История создания сверхтяжёлого танка Pz.Kpfw. Maus, несмотря на популярность темы, всё ещё изобилует белыми пятнами. Наименее изученной остаётся начальная стадия разработки, которая охватывает временной период с марта 1942 года до начала 1943-го. За это время исходный проект танка, имевшего заводской индекс Typ 205, поменялся радикально. Неизменными остались, по сути, только заводской индекс и идея электрической трансмиссии. Благодаря свежим публикациям и архивным исследованиям удалось в значительной степени приоткрыть завесу тайны над этим проектом.
«Мышь» 100-тонного класса
После поражения Франции в июне 1940 года немцы получили доступ к материалам тамошних конструкторов, включая полноразмерные макеты по программе сверхтяжёлых танков. До этой стадии дошли работы по проектам FCM F1 и ARL Tracteur C. На их фоне разрабатывавшийся с января 1939 года немецкий тяжёлый танк VK 65.01 (он же Pz.Kpfw.VII) выглядел явно устаревшим. Не исключено, что именно это стало причиной отмены в октябре 1940 года постройки его прототипа из неброневой стали.
Но на этом работа конструкторов не остановилась. Под тем же индексом (Pz.Kpfw.VII) началась разработка ещё более мощной машины. Похоже, что именно этот танк и попал в спецсообщение Разведуправления Генерального штаба Красной Армии о направлении развития вооружённых сил Германии, датированном 11 марта 1941 года. Именно это донесение стало причиной начала разработки танков КВ-3, КВ-4, КВ-5 и А-44, а также серьёзной перетряски по другим направлениям. Масса в 90 тонн, указанная в сообщении, вполне укладывается в более поздние данные по машине, известной также как VK 70.01. На ней действительно «прописалась» 105-мм пушка, а её боевая масса ограничивалась 90 тоннами (лимит по имевшимся в наличии у немцев железнодорожным платформам).
Лишним подтверждением тому, что история VK 70.01 началась значительно раньше осени 1941 года, служит переписка с концерном Krupp относительно ещё более мощной пушки калибра 149 мм для нового танка, которая началась не позднее апреля. Позже та же самая пушка, имевшая длину ствола 40 калибров, «всплывает» уже в ноябре 1941 года. Таким образом, «тяжёлый танк тип VII» отнюдь не являлся дезинформацией, которую якобы «скормили» советской разведке.
Машина, о которой шла речь в сводке советской разведки, была совсем не похожа на достаточно хорошо известный VK 70.01. Корпус и башня с рациональными углами наклона появились лишь в конце 1941 года, после близкого знакомства немцев с Т-34. Несмотря на обозначенный в индексе 70-тонный весовой класс, реально масса VK 70.01 «гуляла» от 70 до 90 тонн.
Похожим образом дело обстояло и с вооружением. «Каноничный» образец VK 70.01 датирован концом января 1942 года, а уже в начале марта 1942 года проект разделился. Появился проект VK 72.01, на котором предполагалось установить либо 105-мм 70-калиберную пушку, либо 149-мм пушку с длиной ствола 35 калибров.
Одновременно Krupp получил задание на изготовление другой машины, 100-тонного класса, «не позднее весны 1943 года». Это деление, впрочем, было достаточно условным, поскольку позже эта же машина стала называться Pz.Kpfw.VII (Löwe). Уже в апреле её масса «вернулась» к 90 тоннам, а в мае пушка 15 cm KwK L/40 стала основным вооружением проектируемого танка. Кроме того, Krupp прорабатывал вариант этого танка с кормовым размещением башни. Судя по дальнейшим событиям, на 90 тоннах конструкторы не остановились бы и 100-тонную планку могли взять ещё в июне 1942 года. Но в марте у «Льва» появился крайне опасный конкурент. Предыстория его была такова.
В сентябре 1939 года была создана танковая комиссия (Panzerkomission), которая действовала независимо от 6-го Управления Вооружений. Возглавил её Фердинанд Порше. Порше создал конгломерат во главе c фирмой Porsche K.G., отвечавшей за концептуальную разработку. В кооперации с ней находились Steyr-Daimler-Puch, Friedrich Krupp AG, Siemens-Schuckert AG, Škoda и Nibelungenwerk, которые отвечали, соответственно, за силовую установку, корпус, электронику, подвеску и окончательную сборку. Вот этому конгломерату 22 марта 1942 года и поручили разработку ещё одного танка 100-тонного класса. Проект получил индекс VK 100.01.
