен был пробивать броню толщиной 40 мм, установленную под углом 30 градусов, на дистанции 700 метров. При этом ствол орудия не должен был выступать за габариты корпуса.
Пушка довольно легко поместилась в башню Pz.Kpfw.III, в конструкцию которой, правда, пришлось вносить некоторые изменения. Переработке подверглась орудийная маска. Идея с внутренним расположением подвижной бронировки оказалась неудачной — такую конструкцию часто заклинивало пулями и осколками снарядов. Ошибочной оказалась и идея со спаркой пулемётов MG 34, которые можно было наводить по вертикали независимо от пушки. Число пулемётов сократилось до одного, а его установка была зафиксирована с пушкой. Теперь орудие и спаренный пулемёт защищались единой подвижной бронировкой, в которой появились смотровые лючки. Снова пришлось переделывать и крышу башни: вентилятор сместился немного вперёд и вправо.
В июне запустить производство Pa.Kpfw.III с 5 cm KwK 38 L/42 не удалось. Несмотря на то, что к концу месяца на Daimler-Benz Werk 40 построили первые машины, сдавать их начали уже в июле. Скромными оказались и июльские успехи: вместо 35 танков удалось сдать всего 17. В это же время танков с 37-мм пушками было сдано 67 штук. Переломить ситуацию удалось только в августе: при плане 77 танков с новыми пушками было сдано 84. При этом ещё некоторое время выпускались машины с 37-мм пушками. В августе таких танков сдали 3, в сентябре — 5, а последние 5 — в октябре. Упомянутая выше фирма MNH начала производство Pz.Kpfw.III Ausf.G последней, случилось это как раз в июле 1940 года. С самого начала завод выпускал танки с 50-мм пушками, но поначалу производство шло медленно — по 3 машины в месяц.
Шла работа и по модернизации уже выпущенных машин. Прежде всего, они перевооружались на 50-мм пушки KwK 38 L/42. Одновременно устанавливалась дополнительная броневая защита, которая оказалась полностью аналогичной той, что ставилась на Pz.Kpfw.III Ausf.E-F. Боевая масса танков после экранировки выросла, причём нагрузка получилась неравномерной. Прекрасно понимая, чем это грозит, в Heereswaffenamt предусмотрели также и модернизацию ходовой части всех ранее выпущенных танков семейства Z.W.38, получивших дополнительную броню. Машины получили усиленные торсионы и амортизаторы, а также траки шириной 400 мм.
В полную силу программа модернизации начала реализовываться в марте 1941 года. Благодаря этому число танков, вооружённых 3.7 cm KwK, стало снижаться. Тем не менее к концу 1941 года таких машин, включая ранее выпущенные машины «пробных» серий, оставалось 203 штуки, а к концу 1942 года — 89 штук. В подавляющем большинстве случаев это были учебные танки.
Затягивание выпуска Pz.Kpfw.III Ausf.F на некоторых предприятиях привело к тому, что сдвинулись и сроки изготовления Ausf.G. Последние танки этого типа были сданы весной 1941 года.
Достаточно интересной была судьба последних 20 танков выпуска Alkett. Эти машины, получившие башни по типу Pz.Kpfw.III Ausf.H, оказались отправлены на завод FAMO. Там они подверглись радикальной переделке ходовой части. Проводилась она в рамках опытных работ, санкционированных 6-м отделом Департамента вооружений. В августе 1940 года FAMO получила заказ на изготовление новой ходовой части с шахматным расположением опорных катков, созданной с использованием наработок по детищу Книпкампа — тяжёлому полугусеничному тягачу Sd.Kfz.9, который выпускался FAMO.
Машины с полностью переделанной ходовой частью получили обозначение Z.W.40. От поддерживающих катков конструкторы отказались, поскольку новые опорные катки были большого диаметра (850 мм). Также машины получили переделанные эвакуационные люки, поскольку новая ходовая часть не позволяла пользоваться прежними. Впрочем, часть машин осталась со старыми люками.
После переделки за счёт опорных катков большего диаметра немного увеличился клиренс. Z.W.40 не получили дополнительного бронирования лобовой части корпуса. Переделка каждой из машин обошлась в 21055 рейхсмарок.
Следует добавить, что помимо 20 заказанных Z.W.40, был ещё один, самый первый. В опытный Z.W.40 оказался переделан Pz.Kpfw.III Ausf.G с серийным номером 65462, также построенный фирмой Alkett.
