Из всех коренных народов Южной Африки дольше всего европейским колонизаторам сопротивлялись жившие к северо-востоку от Капской колонии представители народа коса, которых белые обычно называли кафрами. Голландцам, а затем британцам пришлось вести против них целую череду войн — раньше их именовали Кафрскими, а сейчас обычно называют Пограничными. Покорение коса растянулось почти на целое столетие. Начало же долгому конфликту было положено в 1780 году, когда вельдкорнет ван Яарсвельд потребовал от коса собрать пожитки и убраться за реку Фишривер.
Первые контакты
Первым обитателем юга Африканского континента был народ сан — кочующие охотники и собиратели, которых белые назвали бушменами. Позже с севера со своими стадами явились кочевники койкоин, более известные под именем готтентотов. В начале II тысячелетия н.э. до Южной Африки добрались новые мигранты — скотоводы и земледельцы банту, разделённые на три большие языковые группы: сото, тсонга и нгуни, состоящие из сотен небольших кланов, которые постепенно объединялись в крупные вождества.
Самым крупным вождеством южных нгуни были коса, оказавшиеся «на острие» миграции банту. Продвигаясь на юго-запад вдоль побережья Индийского океана, они около 1670 года достигли реки Большой Кей.
В 1652 году голландская Ост-Индская компания основала на берегу Столовой бухты на Капском полуострове колонию — промежуточную остановку для своих кораблей на пути в Голландскую Ост-Индию (современная Индонезия). Для снабжения моряков продуктами компания поселила на Капе голландских и немецких крестьян. Приехали сюда и 156 французских гугенотов, бежавших из Франции после отмены Нантского эдикта. Официально эти фермеры именовались «свободными бюргерами», но чиновники Ост-Индской кампании пренебрежительно называли их «деревенщиной» — бурами.
Колония постепенно росла, подчиняя и изгоняя соседние кланы готтентотов. Средиземноморский климат благоприятствовал развитию земледелия, виноделия и скотоводства.
В 1702 году одна из экспедиций, отправленных на северо-восток, столкнулась у залива Алгоа, в 770 км от Капстадта (современного Кейптауна), с новыми туземцами, совсем не похожими на низкорослых бушменов и готтентотов. Могучие чернокожие воины атаковали поселенцев, но белые справились с нападавшими при помощи ружейного огня. От койкоин они узнали имя этих людей — коса. По одной версии, это имя мифического первопредка народа. По другой, так их назвали готтентоты — «разрушающие».
После первого столкновения прошло более полувека. Около 1770 года на берегах Фишривер (на африкаанс эта река зовётся Хрут-Фис) встретились двигавшиеся со своими стадами навстречу друг другу два потока мигрантов — коса с северо-востока и буры с юго-запада. Они сразу же стали конкурировать за пастбища и водопои. Как и для других банту, скот для коса являлся мерилом богатства, а концепция частной собственности на землю была им неизвестна. Африканцы стали красть скот, и буры решили их наказать.
Войны буров
К тому времени коса представляли собой рыхлый конгломерат из полудюжины вождеств и десятков кланов, формально разделённых рекой Большой Кей на две группы: гкалека жили восточнее реки, а рарарбе — западнее. Власть их верховных вождей носила во многом формальный характер. Этого не понимал капский губернатор барон ван Плеттенберг, который в 1778 году прибыл на восточную границу Капской колонии. Он договорился с несколькими вождями коса, что они уйдут за Фишривер и что река станет границей между белыми и африканцами. Однако эти договорённости ровным счётом ничего не значили для десятков других вождей.
В декабре 1780 года губернатор Платтенберг приказал вельдкорнету (военному командиру) восточной границы Адриану ван Яарсвельду провести переговоры с вождями коса и, если не получится добиться своего миром, силой принудить их уйти за Фишривер. Так началась Первая Пограничная война.
