«Лишняя» и «ненужная» — такими эпитетами наделили эксперты 15-см гаубицу vz. 25. Разработанная в середине 20-х годов, она успела морально устареть уже к началу следующего десятилетия. Тем не менее это орудие было выпущено в трёх с половиной сотнях экземпляров и, как и многие другие чехословацкие артсистемы, активно применялось Германией во Второй мировой войне.
Основным типом тяжёлой полевой гаубицы, состоявшим на вооружении чехословацкой армии в первые годы независимости, являлась бывшая австро-венгерская 15-см гаубица М 14/16. Орудие, получившее чехословацкое обозначение vz. 14/16, было детищем фирмы «Шкода» (как и большинство артсистем двуединой монархии). В принципе, эта гаубица считалась неплохой — для условий позиционной войны. Однако чехословацкие военные, исходя из опыта боевых действий на территории Словакии в 1919 году, где пришлось отражать агрессию Венгерской советской республики, с этим не согласились. Они считали, что дальность стрельбы vz. 14/16 (8000 м) недостаточна для манёвренных боевых действий.
Попробуем модернизировать!
«Шкода» не сидела, сложа руки, и уже в 1919 году начала проработку возможной модернизации 15-см гаубицы. При этом учитывался опыт подобной модернизации 10-см гаубиц М 14 и М 16, итогом которой стало создание довольно удачных артсистем vz. 14/19 и vz. 16/19. Переделка 10-см гаубиц состояла в увеличении длины ствола и усилении лафета. Подобным образом попытались поступить и с 15-см гаубицей. С одной стороны, такое решение позволяло сэкономить время и ресурсы, но с другой — конструкция орудия оставалась консервативной, с однобрусным лафетом и приспособленным только для конной тяги колёсным ходом. Эти издержки сочли вполне приемлемыми, ведь конструкция лафетов с раздвижными станинами ещё только отрабатывалась и считалась ненадёжной, а конные упряжки были единственным видом тяги в артиллерии пехотных дивизиях европейских государств. Замены артиллерийским лошадям пока не предвиделось ввиду дороговизны тягачей того времени и их неспособности двигаться вне дорог.
Опытный образец модернизированной 15-см гаубицы, получивший обозначение vz. 14/20, был готов в 1922 году. Он получил новый ствол увеличенной на 4 калибра (60 см) длины. В итоге дальность стрельбы возросла до вполне приличных 11 000 м. Увеличилась и сила отдачи, что вызвало необходимость усиления лафета. Также были усовершенствованы уравновешивающее устройство и люлька.
Гаубица vz. 14/20 прошла обширные испытания возкой и стрельбой, но их результаты оказались разочаровывающими. Кучность стрельбы была неудовлетворительной, а конструкция лафета — слишком слабой. Стало очевидно, что подход, применённый при модернизации более лёгких артсистем, для 15-см гаубицы не годится. Следовало доработать ствол и создать новый лафет, а это означало создание нового орудия.
Образец 1925 года
Для повышения кучности конструкторы «Шкоды» доработали ствол, заменив постоянную крутизну нарезов на прогрессивную (42 правосторонних нареза). Новый лафет остался однобрусным, но получил полностью переделанную люльку и большой щит толщиной 4,7 мм, ставший характерной отличительной чертой гаубицы. Колёсный ход, как и в предыдущих образцах, допускал транспортировку лишь конной тягой. Возка была раздельной: лафет с передком и ствольная повозка транспортировались при помощи шестиконных упряжек.
Диапазон углов наводки нового орудия соответствовал гаубице vz. 14: от −5 до +70º в вертикальной плоскости, и 7º — в горизонтальной. А вот масса орудия в боевом положении возросла на восемь центнеров: с 2930 до 3740 кг. Это стало вполне приемлемой платой за увеличенную в полтора раза дальность стрельбы — 11 800 м против 8000. Боекомплект орудия состоял из двух типов фугасных снарядов — обычного и с взрывателем с замедлением (массой 42 кг). Орудие имело раздельное заряжание.