Результаты испытаний оказались весьма противоречивыми. С одной стороны, за счёт более высокого клиренса улучшилась проходимость. Особенно это ощущалось во время испытаний в заснеженной местности. Здесь Z.W.40 чувствовал себя более уверенно, чем Z.W.38. Машина оказалась способна преодолевать снежный покров толщиной 65 сантиметров. Кроме того, на летних испытаниях выяснилось, что Z.W.40 способен держать более высокую скорость, проблем с отслаиванием бандажей у этого танка не было. Но имелись механические проблемы. Например, у танка 65531 в ходе испытаний в Греции сломался механизм поворота. Главная же проблема была в том, что с новой ходовой частью 6-й отдел Департамента вооружений явно опоздал. Ведь вовсю шли работы по VK 20.01, которые в конце 1941 года перетекли в разработку VK 30.02. Кроме того, даже с новой ходовой частью у Pz.Kpfw.III нельзя было усиливать ни броню, ни вооружение. Дальше постройки опытной серии дело с Z.W.40 не продвинулось. Использовались эти машины как учебные.
Запоздалое исправление
Производство будущего Pz.Kpfw.III Ausf.H было запланировано ещё до начала Второй мировой войны. Заказ на него In.6 выдала 11 июля 1938 года. Именно эта модификация по первоначальным планам должна была получить 50-мм пушку. Для башни 7.Serie/Z.W. использовалось обозначение Z.W.39. Но после конфуза с коробками передач осенью 1939 года производственные планы пришлось сильно менять.
Положение с капризной коробкой передач Maybach Variorex 328 145 осложнялось тем, что серьёзные переделки в конструкцию шасси уже было невозможно внести. Коробка передач Variorex имела небольшие размеры, ZF SSG 76 оказалась существенно длиннее. Положение исправили весьма необычным способом: главный фрикцион пристыковали непосредственно к двигателю, при этом механизм поворота остался прежним. Чтобы не путать между собой SSG 76 и изменённую конструкцию, переделанную коробку обозначили как SSG 77. С этой коробкой передач прыть танка заметно упала — до официально прописанных в руководствах 42 км/ч.
Пока шла подготовка к производству Pz.Kpfw.III Ausf.H, в конструкцию танка были внесены очередные изменения. Ещё по итогам кампании в Польше стало ясно, что лобовую броню Pz.Kpfw.III надо усиливать. Боевая масса Pz.Kpfw.III Ausf.H, по сравнению с Pz.Kpfw.III Ausf.E, выросла на 2 тонны, что вызвало острую необходимость в модернизации ходовой части. Переделке подверглись ведущие колёса, опорные катки, ленивцы, амортизаторы. Танк получил траки шириной 400 мм.
Самые первые Pz.Kpfw.III Ausf.H, выпущенные в октябре – декабре 1940 года, продолжали оснащаться ходовой частью старого типа, но уже с траками шириной 400 мм. Впрочем, некоторые изменения внешнего вида у этих ранних машин всё же можно заметить. Прежде всего, это несколько иная конструкция экрана лобовой части подбашенной коробки. Он ставился вплотную к броневому листу, а под смотровой прибор механика-водителя и шаровую установку курсового пулемёта в нём имелись вырезы. Кроме того, несколько изменилась конструкция прибора дымопуска. Теперь он имел броневой кожух, защищавший от пуль и мелких осколков снарядов.
Машины с новой ходовой частью вермахт начал получать с начала 1941 года. На этом эволюция шасси Z.W., по большей части, закончилась. Позже продолжалось усиление защиты и вооружения «троек», но серьёзных изменений в конструкцию шасси больше не вносилось.
7-я серия должна была стать небольшой. На повестке дня стояло увеличение толщины брони до 50 мм, дополнительный экран являлся временным решением. Кроме того, толщина лба башни по-прежнему составляла 30 мм. В августе 1940 года ожидалось, что Pz.Kpfw.III Ausf.H построят всего 250 штук вместо предполагавшихся ранее 400. Число задействованных в сборке фирм снижалось до 4 — Daimler-Benz Werk 40, MAN, MIAG и Henschel.
Примерно так и получилось. В реальности Daimler-Benz Werk 40 построила 50 танков с серийными номерами 66001-66050. Фирма MAN сдала 98 танков с серийными номерами 66101-66198 (изначально планировалось построить 112). Еще 72 танка с серийными номерами 66301-66372 изготовили на MIAG. Тандем Henschel-Wegmann выступил в роли передовиков производства: там сделали 66 танков вместо изначально запланированных 16, они получили серийные номера 66401-66466. Общий объём выпуска Pz.Kpfw.III Ausf.H составил 286 танков. Последние танки были сданы в апреле 1941 года.
