На рубеже марта и апреля 1879 года британские войска нанесли тяжёлые поражения зулусам при Камбуле и Гигиндлову. Англо-зулусская война вступала в завершающую стадию. Британцы были убеждены, что исход конфликта мог быть только один — сожжение зулусской столицы и пленение вражеского правителя.
Южноафриканские полевые силы
Постоянный поток британских подкреплений, после Исандлваны шедший в Южную Африку, привёл к тому, что численность войск под командованием генерал-лейтенант Фредерика Тезигера, лорда Челмсфорда, к началу апреля 1879 года выросла в четыре раза по сравнению с началом года. Это была самая большая армия, выставленная Британской империей на поле боя со времён Крымской войны.
13 апреля, готовясь ко второму вторжению в царство зулусов, главнокомандующий разделил свои силы на две части и поставил им задачи. 1-я дивизия Южноафриканских полевых сил (7500 человек во главе с генерал-майором Генри Хоупом Крейлоком) должна была продвигаться с юго-запада вдоль океанского побережья, чтобы затем повернуть на север к зулусской столице Улунди. 2-й дивизии Южноафриканских полевых сил (5000 человек под командованием генерал-майора Эдварда Ньюдигейта) предстояло наступать на Улунди с северо-запада. Совместно с ней должна была действовать бывшая колонна № 4 произведённого в бригадные генералы Ивлина Вуда численностью в 3000 бойцов, переименованная в летучую колонну Вуда. Именно этой части армии были приданы оба регулярных кавалерийских полка, прибывших в Южную Африку, а также основная масса иррегулярной конницы.
С обычной для него дотошностью главнокомандующий Челмсфорд составил подробные инструкции для Южноафриканских полевых сил. Войскам предписывалось наступать с большой осмотрительностью, ведя тщательную разведку местности, а при любых остановках обязательно составлять фургоны в лаагеры, по возможности укрепляя их земляными сооружениями.
Продвижение
Местом сосредоточения сил и припасов 2-й дивизии стал городок Данди на севере Наталя. В этот раз планировалось наступать севернее, чем при первом вторжении в январе 1879 года. Формально причиной было названо лучшее качество дорог, но всем было очевидно, что на самом деле британцы не хотят проходить через место катастрофического сражения при Исандлване. Тем не менее дефицит транспортных средств заставил Челмсфорда 21 мая отправить на поле Исандлваны большой отряд кавалерии во главе с генералом Фредериком Маршаллом. Попутно с возвращением на базу 45 пригодных к использованию фургонов кавалеристы наконец-то похоронили тела павших в январе соотечественников.
Для поддержки и снабжения войск во время второго вторжения были собраны огромные силы: 748 тягловых лошадей, 4635 мулов, 27 125 волов, 1770 фургонов, 798 телег и 641 повозка, которыми управляли 4080 погонщиков и помощников.
31 мая 1879 года 2-я дивизия вместе со штабом главнокомандующего Челмсфорда пересекла пограничную реку Мзиняти на дрифте Ландмана. Одновременно летучая колонна Вуда покинула лагерь на Камбуле. 3 июня два подразделения соединились на реке Цоцоше и по холмистой местности двинулись на юго-восток к столице зулусского царства. Армию Челмсфорда сопровождала большая группа журналистов во главе с ведущим британским военным корреспондентом своего времени Арчибальдом Форбсом.
Продвигались войска крайне медленно, преодолевая в день не более 5 км. Конные отряды вели тщательную разведку местности, то и дело вступая в стычки с отрядами зулусов. В одной из таких стычек погиб прикомандированный к штабу Челмсфорда единственный сын бывшего французского императора Наполеона III принц Луи Наполеон Бонапарт.
Двигаясь по вражеской территории, британцы угоняли скот, уничтожали на своём пути деревни зулусов и их поля, оставляя за собой выжженную землю. Прибывшие из Англии новобранцы, впечатлённые рассказами об ужасной кровожадности зулусов, вели себя довольно нервно. Неоднократно случались ложные тревоги. Во время одной из них свои же чуть было не застрелили героя Роркс-дрифта майора Королевских инженеров Джона Чарда.
По дороге было сооружено полдюжины фортов, призванных охранять пути снабжения армии.
27 июня силы Челмсфорда достигли высот Мтондзанени. К тому времени стало понятно, что им предстоит самостоятельно решать задачу разгрома зулусов, так как 1-я дивизия из-за труднопроходимой местности увязла на побережье.
