В 1926 году рейхсвер заказал фирмам «Крупп» и «Рейнметалл» проекты 105-мм горной гаубицы. Последняя даже изготовила прототип, но полная реализация идеи была отложена на более отдалённую перспективу. Завершить создание горной гаубицы немцы решили лишь полтора десятилетия спустя.
С начала создания горных частей вермахта на их вооружении состоял лишь один класс специальных орудий — 75-мм пушки GebK 15 и GebG 36. Считалось, что этих орудий вполне хватит для непосредственной поддержки горных егерей, а задачи общей поддержки, контрбатарейной борьбы и разрушения полевых укреплений возлагались на обычные полевые артсистемы, введённые в штат полков горной артиллерии, — 105-мм гаубицы leFH 18 и 150-мм sFH 18. Однако опыт учений, проведённых накануне Второй мировой, а также Норвежской кампании наглядно показал, что полевые гаубицы неспособны эффективно сопровождать горные части. Пришлось вновь вернуться к идее создания специальной гаубицы, приспособленной для транспортировки в горных условиях.
В Германии был хорошо известен опыт «Шкоды» времён Первой мировой, приведший к созданию отличной 100-мм горной гаубицы Gebirgshaubitze M 16. Имелись и собственные наработки: во второй половине 20-х годов концерн «Рейнметалл» изготовил прототип довольно лёгкой (масса в боевом положении — 841 кг) 105-мм горной гаубицы со стволом длиной 15 калибров.
В конце 1940 года, почти сразу после начала поставок 75-мм горных пушек GebG 36, Управление вооружений заказало фирмам «Рейнметалл» и «Бёлер» проекты 105-мм горной гаубицы, способной вести огонь снарядами от leFH 18. Работам присвоили наивысший приоритет, и уже в 1941 году конкуренты представили на испытания прототипы орудий, причём «Рейнметалл» — сразу два образца, различавшихся конструкцией. Учитывая имевшийся опыт в создании горных артсистем, конструкторы «Рейнметалла» вполне могли рассчитывать на победу в конкурсе, но военные предпочли изделие «Бёлера» как более технологичное в изготовлении и менее материалоёмкое. К тому же, при одинаковых баллистических характеристиках «бёлеровская» гаубица была на пару десятков килограммов легче.
Орудие приняли на вооружение под обозначением 10,5 cm Gebirgshaubitze 40 (GebH 40). Серийная горная гаубица стоила немало — 54 850 рейхсмарок (в 4,5 раза дороже 105-мм гаубицы leFH 18). Даже 150-мм гаубица sFH18 была в полтора раза дешевле GebH 40! Трудоёмкость также была соответствующей: для изготовления GebH 40 требовалось 8500 человеко-часов, leFH 18 — всего 3200, а sFH18 — 5500. Можно только представить, сколько бы стоила горная гаубица «Рейнметалла», если изделие «Бёлера» было технологичнее неё.
Особенности конструкции
Ствол-моноблок гаубицы GebH 40 имел общую длину 3440 мм (34,5 калибра) и длину нарезной части 2870 мм. Внутри ствола имелось 32 нареза прогрессивной крутизны. Орудие снабжалось дульным тормозом реактивного типа. Затвор — горизонтальный клиновой. Затворный блок выполнен легкосъёмным.
Гидравлический тормоз отката расположен в люльке под стволом. У прототипа там же размещался и пружинный накатник, но в серийных гаубицах его расположили над стволом, закрыв цилиндрическим кожухом. Орудие имело регулируемую длину отката: при наибольшем угле возвышения она составляла 500 мм, при нулевом — 1250 мм.
Главным элементом нижнего лафета являлось массивное основание с выдвижной опорой. К основанию на петлях крепились две раздвижные станины, клёпаные из стального листа, с отверстиями облегчения. Станины были снабжены водилами и довольно большими сошниками. Для уменьшения массы гаубицы конструкторы отказались от применения орудийного щита. Не было и традиционной колёсной оси: колёса имели независимую подвеску и крепились непосредственно к станинам таким образом, что при разведении станин они также меняли свой угол установки относительно продольной оси орудия. В боевом положении колёса обычно снимались. Их конструкция — металлическая, с резиновыми бандажами нового типа (расход каучука на их изготовление был почти вдвое ниже, чем на колёсные бандажи 75-мм пушки GebG 36).
