Захват перевала Митла и укреплённого узла возле Абу-Агейлы обеспечил израильским войскам выход в северную часть Синайского полуострова и открыл дорогу к Суэцкому каналу. Но основная часть египетских войск разгромлена не была, их резервы остались в неприкосновенности, а египетская авиация оказывала сильное противодействие врагу. Поэтому операции израильских войск на втором этапе наступления планировались с учётом вступления в войну англо-французских сил — прежде всего, авиации. Правда, вопреки первоначальным расчётам израильского Генштаба, воздушные налёты начались на полсуток позже.
Воздушное наступление союзников
Вечером 30 октября Великобритания и Франция обратились к воюющим сторонам с ультиматумом, требующим отвести войска от Суэцкого канала. Поскольку наступавшие израильские части ещё не приблизились к каналу, ультиматум касался лишь египтян. Естественно, Египет отказался подчиняться.
Срок ультиматума истекал на следующее утро, но первые удары англо-французская коалиция нанесла лишь через сутки — вечером 31 октября. Британские и французские ударные самолёты с острова Кипр атаковали египетские аэродромы в районе Александрии и Каира, а также цели в зоне Суэцкого канала. Их поддержали дальние британские бомбардировщики «Вэлиант» и «Канберра» с Мальты. На следующий день к налётам подключились палубные бомбардировщики «Си Хаук» и «Си Веном» с британских авианосцев «Игл», «Бульварк» и «Альбион», а также французские «Эвенджеры» и «Корсары» с авианосцев «Арроманш» и «Лафайет». Тем временем в ночь на 1 ноября союзный флот вторжения вышел в сторону Египта с Мальты и из Алжира.
За пять дней англо-французская авиация сделала около 2000 вылетов. В первую очередь, атакам подверглись египетские аэродромы вокруг Александрии и Каира, а также войска в Порт-Саиде. Таким образом, на один самолёт приходилось 0,6 вылета в день. Активность использования авиации у союзников оказалась меньше, чем у египтян: имея 93 боеготовых самолёта, египетские ВВС сделали 50 вылетов 30 октября и около сотни — 31-го.
Многократного численного превосходства союзников вполне хватило, чтобы уже в первый день налётов парализовать египетскую авиацию, значительная часть машин которой даже не имела подготовленных экипажей. Уже 1-2 ноября 20 Ил-28 (включая предназначенные для Сирии) были перегнаны советскими и чехословацкими экипажами в Саудовскую Аравию, а остальные уцелевшие самолёты (в том числе ещё 28 Ил-28) — переведены на авиабазу Луксор на юге Египта. 4 ноября британские «Канберры» атаковали Луксор, после чего в Саудовскую Аравию было отправлено ещё 8 Ил-28. Из-за нехватки пилотов все самолёты перегнать не удалось, а 5 ноября на Луксор совершили налёт французские «Тандерджеты». Французы заявили, что уничтожили около сотни самолётов, но в действительности жертвами стали только 7 из оставшихся Ил-28.
После того, как египтяне прекратили полёты, союзники перешли к атакам против боевых позиций и коммуникаций египетской армии — в том числе в зоне Суэцкого канала, обеспечение мира в которой стало официальным поводом для интервенции. Так, 1 ноября бомбардировке подвергся мост через канал в Эль-Фердане: это продемонстрировало, что союзники вовсе не озабочены заявленной целью — безопасностью судоходства по каналу.
В ответ на англо-французское нападение Гамаль Абдель Насер уже 31 октября приказал затопить на фарватере Суэцкого канала около 40 транспортных судов. Вечером того же дня египетское командование приказало войскам на Синае отступать к каналу для его обороны.
Борьба за сектор Газа
Сектор Газа, принадлежащий так и не созданному Палестинскому государству, был занят египетскими войсками ещё в начале войны 1948 года. После израильского наступления зимы 1948-1949 годов он сузился до плотно населённой полосы вдоль Средиземного моря. Ключевым в его обороне был город Рафах, лежащий у основания этой полосы, близ египетской границы. Здесь оборонялась 5-я египетская пехотная бригада бригадного генерала Джафара Аль-Абада, а в самом городе размещалась 87-я палестинская пехотная бригада. Холмы вокруг Рафаха были сильно укреплены, а песчаные дюны к югу от города — засеяны минами. Генерал Аль-Абад был решительным военным: он отказался выполнять приказ на отход к Суэцкому каналу, отданный вечером 31 октября.