Не время для дипломатии
Пока британцы продвигались вперёд, царь Кечвайо отчаянно пытался достичь мира, соглашаясь принять все британские условия. Он даже отправил в дар британскому командующему своё главное богатство — отборное стадо белых коров. Но Челмсфорд не намеревался договариваться: посланников Кечвайо или отсылали назад, не удостоив ответа, или арестовывали как шпионов. Зулусскому царю не оставалось ничего, кроме как снова созвать в своей столице войско. Многие зулусы теперь с большой неохотой откликались на его призыв. Только пущенный слух, что британцы собираются кастрировать всех зулусских воинов, помог как-то активизировать сбор войска. Но некоторые вожди, в том числе двое младших братьев Кечвайо, предпочли отправиться на поклон к британским командирам.
В Южную Африку уже направлялся назначенный новым главнокомандующим британскими силами в регионе знаменитый генерал Гарнет Уолсли. По дороге он отправил несколько посланий Челмсфорду, оставшихся без ответа. 30 июня Уолсли прибыл в Дурбан и телеграфировал генералу:
«Немедленно сосредоточьте свои силы и не предпринимайте никаких действий. Удивительно, что до сих пор не получил от вас ответа».
Челмсфорд лишь ответил, что получил его послание. Он не намеревался отдавать Уолсли лавры победителя зулусов. Генералу Челмсфорду нужна была решающая битва, которая — нет, о спасении репутации уже не было и речи — просто позволила бы ему уйти с честью.
На берегах Белой Мфолози
2 июля 1879 года армия Челмсфорда спустилась с высот Мтондзанени к берегу реки Белая Мфолози. Фургоны 2-й дивизии и летучей колонны были развёрнуты в два лаагера, соединявшиеся на небольшой возвышенности, где англичане соорудили небольшой каменный редут. Буш вокруг лагеря солдаты расчистили и установили вешки для прицельной стрельбы.
На другом берегу реки лежала равнина Махлабатини, сердце царства зулусов. Здесь находилась столица, которую зулусы звали Ндини, а британцы — Улунди. На 40 гектарах были разбросаны полторы тысячи хижин, а в центре возвышался царский дворец.
Утром 3 июля генерал Челмсфорд приказал бреветному полковнику Редверсу Буллеру провести разведку равнины Махлабатини, чтобы выбрать подходящее место для битвы. Около 500 иррегулярных кавалеристов двумя группами переправились через Белую Мфолози и направились вглубь равнины, покрытой высокой травой после недавних затяжных дождей.
В паре километров от реки они увидели группу зулусских воинов, бежавших в сторону Улунди. Погнавшись за ними, кавалеристы Буллера угодили прямиком в засаду. Внезапно вокруг британцев из высокой травы поднялись несколько тысяч зулусских воинов, сжимавших в руках крепкие канаты, чтобы удержать всадников. Каким-то чудом англичане смогли вырваться из ловушки и ускакать в сторону реки, потеряв всего трёх человек убитыми. Под прикрытием интенсивного ружейного и пушечного огня из лагеря кавалеристы Буллера переправились через реку. Задача была выполнена: подходящую позицию для завтрашней битвы разведчики нашли.
В ту ночь в британском лагере было трудно уснуть из-за доносившихся с зулусской стороны громких криков и пения тысяч людей, проводивших последние ритуалы приготовления к битве.
Битва железных щитов
4 июля в 4 часа утра лагерь Челмсфорда разбудила ранняя побудка. В утреннем тумане армия начала переправу через Белую Мфолози. Оставив 622 солдата под командованием полковника Уильяма Беллэйрса охранять лагерь, Челмсфорд повёл остальную армию в 5170 человек (из которых 899 составляли кавалеристы и 1005 — вспомогательные части из африканцев) на север, к разведанной накануне Буллером позиции.
В 6:45 силы Челмсфорда достигли небольшой возвышенности и выстроились для битвы. Пехота в четыре шеренги сформировала каре, внутри которого расположилась конница. По углам была установлена дюжина 7- и 9-футовых горных пушек, ракетные установки и пара картечниц Гатлинга.
Бригадный генерал Вуд предложил Челмсфорду усилить позицию полевыми укреплениями, но командующий отказался это сделать: «Они (зулусы — прим. авт.) успокоятся только тогда, когда будут побеждены в чистом поле». В памяти зулусов сражение останется как Цвецвени, то есть «битва железных щитов»: ярко сверкавшие на солнце штыки плотных рядов британских солдат создали у зулусов впечатление, что те прикрываются железными щитами.
К 8 часам утра 15-тысячное войско под командованием младшего брата царя Зиведу окружило британскую позицию. Однако зулусы не спешили нападать. Как и в битве при Камбуле, британцы решили спровоцировать атаку неприятеля. В 8:20 Челмсфорд отдал приказ полковнику Буллеру. Несколько сотен всадников подъехали на сотню метров к рядам зулусских воинов, спешились, дали залп и поскакали назад к своим. Уловка снова сработала: зулусы бросились в атаку.
