Праща, вероятно, является древнейшим и наиболее широко распространённым метательным оружием дальнего боя. Праща находилась в обиходе вплоть до наступления эпохи огнестрельного оружия, а кое-где продолжает применяться и сегодня. Появилось это метательное орудие в глубокой древности и сникало большую популярность у греков и римлян, которые использовали его не только в качестве оружия, но и как способ коммуникации с врагом, отправляя ему вместе с ядрами определённые пожелания и рекомендации.
У истоков
В чём же кроется секрет пращи? Во-первых, она исключительно проста в изготовлении, а во-вторых, весьма эффективна на практике. Исследователи сотнями находят снаряды для пращи уже в остатках неолитических поселений Ближнего Востока. При раскопках городища Хамукар в Северо-Восточной Сирии, разрушенного около 3500 года до н.э., археологи обнаружили около 1100 глиняных ядер. При раскопках кельтского городища Мэйден-Касл в Дорсете было найдено 22 000 галечных ядер, использовавшихся местными жителями при обороне от нападения римлян в 43 году н.э. Обе находки имеют чёткий военный контекст.
Технически праща представляет собой сплетённый из растительных волокон или конского волоса (эксперты говорят, что конский волос — оптимальный материал) ремень с расширением посередине, в который вкладывается камень или ядро. Один конец ремня пращник привязывал к большому пальцу, а другой зажимал между большим и указательным. Чтобы ядро не выскальзывало раньше времени, можно было сделать узел. После двух-трёх взмахов над головой человек отпускал свободный конец пращи, и снаряд с огромной силой летел прямо в цель.
Любопытный экземпляр пращи хранится в музее Петри в Университетском колледже Лондона. Она была найдена в ходе раскопок Эль-Лахуна в Фаюмском оазисе в Египте и датируется приблизительно 800 годом до н.э. Изготовлена праща из десяти сплетённых прядей льняной нити. Интересно, что сама техника плетения идентична той, которая использовалась при изготовлении пращей в Перу в XIX–XX веках. Длина единственной сохранившейся стропы равняется 570 мм, толщина — примерно 6 мм, «гамачок» для ядра имеет размеры 125×70 мм. Вероятно, первоначальная длина оружия составляла 1270 мм.
Камень, глина и свинец
Первыми снарядами для пращи являлись любые попавшиеся под руку камни удобной формы и размера. Постепенно опытным путём люди установили взаимосвязь между размером, формой, весом снаряда и дальностью его броска, энергией и силой удара. Наибольшим предпочтением у стрелков пользовалась морская или речная галька, находки которой на остатках поселений говорят о том, что её использовали в качестве оружия. Затем появились глиняные ядра, которым мастера придавали сферическую, а позже и элипсовидную форму. Преимуществом глиняных ядер были их стандартные размеры и вес, что позволяло стрелку экономить время на выборе подходящего снаряда. Ядра для пращей обычно делались из чистой глины и были довольно тяжёлыми. Поскольку они часто лопались при обжиге в печи, обычно их просто сушили на солнце. В классической Греции ядра также отливали из свинца. Из-за высокой плотности материала такие ядра едва ли не вдвое превосходили каменные и глиняные по дальности стрельбы и тяжести наносимого при попадании в цель удара. Римляне из-за сходства размеров называли ядра для пращи желудями (glandes).
Археологические находки свинцовых ядер известны по крайней мере с V века до н.э. Они имели вытянутую биконическую форму, объём от 5 см3 до 65 см3 и массу от 20 до 185 г (в среднем 24–46 г). Самой известной массовой находкой являются 500 свинцовых ядер, обнаруженных в 1930-х годах во время раскопок Олинфа. Этот город в 348 году до н.э. осадили, взяли штурмом и разрушили войска македонского царя Филиппа II. Найденные ядра принадлежали обеим сторонам конфликта. Примерно 100 снарядов имели надписи, по которым сегодня можно идентифицировать их принадлежность. Масса большинства находок колебалась в пределах от 18 до 35 г со значительным преобладанием группы массой 24–27 г. Те из них, которые были идентифицированы как принадлежавшие защитникам города, в девяти случаях из четырнадцати весили менее 27 г. Из 23 македонских ядер 16 имели массу между 30 и 35 г. Одна из гипотез состоит в том, что более лёгкие ядра были рассчитаны на применение нескольких экземпляров за раз, что при массовой стрельбе создавало бы эффект дроби. Эксперименты подтвердили техническую возможность такой стрельбы, но источники хранят о ней молчание.