Конструкция лафета GebH 40 обеспечивала очень широкий диапазон углов наведения: вертикального — от −5,5° до +71°, горизонтального — 51° (по другим данным — даже 60°). Снаряды GebH 40 являлись взаимозаменяемыми со снарядами гаубицы leFH 18, но заряды были другими. В боекомплект входили:
- FH Granate (Al) — осколочно-фугасная граната с аммоналовым снаряжением. Масса снаряда составляла 14,8 кг, масса взрывчатого вещества — 1,9 кг. Снаряд мог комплектоваться одним из пяти типов взрывателей (три типа ударных с замедлением AZ и два двойного действия DZ);
- Gr 39 Rot Hl/A — кумулятивный снаряд массой 12,29 кг (бронепробиваемость — 100 мм, дальность прямого выстрела — 800 м). Гаубица также могла вести огонь всеми типами кумулятивных снарядов от leFH 18;
- Lt Gr — осветительный парашютный снаряд массой 14,02 кг.
Зарядов было семь: масса 1-го составляла 0,27 кг, 7-го — 2,06 кг. Кроме того, для стрельбы кумулятивным снарядом применялся специальный заряд весом 2,12 кг. Гаубица GebH 40 отличалась прекрасными баллистическими характеристиками: максимальная начальная скорость осколочно-фугасного снаряда составляла 570 м/с против 470 м/с у полевой гаубицы leFH 18 и 540 м/с у её модернизированного варианта le FH 18/40. Дальность стрельбы горной гаубицы достигала 12 625 м, а leFH 18 — на два километра меньше, 10 675 м (правда, над leFH 18/40 преимущество было чисто символическим — та била на 12 325 м). Начальная скорость на минимальном заряде составляла 210 м/с. Гильза — первоначально латунная, а затем стальная, длиной 285 мм и диаметром донышка 126 мм, с донным запалом C/12 nA.
Номер заряда |
Начальная скорость снаряда, м/с |
Дальность стрельбы, м |
---|---|---|
1 |
210 |
3850 |
2 |
230 |
4475 |
3 |
254 |
5300 |
4 |
290 |
6550 |
5 |
340 |
8000 |
6 |
425 |
9675 |
7 |
570 |
12 625 |
Гаубица GebH 40 являлась разборной, но её узлы были слишком тяжёлыми для транспортировки на конских вьюках. В разобранном положении она перевозилась на трёх двуколках с подрессоренным колёсным ходом, допускавшим применение механической тяги; четвёртой повозкой являлся нижний лафет. Масса орудия в боевом положении составляла 1850 кг (со снятыми колёсами — 1660 кг), в походном (с учётом массы двуколок) — 2875 кг. В последнем случае на ствольную повозку приходилось 685 кг, на повозку с люлькой — 680 кг, повозку с верхним лафетом — 700 кг, нижний лафет — 720 кг. Для буксировки требовалось четыре полугусеничных мотоцикла Sd.Kfz. 2 (согласно паспорту такой тягач мог буксировать прицеп массой до 750 кг). В собранном виде гаубица буксировалась гусеничным тягачом RSO или шестиконной упряжкой (в последнем случае применялся передок от полевой гаубицы leFH 18). Расчёт орудия (бёз учета водителей тягачей) состоял из семи человек.
Как и в случае с орудием GebG 36, подвижность гаубицы GebH 40 пытались повысить, перевозя её на грузовой платформе гусеничного тягача Raupenschlepper Ost (RSO). Известно по крайней мере два варианта такого «транспортёра оружия»: на базе стандартного тягача RSO/1 и упрощённого RSO/3. Пришлось срезать верх кабины (иначе некуда было девать ствол гаубицы), но всё равно станины на грузовой платформе не помещались — их концы покоились на откинутом заднем борту. Результаты испытаний оказались отрицательными: масса GebH 40 превосходила паспортную грузоподъёмность RSO (1500 кг), кроме того, тягач с водружённой на грузовую платформу гаубицей имел чересчур высоко расположенный центр тяжести, что делало его вождение похожим на цирковой номер.
