23 декабря исполнилось 100 лет человеку-легенде советской и российской авиации Василию Васильевичу Решетникову. Вся жизнь Василия Васильевича связана с Дальней авиацией. После окончания в 1938 году Ворошиловградской военной авиационной школы лётчиков он попал в полк скоростных бомбардировщиков, затем служил инструктором в 164-м резервном авиационном полку в Воронеже. С декабря 1941 года на фронте в составе 751-го авиационного полка дальнего действия, летал на бомбардировщике Ил-4. За время войны совершил 307 боевых вылетов, в том числе на Берлин, Данциг и Кёнигсберг. Его дважды сбивали, но он успешно возвращался к своим. 27 июля 1943 года командир эскадрильи гвардии капитан Решетников был удостоен звания Героя Советского Союза.
После войны Василий Васильевич занимал различные командные должности, а в 1969 году стал командующим Дальней авиацией Советского Союза. На этой должности он принимал непосредственное участие в создании и принятии на вооружение стратегических ракетоносцев дальнего действия Ту-22М и Ту-160. С 1981 по 1986 гг. был заместителем Главнокомандующего ВВС СССР.
После выхода в отставку в звании генерал-полковника авиации Василий Васильевич продолжил активно заниматься общественной жизнью, писать мемуары и книги. В своих воспоминаниях Василий Васильевич в живой и увлекательной форме подробно рассказывает не только о своём участии в Великой Отечественной войне, но и о послевоенной службе, об известных людях, с которыми ему довелось встречаться и работать, о планах и операциях советской Дальней авиации в период Холодной войны, разработке самолётов, которые до сих пор составляют основу российских стратегических воздушно-космических сил.
Действия советской Дальней авиации в годы Второй мировой войны неизбежно находятся в тени стратегических бомбардировочных сил США и Великобритании. В самом деле, Советский Союз не мог похвастаться армадами «Летающих крепостей» и «Ланкастеров», которые стирали с лица земли целые города. Тем не менее, советская бомбардировочная авиация действовала в военные годы весьма активно и добилась серьёзных успехов. Это был отдельный род ВВС, напрямую подчинённый Ставке Верховного Главнокомандования, с 1942 года планомерно использовавшийся для решения стратегических задач в ближнем и дальнем тылу противника — от бомбардировок важных объектов до поддержки партизан.
В годы войны советская Дальняя авиация совершила около 194 000 боевых и более 7000 транспортных вылетов. Среди операций советских лётчиков — рейды в дальний тыл противника, бомбардировки Берлина, Кёнигсберга, Данцига и других неприятельских и оккупированных городов. С 1943 года и до последних дней войны «дальники» обеспечивали все стратегические наступательные операции Красной армии. 273 пилота дальних бомбардировщиков стали Героями Советского Союза, из них шестеро — дважды.
К столетнему юбилею легендарного лётчика московское издательство «Яуза» подготовило отличный подарок как самому герою, так и всем, кто интересуется историей военно-воздушных сил СССР. Под одной обложкой переизданы обе книги воспоминаний Василия Васильевича: «Что было — то было» и «Избранники времени». Получившийся толстый том в 672 страницы — безусловный must read для каждого любителя качественных военно-исторических мемуаров.
Ветеран начинает свои воспоминания с рассказа о том, как он пришёл в бомбардировочную авиацию в предвоенные годы. Василий Решетников был среди пилотов, которые первыми в 1939-1940 годах осваивали дальний бомбардировщик Ил-4 (ДБ-3Ф), позднее ставший «рабочей лошадкой» Дальней авиации. Подробный рассказ о знакомстве с боевой машиной, с которой окажется связана фронтовая судьба автора, интересен и познавателен сам по себе:
«Предстояло перевооружение на самолёты «ДБ-3». Этот ильюшинский дальний бомбардировщик прославился, особенно в руках В.К. Коккинаки, не только дальними перелётами и рекордами поднятия грузов на высоту, но даже «мёртвыми петлями», которые крутил Владимир Константинович на этой тяжёлой двухмоторной машине над праздничным Тушинским аэродромом, ввергая в восторг и оцепенение всех, кто видел это небывалое зрелище. Летать на такой машине — выше мечты, казалось, и быть не могло».
Василий Васильевич подробно рассказывает о драматичных событиях Великой Отечественной войны, в которых ему довелось принять участие. Ярко, увлекательно, с многочисленными подробностями и интереснейшими деталями в воспоминаниях показана боевая работа пилота бомбардировщика. Подвиги и жертвы лётчиков бомбардировочной авиации, увы, незаслуженно остаются в тени широко разрекламированных асов-истребителей, в связи с чем переиздание мемуаров Решетникова смело можно назвать важным вкладом в восстановление исторической справедливости:
«Впереди слева виден Штеттин. Он бьёт крупным калибром, и мы обходим его стороной. Последняя прямая. Город ещё далеко, но в ночной дымке возникает как призрак сплошная стена мерцающих точек огня и белая шевелящаяся щетина прожекторных лучей. Их там более двухсот. Снаряды рвутся на высоте полёта. Как войти туда? Кто-то уже запутался в прожекторах, то, кажется, падает, то выравнивает машину. Она в лучах извивается и сверкает как звездочка. И туда, будто в мишень, норовя в «десятку», садят и садят тяжёлые фугасы. Но этот, кажется, вырвался».
Большой интерес представляют описанные Решетниковым послевоенные перипетии его карьеры в ВВС, включая пребывание на должности командующего Дальней авиацией. Читателя ждёт погружение в тонкости внутренней и внешней политики СССР в годы Холодной войны. Приводится множество любопытных подробностей о развитии советской военной авиатехники в послевоенный период, о гонке вооружений с США и другими странами НАТО, об интригах в советском военно-промышленном комплексе.
Воспоминания написаны живо, литературно и читаются с большим интересом. В то же время Решетников даёт честную и непредвзятую картину пережитого им и его боевыми товарищами не только в годы Великой Отечественной, но и в послевоенные десятилетия. Спокойный, объективный тон повествования в сочетании с ценнейшими фактами делает новую книгу издательства «Яуза» одними из самых интересных мемуаров лётчиков-участников Второй мировой войны.
Приобрести книгу можно, перейдя по ссылке: https://www.labirint.ru/books/727914/
Скачать электронную версию книги можно тут: https://www.litres.ru/vasiliy-reshetnikov/chto-bylo-to-bylo-izbranniki-vremeni/
Комментарии к данной статье отключены.