Норвежский сухогруз, названный в честь известного художника Франсиско Гойи, был спущен на воду 4 апреля 1940 года. Уже через пять дней в Норвегию вторглись немецкие войска, и судно перешло в их распоряжение. Во время войны оно использовалось в качестве вспомогательного транспорта, плавучей базы и мишени для подводных лодок. В начале 1945 года, когда началась эвакуация солдат и гражданского населения из Восточной Пруссии, судно снова превратилось в транспорт. В рамках операции «Ганнибал» по эвакуации немцев на запад «Гойя» совершил четыре рейса и вывез в Германию 19 785 человек, прежде чем в его судьбе произошёл крутой поворот.
16 апреля 1945 года судно вышло из Данцигской бухты в Восточной Пруссии (сейчас она называется Гданьской и находится в Польше) и отправилось в пятый рейс, увозя в Германию как минимум 7000 человек. В основном это было гражданское население, но на борту бывшего сухогруза находились и 200 солдат из 7-й танковой дивизии вермахта. Точное количество пассажиров установить невозможно: Красная армия уверенно продвигалась на запад, немцы спешили покинуть свои дома и в панике грузились на корабли, не рассчитанные на такое количество беженцев, поэтому о сколь-нибудь тщательном учёте севших на борт говорить не приходится.
Рейс не заладился с самого начала. Едва «Гойя» миновал полуостров Хель, как подвергся атаке советских бомбардировщиков. Одна бомба даже угодила в судно, но не причинила ему серьёзного вреда. То, с чем не справилась советская авиация, сделал советский подплав. Стоило только «Гойе» выйти из бухты и добраться до мыса Розеве, как его встретила подводная лодка Л-3, которой командовал капитан 3-го ранга Владимир Коновалов, после войны удостоенный звания Героя Советского Союза. За несколько минут до полуночи субмарина выпустила по немецкому судну четыре торпеды, две из которых угодили точно в цель.
«Гойе» понадобилось буквально пять минут, чтобы пойти на дно, унеся с собой жизни едва ли не всех пассажиров, которым не повезло подняться на его борт. Те, кто не утонул, умерли от переохлаждения в ледяных водах Балтийского моря. Точное число погибших назвать невозможно: оценки колеблются в пределах от 6700 до 7200 человек. Спасти удалось, по разным данным, 176–183 человека. Этот инцидент входит в список самых крупных морских катастроф по числу погибших в них людей.
Комментарии к данной статье отключены.