Согласно предварительной спецификации, танк 100-тонного класса должен был иметь пушку 15 cm KwK L/40 с боезапасом не менее 100 выстрелов. Часть боезапаса должна была размещаться в кормовой нише башни. Изначально предполагалось, что выстрел будет раздельным, но к переписке по башне, датированной 18 апреля 1942 года, прилагался уже эскиз унитарного выстрела. Общая длина выстрела составляла 1,6 метра, а масса – 57,4 кг, из которых 34 кг приходилось на снаряд. И это ещё его облегчили: изначально брался боеприпас от орудия 15 cm K18, который весил 43 кг. Начальная скорость снаряда такового орудия оценивалась в 875 м/с, а скорострельность достаточно оптимистично указывалась на уровне 4–5 выстрелов в минуту. В качестве альтернативы предполагалась пушка 12,8 cm KwK L/50 с массой снаряда 29,3 кг и начальной скоростью снаряда 810 м/с. Проектирование башни для VK 100.01 предполагалось закончить к 15 мая.
Спорные инновации
К указанной дате в конструкции танка появились очередные изменения. Во-первых, длина ствола 149-мм пушки сократилась до 37 калибров, а начальная скорость снаряда – до 750 м/с. Длина унитарного боеприпаса уменьшилась до 1530 мм, зато масса, в виду возврата к снаряду от K18, увеличилась до 69 кг. Во-вторых, длину 128-мм пушки в 50 калибров Гитлер, лично курировавший проект, посчитал недостаточной. Её было предложено увеличить либо до 60, либо вообще до 70 калибров. Наконец, на совещании 13 мая Гитлер предположил, что и масса в 100 тонн может быть недостаточной, так что весовую планку приподняли до 120 тонн. Стоит отметить, что Гитлер всеми силами старался форсировать работы по сверхтяжёлому танку. По оценкам немецкой разведки, появление новых советских тяжёлых танков ожидалось уже к весне 1943 года.
Примерно в это же время произошла смена обозначения проекта. С этим связан миф, согласно которому изначально проект именовался Mammut, то есть «мамонт». Датой появления этого названия указывается 21 мая 1942 года. То, что такая информация не соответствует действительности, легко можно определить по документам Бундесархива. Уже 18 мая в переписке указывается обозначение Maus, а с лета 1942 года в переписке как минимум единожды танк называется Mäuschen, то есть «мышонок».
Что же касается Mammut, то такой индекс всё-таки нашёлся, но совсем в другом месте. А именно – в донесениях английской разведки, датированных 29 января 1945 года. Получены эти данные были от немецких военнопленных, причём под этим индексом указывалось сразу два разных танка. Среди «найденных» подобным образом английской разведкой танков фигурировал, например, и экзотический Adolf Hitler Panzer с двумя 88-мм пушками, причём одна находилась в корпусе, а вторая – в башне. Одним словом, название Mammut к реальности никакого отношения не имело.
4 июня 1942 года Porsche K.G. представила Гитлеру эскизный проект с чертёжным номером K 3381. На чертеже, обозначенном как «проект тяжёлого танка», Фердинанд Порше и его команда показали своё видение конкурента Pz.Kpfw. Löwe. Боевая масса машины должна была составить порядка 120 тонн. На внешний вид танка наложили свой отпечаток жёсткие габариты по ширине и неприятие Порше идеи с транспортными гусеницами. Башню проектировал Krupp, что тоже повлияло на облик машины.
Сверхтяжёлый танк от Porsche K.G. несколько напоминал Pz.Kpfw. Löwe. В отличие от более поздних конструкций, это была машина с классической компоновкой, где башня размещалась по центру корпуса. Корпус получился на полметра длиннее Pz.Kpfw. Löwe в конфигурации мая 1942 года (8331 и 7740 мм соответственно), но при этом общая длина оказалась даже чуть меньше (10 620 и 10 760 мм). Общая высота танка достигала 3,3 метра, а ширина – 3,45 метра.
Увидев этот проект, Гитлер согласился, что новый танк будет «мобильной крепостью». Связано это утверждение было не только с размерами машины. Для нового танка Porsche K.G. разработала 16-циллиндровый V-образный дизельный двигатель Porsche воздушного охлаждения. С этим мотором максимальная скорость машины оценивалась всего в 20 км/ч. Мотор был соединён с генератором, который передавал энергию на электромоторы, располагавшиеся в кормовой части корпуса.
