• События
  • Люди
  • Танки
  • Флот
  • Авиация
  • Стрелковое оружие
  • Военный хайтек
  • Другое оружие
  • English version
  • Поиск
    • События
    • Люди
    • Танки
    • Флот
    • Авиация
    • Стрелковое оружие
    • Военный хайтек
    • Другое оружие
    • English version

    Поиск

    Войти

    Написать
    Популярное
    • 17 March '22
      Боевые повозки фараона
    • 24 February '22
      Японские линкоры вступают в бой
    • 24 February '22
      На мирно спящих аэродромах Тонкина
    • 24 February '22
      Славные дети Марианны: тест Warspot
    • 21 February '22
      Немецкий контрудар у Кюстрина
    • 17 February '22
      Византийские приключения Харальда Хардрады
    • 16 February '22
      Уцелевшее население Венгрии — эвакуировать на территорию СССР
    • 14 February '22
      «Маузер» с русско-чешским акцентом
    • 08 February '22
      Skyranger 30 HEL: зенитка на все случаи жизни
    • 07 February '22
      Мизенский флот и гнев Везувия
    • 07 February '22
      Опираясь на собственные силы
    • 06 February '22
      На что способен микродрон за $195 000
    0

    Переходим эту реку вброд

    • ПМВ
    • ВМВ
    • кавалерия
    Владимир Прямицын
    12 October '14

    В годы Первой мировой войны наиболее маневренным родом войск русской армии являлась кавалерия. В Рабоче-крестьянской Красной армии, несмотря на появление танков и бронеавтомобилей, кавалерии по-прежнему отводилась важная роль в ведении маневренных боевых действий. Одним из аспектов, дававших кавалеристам преимущества перед моторизованными войсками, была способность относительно быстро преодолевать водные преграды

    Вопросы форсирования рек были подробнейшим образом расписаны в боевых руководящих документах кавалеристов царской, а впоследствии Рабоче-крестьянской Красной армии. Подойдя к водной преграде, кавалеристы проводили ее тщательную разведку. Существовало несколько видов преодоления рек подразделениями конницы: по мостам, вброд, на специальных плавательных средствах (паромах, лодках, плотах и т.п.) и вплавь. Последнее являлось уникальной отличительной особенностью этого рода войск.

    Прохождение по наведенным мостам производилось в пешем порядке. Всадники двигались вдоль края моста, держа лошадей в поводу ближе к центральной части моста. Кавалеристы конных тачанок вели своих коней под уздцы. В четверочных упряжках пристяжные лошади отпрягались и велись отдельно. Дистанции при прохождении мостов между подразделениями увеличивались, а остановки на мосту были категорически запрещены. Единственным случаем, когда колонна могла остановиться, считалось раскачивание моста до степени потери устойчивости коней.

    Одним из распространенных способов форсирования рек была переправа вброд. Наличие брода определяли по ряду признаков: подходу полевых дорог и тропинок к реке, уширению реки на прямых участках, низменным берегам и перекатам. Таблица, отображающая допустимые глубины и скорости, наглядно демонстрирует преимущества кавалерии при форсировании рек вброд:

    Глубина, м

    Скорость течения, м/с

    Кавалерия

    до 1.25

    до 2

    Артиллерия

    0.7

    1

    Танки

    0.8

    2

    Автомобиль

    0.3–1.0

    1

    Колесный обоз

    0.7

    1

    При переправе вброд необходимо было предварительно произвести разведку, определить глубину, грунт берега и дна, скорость течения, устранить преграды, срезать крутые спуски к воде. Ширину брода обозначали вехами. При быстром течении реки поперек растягивали канат, соединяющий повозки, набитые камнями. Переправлялись вброд сомкнутыми строями, так как идущие впереди разбивали дно и осложняли движение задним. У счетверенных упряжек пулеметных тачанок пристяжные, как и при движении по мостам, отпрягались. Примечательно, что во время переправы вброд отдельным всадникам без команды категорически запрещалось останавливаться и поить лошадей. Водопой производился составом подразделений выше брода по течению реки во время ожидания своей очереди на переход.