Производство и служба
В 1942 году фирма «Бёлер» изготовила первую партию гаубиц GebH 40, насчитывавшую 30 единиц. В следующем году объём выпуска составил 104 орудия, в 1944-м — 233, а в первом квартале 1945 года — 63 единицы. Таким образом, общий объём производства GebH 40 составил 420 единиц. К ним была выпущена 191 000 снарядов.
С 1943 года гаубицы GebH 40 поступали на вооружение артполков горных дивизий вермахта, заменяя в их третьих дивизионах полевые гаубицы leFH 18. Менее распространёнными они были в войсках СС, хотя встречались и там: например, в конце 1943 года гаубицы GebH 40 получила 13-я горная дивизия СС «Ханджар».
Ещё одним видом частей, в которых применялись горные гаубицы, были различного рода «лёгкие» дивизии, например, егерские. В январе 1944 года два дивизиона GebH 40 (в общей сложности 24 орудия) вошли в состав 191-го артполка 91-й пехотной авиатранспортабельной дивизии (91. Luftlande-Infanterie-Division). Помимо этих дивизионов артполк включал в себя дивизион 88-мм противотанковых пушек Pak 43. В отличие от парашютных соединений, дивизия подчинялась не люфтваффе, а сухопутным войскам. Её личный состав предполагалось подготовить для десантирования посадочным способом — для этой цели разборные гаубицы годились как нельзя лучше.
Повоевать в качестве десантников бойцам 91-й дивизии не довелось. Соединение, дислоцированное на полуострове Котантен, 6 июня 1944 года оказалось в эпицентре высадки американских парашютистов из 82-й и 101-й воздушно-десантных дивизий. О накале боёв свидетельствует хотя бы тот факт, что в первый же день высадки погиб командир 91-й дивизии генерал-лейтенант Вильгельм Фаллей. Ко второй неделе боёв дивизия сократилась до боевой группы, которая окончательно прекратила существование в августе 1944 года. Не последнюю роль в столь скоротечной «карьере» соединения сыграла его нестандартная артиллерия. Израсходовав имевшийся боекомплект, гаубицы GebH 40 оказались бесполезными, поскольку не могли вести огонь на зарядах от leFH 18.
Несмотря на понесённые потери, гаубицы GebH 40 использовались в частях вермахта и войск СС вплоть до последних дней войны, воюя во Франции и Италии, на Балканах и Восточном фронте. В марте 1945 года в строю числилось 188 таких гаубиц, ещё 7 находилось на складах. Орудие GebH 40 оказалось удачным образцом горной артсистемы нового поколения: слишком тяжёлой для вьючного транспорта, но превосходящей полевые системы по подвижности на труднодоступной местности, а по баллистическим характеристикам как минимум не уступающей полевым гаубицам аналогичного калибра.
Калибр, мм |
105 |
---|---|
Длина ствола, мм/клб |
3440/34,5 |
Длина нарезной части ствола, мм |
2870 |
Угол вертикальной наводки |
-5,5°, +71° |
Угол горизонтальной наводки |
51° |
Скорострельность, выстр./мин |
6-8 |
Масса в боевом положении, кг |
1660 |
Масса в походном положении (при раздельной возке), кг |
2875 |
Максимальная начальная скорость снаряда, м/с |
570 |
Максимальная дальность стрельбы, м |
12 625 |
Литература:
- Buchner A. Deutsche Gebirgsartillerie 1935-1945. – Waffen-Arsenal, Sonderband 47
- Gander T., Chamberlain P. Enzyklopädie deutscher Waffen 1939-1945. – Motorbuch Verlag
- Nowakowski T. Działa górskie Wehrmachtu 1935-1945 // Poligon – 2017. – №3
- Харук А. Артиллерия Вермахта. – М.: ЭКСМО, 2010
Комментарии к данной статье отключены.