В виду большой массы танк получил громоздкую ходовую часть. Использовались двухкатковые тележки с торсионной подвеской от тяжёлого танка Typ 101 (VK 4501), которые крепились к экранам и бортам корпуса. Всего на борт планировалось устанавливать по 6 тележек. Надо сказать, что обслуживание такой конструкции было бы крайне непростым занятием. Подобная двухслойная конструкция понадобилась в виду того, что ширина гусениц составляла около метра. В итоге отделение управления, где находились механик-водитель и радист, получилось довольно узким. Помимо всего прочего, люки инженеры Porsche K.G. разнесли сильно вбок, так что залезать в танк и вылезать из него было не самым лёгким занятием.
Из 120 тонн боевой массы танка 23 тонны приходилось на башню. В ней, к слову, было куда больше черт от Pz.Kpfw. Löwe , вплоть до орудийной маски, почти один в один повторявшей конструкцию более лёгкого конкурента. В башне устанавливалась 149-мм пушка длиной 37 калибров, имевшая массивный дульный тормоз. Помимо пушки, в башне находилось 30 унитарных выстрелов. Ещё 36 выстрелов было размещено в корпусе. Ответ на вопрос, как их оттуда планировалось доставать, представляется крайне интересным.
Рассмотрев проект, Гитлер в общем и целом с ним согласился, но предложил подумать над усилением бронирования, а заодно и над защитой от вражеской пехоты. Дело в том, что ни о каком пулемёте в проекте речь пока не шла. Конструкторы Porsche и Krupp подумали, и в результате 17 июня 1942 года появился эскизный проект K.3382. На нём, к слову, присутствует слово Maus. Взглянув на него 23 июня, Гитлер от идеи защиты от пехоты отказался сам, решив, что для этой цели лучше будет пустить в качестве поддержки отдельные танки с 75-мм короткоствольными орудиями.
Это и немудрено, поскольку иначе, как пагодой, переработанный Typ 205 и не назовешь. Недолго думая, инженеры Krupp взгромоздили на основную башню ещё одну, поменьше, оснащённую 75-мм 24-калиберной пушкой вроде той, что ставилась на Pz.Kpfw.IV. В итоге танк подрос в высоту почти до 4 метров. Заодно был немного переделан корпус, а также усилена броня. Масса выросла до 140 тонн. Кроме того, в качестве альтернативы для основного вооружения была предложена 105-мм пушка с длиной ствола 70 калибров. Гитлеру она понравилась больше, поскольку имела более высокую скорострельность.
Хотя разработанную командой Порше концепцию Гитлер в принципе одобрил, в текущем виде танк, даже с возвращением к исходной конфигурации и усилением брони, его не устраивал. Требовалось больше брони, а это влекло за собой рост массы, и, как следствие, полное перепроектирование танка. Заодно оказался не у дел и проект Pz.Kpfw. Löwe, который окончательно был отменён 20 июля 1942 года.
Эта песня хороша, начинай сначала
25 июня 1942 года Krupp представил первый эскизный проект полностью переработанной башни. Спустя почти месяц, 17 июля, между 6-м Управлением вооружений и Krupp был подписан контракт за номером SS 006–4467/42 о разработке этой башни для Pz.Kpfw.Maus. От установки в башню пушку калибра 128 или 105 мм на этапе проектирования решили отказаться, сконцентрировавшись на калибре 149 мм. Длину ствола сократили до 31 калибра, что примерно соответствовало длине ствола гаубиц семейства sFH 18. Пушка, получившая индекс 15 cm KwK L/31, имела унитарное заряжание.
Тем не менее, орудие 15 cm KwK L/37 продолжало присутствовать в переписке вплоть до марта 1943 года. Со 149-мм пушкой была спарена 75-мм пушка с длиной ствола 24 калибра, которая предназначалась для борьбы с пехотой и легкобронированными целями. Толщина лобовой части башни составляла 250 мм, бортов и кормы 200 мм, крыши 80 мм. Общая масса башни составила 57 тонн, включая вес 25 снарядов калибра 149 мм и 50 снарядов калибра 75 мм.
Несмотря на то что Krupp при проектировании башни делал ставку на орудие 15 cm KwK L/31, проект Porsche K.G. предусматривал использование пушек, предложенных в июньских требованиях. На танк планировали установить либо 15 cm KwK L/37, либо 12,8 cm KwK. Оба варианта вооружения предусматривали размещение части боекомплекта в башне, остальной боезапас размещался в нишах надгусеничных полок. Разместить боекомплект в 100 выстрелов к пушке главного калибра, как этого требовал Гитлер, не удалось ни для одного из орудий. По состоянию на октябрь 1942 года проектная масса башни вместе с вооружением оценивалась в 47 тонн.