Свинцовые ядра из Италии и Сицилии мало отличаются по своим размерам и весу от тех, что находят в Греции. Совершенно особую группу составляют снаряды, которые использовали балеарские пращники. Обычно они служили наёмниками в армиях карфагенян, а впоследствии у греков и римлян. Диодор Сицилийский сообщает, что балеары при помощи пращей метали камни весом в 1 мину, то есть 330 г, «притом с такой силой, что кажется, будто снаряды посылает катапульта». Информацию Диодора подтверждает Цезарь, который сообщал в «Записках», что служившие в его войске балеарские пращники метали в противника каменные ядра весом в фунт (327 г). Диаметр такого ядра составлял 6,3 см, то есть снаряд имел размеры теннисного мяча. Интересно, что при раскопках Карфагена в 1905 году археологи обнаружили в арсенале примерно 20 000 глиняных ядер яйцевидной формы и различной степени обжига размерами 6×4 см и весом от 105 до 124 г.
Исследования баллистики метательных снарядов показывают, что сила и дальность броска зависят главным образом от сопротивления воздуха. Из-за трения снаряда о воздух при полёте происходит постепенный расход первоначальной энергии ускорения, потеря которой происходит тем быстрее, чем больше площадь его поверхности. Плотность свинца многократно превосходит плотность глины и в значительной степени — плотность камня. При одном и том же весе в 40 г свинцовое ядро будет иметь значительно меньшую площадь поверхности, чем каменное или глиняное. Соответственно, оно будет испытывать в полёте меньшее сопротивление воздуха, лететь на большее расстояние и сохранять при этом больше первоначальной энергии броска. Всё это даже на излёте позволяет ему при попадании в цель наносить мощный удар и поражать живую силу противника.
Эффективность применения
Приведённые выше расчёты подтверждают практические наблюдения Ксенофонта, который в своём «Анабасисе» сравнивал эффективность свинцовых и каменных ядер:
«Говорят, в нашем войске имеются родосцы, о которых рассказывают, будто многие из них умеют стрелять из пращей, и их снаряды летят вдвое дальше, чем снаряды персидских пращников. Последние ведь стреляют на короткое расстояние, так как применяют камни в обхват рукой, а родосцы знакомы с употреблением свинцовых ядер».
В боевых условиях выяснилось, что родосские пращники посылают свои снаряды на расстояние, превышающее даже дальность полёта персидских стрел. Благодаря этому грекам удавалось держать грозных персидских лучников на почтительном расстоянии.
Существует несколько методов использования пращи. Технику древних греков можно реконструировать на основе большого количества дошедших до нас изображений, а также некоторых повествовательных источников. Важную информацию несёт строка Вергилия, в которой описывается, как этруск Мезенций «пращою свистящей трижды круг над собой описав, свинцовый слиток (…) послал». Здесь применяется техника, при которой праща раскручивается в горизонтальной плоскости вокруг головы по часовой стрелке. Выстрел производится, когда праща с зажатым в ней ядром повёрнута в направлении цели. По наблюдениям экспертов, этот метод позволяет наиболее полно использовать рычаг руки стрелка и возможности оружия. Кроме того, пращник может варьировать угол возвышения плоскости вращения оружия в зависимости от расстояния до цели: от практически горизонтальной петли для близко расположенной цели до значительного угла подъёма для броска на дальнюю дистанцию.
При другой технике праща раскручивается в вертикальной плоскости. При раскручивании против часовой стрелки выстрел осуществляется, когда снаряд находится в высшей точке подъёма. Если же вращение происходит по часовой стрелке, снаряд выпускается в нижней части траектории. По сравнению с предыдущим этот метод менее эффективен, поскольку пренебрегает рычагом руки пращника и ограничивает длину ремня пращи. При вращении накапливается меньше энергии, что влияет на силу выстрела и, соответственно, на дальность полёта.