После окончания французской кампании у вермахта появилась насущная необходимость в дополнительных командирских танках. Впрочем, приоритетным направлением постройка командирских машин не являлась, поэтому первые 2 командирских Pz.Bef.Wg.Ausf.H были сданы Daimler-Benz только в ноябре 1940 года. Серьёзно производство развернулось уже в декабре, когда завод сдал 27 танков. В дальнейшем выпуск командирских танков этой модификации почти никогда не превышал объёма в 20 машин в месяц. Pz.Bef.Wg.Ausf.H с небольшими перерывами выпускался аж до января 1942 года, когда было сдано 14 танков.
Столь долгая жизнь на конвейере объяснялась тем, что шасси у Pz.Bef.Wg.Ausf.H было такое же, как у Pz.Kpfw.III Ausf.J, и необходимости заменять его при смене модификаций линейных танков просто не было. Всего Daimler-Benz Werk 40 сдал 175 танков данного типа, получивших серийные номера в диапазоне 70001-70175.
Самые первые Pz.Bef.Wg.Ausf.H практически ничем не отличались от поздних Pz.Bef.Wg.Ausf.E. Понять, что это именно Ausf.H, можно только по серийному номеру, по форме дополнительного бронирования и утолщённому до 30 мм верхнему кормовому листу. Позже стала меняться ходовая часть, причём происходило это постепенно: некоторые машины имели новые ведущие колёса, но старые ленивцы. Окончательно облик Pz.Bef.Wg.Ausf.H сформировался к середине 1941 года, к тому моменту муляж 3.7 cm KwK заменили муляжом 5 cm KwK 38 L/42. Правда, при этом подвижная бронировка орудийной маски не поменялась.
Отдельно стоит упомянуть конверсию, через которую прошла часть Pz.Kpfw.III Ausf.G и Ausf.H. Её история началась 1 июля 1940 года, когда шли приготовления к операции «Морской лев». Для высадки в Англии немцами готовились различные средства, в их числе оказались и танки, способные преодолевать водные преграды. Поскольку Pz.Kpfw.III были слишком тяжёлыми, делать из них амфибии не представлялось возможным. У Alkett, впрочем, имелся проект плавающего Pz.Kpfw.III — UT. По задумке, машина оснащалась понтонами, благодаря чему она погружалась в воду лишь по командирскую башенку. Дальше эскизного проекта UT не продвинулся, оказавшись не более чем курьёзом.
Совсем иная судьба ждала проект переделки Pz.Kpfw.III в машину, рассчитанную на преодоление водной преграды по дну. Такие танки получили обозначение UK (Underwassserkampffarhzeugen). Разумеется, проезжать через весь Ла-Манш по дну никто не собирался. Идея состояла в том, чтобы сгружать такие танки с транспортов не подходя непосредственно к берегу, чтобы они добирались к месту высадки. Корпусу и башне придавалась герметичность, смотровой прибор механика-водителя, орудийная маска, установка курсового пулемёта и командирская башенка закрывались специальными чехлами. Воздухозаборники моторного отделения закрывались крышами, а доступ воздуха происходил через гибкую трубу, на вершине которой имелся поплавок.
Согласно планам от 1 июля 1940 года, подобным образом планировалось переделать 100 Pz.Kpfw.III. Из этого числа 90 танков имели пушки калибра 37 мм, а 10 — калибра 50 мм. Максимальная глубина погружения оценивалась в 15 метров, но позже её решили сократить до 7. Первые испытания прошли уже к 9 июля, тогда же появилось обозначение Tauchpanzer III. При погружении на глубину 3 метра командир отмечал вполне сносную видимость из башенки, закрытой кожухом с прорезями, имевшими стёкла. Испытания на погружение на глубину 10 метров оказались неудачными: уже на глубине 7,5 метров начало заливать моторное отделение. Несмотря на это, в целом испытания были признаны успешными.
21 июля 1940 года Гитлер отдал распоряжение о запуске переделки танков в Tauchpanzer III и IV. Контракт на переделку 200 танков — 148 Pz.Kpfw.III Ausf.G, 4 Pz.Bef.Wg.III Ausf.E и 48 Pz.Kpfw.IV Ausf.D — получила Alkett. Сроком исполнения указывался конец августа 1940 года. Переделка каждого танка обходилась в 21364 рейхсмарки. Ещё Alkett переделывал 52 Pz.Kpfw.II Ausf.C в плавающие танки.
