Генри Уильям Пэджет, 2-й граф Аксбридж, 1-й маркиз Англси, завоевал славу, сражаясь в рядах британской армии с французами. Во главе 80-го пехотного полка он участвовал в кампании во Фландрии в 1794 году, командовал кавалерийской бригадой в ходе русско-английской экспедиции в Голландию (1799), в 1808–1809 годах отличился в боях во время Пиренейской войны и вёл в бой английских пехотинцев во время английского вторжения в Голландию в 1809 году. Затем в карьере лорда Аксбриджа наступила шестилетняя пауза. На поле боя аристократ, произведённый в звание генерал-лейтенанта, вернулся в разгар Ста дней, когда власть во Франции вновь ненадолго взял в свои руки Наполеон Бонапарт.
В битве при Ватерлоо 18 июня 1815 года Генри Уильям Пэджет командовал англо-голландской кавалерией, насчитывавшей 13 000 человек. Его всадники не раз атаковали французов, но и сами несли большие потери. Под генерал-лейтенантом пало восемь или девять лошадей, а когда битва близилась к концу, досталось и самому командиру: французское ядро тяжело повредило его правую ногу. Известный исторический анекдот гласит, что Аксбридж воскликнул, обращаясь к находившемуся рядом герцогу Веллингтону: «Боже, сэр, я потерял ногу!», на что тот ответил: «Боже, сэр, так и есть!». С ногой лорду Аксбриджу действительно пришлось распрощаться. Раненого офицера доставили в Ватерлоо, и в доме некоего Гиацинта Жозефа-Мари Пари хирурги ампутировали ногу выше колена. По рассказам очевидцев, операция проходила без анестезии, но лорд Аксбридж сохранял хладнокровие и даже заметил: «Кажется, ножи немного туповаты».
На этом военная карьера Генри Уильяма Пэджета закончилась. Командование предложило ему ежегодную пенсию в размере 1200 фунтов стерлингов (чуть более 90 000 фунтов стерлингов в ценах 2018 года), но лорд Аксбридж отказался. Через несколько дней после ранения он принял титул маркиза Англси, впоследствии занимал различные административные должности, а в 1828 году стал лорд-лейтенантом Ирландии. До конца жизни он пользовался шарнирным протезом.
Тем временем нога военачальника набирала популярность. Господин Пари закопал её в саду и превратил это место в своего рода достопримечательность. За определённую плату посетители могли посмотреть на окровавленный стул, на котором сидел лорд Аксбридж во время операции, а затем хозяин вёл их месту захоронения конечности, где на «надгробной» плите была выбита фраза, прославлявшая доблесть генерал-лейтенанта. Это было неплохим источником дохода для семьи предприимчивого дельца, пока в 1878 году в Ватерлоо не приехал сын уже покойного аристократа и не потребовал вернуть кости в Англию. Семейство Пари соглашалось только продать конечность, что вызвало международный скандал. В конце концов министр юстиции Бельгии распорядился захоронить спорные останки. Однако оказалось, что нога пропала. Только в 1934 году её обнаружила вдова последнего представителя рода Пари: кости хранились в кабинете её мужа. Опасаясь нового скандала, женщина сожгла многострадальную ногу.
Комментарии к данной статье отключены.