Мартин Корфманн наблюдал, как пастухи из Восточной Турции в половине предпринятых ими попыток при помощи пращи бросали обыкновенную гальку на 200 м, а три лучших броска достигали дальности между 230 и 240 м. При этом ни один из них не считался хорошим стрелком. Дальность броска свинцового ядра Корфманн оценивает в 400 м. Дитвульф Баатц в 1990 году провёл серию экспериментов с ядрами различных типов. При угле наклона в 40° и начальной скорости 75 км/ч для глиняного ядра весом 40 г он получил предельную дальность броска 200 м, для гальки той же массы — 232 м, а для свинцового ядра — 352 м.
Пращники в составе армий
Пращники составляли весьма значительную часть древних армий. Сиракузский тиран Гелон в 480 году до н.э. обещал грекам выставить армию численностью в 26 000 воинов, из которых 2000 были пращниками, то есть по одному пращнику приходилось на десять пехотинцев и двух всадников. Афиняне в 415 году до н.э. отправили в Сицилийскую экспедицию 5220 пехотинцев, 30 всадников, 480 лучников и 700 пращников. Все они были наёмниками, но греческого происхождения. По совету Ксенофонта 10 000 греческих наёмников во время знаменитого отступления к морю после битвы при Кунаксе сформировали корпус из 200 пращников и 200 критских лучников. Эти стрелки доказали свою эффективность во время столкновений с персидскими легковооружёнными воинами.
Самыми знаменитыми среди греков были родосские пращники. Искусными стрелками из пращи считались также локры, акарнаны и этолийцы. Последним Страбон даже приписывает изобретение пращи. О мастерстве ахейских пращников римский историк Тит Ливий писал, что те могли с любого расстояния попасть не просто в голову, но и в любую часть лица, куда только захотят.
На западе Средиземноморья высоким авторитетом пользовались балеарские пращники, которые метали камни размером с теннисный мяч на большие расстояния и с поразительной силой. Диодор Сицилийский рассказывает об их искусстве и объясняет его неустанными тренировками:
«Стреляют они так метко, что почти никогда не бьют мимо цели. При штурме крепостных стен они поражают (воинов. — Прим. авт.) стоящих между зубцами, нанося им тяжёлые раны, а в сражениях в поле пробивают щиты, шлемы и любой доспех. Причина того — постоянные упражнения с самого детства, поскольку матери заставляют маленьких детей (то и дело. — Прим. авт.) стрелять из пращи, а целью является прикреплённый к шесту хлеб: обучающийся не получает еды, пока не попадёт в хлеб, — только тогда мать позволяет ему взять и съесть (этот хлеб. — Прим. авт.)».
Балеары служили в качестве наёмников в карфагенской армии, где накануне Второй Пунической войны насчитывалось 1380 пращников на 26 000 пехотинцев и 1200 всадников. После победы Рима и аннексии Балеарских островов в 123 году до н.э. балеары продолжали служить в римской армии.
В древнейший период своей истории римляне набирали пращников из числа малоимущих граждан, а позже предпочитали привлекать союзников. Чаще других в источниках появляются балеарские пращники, которые участвовали в большинстве римских военных кампаний II–I веков до н.э. Также упоминаются критяне, ахейцы, этолийцы и другие греки, а также фракийцы, сирийцы, арабы и другие. В отличие от республиканского периода римской истории, для армии императорского времени такие упоминания становятся редкостью. Тем не менее присутствие этих войск в составе римской армии подтверждают находки свинцовых ядер, надписи и изображения, в том числе на рельефах Колонны Траяна и Колонны Марка Аврелия в Риме.
Вегеций в своём наставлении пишет о необходимости обучения части новобранцев владению пращой и регламентирует порядок проведения тренировок:
«Стрелки из лука и пращники ставили себе для этого в качестве цели веники, то есть связки прутьев или соломы с тем, чтобы, отойдя от цели шагов на 600, стрелами и камнями из пращи часть попадать в эту цель (…) Надо ещё приучать их только один раз повертеть пращой над головой, когда из этой пращи кидается камень. Кроме того, все воины учились бросать просто рукой фунтовые камни; такой приём считается удобным, так как для него не нужна праща».