Судя по переписке, с задачей завод справился довольно быстро, причём танков с 50-мм орудиями оказалось больше первоначально заказанного количества — 20 штук. Танки пошли на комплектование четырёх батальонов «ныряющих танков», сформированных в конце июля 1940 года и получивших названия A, B, C и D. В ноябре, когда стало ясно, что высадки в Англии в обозримом будущем не будет, водоходное оборудование отправилось в Магдебург.
В 1941 году началась подготовка к операции «Барбаросса». Вермахт заказал ещё 105 дополнительных Tauchpanzer. В их число вошли Pz.Kpfw.IV Ausf.E, Pz.Kpfw.IV Ausf.H, а также 4 Pz.Bef.Wg.Ausf.H. Переделка была выполнена весной 1941 года, все машины были готовы к началу боевых действий против Советского Союза.
Самый многочисленный
В отличие от Pz.Kpfw.III Ausf.E-F, машины модификации Ausf.G практически не принимали участия в боевых действиях на территории Франции. Связано это было с тем, что весной 1940 года их выпуск только налаживался, а в бой машины шли отнюдь не от заводских цехов. По-настоящему массовые поставки в войска начались уже летом 1940 года, когда потрёпанные в боях части начали получать пополнение. С появлением модификаций Ausf.G и Ausf.H Pz.Kpfw.III стал постепенно занимать отведённое ему место основного танка вермахта. К началу 1941 года машины этого типа стали самыми массовыми, опередив наконец по численности Pz.Kpfw.I и Pz.Kpfw.II.
К осени 1940 года Pz.Kpfw.III стал наилучшим немецким танком по соотношению вооружения, защиты и подвижности. Прежде всего этим он обязан 50-мм пушке KwK 38 L/42. До того момента преимущество «тройки» над Pz.Kpfw.IV по вооружению было минимальным (а по фугасному действию снаряда имелся очень серьёзный проигрыш). А пушка Pz.Kpfw.38(t) и вовсе выигрывала у 37-мм орудия Pz.Kpfw.III.
Не всё, впрочем, было так гладко: броню Char B1 bis обычным бронебойным снарядом новое орудие Pz.Kpfw.III пробивало разве что в упор. Чуть лучше дело обстояло при стрельбе бронебойным снарядом PzGr 39, имевшим баллистический наконечник. Впрочем, и он позволял бороться с бронёй уровня Char B1 bis практически в упор.
Крайне неприятным звоночком стало появление в мае 1940 года под Аррасом британского пехотного танка Matilda. Эту машину с 75-мм бронёй поразить можно было разве что подкалиберным снарядом Pz.Gr.40, да и то с дистанции в несколько сотен метров. 19 февраля 1941 года Гитлер отдал распоряжение вооружать Pz.Kpfw.III и Pz.Kpfw.IV 50-мм пушками с длиной ствола 60 калибров. Для Pz.Kpfw.IV эта пушка оказалась промежуточной, ею танк оснащался только в опытном порядке. А вот для Pz.Kpfw.III данное орудие оказалось самым мощным вариантом вооружения. Правда, ставить на танки его начали только в конце 1941 года.
Впрочем, весной 1941 года Pz.Kpfw.III являлся едва ли не лучшим танком своего времени по совокупности характеристик подвижности, вооружения, защиты, обзорности, удобства работы, освоенности в производстве и надёжности. Начав войну в состоянии весьма передовой, но при этом капризной машины, Pz.Kpfw.III к весне 1941 года избавился от целого ряда детских болезней. К тому времени удалось «победить» даже капризную коробку передач Maybach Variorex, которая наконец стала надёжной. Особенно большой была разница в боевой эффективности с крейсерскими английскими танками, которые для Pz.Kpfw.III Ausf.G-H оказались первыми противниками. Случилось это весной 1941 года в Северной Африке. Попавшие туда немецкие танки получили набор «тропического» оборудования, а также забашенный ящик для вещей, известный также как «ящик Роммеля» (Rommelkiste). Весной 1941 года аналогичными ящиками оборудовали и большинство остальных Pz.Kpfw.III.
Были, впрочем, и проблемы. На определённые мысли наводит появление запасных опорных катков в качестве штатного элемента ЗИП. Да и запасные траки «тройки» возили не только в качестве дополнительной защиты.