Для захвата Рафаха были выделены 1-я пехотная бригада полковника Бенджамина Гивли и 27-я танковая бригада полковника Хаима Бар-Лева. В ночь на 30 октября израильские сапёры сделали в минных полях два прохода для танков, а утром египетские позиции обстреляла с моря группа французских кораблей во главе с крейсером «Жорж Лейг». Однако огонь с кораблей был неточен, снаряды ложились в египетском тылу, артиллерийские позиции египтян подавить так и не удалось.
Несмотря на превосходство в живой силе и артиллерии, а также наличие танков, израильское наступление развивалось крайне медленно. При этом согласно израильским данным, лёгкие и подвижные французские танки AMX-13 оказались эффективнее «Супер-Шерманов». На штурм высот вокруг Рафаха потребовалось два дня, и лишь утром 1 ноября, после потери ряда ключевых позиций, генерал Аль-Абад приказал своим войскам отойти в город. Несколько позже египетские войска во второй раз получили распоряжение верховного командования на отход к Суэцкому каналу для его обороны от ожидавшегося англо-французского десанта. Это решение стало серьёзной ошибкой: войск в зоне канала вполне хватало. Насер и его генералы недооценили трудности высадки десанта и переоценили боевые качества войск союзников. В результате египетские войска оставили хорошо укреплённые позиции и попытались совершить сложнейший манёвр — отход под натиском более подвижного противника.
Днём 1 ноября египетские войска покинули Рафах, а три часа спустя туда вошли израильские войска. По сообщению представителя ООН по делам беженцев, в палестинском лагере израильские солдаты расстреляли около сотни гражданских лиц.
В этот же день израильские войска атаковали Газу, оставшуюся в полном окружении. Здесь находилась сильная египетская группировка — 26-я пограничная, а также 86-я палестинская бригады. Общая численность гарнизона Газы вместе с артиллерийскими частями составляла около 6000 человек. После отхода 5-й бригады из Рафаха Газа оказалась отрезана, что серьёзно повлияло на моральный дух её защитников. Утром 2 ноября части 11-й и 12-й израильских пехотных бригад при поддержке «Шерманов» 37-й танковой бригады (другая часть этой бригады действовала под Абу-Агейлой) захватили крепость Аль-Мунтар, где было взято в плен около 3500 египетских солдат. К полудню пал и сам город Газа. Египетские и палестинские солдаты отступили в расположенный дальше по берегу Хан-Юнис — последний опорный пункт Египта в этом секторе.
3 ноября танки 37-й бригады прорвали укреплённые позиции 86-й палестинской бригады и ворвались в Хан-Юнис. К полудню город был взят, а до вечера ликвидированы отдельные очаги сопротивления. При этом вновь имели место расстрелы пленных и гражданских лиц: по данным находившегося здесь представителя ООН Генри Лаубасса, было убито 275 мирных жителей — как палестинцев, так и египтян. Израильтяне утверждали, что большинство из них погибло в ходе уличных боёв.
Рывок к каналу
Таким образом, днём 1 ноября израильские войска вышли на оперативный простор на всём протяжении фронта от Средиземного моря до перевала Митла. В Северном секторе 27-я танковая бригада продолжила наступление вдоль побережья, где египтянам удалось организовать оборону лишь на перевале Джеради. К утру 2 ноября танкисты полковника Бар-Лева при поддержке авиации захватили перевал, а днём вступили в Эль-Ариш (в 45 км западнее Рафаха).
Тем временем в Центральном секторе 7-я танковая бригада ещё 31 октября, до падения укрепрайона у Абу-Агейлы, начала продвижение по освободившейся дороге на Исмаилию; при этом часть её сил свернула на дорогу к перевалу Митла для усиления оборонявшейся там 202-й парашютной бригады. 1 ноября 7-я танковая бригада достигла перекрестка у Бир-эль-Джифджафа, где впервые столкнулась с частями 1-й египетской танковой бригады, выдвигавшейся на восток.