    Переправа вплавь могла быть проведена тремя способами:

    • при незначительной ширине реки 30–50 метров всадники переправлялись при полном вооружении и снаряжении;
    • при ширине реки более 50 метров всадники снимали оружие и обмундирование, пристегивая его к седлу, оружие нужно было размещать дулами вверх;
    • при наличии переправочных средств всадники переправлялись налегке. Их обмундирование и оружие собирали, перевозили на плотах, а потом раздавали.

    Для переправы вплавь применялись колонны по одному, по два и колонны звеньев. Рекомендованные интервалы между всадниками составляли 3–6 метров, а дистанции – до 8 метров. Пока под ногами коня было дно, всадник сидел верхом, как только лошадь теряла дно, всадник соскальзывал в воду и плыл рядом, держась одной рукой за гриву. Интересно, что вперед рекомендовалось пускать самых смелых и опытных лошадей. Если лошадь отказывалась плыть, бросалась на других лошадей, ее переправляли в числе последних. Если при переправе вплавь лошадь вырывалась и начинала уплывать, ее не пытались поймать, чтобы не нарушить построение и не потерять темпа переправы. Лошадь ловили позже на том берегу, к которому она приплывала.

    Кавалеристы имели преимущество в переправе не только летом, но и зимой. Переправа по льду для конницы допускалась при толщине льда:

    • для отдельных всадников – 13 см;
    • для разомкнутого строя – 16 см.

    Перед началом переправы проводилась разведка, в ходе которой выясняли:

    • толщину льда;
    • глубину снежного покрова на берегах и льду;
    • состояние льда у берегов;
    • спуски и выезды, наличие материалов (хворост, солома, доски) для усиления льда;
    • обозначали направление и границы переправ по ширине, ограждали трещины, проруби, полыньи;
    • вели непрерывное наблюдение за состоянием льда.

    Переправа по льду проводилась в спешенном порядке. Конники вели лошадей в поводу, двигаясь в широких разомкнутых строях. Повозки и орудия двигались без остановок, рассредоточившись по максимально возможному количеству путей. После боев состояние переправ уточнялось. Появившиеся полыньи от разрывов снарядов ограждались.

    Способность кавалерии быстро форсировать водные преграды была одним из тех факторов, который позволял ей оставаться актуальной вплоть до окончания Великой Отечественной войны.

    Конница генерала Баранова форсирует Вислу, 1944
    Источник: http://www.liveinternet.ru/users/man-yak/post74631047/
    Переправа кавалерии, 1944
    Источник: http://www.liveinternet.ru/users/man-yak/post74631047/
    Русская кавалерия форсирует реку на плотах. Источник

    Владимир Прямицын

    "Я считаю, что для спасения танковой дивизии надо сделать всё..." на Warspot.ru
    "Я считаю, что для спасения танковой дивизии надо сделать всё..."
    Боевое крещение авиации на Warspot.ru
    Боевое крещение авиации
    Классификация самолетов русской авиации в годы Первой мировой на Warspot.ru
    Классификация самолетов русской авиации в годы Первой мировой
    Поделиться
    • 50
    • 0
    • 0
    • Статьи по теме
    • Комментарии (0)
    Из пункта А в пункт Б… на Warspot.ru
    Из пункта А в пункт Б…
    «Ни хлеба, ни соли нетути»: что ел русский солдат в Первую мировую на Warspot.ru
    «Ни хлеба, ни соли нетути»: что ел русский солдат в Первую мировую
    Наездники «Зелёного континента» на Warspot.ru
    Наездники «Зелёного континента»
    «Православная» пушка в Войске Польском на Warspot.ru
    «Православная» пушка в Войске Польском
    • Статьи по теме
    • Комментарии (0)
    Неизвестный
    © 2014 — 2022 Warspot English
    • О нас
    • Связаться с нами
    • Как стать автором
    • Все авторы
    • Все теги
    • Карта сайта
    • Правила
    • Соглашение
    • Политика конфиденциальности
    Warspot Вконтакте
    Присоединяйтесь к нам на Facebook
    Мы в Одноклассниках
    Канал в Telegram
    Лучшие материалы в Яндекс Дзен
     
    ПРИВЕТ!

    ВОЙДИТЕ, ИСПОЛЬЗУЯ ВАШ АККАУНТ

    Ваш комментарий будет сохранен после регистрации

    Я подтверждаю, что условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности мне понятны, и принимаю их.

    • wargaming
    • facebook
    • vkontakte
    • google