35-летний Адриан ван Яарсвельд был истинным буром — упрямым и решительным. После того, как вожди коса не выполнили его требование в четырёхдневный срок убраться за Фишривер, ван Яарсвельд собрал коммандо из 92 буров и 40 готтентотов и выступил в поход. Чтобы выманить воинов коса из-за частоколов их деревень, ван Яарсвельд пошёл на хитрость: его люди разбрасывали вокруг деревни весьма ценимый африканцами табак, и когда те бросались собирать его, засевшие в засадах буры открывали по ним из ружей огонь. Война продолжалась два месяца, пока коса не бежали за Фишривер. Коммандо ван Яарсвельда захватило 5000 голов крупного рогатого скота. Число убитых коса неизвестно, но счёт явно идёт на сотни, если не на тысячи.
Первая война закончилась изгнанием африканцев за Фишривер. Прошло всего несколько лет, и коса снова стали переходить реку и заселять земли, которые буры уже считали своими.
В мае 1793 года конфликт двух кланов коса с фермерами привёл к серии нападений на бурские поселения. Несколько ферм сгорели. Коса угоняли скот буров и убивали их слуг-готтентотов. Так началась Вторая Пограничная война. Ланддрост (окружной начальник) пограничного округа Храфф-Рейнет Майнир собрал коммандо. Несколько месяцев отряд занимался «зачисткой», захватив 8000 голов крупного рогатого скота и истребив неизвестное количество африканцев. К ноябрю коса снова были изгнаны за Фишривер, и Вторая война закончилась.
Уже в следующем году кланы коса снова начали возвращаться на земли к западу от Фишривер — слишком велико было аграрное перенаселение на территориях к востоку от реки и слишком важны были местные пастбища для выпаса скота. Постоянные конфликты из-за угодий и взаимные обвинения в краже скота превратили восточную границу Капской колонии в беспокойный фронтир.
Приход британцев
В 1795 году британцы захватили Капскую колонию и, как и голландцы, сперва пытались миром решить проблему Капского фронтира. Отправленный губернатором колонии администратор Джон Барроу в 1797 году провёл переговоры с верховными вождями коса. Те согласились, что Фишривер станет границей двух миров, но снова оказались не в состоянии выполнить это требование, и всё новые кланы коса переселялись на земли к западу от реки.
В апреле 1799 года капский губернатор направил бригадного генерала Томаса Ванделера с приказом установить границу по Фишривер. Ванделер высадился в заливе Алгоа и построил форт, с которого и началась история одного из крупнейших городов современной Южной Африки — Порт-Элизабета. Соединившись с коммандо местных буров и отрядами готтентотов, генерал Ванделер выступил на север, начав Третью Пограничную войну. В нескольких боях он разбил коса, хотя те и продемонстрировали, что могут учиться: британские солдаты вспоминали, что коса при выстрелах резко бросались на землю и что пули часто не пробивали толстые шкуры, которые африканцы набрасывали на себя. Коса всё чаще уклонялись от открытого боя и старались устраивать засады в густом буше. 5 мая 1799 года в такой засаде они уничтожили 16 солдат во главе с лейтенантом Джоном Чемни, которые стали первыми британцами, павшими в боях с чернокожими туземцами Южной Африки.
После нескольких месяцев такой войны генерал Ванделер отступил в залив Алгоа, придя к выводу, что «было бы глупо вести неравный поединок с дикарями среди непроходимых зарослей, который не добавит славы британскому оружию». Вскоре британские солдаты покинули регион, и войну с коса продолжили местные буры. Коммандант Тьяарт ван дер Валт несколько раз собирал отряд и совершал походы на африканцев, пока не погиб в бою в августе 1802 года.
Формально Третья Пограничная война завершилась в 1803 году, когда британцы передали Капскую колонию Батавской республике. Новый голландский губернатор Янссенс добился мира, отказавшись от границы по Фишривер, что не добавило любви буров к батавским властям.
Война 1812 года
К 1806 году, когда британцы окончательно установили власть над Капской колонией, Фишривер давно уже не был границей. Под давлением коса бурские фермеры отступили на сотню километров западнее, к реке Сандайс. Тщательно изучив ситуацию, капский губернатор Джон Крэдок решил очистить земли к западу от Фишривер для поселенцев с Британских островов, которые стали бы опорой английской власти в Капской колонии.