Египтяне уже получили приказ отходить обратно к каналу, поэтому не приняли боя. Полковник Ури Бен-Ари начал преследование, оставив один танковый эскадрон в качестве заслона от египетских войск, которые могли прорываться к каналу по этой же дороге. В ходе погони израильским танкистам удалось уничтожить три египетских танка и захватить один, остальные смогли отойти к каналу.
Днём 2 ноября, после захвата Абу-Агейлы, следом за 7-й двинулась находившаяся здесь часть 37-й танковой бригады. Вечером она вышла к Бир-эль-Джифджафу, где наткнулась на оставленный накануне заслон. Танкисты полковника Бен-Ари приняли шедшие по дороге «Шерманы» за египетские и расстреляли из засады передовой отряд, подбив восемь из девяти машин; командир эскадрона погиб.
Путь к Суэцкому каналу на северном и центральном направлениях был открыт. 3 ноября передовые отряды израильских подвижных соединений подошли к каналу на 16 км и остановились, как это предписывалось англо-французским ультиматумом.
Последний форпост
Теперь в руках египтян на Синае оставался последний оплот — крепость в Шарм-эш-Шейхе на южной оконечности полуострова. Сюда вдоль Акабского залива двигалась 9-я пехотная бригада полковника Авраама Иоффе. Египетских войск на её пути практически не было, главным препятствием служило почти полное бездорожье.
В районе Шарм-эш-Шейха у египтян имелся лишь один батальон 21-й пехотной бригады под командованием полковника Рауфа Махфуза Заки. Вдобавок египетские силы были распределены по трём узлам обороны: в Шарм-эш-Шейхе находился порт, аэродром и основные запасы, а в Рас-Насрани (в 15 км северо-восточнее) располагалась 152-мм береговая батарея, задачей которой было перекрыть выход из Тиранского пролива. Ещё один узел обороны располагался в 10 км от берега на возвышенности Джебель-Аида. Общая численность египетских войск в этом районе составляла около тысячи человек.
Все три узла обороны имели подготовленные окопы и огневые точки, а также прикрывались минными полями, поэтому начальник израильского Генштаба генерал Моше Даян приказал полковнику Иоффе не торопиться с атакой, а подождать сосредоточения всех сил. В свою очередь, полковник Махфуз Заки приказал своим солдатам взорвать батарею Рас-Насрани и отойти в Шарм-эш-Шейх.
Утром 3 ноября передовые части 9-й бригады заняли маленькую деревню Дахаб в 70 км к северу от Шарм-эш-Шейха, уничтожив находившийся здесь египетский пост. С этого момента продвижение моторизованного передового отряда бригады замедлилось из-за египетских засад. Лишь к полудню 4 ноября он достиг Рас-Насрани, где не обнаружил противника, а вечером вышел к Шарм-эш-Шейху.
Тем временем с севера сюда приближалась другая группа израильских войск. После того, как 1 ноября египтян сбросили с перевала Митла, один батальон 202-й парашютной бригады был развёрнут на юг и двинулся к Шарм-эш-Шейху по побережью Красного моря. 2 ноября он занял деревню Тор в 50 км от южной оконечности Синайского полуострова, где находился небольшой аэродром. В ночь на 3 ноября сюда на транспортных самолётах был переброшен ещё один батальон из состава 12-й пехотной бригады. К этому времени полковник Иоффе решил, что сил сосредоточено уже достаточно, и в ночь на 5 ноября атаковал Шарм-эш-Шейх. Первое наступление было отбито после ожесточённого боя, затем израильтяне обложили городок со всех сторон и вызвали авиационную поддержку.
Утром 5 ноября Шарм-эш-Шейх подвергся мощному артиллерийскому обстрелу и бомбардировке, в том числе напалмом. После этого в 9:30 полковник Махфуз Заки согласился на капитуляцию. 202-я парашютная бригада к месту боя не успела. В этот же день израильские войска высадились на принадлежащих Египту необитаемых островах Тиран и Синнафир.
По израильским данным, части 9-й бригады потеряли 10 человек убитыми и 32 ранеными, египетский гарнизон — 100 человек убитыми, хотя раненых было меньше, чем у противника — 31. Такое соотношение вызывает ряд вопросов: либо число убитых было сильно завышено в пропагандистских целях, либо опять имели место расстрелы пленных. Ещё 864 египетских солдата попали в плен.