Новая гаубица, проходившая в заводских документах как vzor 24, прошла обширные испытания в течение 1924 года. По их итогам орудие приняли на вооружение, но присвоили обозначение уже по следующему году: 15 cm hrubá houfnice vz. 25.
Первый заказ на гаубицы vz. 25 составил 69 единиц. 49 из них поступили в войска уже в 1925 году. В следующем году армия получила 37 гаубиц vz. 25 — первый контракт был выполнен, и начались поставки по новому заказу. В дальнейшем «Шкода» сдавала армии по два-три десятка таких гаубиц ежегодно — фирма не стремилась форсировать производство, чтобы загрузить свои мощности на более длительный период в условиях отсутствия крупных заказов. Лишь «под занавес» производство несколько оживилось: в 1932 году армия получила 57 гаубиц, в 1933-м — 36. Выпустив четыре последних орудия в 1934 году, «Шкода» завершила производство гаубиц vz. 25. В общей сложности чехословацкая армия получила 340 таких орудий. Экспортных заказов на них получить не удалось.
Служба и боевое применение
Прежде всего, стоит сказать несколько слов о чехословацкой терминологии. 15-см гаубицы vz. 25, vz. 14/16, новые vz. 37, а также 10,5-см пушки относились к крупнокалиберным орудиям (hrubá děla). 15-см гаубицы vz. 15 и все орудия более крупных калибров числились тяжёлыми (těžke dělá).
В армии Чехословакии к началу 30-х годов орудие vz. 25 стало основным типом крупнокалиберной полевой гаубицы, хотя в частях всё ещё продолжалась эксплуатация гаубиц vz. 14/16. Гаубицы vz. 25 находились на вооружении вторых дивизионов полков крупнокалиберной артиллерии. Таких полков было 12 (от 101-го до 112-го). Десять из них подчинялись дивизиям, а два относились к частям центрального подчинения.
Итак, гаубицами vz. 25 вооружили 12 дивизионов по 12 орудий — то есть в частях находились 144 артсистемы этого типа. Остальные почти две сотни гаубиц отправили в мобилизационный резерв.
Расчёт гаубицы vz. 25 состоял из девяти человек: наводчика, установщика, канонира, его помощника, заряжающего и четырёх подносчиков. Вспомогательное отделение включало семерых ездовых, а командовал всем этим командир расчёта – по-чешски delovod. Боевой эшелон четырёхорудийной батареи включал 8 шестиконных упряжек, 17 пароконных зарядных ящиков и 21 верховую лошадь. Численность личного состава батареи — 3 офицера и 150 унтер-офицеров и рядовых.
Служба в мирное время не изобиловала яркими событиями. Пожалуй, наиболее интересным эпизодом с участием гаубиц vz. 25 (из 101-го полка) стали испытания фортификационных объектов, проведённые в 1936 году на полигоне Миловице. Обстрелам подверглись лёгкие ДОТы vz. 36, а также различные типы противотанковых заграждений. Итоги испытаний оказались неутешительными для «заточенной» на оборону чехословацкой армии. Оказалось, что ДОТы не могут длительное время выдерживать обстрел 15-см гаубиц, а все типы испытанных противотанковых заграждений после обстрела такими орудиями становились проходимыми для танков. Военные сделали соответствующие выводы, приступив к разработке новых образцов ДОТов и заграждений.
В 1937 году полки крупнокалиберной артиллерии изъяли из состава дивизий, подчинив вновь сформированным корпусам. Тогда же в их составе сформировали третьи дивизионы, одновременно уменьшив количество орудий в батарее с четырёх до трёх. В ходе мобилизации в 1938 году на базе большинства полков крупнокалиберной артиллерии были развернуты вторые полки. Все гаубицы vz. 25 из мобзапасов выдали в войска.
