Окончание Второй мировой войны означало не только разгром Германии, но и тот факт, что немецкие наработки попали в руки союзников по антигитлеровской коалиции. Развернулась настоящая охота как за трофеями, так и конструкторами немецкого вооружения и военной техники. В результате разным заинтересованным сторонам зачастую попадали в руки отдельные фрагменты информации. В полной мере это касается немецкого сверхтяжёлого танка Pz.Kpfw.Maus. Советский Союз заполучил оба построенных образца, а также часть документации, находившейся в Куммерсдорфе и Берлине. Англичанам и американцам досталась бо́льшая часть документации, а также некоторые предприятия, участвовавшие в этой программе. Наконец, им же достались и создатели самого тяжёлого танка в мире, включая Фердинанда Порше.
В плену иллюзий
Несмотря на то, что разведка союзников работала довольно эффективно, факт существования программы разработки сверхтяжёлого танка немцам удавалось скрывать до самого конца войны. Анализируя то, что периодически попадало в руки американской и британской разведки, можно с уверенностью говорить — никакой достоверной информацией они не получали. Особенно это касалось планов по выпуску танка. Например, англичане сами не догадывались, что летом 1943 года, разбомбив заводы Krupp в Эссене, фактически поставили на программе выпуска Pz.Kpfw.Maus крест.
Какая-то информация стала просачиваться наружу уже в 1944 году, когда первые образцы сверхтяжёлого танка были реализованы в металле. Впрочем, степень достоверности этой информации была довольно низкой. Источники информации были самыми разными — от военнопленных до информаторов из нейтральных государств. В результате к концу января 1945 года у британской военной разведки имелась целая плеяда различных боевых машин — какая из них была настоящей, оставалось только догадываться. Несколько из более чем десятка «обнаруженных» проектов носили имя Maus или Mauschen. Ещё один назывался Mammuth — поэтому возник слух, что первоначально машина называлась «Мамонтом», что не соответствует действительности. Всего же в своеобразный хит-парад сверхтяжёлых немецких проектов вошли такие боевые машины:
- «Танк обороны». Боевая масса — 120 т, толщина брони — 180 мм, планировался выпускаться на заводе Steyr в Австрии (завод Nibelungenwerk действительно принадлежал Steyr и имел отношение к Pz.Kpfw.Maus);
- Maus. Боевая масса — 70-75 т, дизельные двигатели, 105-мм орудие, подвеска «Тигра», разработан Порше, находится в Бёблингене;
- Maus. Боевая масса — 160 т, разработан Порше, находится на заводе Krupp;
- Maus. Боевая масса — 120 т, толщина брони — 350 мм, вооружение состоит из 1 пушки калибра 150 мм, 2 пушек калибра 105 мм, а также 3 пулемётов калибра 12 мм. Находится в Бёблингене;
- Maus, находится в Бёблингене, ввиду уничтожения производства выпуск планируется в Линце;
- Mauschen. Боевая масса — 100 т, орудие калибра 120 мм и выше, двигатель BMW, изготовлен на Alkett;
- Mauschen и Mammut, два новых тяжёлых танка с орудиями калибра не менее 150 мм;
- новый танк типа «Тигра» с круглой башней и 105-мм орудием;
- Adolf Hitler Panzer, вооружение состоит из 1 пушки калибра 88 мм в корпусе и 1 пушки калибра 88 мм в башне, а также пулемётов и 20-мм автоматической пушки. Расход топлива — 700-1000 л на 100 км;
- Eisener Ferdinand, неизвестный танк с орудием калибра не менее 180 мм;
- Eisener Ferdinand, или Starner Gustav, или Eisener Gustav, вооружение состоит из 220-мм гаубицы, 2 орудий калибра 75 мм, 6 пулемётов, 2 огнемётов, очень толстая броня, экипаж — 16-18 человек.
Фактически что-то похожее на правду имело место в первом и третьем случае, другой вопрос, что боевую массу 120 или 160 т имели предварительные проекты танка. Правдой было то, что танк находился в Бёблингене, а также то, что его разработкой руководил Фердинанд Порше. В целом же информация мало чем могла помочь, поскольку не несла ничего конкретного. Не сильно лучше ситуация обстояла и у других разведок, включая французскую. Впрочем, французам повезло больше. В архивной переписке нашлась информация о танке, который описал немецкий военнопленный. Этот доклад, датированный 5 января 1945 года, более подробен, чем британские данные:
«Следующие разведывательные данные получены военнопленным, капралом Панкрацом Цейсом из 551-й ремонтной танковой роты. Он 12 лет проработал автомехаником, работал на заводе “Мессершмитт”, ремонтировал танковые моторы, автомобильные двигатели, а также занимался обслуживанием военной техники.