30 сентября 1811 года губернатор назначил комиссаром по военным и гражданским делам на восточном фронтире подполковника Джона Грэхема — участника завоевания Капа в 1806 году, впоследствии сформировавшего и возглавившего укомплектованный готтентотами Капский полк. Назначение сопровождал краткий приказ: «Принять максимально эффективные меры для очистки владений Её Величества от народа кафров». Неделю спустя подполковник Грэхем отплыл в залив Алгоа с 200 британскими солдатами, 250 койкоин Капского полка и несколькими пушками. На месте он созвал большое коммандо из местных буров и их готтентотских слуг, доведя численность своего войска до 2000 человек.
С позиции силы подполковник Грэхем пытался диктовать коса свои условия. 27 декабря на встрече с капитаном Джейкобом Кайлером главный вождь живших западнее Фишривер коса Ндламбе резко ответил на требование уйти: «Эта земля — моя. Я завоевал её и буду за неё сражаться». На следующий день в засаде погиб ланддрост Храаф-Рейнета Андрес Стокенстрём. Началась Четвёртая Пограничная война.
1 января 1812 года подполковник Грэхем развернул операцию по зачистке. Британцы и буры тремя колоннами двигались от Сандайса к Фишривер, по пути беспощадно сжигая дома, уничтожая посевы и угоняя скот. Больше всего коса потрясло то, что белые и их союзники убивали женщин и детей — такое не было принято в войнах африканских дикарей. Британские офицеры оправдывались, что в буше было трудно отличить туземных мужчин от женщин. В одном из боёв погиб наиболее воинственный из вождей коса по имени Чунгва. Ндламбе бежал за Фишривер, и за ним массово стали уходить и другие коса.
К началу марта зачистка была завершена. До 20 000 коса бежали. Подполковник Грэхем заявил, что любой коса, обнаруженный на западном берегу Фишривер, будет убит на месте. Вдоль реки установили 20 фортов, укомплектованных готтентотскими солдатами Капского полка, а в 30 км от Фишривер был основан город Грэхемстаун, названный в честь подполковника.
В 1814 году восточный фронтир был провозглашён отдельной административной единицей Капской колонии. В честь североамериканской родины капитана Кайлера она получила имя Олбани, а центром нового дистрикта стал Грэхемстаун.
Граница идёт на восток
Особенностью истории коса является неожиданное возникновение в их среде пророков, самым драматичным образом влиявших на судьбу всего народа. Такой пророк появился и после поражения 1812 года, усугублённого несколькими годами засухи. Макана по прозвищу Нхеле, что значит «левша», несколько лет провёл в христианской миссии. Он стал проповедовать среди коса новую веру, согласно которой на белых людях лежал первородный грех, а коса были избраны неким Великим духом, чтобы сбросить грешников в море и очистить землю от скверны. Ружья не помогут британцам, ибо божественной силой их пули превратятся в воду.
Новый пророк быстро снискал популярность. К нему стали прислушиваться и вожди. Именно под влиянием Маканы вождь Ндламбе решил выступить против белых.
В конце 1818 года тысячи воинов коса тайно собрались в густых зарослях буша по берегам Фишривер. На Рождество они внезапно атаковали фермы белых по всему восточному фронтиру. Десятки фермеров и их слуг погибли, сотни бежали, а тысячи голов скота захватили воины коса. Африканцы осадили пограничные форты, некоторые из них покинули гарнизоны. Так началась Пятая Пограничная война.
К концу января земли между Фишривер и Сандайс почти полностью вернулись в руки коса. Британцы удерживали только Грэхемстаун и десяток фортов. Морем через залив Алгоа перебрасывались подкрепления, которые возглавил подполковник Томас Уилшир. Прибыв в Грэхемстаун, он стал собирать коммандо.
Утром 24 апреля 1819 года подполковник получил известие, что воины коса отгоняют от Грэхемстауна стада скота. Вместе с готтентотскими всадниками он выехал в поле, угодил в засаду коса и с трудом сумел вернуться в город. Вскоре холмы вокруг Грэхемстауна почернели от африканских воинов — к городу подступило 10-тысячное войско во главе с самим пророком Маканой и сыном Ндламбе Мдутшане.