Итоги кампании
Ключевым событием тройственной интервенции 1956 года должна была стать высадка англо-французских войск в Порт-Саиде для захвата Суэцкого канала. Она началась утром 5 ноября одновременно с падением Шарм-эш-Шейха, однако внезапно обнаружилось, что ни британцы, ни французы не имеют опыта самостоятельного проведения крупных десантных операций. В итоге высадка затянулась, за двое суток союзникам удалось выгрузить лишь восемь батальонов (около 4000 человек), а воздушный десант на аэродроме Гамиль так и не смог соединиться с морским десантом в городе.
Тем временем случилось немыслимое: на сессии ООН СССР и США внезапно объединились и потребовали прекратить интервенцию. 6 ноября 1956 года в 14 часов британский премьер Энтони Иден позвонил французскому премьеру Ги Молле и сообщил, что принял решение о сворачивании операции и прекращении огня. Так рухнула Британская империя.
К 22 декабря англо-французские войска покинули Порт-Саид, заменённые миротворческими формированиями ООН из Дании и Колумбии. Тем временем 15 ноября Израиль объявил о готовности вывести войска с Синая. К 30 ноября израильские войска были отведены от Суэцкого канала, а в начале января 1957 года отошли на старую египетскую границу, однако не оставили сектор Газа и Шарм-эш-Шейх. Отсюда израильские войска были выведены лишь 6-8 марта 1957 года под угрозой египтян задержать расчистку канала и при условии прекращения блокады Тиранского пролива. Перед этим израильтяне постарались уничтожить наиболее важные объекты экономической инфраструктуры, вывезли захваченные ими локомотивы и железнодорожное оборудование, а также взорвали значительную часть жилых домов в Абу-Агейле и Эль-Кусейме. Позднее для прекращения взаимных рейдов израильских и палестинских диверсионных групп на демаркационной линии 1949 года были размещены миротворцы ООН.
Официальные потери израильской армии составили 172 человека убитыми и 817 ранеными — правда, при этом только израильская транспортная авиация за всю кампанию перевезла 1187 раненых. Потери Египта убитыми и пропавшими без вести, согласно отчёту ООН, составили около 1000 человек; израильские и западные работы увеличивают эту цифру до 3000 убитых, 4000 раненых и 6000 пленных. По современным египетским данным, на всех фронтах египетские войска потеряли только 921 солдата убитыми; если вычесть из этой цифры ориентировочное число погибших при обороне Порт-Саида (около 200 человек), то потери египтян убитыми на Синайском фронте составят порядка 700 человек. Сравнительно небольшой масштаб потерь вкупе с последующим возвращением всех утраченных территорий давал Египту возможность объявить себя победителем.
Израиль тоже чувствовал себя победителем, тем более что ему удалось существенно усилить свою безопасность. Однако он утратил имидж жертвы и в глазах большинства стран «Третьего мира» превратился не просто в агрессора, а в наёмника на содержании агрессоров. Таким образом, стремление арабских стран уничтожить Израиль получало и логичное объяснение, и моральное оправдание. Увы, ни одна из сторон не смогла сделать из итогов кампании адекватных выводов, что сделало неизбежными дальнейшие войны за Синайский полуостров.
Литература:
- В.П. Румянцев. США, Великобритания, СССР и Суэцкий кризис 1956 г. Томск: ТГУ, 2018
- М.А. Жирохов. История ВВС Израиля. Крылья возмездия. Минск: Харвест, 2001
- А. Розин. СССР и Суэцкий кризис — морской компонент http://alerozin.narod.ru/Suez56/Suez56USSR.htm
- М. Жирохов, А. Котлобовский. «В небе Синая, год 1956-й» // Авиация и Время, 1998, №3
- Ю. Якушев, И. Рябинов, «Агрессия против Египта в 1956 году» // Военно-исторический журнал, 1961, №10
- Derek Varble. The Suez Crisis 1956. London: Osprey, 2003
- Yagil Henkin. The 1956 Suez War and the New World Order in the Middle East: Exodus in Reverse. Rowman & Littlefield, 2015
- Anthony Adamthwaite, «Suez revisited» // International Affairs, 64:3 (1988)
- Michael H. Coles, «Suez, 1956. A Successful Naval Operation Compromised by Inept Political Leadership» // Naval War College Review, Autumn 2006, Vol. 59, No. 4
Комментарии к данной статье отключены.