К началу войны с Советским Союзом Pz.Kpfw.III продолжал оставаться самым массовым танком вермахта. 1 июня в наличии было 1090 танков с 50-мм пушкой и 350 с 37-мм пушкой. Кроме того, из 330 командирских танков большую часть составляли Pz.Bef.Wg.III. Большинство танков с 50-мм пушками являлись машинами модификаций Ausf.G-H. Это был их звёздный час: более совершенные Pz.Kpfw.III Ausf.J только начались выпускаться, основой немецких частей они стали только осенью 1941 года.
22 июня 1941 года состоялось первое применение по назначению Tauchpanzer III. Наиболее известным эпизодом стало форсирование утром 22 июня танками 18-й танковой дивизии Западного Буга в районе Брестской крепости. Также комплекты оборудования для подводного вождения Tauchpanzer III использовались 3-й танковой дивизией при форсировании Днепра. На этом, впрочем, боевое применение «ныряющих» танков по прямому назначению закончилось. Далее они использовались как обычные танки. Затея эта себя почти не оправдала. Куда более эффективной и массовой оказалась конструкция Штраусслера, которая использовалась на танках союзников Valentine и Sherman. При её использовании танкистам не требовалось городить мудрёную систему кожухов и сильно беспокоиться за глубину брода.
Восточный фронт оказался для немецких танков совсем не курортом. Появление Т-34 и тем более КВ-1 оказалось крайне неприятной неожиданностью. Тем не менее с Т-34 немецкие средние танки оказались примерно на равных. Уступая советским машинам по уровню защиты, вооружению и отчасти подвижности, они выигрывали в другом. Как уже упоминалось, к весне 1941 года Pz.Kpfw.III являлся хорошо проработанной машиной, лишившейся ряда «детских болезней». Этого конструкторам удалось достичь с учётом 1,5 лет боевых действий.
У Т-34 этих полутора лет не было. Советские военные прекрасно знали и о недостаточной обзорности, и о недостаточной защите. Увы, ввести в производство А-43 (Т-34М) в СССР не успели, даже опытный экземпляр так и не был построен.
Не стоит также забывать о том, что полтора года войны — это подготовленные экипажи, многие из которых уже имели боевой опыт. Тем не менее даже в не доведённом виде и с не самыми подготовленными экипажами советский танк оказался крайне опасным противником для Pz.Kpfw.III. Даже экраны немецкий танк не спасали, а его 50-мм пушка поражала Т-34 далеко не всегда.
При анализе статистики потерь необходимо понимать, что понятие «безвозвратных потерь» у немцев было крайне хитрым. Тем не менее какие-то выводы о том, насколько хорошим был тот или иной танк, по ней сделать можно. Всего за 1941 год немцы потеряли 660 Pz.Kpfw.III, то есть примерно половину от имевшихся на начало операции «Барбаросса». Цифра кажется довольно приличной, но это если не сравнивать с остальными танками вермахта. Особенно отчётливо видна разница с Pz.Kpfw.38(t), которых было потеряно больше, чем было в самом начале Великой Отечественной войны (796 танков из 722 на 22 июня 1941 года). Из 517 Pz.Kpfw.IV за 1941 год было потеряно 348 штук. Помимо высоких боевых качеств, Pz.Kpfw.III отличался и высокой ремонтопригодностью.
Тяжёлые потери, которые понесли немецкие войска в 1941-42 годах, привели к тому, что уже к весне 1943 года Pz.Kpfw.III ранних модификаций в частях почти не осталось. Немногие уцелевшие танки были переведены в учебные части, некоторые получили 60-калиберные орудия либо были переделаны в Pz.Kpfw.III Ausf.N с 75-мм орудиями. Отдельные танки летом 1944 года воевали против англо-американских войск в Нормандии. До наших дней в исходном виде дожил всего один такой танк. Это Pz.Kpfw.III Ausf.H, потерянный в 1944 году во время переправы. Вытащенная со дна в 90-е годы машина ныне находится в Киеве. Кроме того, недавно было обнаружено несколько Pz.Kpfw.III Ausf.H, переделанных в Pz.Kpfw.III Ausf.N. Один такой танк сейчас реставрируется в Польше.
Источники:
- Panzer Tracts No.3-2 Panzerkampfwagen III Ausf.E, F, G, und H development and production from 1938 to 1941, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, 2007, ISBN 0–9771643-9-X
- Panzer Tracts No.3-4 Panzerbefehlswagen Ausf.D1, E, H, J und K, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, 2010, ISBN 0–9815382–8–2
- Der Panzerkampfwagen III und seine Abarten, Walter J. Spielberger, Motorbuch Verlag, 1994, ISBN 978-3879433360.
- Фотоархив автора
Комментарии к данной статье отключены.