У Уилшира было не более пары часов, чтобы подготовить оборону. Он выстроил 450 солдат 38-го пехотного и Капского полков в две линии на берегу ручья с восточной стороны городка. За ними расположились пять пушек Королевской артиллерии. 60 местных волонтёров обороняли казармы с другой стороны.
Подпустив коса на 30 м, обе линии британской пехоты дали залп, а пушки в упор ударили картечью по плотным рядам врага. Африканцы откатились, но снова и снова поднимались в атаку. Британские солдаты пошли вперёд, ведя огонь на ходу, и обратили коса в бегство. Отряд Маканы осадил казармы, но после бегства главных сил также отступил. Погибло 150 африканцев. Британцы потеряли одного офицера и двух нижних чинов убитыми, а ещё пятеро были ранены.
В июле 1819 года подполковник Уилшир тремя колоннами выступил с Фишривер на северо-восток. Его силы насчитывали 400 британских пехотинцев, 68 британских кавалеристов, 160 конных готтентотов Капского полка и 1340 бурских ополченцев. За два месяца они прошли до реки Большой Кей. Многие вожди коса явились с повинной. Ндламбе бежал, а пророк Макана был захвачен в плен и сослан на остров Роббен, на протяжении веков бывший традиционным местом заточения борцов за права африканцев. Он погиб в 1820 году при попытке бежать с острова на лодке.
Пятая Пограничная война закончилась тем, что капский губернатор генерал-майор Чарльз Сомерсет, намереваясь положить конец постоянным конфликтам, решил разделить белых поселенцев и коса. Земли между Фишривер и Кейскаммой были объявлены буферной зоной, в которой было запрещено появляться и поселенцам, и африканцам — только британские посты и патрули контролировали эту территорию.
В 1820 году на землях у Фишривер, очищенных от коса, были расселены 5000 колонистов из Британии. Встречавший их полковник Кайлер так напутствовал вновь прибывших: «Джентльмены, когда вы отправляетесь пахать в поле, никогда не забывайте дома ружьё».
Короткая история Провинции королевы Аделаиды
На некоторое время на восточном фронтире Капской колонии воцарился мир. Миссионеры приступили к христианизации и «цивилизованию» коса. Только факторы, заставлявшие африканцев мигрировать на юго-запад, никуда не делись: аграрное перенаселение и нужда в землях для полей и пастбищ привели к тому, что к началу 1830-х годов коса снова заняли территорию до Фишривер. Возобновились и их конфликты с белыми фермерами. Командовавший восточным фронтиром полковник Генри Сомерсет, сын бывшего губернатора, отвечал на любую кражу скота у белых фермеров жестокими карательными акциями, сжигая хижины африканцев и конфискуя их скот. Вожди коса Макома и Тихали с помощью миссионеров написали жалобу новому капскому губернатору генерал-лейтенанту Бенджамину Д’Урбану: «Полковник Сомерсет убивает кафров, он разрушил мир на нашей земле, разрывая её на куски». Жалоба осталась без ответа.
22 декабря 1834 года 15 000 воинов коса вторглись в Капскую колонию на всём протяжении 150-километровой границы по Фишривер. Они разрушали фермы, убивали поселенцев и захватывали их скот. Почти сотня колонистов и их слуг-койкоин были убиты. Не сумев остановить вторжение, полковник Сомерсет приказал оставить пограничные форты и отступить в Грэхемстаун, одновременно посылая панические доклады в Кейптаун. Там же собралось 900 бежавших белых фермеров и членов их семей. Они провели восемь бессонных ночей, не выпуская из рук оружия и с минуты на минуту ожидая нападения коса на город. Вся страна до реки Сандайс оказалась в руках коса.
6 января 1835 года в Грэхемстаун прибыл с подкреплениями назначенный новым командиром фронтира 48-летний подполковник Гарри Смит — опытный военный, за плечами которого была не одна кампания в Европе и Индии. Подполковника отличало неуёмное тщеславие и склонность к театральным эффектам. Первым делом он приказал снести в Грэхемстауне «нелепые» баррикады, которые жители устроили для защиты городка. Все мужчины в возрасте от 16 до 60 лет были поставлены под ружьё. Полагая нападение лучшей защитой, Гарри Смит разослал по стране патрули, атаковавшие африканцев повсюду. К концу января ему удалось восстановить цепь пограничных фортов по Фишривер.