С июня по 19 августа 1944 года он сопровождал работы по танковым агрегатам на заводе Nibelingenwerk. Также он хорошо изучил конструкции танков Pz.III и IV, а также последнюю модель танка Tiger II, который строился на этом заводе, но последнюю в ограниченном объёме.
Военнопленный узнал от танкистов некоторые детали конструкции секретного танка, находившегося в танковых казармах Бёблингена под Штутгартом. Характеристики танка следующие:
Название: Маус
Масса: 120 т
Бронирование: башня 350 мм, такая же толщина у надстройки и корпуса.
Остальные данные военнопленному неизвестны.
Вооружение:
150-мм пушка и 2 пушки калибра 105 мм
Три пулемёта калибра 12 мм в башне
Один пулемёт в корпусе
Используются обычные и транспортные гусеничные ленты
Съёмные катки для перевозки по железной дороге.
Разработка танка началась в марте 1943 года, но военнопленный не знает, как зовут главного конструктора»
Фактически капрал Цейс повторил информацию о той машине, что шла у англичан под номером 4, добавив некоторые подробности, часть из которых не имела отношения к реальности. Всё, что знала союзная разведка — это сам факт существования некоего мега-танка, разработанного Фердинандом Порше и находящегося в Бёблингене. Впрочем, советская разведка не знала на тот момент и этого.
Вершки и корешки
Под конец войны Бёблинген оказался в американской зоне оккупации, но там уже ничего не было. Ещё за полгода до окончания войны оба образца Pz.Kpfw.Maus оказались в Куммерсдорфе. В итоге обе машины (из них одна повреждённая, а вторая подорванная) стали советскими трофеями. Вместе с танками Красной армии досталось и много технической документации, сохранившейся как на Куммерсдорфском полигоне, так и в Берлине. Можно сказать, что советская сторона получила наиболее полный объём материалов. Вместе с тем, в Бёблингене до конца войны оставался Карл Фрёлих, специалист по подвеске. До самого конца войны он работал начальником мастерских в Бёблингене, где, собственно говоря, и дособирались оба танка.
Впрочем, англичане и американцы тоже не имели причин для грусти. Во-первых, в мае 1945 года им в руки попал коллектив Porsche K.G. во главе с самим Фердинандом Порше. Вместе с конструкторским бюро союзникам достался и его архив, содержавший исчерпывающую информацию по программе Pz.Kpfw.Maus. Во-вторых, в зонах оккупации союзников по антигитлеровской коалиции оказалась и часть предприятий, которые были задействованы в программе Pz.Kpfw.Maus. Прежде всего, это касалось Krupp, где изготовлялись корпуса и башни танка.
Стоит сразу отметить, что наибольшие сливки собрали англичане. В британской зоне оккупации оказался и Эссен (хотя изначально он находился в зоне действия американской 9-й армии), и Меппен, таким образом, им достался весь задел по корпусам и башням Pz.Kpfw.Maus. Помимо корпусов, англичане получили бо́льшую часть документации по танку, а также материалы по его разработке и испытаниям. Уже от англичан эти материалы позже попали в руки американцам и французам. Кроме того, французам достался Фердинанд Порше, который просидел во французской тюрьме 20 месяцев. Естественно, он там не сидел, сложа руки, так как был ценным источником информации, как по танкостроению, так и по автомобилестроению.
Всё это случилось потом, а реальный сбор информации начался уже в мае 1945 года, причём основную работу по данному вопросу вели англичане. Именно в их руки попал опытный образец другого немецкого сверхтяжёлого танка — E-100. Что же касается Pz.Kpfw.Maus, то поначалу изучение пришлось вести на основании материалов, доставшимся англичанам на текущий момент. Первым делом они заглянули на полигон Krupp, располагавшийся в Меппене. Там оказались сваренные корпуса с номерами 4-6, а также три башни. Кроме того, неподалёку от корпусов нашлась одна спаренная установка 128-мм пушки 12,8 cm KwK 44 (Maus) и 75-мм пушки KwK 44.
Помимо этого, в здании полигона сохранилось некоторое количество документов, связанных со сверхтяжёлым танком. Согласно им, спаренная установка орудий была направлена в Меппен в ноябре 1943 года. Как раз в ходе изучения документов в Меппене и родился миф о том, что Pz.Kpfw.Maus изначально назывался Mammut. Один из инженеров полигона поделился информацией, что Pz.Kpfw.Maus был разработан Фердинандом Порше весной 1942 года и позже выпущен на Krupp. Именно этот инженер сообщил, что в то время танк именовался Mammut. К реальности данная информация не имеет отношения, тем не менее, она попала в документы, которые затем стали основанием для заблуждений исследователей. Этот же инженер «поделился» недостоверной информацией о том, что Pz.Kpfw.Maus якобы испытывался в Линце.