Применить в бою свои гаубицы vz. 25 чехословацкой армии не довелось. В марте 1939 года вследствие немецкой оккупации вермахту достались 227 таких орудий, 26 запасных стволов и почти 290 000 снарядов. Гаубицу приняли на вооружение под обозначением 15 cm schwere Feldhaubitze 25(t), сокращённо — 15 cm sFH 25(t). Изделие «Шкоды» по сравнению со стандартной немецкой 15-см гаубицей sFH 18 имело на полтора километра меньшую дальность стрельбы и гораздо меньший диапазон углов горизонтального наведения (у немецкого орудия был лафет с раздвижными станинами). Вместе с тем, чехословацкая гаубица в боевом положении весила на треть меньше, чем sFH 18, поэтому sFH 25(t) вполне годилась на роль временной замены sFH 18 — до поставки необходимого их количества.
По состоянию на 1 сентября 1939 года вермахт располагал 219 орудиями sFH 25(t), однако в Польской кампании они не отметились. Наиболее широко гаубицы sFH 25(t) применялись в ходе блицкрига на Западе в мае-июне 1940 года. В частности, ими были вооружены тяжёлые дивизионы в артполках пехотных дивизий 6-й волны формирования — 81-й, 82-й, 83-й и 88-й. Впоследствии все они «отметились» на Восточном фронте.
В последние месяцы войны гаубицы sFH 25(t) применялись, в частности, в 1147-м, 1149-м и 1162-м стационарных артдивизионах. В марте 1945 года в вермахте числилось 67 таких орудий, из них 15 — на фронте.
113 гаубиц vz. 25 досталось Словакии. Это количество было явно избыточным для небольшой армии, и большинство орудий отправились на склад — лишь 36 единиц понадобились для укомплектования 12-го артполка. Эта часть в июле-августе 1941 года находилась в составе оккупационных войск на Западной Украине, но в боях не участвовала, и вскоре была возвращена на родину. В 1944 году армия Словакии располагала четырьмя дивизионами гаубиц vz. 25 (по 9 орудий), два из которых находились в составе 1-й и 2-й пехотных дивизий, а два являлись частями центрального подчинения. Когда 29 августа 1944 года началось Словацкое национальное восстание, матчасть всех этих дивизионов была захвачена немцами. Несколько экземпляров гаубиц vz. 25, взятых со складов, применялись восставшими в боях. В послевоенное время некоторое количество орудий vz. 25 оставалось на вооружении чехословацкой армии, но очень скоро было списано ввиду унификации вооружения.
Согласно меткому выражению одного из исследователей, гаубица vz. 25 являлась «старо-новым» орудием — то есть, физически новым, но морально устаревшим. Если в момент своего появления она превосходила аналогичные французские и британские образцы, то уже к началу 30-х годов успела устареть. Фирма «Шкода» с 1933 года производила на экспорт гораздо более современные 15-см гаубицы серии К — дальнобойные, с лафетами с раздвижными станинами и приспособленные для механической тяги. Более четырёх сотен таких орудий поставили в Турцию, Румынию и Югославию, а чехословацкая армия заказала новые гаубицы vz. 37 лишь в 1937 году.
Калибр, мм |
149,1 |
---|---|
Длина ствола, мм/калибров |
2700/18 |
Масса орудия в боевом положении, кг |
3740 |
Масса в походном положении, кг: |
|
лафетной повозки ствольной повозки |
3070 2920 |
Угол вертикальной наводки, град. |
-5, +70 |
Угол горизонтальной наводки, град. |
7 |
Масса снаряда, кг |
42 |
Максимальная начальная скорость снаряда, м/с |
450 |
Максимальная дальность стрельбы, м |
11 800 |
Скорострельность, выстр./мин |
3 |
Литература:
- Fidler J., Sluka V. Encyklopedie branné moci Republiky československé 1920-1938. — Praha: Libri, 2006
- Kliment С.K. Slovenská armáda 1939-1945. — Praha: Naše vojsko, 2003
- Kralický V. Československé dělostřelecké zbraně. — Praha: Naše vojsko, 1975
- Gander T., Chamberlain P. Enzyklopädie deutscher Waffen 1939-1945. — Motorbuch Verlag
- delostrelectvocsarmady1918-1939.estranky.cz
- forum.valka.cz
Комментарии к данной статье отключены.