К концу марта подполковник Смит собрал большие силы: 1570 британских пехотинцев, 358 кавалеристов и 1639 конных бурских волонтёров. Четырьмя колоннами они пересекли Фишривер и двинулись к реке Большой Кей, сжигая по пути краали коса, уничтожая их поля и угоняя их скот. Большинство африканцев укрылось в труднодоступной местности Аматольских гор. Часть британских сил блокировала этот район, а другая часть во главе с губернатором Д’Урбаном переправилась через Большой Кей и захватила в заложники верховного правителя коса Хинцу и его старшего сына Сархили, которого обязала выплатить в качестве штрафа 50 000 голов крупного рогатого скота. 10 мая 1835 года британцы убили Хинцу, как они рассказали, при попытке к бегству. После этого вожди коса стали сдаваться, и к августу сопротивление прекратилось.
24 мая губернатор Д’Урбан провозгласил земли между Фишривер и Большой Кей новой британской колонией — Провинцией королевы Аделаиды. В качестве столицы новой территории был основан город Кингвильямстаун, названный в честь правящего монарха Соединённого Королевства. Отдельным вождям коса разрешили остаться на этих землях при условии, что они признают себя британскими подданными и подчинятся британским законам.
Однако вскоре итоги Шестой Пограничной войны были пересмотрены. В Лондоне посчитали неоправданным расширение владений империи. Министр колоний лорд Гленелг заявил губернатору Д’Урбану, что аннексия территорий между Фишривер и Большой Кей является незаконной, так как обосновывается только «завоеванием в ходе войны, в которой справедливость находилась не на нашей стороне». Провинция королевы Аделаиды была ликвидирована, и к концу 1836 года граница вернулась на Фишривер.
Решение Лондона взорвало Капскую колонию. Губернатор Д’Урбан в знак протеста подал в отставку. Для буров это стало последней каплей в переполнившейся чаше претензий к властям. Многие из них решили уйти из-под власти британской короны и отправиться в Великий трек — переселиться в центральные районы Южной Африки.
Ещё одним результатом Шестой Пограничной войны оказалось появление мфенгу (или финго) — специфической группы африканцев, ставших верными союзниками британцев. Ранее считалось, что это были пострадавшие от завоевательных походов зулусских царей беженцы, жившие среди коса на полурабском положении. Они будто бы воспользовались приходом британцев, чтобы изменить свой статус и отомстить бывшим хозяевам. Ныне преобладает иная точка зрения: мфенгу были частью коса, которые приняли христианство и образ жизни белых людей и порвали с основной массой «нецивилизованных» соплеменников.
В результате решения лондонских властей коса вернули себе земли до Фишривер. Немедленно возобновились и их конфликты с белыми поселенцами. Чтобы не допускать эскалации насилия, управлявший восточным фронтиром Андриес Стокенстрём ввёл своего рода договорную систему: жалобы поселенцев на кражи скота рассматривали пограничные чиновники, которые договаривались с вождями коса о возврате животных или компенсации.
Неизбежное столкновение двух миров было не за горами.
Литература:
- J.B. Peires. The Dead Will Arise: Nongqawuse and the Great Xhosa Cattle-Killing Movement of 1856–1857. – Indiana University Press, 1989.
- Keith Smith. Harry Smith's Last Throw: The Eight Cape Frontier War 1850–1853. — Frontline Books, 2012.
- Keith Smith. The Wedding Feast War: The Final Tragedy of the Xhosa People. – Frontline Books, 2012.
- Timothy J. Stapleton. A Military History of South Africa: From the Dutch-Khoi Wars to the End of Apartheid. — Praeger, 2010.
- Willem Steenkamp. Assegais, Drums & Dragoons: A Military And Social History Of The Cape. — Jonathan Ball Publishers Sa, 2012.
Комментарии к данной статье отключены.