Надписи на снарядах
Дополнительным источником ценной информации являются знаки и надписи на ядрах. Некоторые из них наносились на внутреннюю поверхность формочек и, соответственно, отливались вместе со снарядами. Другие, возможно, наносились штампом на готовое изделие. Из 500 ядер, найденных при раскопках Олинфа, около 100 было «подписано» таким образом. Эти надписи были частью своеобразной коммуникации между участниками конфликта. Большинство из них в той или иной степени отражало ценности официальной пропаганды. С этой целью использовалось название города, имя царя или военачальника. В том же качестве могли фигурировать эмблемы правящих династий — например, звезда Аргеадов или якорь Селевкидов, а также символы богов-покровителей: перун Зевса, трезубец Посейдона, львиная шкура и палица Геракла. Популярными сюжетами были изображения животных: льва, орла, скорпиона, змеи и т. д. Другая группа надписей включает в себя проклятия в адрес противника или насмешки: «получай», «твою душу к Церберу», «ахейский удар». Нередко на ядрах обнаруживаются изображения фаллоса, которые отражают грубоватый солдатский юмор и видение ситуации простыми вояками.
Римляне переняли у греков этот обычай и тоже стали наносить на ядра имена военачальников, номера и названия легионов, пропагандистские лозунги и обращения к врагу. Некоторое количество «подписанных» таким образом ядер было найдено при раскопках Аускула в Пицене, который в 90–89 годах до н.э. осаждал римский консул Гней Помпей Страбон, отец знаменитого Помпея Магна. Специфика этого памятника заключается в том, что он отражает массовые настроения, царившие по обе линии фронта. Римляне посылали в осаждённый город снаряды с надписями: ASCULANIS [D]ONUM («подарок аскуланцу»), FERI PIC[ENTES] («порази пицена») и даже FUGITIVI PERISTIS («смерть сепаратистам»). Те, не оставаясь в долгу, отвечали: FERI POMP[EIO] («порази Помпея») или SALUTE POM[PEIO] («привет Помпею»). Надпись TAURUM RES MALO («отхватишь зла от быка») связана с изображением этого животного, символа Италии, на монетах союзников. Другие надписи содержат проклятия в адрес противника: TAMENE VOMES OMNEM («ты выблюешь всё») или TIBE MALO («отхвати зла»).
Тенденция личных выпадов, направленных против лидеров враждебной стороны, особенно наглядно выражена в надписях на ядрах из Перузии. Эти находки являются памятником осады города войсками Цезаря Октавиана во время Гражданской войны 41–40 годов до н.э. В ходе военных действий обе стороны обменивались посланиями, напоминающими лексику заборных надписей: PETO OCTAVIA CVLVM («ищу задницу Октавия») или нечто подобное: FVLVIAE LANDlCAM PEТO или LA (Lucius Antonius) / CALVE / FVLVIA / CVLVM / PANDITE («Лысый Луций Антоний и Фульвия, подставляйте задницы»). Одна из надписей гласит: SALVE OCTAVI FELAS («удачи поиметь Октавия»), а другая содержит изображение фаллоса и гласит OCTAVIA LAXE SEDE («удачно сесть на это»). При помощи таких незамысловатых лозунгов и обсценной лексики командование стремилось контролировать массовое сознание солдат и вовлекать их в конфликт с противоположной стороной.
Литература:
- Скобелев, Д.А. Техника стрельбы из пращи и способы ее держания / Д.А. Скобелев // Para bellum. — 2000. — № 10.
- Скобелев, Д. А. Праща: снаряды и способы метания в античности / Д.А. Скобелев // Para bellum: Дайджест. — СПб., 2001. — С. 75–96.
- Baatz, D. Schleudergeschosse aus Blei — eine waffentechnische Untersuchung / D. Baatz // Saalburg Jahrbuch. — 1990. — Bd. 45. — S. 59–67.
- Korfmann, M. The sling as a weapon / M. Korfmann // Scientific American. — 1973. — Vol. 229. — № 4. — Р. 34–42.
- Völling, Th. Funditores im römischen Heer / Th. Völling // Saalburg Jahrbuch. — 1990. — Bd. 45. — S. 24–54.
- Richardson, Th. The ballistics of the sling / Th. Richardson // Royal Armouries Yearbook. — 1998. — Vol. 3. — Р. 44.
- Hallerr, J. P. Perusinae Glandes and the Changing Image of Augustus / J.P. Hallerr // American journal of Ancient History. — 1977. — Vol. 2. — Р. 151–171.
- Stiebel G. D. You were a word of war. A sling shot testimony from Israel / G.D. Stiebel // Journal of Roman Military Equipment Studies 1997. — Vol. 8. — Р. 301–307.
Комментарии к данной статье отключены.