В начале ХХ века в вооруженных силах целого ряда государств стали появляться летательные аппараты. Поначалу они использовались военными ведомствами в целях разведки, связи, корректировки артиллерийского огня и аэрофотосъемки. Однако, уже тогда стало очевидным, что авиации предстоит стать носителем оружия. Первые опыты по поражению наземных объектов аэропланами, в ходе которых пилоты на лету бросали в мишени общевойсковые боеприпасы, показали низкую результативность. Главенствующую роль в успехе ручного бомбометания играла ловкость пилота, а зачастую – его везение. И без того низкая точность поражения целей снижалась по мере роста высоты аэроплана. Такое положение дел не устраивало военных авиаторов. Сразу в нескольких странах практически одновременно начались изыскания в сфере повышения точности бомбометания. Они были ориентированы на создание специальных авиационных боеприпасов, устройств их сброса и прицелов, позволяющих учитывать параметры движения аэроплана и параметры ветра.
Одним из первых конструкцию устройства сброса, совмещенного с оптическим прицелом, предложил лейтенант военно-морских сил США Рили Скотт. Этот прибор учитывал сопротивление воздуха движению падающей бомбы и силу ветра, действующую на бомбу. Устройство представляло собой карданов подвес с несколькими шкалами, окуляром и подвешенными бомбами. Для его использования необходимо было знать высоту и скорость полета, а также скорость ветра. В распоряжении летчика была таблица поправок на сопротивление воздуха и различную силу бокового и продольного ветра.
В русской авиации мощный толчок в развитии средств прицеливания связан с началом Первой мировой войны. С началом боевых действий летчики и наблюдатели часто по собственной инициативе стали изучать факторы, влияющие на точность поражения наземных целей. Их наблюдения и опыт легли в основу теории прицельного бомбометания и помогли ученым в конструировании первых прицелов. В 1915 году военное ведомство поручило Н. Е. Жуковскому заняться вопросом повышения точности бомбометания. В сентябре 1915 года он выступил на собрании Московского математического общества с докладом на тему: «К теории бомбометания с аэроплана».
Из целого ряда прицелов распространение получил прицел конструкции штабс-капитана Толмачева. Он представлял собой простейший визир, смонтированный на корпусе аэроплана, и устройство, надевавшееся на руку пилота. Устройство, состоявшее из секундомера, шкалы высот и лампочки, подсказывало летчику о наступлении момента сброса бомбы. В военном ведомстве высоко оценили изобретение штабс-капитана Толмачева, охарактеризовав его так: «очень компактно, удобно в обращении, хорошо выполнено». В числе прочих этот прицел использовали артиллерийские офицеры первого в мире соединения тяжелых бомбардировщиков – эскадры воздушных кораблей «Илья Муромец».
Рассчитать сброс бомбы в соответствии с параметрами движения аэроплана оказалось лишь половиной дела. Для точного поражения наземного объекта необходимо было при прицеливании учесть влияние ветра. В эскадре воздушных кораблей этот вопрос стоял остро, так как точность бомбометания с высоты 2-3 километра при свежем ветре была крайне низкой. Из метеорологических приборов в перечне имущества каждого воздушного корабля был лишь авиационный барограф. Однако артиллерийские офицеры нуждались в приборе, позволяющем учитывать скорость и направления ветра при прицельном бомбометании. Такой прибор, получивший негласное название «ветрочет», сконструировал один из лучших летчиков эскадры капитан А. Н. Журавченко. В донесении эскадры воздушных кораблей, датированном 16 июня 1916 года, говорилось:
«Благодаря этому прибору теперь при боевой работе кораблей представилась полная возможность точно производить бомбометание по намеченным целям. Теперь к последним можно подходить с любой стороны, не считаясь с направлением ветра, и этим затруднять пристрелку по кораблям зенитных орудий противника». Скорость и направление ветра «над точкой», необходимые для введения поправок, экипажи узнавали перед вылетом в метеорологической станции. Благодаря использованию «ветрочета» кораблям «Илья Муромец» удалось осуществить весьма результативные бомбардировки городов Тауэркальн, Фридрихсгоф и Митава.
![](http://warspot-asset.s3.amazonaws.com/articles/pictures/000/000/377/content/%D0%9F%D1%80%D1%8F%D0%BC%D0%B8%D1%86%D1%8B%D0%BD_%D0%9A%D1%83%D1%80%D0%B8%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE_%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B2%D1%8B%D0%B5_%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%86%D0%B5%D0%BB%D1%8B_%D0%B4%D0%BB%D1%8F_%D0%B1%D0%BE%D0%BC%D0%B1%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F_html_m77396e40.jpg)
Из книги Бекнев С.А. Воздухоплавание в современной сухопутной войне. Санкт-Петербург, 1913 г.
Комментарии к данной статье отключены.