В 8:45 занимавшие левый фланг солдаты 2-го батальона 21-го полка и 58-го полка дали первый залп. Следующие 20 минут кипел бой. Пехота вела быстрый и точный огонь из винтовок. Её поддерживали пушки, ракеты и картечницы. Из-за густого порохового дыма офицерам даже приходилось несколько раз останавливать огонь, чтобы дать дыму рассеяться. Ни на одном участке зулусы не смогли подойти к британским рядам ближе, чем на пару десятков метров.
Зулусы отошли и залегли в высокой траве в трёх сотнях метров, обстреливая британцев из сотен трофейных винтовок Мартини-Генри. Около 9:20 генерал Челмсфорд приказал командиру 17-го уланского полка полковнику Друри Керзону Друри-Лоу, ветерану Крыма и Индии, атаковать врага. Пехота расступилась. Уланы в тёмно-синей форме поскакали в атаку в плотном строю. Ехавшие вслед за ними иррегулярные кавалеристы Буллера были потрясены зрелищем кавалерийской атаки как по учебнику. Один из них вспоминал:
«На своих великолепных скакунах они сидели с расправленными спинами строго вертикально, их длинные пики поднимались прямо в небо, сверкая наконечниками на солнце (…) Одним движением пики опустились справа от головы лошади, выступив вперёд длинной ощетинившейся линией, стальные наконечники устремились прямо на массу отступавших зулусов. Пики пронзали зулусов, поднимались в едином порыве как по команде, снова опускались и снова пронзали (…)
Полагаю, что нас послали вслед за ними на тот случай, если бы зулусы вздумали обойти их и напасть с тыла, но не думаю, что у кого-то при виде этой стены пик возникала иная мысль, чем только бежать прочь как можно быстрее. Это было потрясающее зрелище — видеть британскую кавалерию в деле. Это были не просто люди и лошади — это была настоящая огромная машина, потрясающе слаженная и эффективная».
Уланы гнали зулусов более трёх километров. Вслед за конницей из каре выступили подразделения африканцев во главе с британскими офицерами, которые прочёсывали местность и добивали раненых зулусов. Майор Робинсон, сопровождавший журналистов, попросил их не писать об этом в своих репортажах, «чтобы нас не считали диким зверьём, вроде турецких башибузуков».
К полудню живых зулусов на равнине Махлабатини не осталось. Конница стала поджигать жилые дома. Превратив Улунди в большой костёр, армия Челмсфорда к трём часам дня вернулась в лагерь на Белой Мфолози.
Конец войны?
В битве при Улунди британцы потеряли 13 человек убитыми (одного офицера и 12 нижних чинов) и 88 ранеными. Зулусская пуля задела и командира уланов полковника Друри-Лоу. Челмсфорд рапортовал об уничтожении полутора тысяч зулусов, но позднее британцы насчитали на поле боя не более 400 тел.
Из-за проблем со снабжением британская армия не могла долго оставаться посреди вражеской страны. Уже на следующий день Челмсфорд отступил с Белой Мфолози обратно на высоты Мтондзанени и, переждав там сильную бурю, 10 июля направился в Наталь.
Главный итог битвы был очевиден всем: знаменитые зулусские полки (ибуто) были разгромлены и больше никогда не смогут собраться вновь. Однако царь Кечвайо, наблюдавший за битвой с одного из близлежащих холмов, бежал на север и продолжал скрываться. Пока он оставался на свободе, война не могла считаться законченной.
Литература:
- Lord Anglesey. A History of the British Cavalry 1816–1919 / Lord Anglesey. — Volume 3: 1872–1898. — Leo Cooper, 1993.
- Greaves, А. Forgotten Battles of the Zulu War / Adrian Greaves. — Pen & Sword Military, 2012.
- Knight, I. British Fortifications in Zululand 1879 / Ian Knight. — Osprey Publishing, 2005.
- Knight, I. Zulu Rising: The Epic Story of iSandlwana and Rorke’s Drift / Ian Knight. — Pan Books, 2011.
- Laband, J. Historical dictionary of the Zulu wars / John Laband. — Scarecrow Press, Inc., 2009.
- Peers, С. The African Wars: Warriors and Soldiers of the Colonial Campaigns / Chris Peers. — Pen & Sword Military, 2010.
- Snook, М. Like Wolves on the Fold: The Defence of Rorke’s Drift / Mike Snook. — Frontline Books, 2010.
Комментарии к данной статье отключены.