Главная проблема заключалась в том, что среди документов, обнаруженных в Меппене, точной информации по танку не было, поэтому какую-то информацию можно было почерпнуть либо у сотрудников полигона, либо изучая корпуса. По этой причине первый британский отчёт по немецкому сверхтяжёлому танку оказался крайне условным. Например, подсчёт боевой массы, по отрывочным сведениям, получился далёким от истины — англичане насчитали аж 214 т. Весьма условным оказался и эскиз танка, где хоть как-то похожи на себя лишь общие пропорции корпуса с башней. Тем не менее, этот документ и отчёт, датированный 22 мая 1945 года, стали одними из источников для исследователей и, соответственно, источником для заблуждений.
Примерно в то же время, когда шло изучение материалов на полигоне в Меппене, другая группа работала непосредственно на заводах Krupp. В Эссен, помимо англичан, прибыли американские специалисты. Интересно, что в докладе американской команды технической разведки под командованием капитана Филдинга указываются 2 корпуса и 3 башни. Между тем, анализ фотографий чётко говорит о том, что и корпусов, и башен имелось по 3 штуки. На двух корпусах лежало две башни, включая башню 351452. Отдельно стояли корпус 351453 и ещё одна башня (судя по маркировке T4, это башня 351454). Таким образом, в заделе имелось 6 корпусов и 6 башен.
Информации на заводе оказалось ничуть не больше, чем в Меппене. Поэтому отчёт, датированный 29 мая 1945 года, оказался ещё более скудным. Всё, что могли сделать американские специалисты — это опросить работников завода и провести измерения корпусов с башнями. Кстати, американцы отметили сходство башни Pz.Kpfw.Maus и башни Pz.Kpfw.Tiger Ausf.B. Сами того не зная, они попали в точку. Дело в том, что Krupp при проектировании башен обоих танков ориентировался на башню Т-34, так что ряд элементов у них был схожим. Недостаток информации вносил неточности и в определение массы танка. Заводские инженеры говорили о 150 тоннах, в то время как американские специалисты считали, что реальная масса составляет около 200 т. Истина оказалась ближе к американской версии.
Впрочем, недостаток информации оказался недолгим. Как уже говорилось выше, в мае 1945 года союзникам по антигитлеровской коалиции досталось фактически всё КБ Porsche K.G., а также большой объём технической документации. Как раз больше всего её оказалось по Pz.Kpfw.Maus. Чтобы не повторяться, аккумулировать собранную информацию стала британская разведка. Результатом стал более чем 400-страничный отчёт о деятельности Porsche K.G. за годы войны. Непосредственно Pz.Kpfw.Maus в нём было уделено более 180 станиц.
Благодаря большому объёму информации подполковнику Ривсу из Министерства снабжения удалось собрать исчерпывающую информацию по танку. Правда, имелись некоторые моменты, которые следует уточнить. Во-первых, исчерпывающей стала информация по шасси танка. Что же касается башни, то данных по ней оказалось мало — связано это с тем, что Porsche K.G. проектировало шасси, а вот башней и вооружением занимался Krupp. Во-вторых, среди имевшейся информации попадались и материалы по более ранним вариантам танка, а также эскизы «переходной» башни с дальномером, датированной осенью 1943 года. При этом башня Maus II в отчёт не попала, поскольку, как уже говорилось, она разрабатывалась на Krupp.
Подготовленный англичанами отчёт передали и американской стороне. Интересно, что до сих пор этот отчёт, она из копий которого хранится в американском военном архиве NARA, в полном виде не публиковался. Он снимает многие вопросы с точки зрения конструктивных особенностей данного танка. Что же касается задела по корпусам и башням, то их, в отличие от E-100, никто забирать не стал, а позже отправили на переплавку. И только в конце 80-х годов, когда пал «Железный занавес», неожиданно выяснилось, что в подмосковной Кубинке находится танк, собранный из двух.
Источники и литература:
- US NARA
- CAAPC
- Panzer Tracts No. 6-3 — Schwere-Panzerkampfwagen Maus and E 100 development and production from 1942 to 1945, Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle, Panzer Tracts, 2008, ISBN 0-9815382-3
- Kampfpanzer Maus: Der überschwere Panzer Porsche Typ 205, Michael Fröhlich, Motorbuch verlag, 2013, ISBN 978-3613035485
- Special Panzer Variants: Development — Production – Operations, Walter J. Spielberger, Hilary L. Doyle, Schiffer Publishing, 2007
Комментарии к данной статье отключены.