Переработанный проект Pz.Kpfw. Maus был впервые представлен Порше 5 октября 1942 года. К 28 октября был подготовлен чертёж под номером K 3384. Масса, по сравнению с машиной конца июня, увеличилась не очень сильно – «всего» на 10 тонн. Зато внешний вид преобразился почти до неузнаваемости. Поскольку новая башня имела больший диаметр погона, от рациональных углов наклона бортов пришлось отказаться. Корпус стал больше напоминать коробку со скошенной носовой и кормовой частью. Существенным нововведением стало появление курсовой пулемётной установки. Из-за увеличения длины корпуса и роста массы количество тележек на борт выросло до 8. Для упрощения обслуживания от одной широкой гусеничной ленты на борт оказались в пользу двух узких по типу тех, что ставились на VK 40.01₽.
Проект предлагался в двух вариантах. Первый из них, получивший заводское обозначение Typ 205A, в качестве силовой установки получал 12-циллиндровый V-образный дизельный двигатель Daimler-Benz объёмом 42,4 литра с водяным охлаждением, развивавший мощность 1000 л.с. при 2400 об/мин. Второй вариант, получивший индекс Typ 205B, в качестве силовой установки получал двигатель Typ 141 разработки самой Porsche K.G. Этот двигатель представлял собой 18-циллиндровый дизель воздушного охлаждения объёмом 41,5 литра, развивавший мощность 780 л.с. при 2400 об/мин.
Решение параллельно запустить сразу два проекта было продиктовано желанием подстраховаться в случае неудачи с разработкой одной из силовых установок. Впрочем, уже в ноябре в качестве основной силовой установки стал рассматриваться авиационный двигатель Daimler-Benz 603. За счёт использования компрессора ожидалось повышение его мощности до 1500 л.с.
Такое усиление мощности было продиктовано тем, что в виду требований усиления брони масса танка составила теперь почти 170 тонн. Понимая, что при таком росте массы очередных переделок не избежать, Порше запросил разрешения снизить толщину брони башни на 10%. Благодаря этому массу башни удалось снизить до 43 тонн. В начале ноября 1942 года танк был в очередной раз переработан. К 14 числу был подготовлен чертёж K 3385, где башня оказалась в кормовой части корпуса. К слову, похожие метаморфозы в то же самое время проходили и с тяжёлым танком Porsche Typ 180 (VK 45.01(Р )).
С 1 по 3 декабря 1942 года переработанный проект танка рассматривался комиссией во главе с Гитлером. Машину, наконец, утвердили, но с массой оговорок, связанных с вооружением и рядом других переделок. На повестке дня снова всплыла пушка калибра 128 мм. Утверждение Pz.Kpfw. Maus поставило крест на конкурирующем проекте Tiger-Maus, который прорабатывал Krupp. Работы по этой машине закрыли 15 декабря. Что же касается Pz.Kpfw. Maus, то его очередная реинкарнация была представлена 1 января 1943 года (чертеж K 3387). Башня стала более простой по форме, изменилась командирская башенка, которую сместили назад. Исчез люк заряжающего. Спаренную 75-мм пушку заменили на другую, более длинную (позже пушка получила индекс 7.5 cm KwK 44 L/36). Изменился и корпус, но на сей раз незначительно.
Спустя буквально неделю после появления чертежа K 3387 проект в очередной раз подвергся переделке. К весне 1943 года он был значительно переработан. Тем не менее, танк по чертежу от 1 января 1943 года, с некоторыми изменениями, изготовили, и он даже ездил. Правда, речь идёт о модели в масштабе 1:5, которая управлялась по проводам. Эту модель показали 14 мая Гитлеру. Одновременно состоялся показ макета в масштабе 1:1. Впрочем, это уже был другой танк, более тяжёлый и очень похожий на тот, который в итоге построили в металле.
Литература и источники:
- BAMA (Bundesarchiv)
- Panzer Tracts No. 6–3 — Schwere-Panzerkampfwagen Maus and E 100 development and production from 1942 to 1945, Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle, Panzer Tracts, 2008, ISBN 0–9815382–3–1
- Special Panzer Variants: Development — Production – Operations, Walter J. Spielberger, Hilary L. Doyle, Schiffer Publishing, 2007
- Kampfpanzer Maus: Der überschwere Panzer Porsche Typ 205, Michael Fröhlich, Motorbuch verlag, 2013, ISBN 978–3613035485
Комментарии к данной статье отключены.